на первый
заказ
Решение задач на тему: Использование игровых технологий в процессе профессионального образования
Купить за 100 руб.Введение
Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся. Подготовка выпускников к будущему заключается не только в плане "готовности работать", но и в освоении жизненно необходимых навыков, в связи с тем, что современные технологии все глубже проникают в нашу жизнь.Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с "усвоения знаний" на формирование "компетентности", происходит замена знаниево-орентированной педагогики на личностно-ориентированный подход.
В образовательном учреждении особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. В.П. Беспалько в книге "Слагаемые педагогической технологии" дает определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса.
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
Эффективность экономического образования определяется во многом теми педагогическими технологиями, которые используются в профессиональном образовательном учреждении.
Отсутствие целевых педагогических исследований в области игровой технологии экономического образования учащихся тормозит ее широкое внедрение в учебно-воспитательный процесс профессионального учебного заведения. Данное противоречие показывает актуальность темы исследования: "Использование элементов игровой технологии при изучении экономики в процессе профессионального образования"
Поиски новых форм экономического образования связаны сегодня с разработкой и внедрением эффективных технологий, в том числе и игровых. Философские и педагогические подходы к игре как особому способу взаимодействия человека с миром, нашли отражение уже в трудах древних философов (Аристотель, Платон), в работах классиков педагогики (Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо и др.). Роль игры как социально-психологического феномена раскрыта в работах отечественных психологов: Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, Д.Н.Узнадзе и др. Социально-педагогические аспекты игры исследовались по работам Н.П.Аникеевой, О.С.Газмана, В.М.Григорьева, И.П.Иванова, Т.Е.Конниковой, А.А.Люблинской и др. При разработке теории деловых игр изучались труды М.М.Бирштейна, В.Н.Буркова, С.Р.Гидрович, Р.Ф.Жукова, В.М.Ефимова, В.Ф.Комарова, В.И.Рыбальского, В.Я.Платова, А.М.Смолкина, И.М.Сыроежкина, Т.П.Тимофеевского, Б.Н.Христенко и др. Методология и методика деловой игры рассматривается по работам Ю.В.Геронимуса, Ю.Д.Красовского, Е.А.Хруцкого и др. Из работ, непосредственно связанных с темой исследования, следует отметить научные публикации Л.А.Байковой, Л.К.Гребенкина, О.Е.Еремкина.
Целью изучения данной темы является исследование новых игровых технологий в процессе обучения студентов экономического профиля.
Объект исследования - процесс обучения студентов профессионального образования.
Предмет исследования - игровая технология в процессе изучения экономики в профессиональном образовании.
Гипотеза исследования: систематическое использование игровой технологии будет способствовать значительному повышению результативности экономического образования учащихся, целостному и системному усвоению современных экономических знаний, формированию критического экономического мышления, овладению первичными навыками и умениями практической экономической деятельности.
Цель и гипотеза определили постановку следующих задач исследования:
Рассмотреть сущность педагогической технологии
Изучить место игры в системе современных инновационных средств образования
Подобрать элементы игровой технологии для использования при изучении экономики в профессиональном образовании.
Оглавление
- Введение 2- Теоретические аспекты использования игровых технологий в процессе профессионального образования
- Сущность педагогической технологии
- Игра в системе современных инновационных средств образования
- Использование элементов игровой технологии при изучении экономики в процессе профессионального образования
- Метод конкретных ситуаций
- Деловая игра
- Заключение 33
- Библиографический список 36
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
Заключение
Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений, успешно выполняющим функции менеджера.
Изменяющаяся социально-экономическая ситуация в современной России обусловила необходимость модернизации образования, переосмысление теоретических подходов и накопившейся практики работы учебных заведений.
Концепцией модернизации образования до 2010 г. и Программой среднего профессионального образования предусмотрены такие приоритеты образования, как доступность, качество, эффективность.
Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности - это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Роль игровых технологий в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся.
О результатах применения обучающих игр в целом свидетельствуют многочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают, что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза. Обучающие игры в целом и деловые в частности имеют также психологическое значение и широко применяется в образовательной сфере, способствуя развитию интеллектуальных и личностных качеств учеников.
Ведущая цель таких технологий - подготовка профессионала-специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи. Ориентация при разработке технологий направлена на формирование системы профессиональных практических умений, по отношению с которым учебная информация выступает инструментом, обеспечивающим возможность качественно выполнять профессиональную деятельность.
Игровой подход - это подход, связанный с активизацией учебной деятельности за счет эмоциональной компоненты психических функций личности. Учебный процесс организуется в виде игровых ситуаций, дающих возможность стимулировать коллективную учебную деятельность. Игра в этом случае выступает как форма, метод и средство для достижения целей обучения и воспитания. Имеется множество работ педагогических, психологических и методических с теоретическим обоснованием и методикой организации дидактических игр. Для подтверждения важности данного методологического подхода можно сослаться на ряд утверждений известных деятелей педагогической и психологической наук.
Формула игры: увлечение плюс развитие. Создание такого рода мотивации - мотивации достижения в совместной учебной деятельности - является, пожалуй, основной целью применения игровых форм ведения занятий и собственно игр в системе интенсивного обучения.
Применение игр позволяет решить и другую практически не менее важную задачу, связанную с необходимостью компенсации информационной перегрузки, с организацией психологического и физиологического отдыха.
Игровые формы, особенно коллективные, целесообразны для отработки функционального состояния глубокой релаксации - наиболее благоприятного фона интенсивного обучения.
Список литературы
1. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика, 20032. Бабанский "Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса" 2002г.
3. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 2006
4. Беспалько В.П. "Слагаемые педагогической технологии". М.Педагогика,2000г.
5. Бирн Д. Стратегическое планирование //Бизнес Уик.-2006-№7
6. Бляхман Л.С. Перестройка экономического мышления. - М.: Политиздат, 2000.-271 с.
7. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: "Высшая школа", 2001
8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Фирма Гардарика, 2006.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология М.: "Педагогика", 1991
10. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.
11. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: "Народное образование", 2001
12. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология [Текст] / В.В. Гузеев - М.: Народное образование, 2000.-240с.
13. Давыдов В. "Проблемы развивающегося обучения", 1986г.
14. Дакупин Использование активных методов обучения // "Вестник высшей школы" № 8, 2003
15. Дробышев М. На пути к стандартизации экономического образования // Школьный экономический журнал. 2006. № 1.
16. Жуков, Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов, С.Л. Каплан / Под общеё ред. проф. Г.П. Скамницкой. - М.: Гардарики, 2005. - 382 с.
17. Завгородняя О.Д. "Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки" М. - 2007г.
18. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: "Логос", 2000
19. Кирсанов А.А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста. Казань: Изд-во КГТУ, 2000.
20. Козуб Л.М. К вопросу о методике организации и проведения деловых игр по экономическим дисциплинам // Технологическое образование и предпринимательство. Брянск: БГПУ, 1997. С. 70-73.
21. Литова З.А. Деловые игры в учебном заведении. Курск: Курский областной ИПК и ПРО, 1996. 21 с.
22. Маркова А.П. и др. Формирование мотивации учения. М.Просвещение, 1990г.
23. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2002.
24. Оконь В. "Введение в общую дидактику" Пер. С.Кольского. - М.Высшая школа, 1990г.
25. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие для вузов /М.В. Буланова - Топоркова. Ростов - на Дону; Феникс, 2002. - 539с.
26. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М.: Росс. пед. агентство, 2006. 269 с.
27. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: ИПО Профиздат, 2001. 191 с.
28. Подласый И.П.. Педагогика. - М.: Владос, 2001. - 398 с.
29. Полякова В.А. Сасова И.А. Непрерывное экономическое образование //Педагогика. 2004. № 4.
30. Поташник М.А. Горе от "ума" / М.А. Поташник// народное образование. - 2005. №1 - с. 203 -215.
31. Райзберг В. Экономике учить и учиться // Народное образование. 2002. № 9-10.
32. Романова Н.И. Углубленное изучение экономики в школе // Школа и производство. 1993. № 5.
33. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997, Гл.
34. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 2001
35. Тюнников Ю.С. Культурно-образовательное пространство личности: в поисках проектных решений // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах: Материалы 3-й Междунар. науч. метод. конф., Сочи, 12-14 июня 2000 г. В 2 ч. Ч. 1 / Отв. ред. Ю.С. Тюнников, Г.В. Яковенко. Сочи: РИО СГУТиКД, 2000.
36. Хрупкий Е.А. Организация и проведение деловых игр: Учеб.-метод. пособие. М.: Высш. шк., 2004. 320 с.
37. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
38. Шелепина О.И., Рассадина Т.В. Применение дидактических игр в подготовке учителя технологии и предпринимательства// Технологическое образование и предпринимательство. Брянск: БГПУ, 1999. С. 120-122.
39. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. - М., 1992.
40. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1998. 301 с.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год