на первый
заказ
Дипломная работа на тему: Стилевые черты хорового творчества Леоша Яначека
Купить за 150 руб.Введение
Творчество Леоша Яначека (1854-1928) принадлежит к числу новаторских явлений в западноевропейской культуре XX века. Творческий путь мастера охватывает период с 70-х годов XIX (1870-х до 1920-х гг) до 20-х годов XX столетия.Его работы вызывали множество споров еще при жизни, которые сопровождались рядом парадоксов и противоречий. (стиль) Сложность восприятия его музыки часто порождала нелестные высказывания современников в его адрес. Пражская музыкальная среда долгое время его не признавала. Объяснялось это тем, что в столице к тому времени закрепилось позднеромантическое искусство, а моравскому мастеру оно было чуждо. Яначек, создавая свои шедевры, опирался на народное творчество и интонации живой звучащей речи.
В пёстрой музыкальной палитре современности творчество этого художника предстаёт как самобытное явление. За годы разносторонней творческой деятельности он создал значительное количество сочинений в разных жанрах, - это и симфоническая, и камерно-инструментальная, и вокально-хоровая музыка. Среди наиболее известных, - одноактный балет-мистерия "Тиль Уленшпигель", опера "Плутни Скапена", симфонии, концерты для оркестра, квартеты, а также музыка к драматическим спектаклям, романсы, вокальные циклы, где представлены самые различные сферы образности -- от высоко интеллектуального размышления до ироничного гротеска.
Целью данной работы является исследование стилевых черт хорового творчества Леоша Яначека.
Исходя из поставленной цели, в процессе исследования предстоит решить ряд задач:
- изучить теоретические аспекты музыкального творчества Л. Яначека;
- определить значимость хорового творчества Л. Яначека в мировой музыкальной культуре;
- выделить отличительные стилевые особенности хорового творчества Л. Яначека.
Объектом исследования являются хоровые произведения Леоша Яначека.
Предметом исследования являются стилевые особенности хорового творчества чешского композитора.
Актуальность работы обусловлена тем, что с каждым годом имя чешского композитора всё чаще появляется на страницах газет и журналов, на сайтах в сети Интернет, на концертных афишах, что является проявлением интереса к жизни и творчеству Л. Яначека.
Следует отметить, что степень изученности творчества чешского композитора недостаточно велика, а его хоровое творчество изучено минимально.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты, полученные в процессе исследования, будут способствовать систематизации и расширению теоретических знаний о хоровом творчестве Леоша Яначека. Результаты работы могут быть использованы в педагогической теоретико-методологической практике (ЭТО ЧТО?) музыкальных образовательных заведений любого уровня. Также полученная информационная база может быть использована для расширения кругозора как музыкантов-профессионалов, так и любителей музыки.
Оглавление
- Введение 3- Вопросы теории хорового творчества леоша яначека
- Теоретические аспекты изученности творчества Леоша Яначека
- Хронотоп творчества Яначека в рамках хорового творчества
- Стилистические особенности хорового творчества леоша яначека
- Речевые мелодии
- Национальные традиции
- Духовная музыка
- Заключение 21
- Список литературы 22
Заключение
Леоша Яначека по праву считают выдающимся композитором. Он по праву занимает место рядом с Дворжаком и Сметаной. Хоровая музыка Юрия Фалика являет необычайное разнообразие жанрово-композиционных решений и находится в русле основных тенденций хорового искусства второй половины XX века - новой фольклорной волны, неоромантизма, "новой сакральности" 90-х годов. Универсализм художественного сознания, характерный для творчества композитора в целом, проецируется на его хоровое наследие. При этом автор сохраняет удивительное постоянство в использовании определённых приёмов работы со стихом и музыкальной тканью.В рамках исследования мы выяснили, что аналитический ракурс работ, посвященный творчеству Яначека значительно ослаблен, поскольку вся литература относится к разряду научно-популярной. Отдельных работ о хоровом творчестве чешского композитора нет.
Хоры он создавал на протяжении всей своей творческой жизни. Единственное, что менялось время о времени - это его жанровые предпочтения. Хоровой стиль Фалика обусловлен сочетанием различных компонентов - тяготением к ясности, архитектонической стройности, и в то же время, стремлением к стилистической яркости и изысканности, которые свойственны композиторам петербургской школы. Несмотря на то, что Юрий Фалик не является коренным жителем Северной столицы, он удивительно органично воспринял традиции Петербурга как культурного пространства. Партитуры И. Ф. Стравинского во многом стали для него образцом. Принцип концертности, игры, театральности определяют стиль этих художников, как наследников петербургской школы. Повлияли на фаликовский стиль, хотя и в меньшей степени, другие петербуржцы - С. Прокофьев, Д. Шостакович, С. Слонимский.
В хоровом творчестве Яначека ведущее место занимало фольклорное направление. При этом особое внимание он уделял значению слова в музыкальном произведении. По его мнению, через слово можно было постичь душевный мир человека. Мотивы интонации разговорной речи стали частью его авторского почерка? его авторским музыкальным почерком. Или включение интонаций разговорной речи (передача интонаций…) стала важной составляющей его муз почерка
Его Я. глубоко волновали социальные проблемы - судьба страны и народа. Именно поэтому в его хоровом творчестве проявлялось чувство сострадания к обездоленным, и все его произведения социальной направленности полны трагизма. Духовные сочинения, которых у него было достаточное количество (снять), были для него проявлением патриотической гражданской позиции.
Изучив хоровые произведения Леоша Яначека, мы можем выделить основные стилистические особенности его хорового творчества. В качестве основных стилевых ориентиров хор творчества Я. отметим церковно-певчая традицию, речевые интонации, а также многогранная. Трактованный фольклор - это музыка церковного ритуала, речевая интонация вербального языка, национальная традиция, которая включает в себя фольклор (снять) Многие сочинения Я посвящены социальной тематике, что обусловлено тяжелым положением его родной страны и ее народа.
На протяжении четырёх десятилетий хоровое творчество Ю. Фалика претерпело значительную эволюцию. Будучи изначально периферийной областью творчества, хоровые жанры постепенно заняли равное с инструментальными положение. С каждым последующим сочинением всё более совершенствовался хоровой почерк композитора, определялись его предпочтения. Так, после разнообразия жанров и поэтических первоисточников первого десятилетия ведущие позиции занял жанр хорового концерта, а среди литературных текстов - поэзия Серебряного века.
Следующим этапом эволюции хоровой музыки Фалика стало обновление образно-смысловой и музыкально-выразительной составляющих стиля за счёт изучения традиций знаменного пения. Постепенно расширяется жанровый спектр - композитор осваивает всё новые и новые жанры, как православные, так и католические. В результате закономерно уменьшается степень виртуозности и инструментальной его партитур, изменяется мелодический и гармонический язык. Зрелый хоровой стиль сочетает в себе равновесие многих компонентов, его отличает строгость, ясность, исключительная продуманность замысла.
Сочинения Юрия Фалика представляют собой жемчужины современной хоровой музыки, и, думается, впоследствии вызовут не только активный исполнительский, но и музыковедческий интерес.
Список литературы
1. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. - Л.: Музыка, 1980. - 216 с.2. Гаврилова Н.А. Богуслав Мартину. - М.: Музыка, 1974. - 272 с.
3. Гаврилова Н.А. "CZECHNESS" в музыкальной культуре Чехословакии // Проблемы музыкальной науки. 2013. №1 (12). - С. 162-163.
4. Гозенпуд А.А. Леош Яначек и русская культура. - Л.: Советский композитор, 1984. - 200 с.
5. Домбраускене Г.Н. Роль гимнотворчества богемских братьев в формировании музыкальной культуры протестанизма. [Электронный ресурс]. - режим доступа: https//www.gramota.net/materials/3/2013/9-2/13.html
6. Друскин М.С. О западноевропейской музыке XX века. - М.: Советский композитор, 1973. - 272 с.
7. История зарубежной музыки. ХХ век: учеб. пособие / сост. и общ. ред. Н. А. Гавриловой. М.: Музыка. 2005. - 576 с.
8. Казанцева Л.П. Музыкальный жанр и его содержание. - Южно-Российский музыкальный альманах, 2007. - С. 90-94.
9. Половникова Ю.В. Хоровое творчество Леоша Яначека: жанровая панорама// Вестник АХИ. 2014. №4. - С. 67-75.
10. Соколова Н.Н. Путь от неизвестности к славе: Страницы оперного творчества Леоша Яначека // Научные открытия в эпоху глобализации: сборник статей. - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. - 188 с.
11. Фогель Я. Леош Яначек. - М.: Музыка, 1982. - 334 с.
12. Черногорска М. Леош Яначек. - Прага: Сосмузиздат, 1966. - 115 с.
13. Энтелис Л.А. Силуэты композиторов XX века. - Л.: Музыка, 1975. - 258 с.
14. Ярустовский Б.М. Очерки по драматургии оперы XX века: в 2 кн. - Кн.1. - М.: Музыка, 1971. - 377 с.
15. Батичко Г. Хоровой концерт в контексте современной музыкальной культуры: автореф. дисс. ... канд. искусств. - Киев, 1993.
16. Белоненко А. Образы и черты стиля современной русской музыки 60-70-х годов для хора а сарре11а.//Вопросы теории и эстетики музыки: вып. 15. -- Л., 1977. - С.139-153.
17. Герасимова - Персидская Н. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. - М.: Музыка, 1983. -- 288 с.
18. Григорьева Г. Русская хоровая музыка 1970-80-х годов. - М.: Музыка, 1991. -79 с.
19. Живов В. Теория хорового исполнительства. -- М.: Эдиториал УРСС, 1998.-192 с.
20. Копытман М. Хоровое письмо. - М., 1971. - 199 с.
21. Левандо П. Хоровая фактура. - Л.: Музыка, 1984. - 124 е.: нот.
22. Лобанова М. Концертные принципы в музыке Д. Шостаковича. // Проблемы музыкальной науки: вып. 6. - М., 1985. - С. 110 - 130.
23. Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. - М.: Музыка, 1967. - 752 е.: нот.
24. Макеева Ж. Некоторые особенности хорового письма Ю. Фалика // Русская хоровая музыка. - Красноярск, 2004. - С. 146-164.
25. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. - М.: Музыка, 1982.-319 с.
26. Паисов Ю. Возрождение духовной традиции // Советская музыка, 1989. -№12.-С. 32-38.
27. Паисов Ю. Новый, жанр советской музыки // Музыкальный современник: вып. 6. - М., 1987. - С. 201-242.
28. Паисов Ю. Современная русская хоровая музыка: (1945-1980): Очерки истории и теории. - М.: Советский композитор, 1991.- 278 е.: нот.
29. Ручьевская Е. Юрий Фалик. - JL: Советский композитор, 1981. - 104 с.
30. Рыцарева М. Духовный концерт в России второй половины XVIII века. - СПб.: Композитор, 2006. - 242 с.
31. Рязанцева JI. О преломлении традиций старинных отечественных хоровых жанров в русской музыке 70-80-х годов XX века: автореф. дисс. ... канд. искусств. - М., 1994.
32. Сафиулина М. Жанр хорового концерта в советской музыке 60-х- 80-х годов. // Музыкальные жанры: история и современность: тезисы докладов к науч.- теор. конференции молодых музыковедов. - Горький, 1989. - С. 97-98.
33. Холопова В. Фактура: очерк. - М.: Музыка, 1979. -- 87 е.: нот.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год