Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Импрессионизм в искусстве и его особенности в музыке. Импрессионизм и теория музыкального стиля

Купить за 600 руб.
Страниц
65
Размер файла
61.36 КБ
Просмотров
68
Покупок
1
Актуальность темы в современной практике преподавания музыки в общеобразовательных школах, знакомство детей с импрессионизмом почти не осуществляется. Между тем, сочинения композиторов

Введение

Актуальность темы в современной практике преподавания музыки в общеобразовательных школах, знакомство детей с импрессионизмом почти не осуществляется. Между тем, сочинения композиторов импрессионистического направления с их яркой, красочной звуковой палитрой и живописно-зримыми, запоминающимися образами могли бы быть более активно задействованы в школьном обучении. Они способны не только привлечь внимание учащихся к одному из интереснейших историко-художественных течений в искусстве, но и всячески стимулировать детскую творческую фантазию.

Безусловно, импрессионизм - понятие достаточно сложное, и детальное полное раскрытие его школьниками не является обязательным. Но абсолютно проходить мимо него в процессе обучения было бы неверно, поскольку останется неосвещенным значительный этап исторического развития в музыке, ведущий к постижения современного искусства. Поэтому соприкосновение с музыкальным импрессионизмом, хотя бы в плане формирования общего представления о нем, нам видится необходимым.

Нельзя сказать, что сочинения импрессионистов совершенно не представлены в известных на сегодня программах для общеобразовательных школ. Так, в программе Ю. Б. Алиева знакомство с ними осуществляется в контексте изучения стилей и художественных направлений. Но, во-первых, на изучение импрессионизма отводится сравнительно небольшое количество времени: во-вторых, круг предложенных произведений, на наш взгляд, сложен для детского восприятия. Сочинения композиторов импрессионистов включены и в Программу Д. Б. Кабалевского. Он привлекает их в качестве материала для слушания в средних классах. Темы, в аспекте которых рассматриваются произведения К. Дебюсси и М. Равеля не выстраиваются в единую систему. Безусловно всего три образа не смогут сформировать у школьников чувства стиля, что является одной из задач авторской Программы. Обращает на себя внимание и Программа музыкально-эстетического воспитания Н. А. Терентьевой. Автор уже во втором классе знакомит учеников с музыкой импрессионистов, привлекая на помощь другие виды искусства.

Ни в одной из названных программ нет обращения к произведениям, адресованных детской аудитории, а ведь именно они в первую очередь могли бы быть использованы - причем не только для характеристики импрессионистического стиля в рамках цикла занятий, посвященных одной обобщающей теме, вполне возможно их органичное включение в самые разнообразные темы школьной программы.

Учебно-методических разработок, которые бы непосредственно касались освещения музыки импрессионистов в практике преподавания в школе практически нет. Нам удалось познакомиться только с одной работой подобного рода - методическим пособием Е. Е. Абрагиной "Музыка К. Дебюсси в художественном постижении мира школьниками"(1) .

Описанной ситуацией объясняется выбор темы нашей дипломной работы: "Детская фортепианная музыка К. Дебюсси и М. Равеля в практике музыкального образования".

Цель настоящей дипломной работы состоит в том, чтобы используя музыку К. Дебюсси и М. Равеля в опытной работе по музыкальному воспитанию детей, показать целесообразность ее введения в школьную программу в большом объеме.

Объект исследования - ученики 6-7 классов школы N 7 г. Перми (с углубленным изучением иностранных языков) .

Предмет исследования - музыка К. Дебюсси и М. Равеля (в особенности их детские фортепианные произведения) .

Задачи исследования: 1. Характеристика местоположения импрессионизма в системе музыкальных историко-художественных стилей.

2. Выявление сущности течения "импрессионизм" и особенностей воплощения его эстетики в музыке (на примере творчества К. Дебюсси и М. Равеля) .

3. Рассмотрение детских фортепианных циклов К. Дебюсси ("Детский уголок") и М. Равеля ("Моя матушка гусыня") .

4. Анализ и обобщение известных на сегодня программ по музыке для общеобразовательной школы и методической литературы, посвященной знакомству школьников с сочинениями импрессионистов.

5. Проверка путем опытной работы своих теоретических предположений о необходимости расширения круга произведений К. Дебюсси и М. Равеля, изучаемых в условиях программ по музыке для общеобразовательных школ.

Методы исследования: поиск, анализ и обобщение литературы по данному вопросу: музыкально-теоретический анализ произведений композиторов-импрессионистов,: опытная работа, включающая в себя анкетирование, музыкальную викторину.

Творчество К. Дебюсси и М. Равеля, в частности детские фортепианные произведения, обделены вниманием в школьных программах по музыке. Варианты знакомства с сочинениями импрессионистов в каждой из 3-х программ, по которым работают школьные учителя музыки (Н. А. Терентьевой, Ю. Б. Алиева, Д. Б. Кабалевского) , на наш взгляд, могли бы быть более углубленными и результативными. Поэтому новизна нашей работы заключается: 1) в попытке пополнить небольшой на сегодня опыт преподавания импрессионизма в музыке, 2) в показе возможных вариантов включения этого материала в школьную программу.

Практическая значимость нашей работы состоит в том, что выводы и результаты, которые мы надеемся получить, будут способствовать более активному обращению к музыке К. Дебюсси и М. Равеля в условиях работы в общеобразовательной школе.

Те материалы и выводы, к которым мы приходим могут оказаться полезными для школьной практике преподавания.

Гипотеза. Представление о стиле музыкального импрессионизма у школьников средних классов формируется лишь в процессе постепенного приобщения учеников к этому искусству. Первая ступень в его постижении - знакомство с фортепианными сочинениями К. Дебюсси и М. Равеля для детей. Оно составляет некую основу для подключения в дальнейшей работе более сложных оркестровых произведений этих композиторов.

Оглавление

- Введение

- Импрессионизм в искусстве и его особенности в музыке

- Импрессионизм и теория музыкального стиля

- Импрессионизм. Суть понятия

- Сравнительная характеристика стилей К. Дебюсси и М. Равеля

- Детская фортепианная музыка импрессионистов в практике музыкального образования

- Обзор учебных программ

- Анализ детских фортепианных циклов К. Дебюсси и М. Равеля

- Некоторые результаты самостоятельной опытной работы

- Занятие, посвященное знакомству с детскими фортепианными сочинениями К. Дебюсси и М. Равеля

- Уроки, формирующие общее представление о художественном направлении импрессионизм

- Заключение

- Литература

- Нотные примеры

Заключение

1. Рассмотрев понятие стиля в разных видах искусств, более подробно мы остановились на его трактовке в музыке. Проанализировав толкование музыкального стиля у разных музыковедов, мы убедились в сложности и неоднозначности этого термина. Наиболее обещающим характером обладает подход к стилю, как к историческому явлению.

С этих позиции принято говорить о так называемых историко-художественных стилях, один из которых - импрессионизм.

2. Пытаясь выявить сущность мы выделяем следующие его особенности: а) использование композиторами гармонии как звуковой краски.

б) уход гармонии на второй план в) прихотливость ритмики.

Проверяя сравнительную характеристику композиторских стилей К. Дебюсси и М. Равеля мы выделили следующие общие качества их музыки: а) соприкосновение образного содержания б) тяготение к программности, живописности в) преобладание колористической трактовки большинства музыкально-выразительных средств.

3. Анализ детских фортепианных циклов К. Дебюсси ("Детский уголок") и М. Равеля ("Моя матушка-гусыня) показал что именно с этих сочинении желательно начинать знакомство школьников с музыкой импрессионистов, поскольку будучи достаточно яркими, они в то же время доступны детям по своему музыкальному языку. Некоторые моменты музыкально-теоретического разбора могут быть интересно использованы на уроках музыки.

4. Проанализировав программы с точки зрения использования в них музыки импрессионистов, мы предлагаем их несколько дополнить: а) расширить круг произведении К. Дебюсси и М. Равеля, изучаемых в школе, так как на наш взгляд, учащимся необходимо дать более четкое представление о таком важном явлении в искусстве как импрессионизм.

б) начать знакомство детей с импрессионизмом на примерах детской фортепианной музыки К. Дебюсси и М. Равеля.

в) систематически обращаться к сочинениям этих авторов с целью формирования целостного представления о стиле.

5. В результате опытной работы мы пришли к выводу, что музыка К. Дебюсси и М. Равеля, в предложенных нами произведениях, интересна детям. Сложный музыкальный язык этих композиторов не стал барьером для них, т.к. круг образов детских фортепианных произведении тесно соприкасается с внутренним миром детей, вызывает у них желание сопереживать и размышлять.

В ходе опытной работы были показаны следующие результаты: из общего количества учащихся (100%) , 65% детей определили на слух авторов и названия прозвучавших произведении, остальные ученики выполнили задание не полностью, отрицательный результат отсутствует.

Гипотеза о том, что представления о стиле музыкального импрессионизма у школьников средних классов формируется в процессе постепенного приобщения к этому искусству, нашла подтверждение в результате опытной работы.

Список литературы

1. Абрагина Е. Е. Музыка К. Дебюсси в художественном постижении мира школьниками. Повышение педагогического мастерства по предмету "музыка". Учебно-методические материалы, 1992.

2. Андреев Л. Г. Импрессионизм. М.: Изд-во МГУ, 1980.

3. Алыиванг А. Произведения К. Дебюсси и М. Равеля. М.: Музыка, 1963.4. Астафьев Б. В. О музыке XX века. М.: Музыка, 1982.

5. Браудо Е. М. Всеобщая история музыки. М.: Прометей, 1927.

6. Горюнова Л. На пути к педагогике искусства. Музыка в школе, 1987 N 4.

7. Дебюсси и музыка XX века. Сб. ст. Л.: Музыка, 1983.

8. Импрессионисты, их современники и соратники: живопись. Графика. Литература. Музыка. Под ред. А. Д. Чегодаева. М.: Искусство, 1976.

9. История зарубежной музыки. Под ред. И. Нестыва. М.: Музыка, 1988, В 5.

10. Кабалевскии Д. Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1983.

11. Кабалевскии Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 1989.

12. Кабалевскии Д. Б. Про трех китов и многое другое. Пермь: Кн. изд-во, 1975.

13. Кабалевскии Д. Б. Ровесники. М.: Музыка, 1987, В. 1.

14. Книга по эстетике для музыкантов Под ред. И. А. Константинова. М.: Музыка, 1983.

15. Копчевскии Н. "Детскии уголок" К. Дебюсси М.: Музыка, 1976.

16. Краткии словарь по эстетике. Под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Политиздат, 1963.

17. Кремлев Ю. Избранные статьи. Л.: Музыка, 1976.

18. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр: история и современность. М.: Сов. композитор, 1990.

19. Малларме С. Собрание стихотворении. М.: Худ. литература, 1990.

20. Мартынов И. И. Клод Дебюсси. М.: Музыка, 1964.

21. Мартынов И. И. Морис Равель. М.: Музыка, 1979.

22. Маслова Л. Как мы слышим живопись? Музыка в школе. 1.1987 N4.

23. Михайлов М. К. Стиль в музыке. Л.: Музыка, 1981.

24. Музыка XX века. Под ред. Д. В. Житомирского. М.: Музыка, 1977.

25. Музыкальная литература зарубежных стран. Под ред. Б. Левика. М.: Музыка, 1980.

26. Музыкальная энциклопедия. Под ред. Ю. В. Келдыша. М.: Сов. энциклопедия, 1981, т. 5.

27. Программа Музыка 1 - 8 классы. Под ред. Ю. Алиева. М.: Просвещение, 1993.

28. Розеншильд К. Молодой Дебюсси и его современники. М.: Музгиз, 1963.

29. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973.

30. Сохор А. Н. Стиль, метод, направление. Вопросы теории и эстетики музыки. М.: Музыка, 1965. В. 4.

31. Ступель А. М. Морис Равель. Очерк жизни и творчества. Л.: Музыка, 1975.

32. Терентьева Н. А. Музыка (музыкально-эстетическое воспитание) 1 - 4 классы. М.: Просвещение, 1994.

33. Цыпин Г. М. Морис Равель. М.: Музгиз, 1953.

34. Яроциньскии С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М.: Прогресс, 1978.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
65
Размер файла
61.36 КБ
Просмотров
470
Покупок
1
Импрессионизм в искусстве и его особенности в музыке. Импрессионизм и теория музыкального стиля
Купить за 600 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1984 оценок
среднее 4.2 из 5
Сергей Быстрая и качественная работа
Александр Сделанная курсовая работа отлично, надо было исправить работу так как преподаватель строгий, принял полностью работу...
Алла Работа выполнена на отлично и даже раньше срока, оговоренного нами! Большое спасибо! Рекомендую данного эксперта.
Александр Александр сделал хорошую курсовую, я её конечно доработаю по своему , работой довольна , сделал на 3 недели быстрее...
Наталья Работа выполнена в срок и по всем требованиям, спасибо огромное!
Александр Задачи по дискретной математике были выполнены очень быстро, еще раньше указанного срока И по очень хорошей цене!...
Масма Благодарю за работу, замечаний нет!
Мария Для меня это лучший преподаватель, которого я знаю! Огромную работу, которую выполнила Мария, это было гениально!!!!...
Дмитрий Спасибо! Сделали всё в срок, быстро и качественно
Сергей Сергей, очень хороший специалист, отлично проведенная работа, спасибо огромное