Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Теоретические основы воспитания детей старшего дошкольного возраста в циональных традициях

Купить за 600 руб.
Страниц
71
Размер файла
104.9 КБ
Просмотров
11
Покупок
0
Род в иболее чистом виде всегда представляют дети.Когда циональное умирает в детях, то это означает чало смерти ции.Г.Н. ВолковСовременное общество характеризуется ростом ционального самосознания,

Введение

Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети.

Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации.

Г.Н. Волков

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Одним из существенных условий развития современного образования, безусловно, является актуализация национальной системы образования. Происходит реформирование образования, направления которого определяются Законом РФ "Об образовании" и дополнениями к нему. Основными положениями Закона "Об образовании" являются: приоритет общечеловеческой, национально-этнических ценностей, свободное развитие личности; общедоступность; вариативность образования; всесторонняя защита обучаемого (Закон РФ "Об образовании" ст. 18).

По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой, А.И. Лазарева, Р.М. Римбурга, В.М. Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель "облагораживания" человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов А.И. Арнольдова, Н.А. Бердяева, А.Н. Дмитриева, В.И. Добрынина, М.С.Кагана, Н.М. Карамзина, Д.С.Лихачева, В.С. Соловьева, В.В. Розанова и др.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Такие ученые как С.А. Козлова, Е.И. Корнеева, С.Н. Морозюк, Э.К. Суслова убедительно доказывают, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности. Кроме того, как отмечают

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие, в старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций.

Таким образом, нами было выявлено противоречие между потребностью в приобщении дошкольников к национальной культуре на основе традиций, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретического обоснования и опытно-экспериментальной проверки педагогических условий воспитания детей старшего дошкольного возраста на занятиях - с другой. Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как сделать процесс приобщения дошкольников к традициям родной культуры наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы нашего исследования " Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста в ДОУ".

Цель исследования - разработка и апробация педагогических условий воспитания в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Объект исследования - процесс воспитания, ориентированный на приобщение дошкольников к народным традициям.

Предмет исследования - педагогические условия воспитания в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Гипотеза исследования: приобщение дошкольников к национальным традициям в ДОУ будет эффективным, если:

- обеспечена взаимосвязь когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов культурной компетентности ребенка;

- реализовано продуктивное взаимодействие в системе "педагог-ребенок-родитель" в процессе приобщения детей к национальным традициям;

- организован процесс ознакомления с родной культурой в комплексе занятий, свободной деятельности, игры;

- достигнуты такие результаты, как приобретение представлений о традициях, развитие интереса к ним и реализация имеющихся представлений в самостоятельной деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи исследования:

1. Определить специфику культурного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

2. Выявить содержание традиций народной культуры, доступных детям дошкольного возраста и дидактические средства для достижения цели исследования.

3. Определить критериальную основу доказательства гипотезы и проверить опытным путем эффективность выявленных условий приобщения детей к народным традициям.

4. Разработать рекомендации по совершенствованию приобщения детей к родной культуре на основе воспитания в национальных традициях.

Научная новизна исследования:

- определены условия приобщения к народной культуре на основе воспитания в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста в ДОУ;

- установлены уровни усвоения традиций и критерии, которые характеризуются наличием представлений о традициях (правильность, полнота, дифференцировка представлений о традициях, выделение их существенных признаков), интереса к ним (устойчивость и мотивация), реализации имеющихся представлений о традициях в самостоятельной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- выявлена специфика воспитания детей старшего дошкольного возраста в контексте приобщения к народной культуре;

- обоснован комплекс взаимосвязанных деятельностей детей и интеграции субъектов воспитания в процесс приобщения к национальным традициям.

Практическая значимость исследования состоит в разработке дидактических средств и методов приобщения старших дошкольников к национальным традициям, которая использована в работе дошкольных учреждений.

Научно-теоретические основы роли интереса в ходе присвоения индивидом культурно-исторического опыта изложены в трудах Н.Ф. Добрынина, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Г.И. Щукиной и др.

Теоретико-методологической основой исследования являются: философские идеи гуманизма и современные концепции гуманизации образования Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолова, М.С. Кагана, Б.Т. Лихачева и др.; концепции деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, развивающего обучения Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Б. Запорожца и др.; идеи народности в воспитании Г.Н. Волкова, Т.С. Комаровой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, и др.; современные концепции воспитания и социализации личности Б.Г. Ананьева, З.Н. Богуславской, В.И. Журавлева, И.Я. Лернера, Б.Т. Лихачева, В.И. Логиновой, А.В. Мудрика, В.А. Петровского, В.А. Сластенина, И.Ф. Харламова, Н.Е. Щурковой и др.; теории воспитания и развития дошкольников М.И. Богомоловой, Р.С. Буре, Л.А. Венгера, Н.Ф. Виноградовой, В.В. Давыдова, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, Н.А. Коротковой, Т.А. Куликовой, Т.А. Марковой, Н.Я. Михайленко, Л.Ф. Островской, Н.И. Поддьякова, Э.К. Сусловой, Е.А. Флериной и др.

Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрывающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (В.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов: теоретический анализ философской, социологической, этнографической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение опыта педагогической работы ДОУ; анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент, статистическая обработка материалов.

Организация исследования. Эксперимент проводился на базе дошкольных учреждений

Всего исследованием было охвачено 90 детей в возрасте 5-6 лет, 60 родителей и 10 педагогов.

Работа проводилась в 2008-2009 гг. и включала три этапа:

На первом этапе (2008 г.) осуществлялась разработка теоретических основ проблемы, методики исследования. Анализировалась литература по проблеме исследования, конкретизировались пути, формы, методы организации и проведения эксперимента. В результате были определены исходные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методы, понятийный аппарат.

На втором этапе (2008-2009 гг.) была проверена и уточнена гипотеза, проведен констатирующий эксперимент, скорректирована логика формирующего эксперимента. Разработана экспериментальная программа. Выделены этапы, условия национального воспитания у старших дошкольников, проведен формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2009 г.) проведен контрольный эксперимент. Осуществлены систематизация и теоретическое обобщение опытно-экспериментальной работы, ее апробация и внедрение, литературное оформление работы.

Достоверность полученных результатов обеспечивается: системным подходом к изучаемой проблеме, методической и теоретической обоснованностью исходных положений и авторских решений; применением комплекса взаимодополняющих методов и методик, адекватных задачам исследования на каждом из его этапов; внедрением полученных результатов в качестве рекомендаций в педагогическую практику дошкольных учреждений.

Оглавление

- Введение

- Теоретические основы воспитания детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях 1.1 Особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

- Национальные традиции и культура как область воспитательных воздействий в ДОУ

- Условия эффективного воспитания детей в национальных традициях Выводы по первой главе

- Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности условий воспитания детей в национальных традициях 2.1 Процедура и методика исследования

- Анализ и интерпретация результатов исследования

- Выводы и рекомендации по итогам исследования Выводы по второй главе

- Заключение

- Список использованной литературы

- Приложения

Заключение

В ходе теоретического исследования проблемы воспитания детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях нами определены следующие положения.

1. Психологические особенности детей дошкольного возраста обусловливают основные приобретения ребенка и дидактическую направленность процесса взаимодействия со взрослым.

Базовый процесс "вращивания" ребенка в культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что дети 6-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности по схеме нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение = нравственное качество.

2. Педагогические условия оптимального подхода к воспитанию детей в процессе ознакомления с родной культурой определяют:

- место и роль национальных традиций в воспитании детей, основные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ;

- организацию педагогического процесса по ознакомлению детей с родной культурой и национальными традициями.

Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции.

Главной задачей детского сада русской культурной традиции является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Условиями эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления с родной культурой являются следующие:

- взвешенный подход к конструированию содержания дошкольного образования (включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы);

- определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народные праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

- совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности;

- использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи).

В практической части исследования подтверждены эффективность разработанных условия, определены критерии сформированности представлений детей о национальных традициях. В процессе изучения состояния воспитания детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях выявлена степень информированности родителей и педагогов о феноменах родной культуры, определены основные пути работы с детьми на занятиях и в свободной деятельности, разработан перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию в национальных традициях.

В результате анализа экспериментальных данных было выявлено, что 40% испытуемых называли отдельные, несущественные признаки традиций, выбор не мотивировали; затруднялись в назывании сказок, игр; знания ограничивались одной-двумя сказками; представления о народных праздниках недифференцированы. При этом понимание народных сказок, праздников, игр обнаружено у 57% детей. У детей этой группы каждое понятие наполнено конкретным содержанием, мотивировка выбора осознана. Самую малочисленную группу испытуемых (3%) составили дети, у которых обнаружено правильное обобщенное представление об объектах культуры, выраженное в развернутом суждении о них.

Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента показал, что высокий уровень усвоения обнаружен у 3% детей, средний уровень у 55%, низкий уровень у 42% обследованных дошкольников.

Анкетирование родителей показало, что для большинства из них (70%) характерно положительное отношение к традициям, желание узнать больше, помочь детскому саду по мере возможности в приобщении детей к традициям народа. Вместе с тем ответы родителей показали недостаточную информированность семей о традициях народа, отсутствие национальных семейных праздничных традиций. Все это свидетельствует об определенной утрате преемственности поколений к культуре своего народа.

По результатам изучения практики воспитания в ДОУ мы констатировали, что вопросы приобщения детей к традициям народа не находят достаточного отражения в широкой практике детских садов: соответствующее содержание работы обеднено, однообразно, отсутствует система в работе, недостаточно использованы этнографические средства для успешного ознакомления детей с традициями народа.

Результаты формирующего эксперимента показывают, что к концу опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 8 (14%) и 7 испытуемых (11%), на низком уровне уменьшилось количество испытуемых на 15 (25%). Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в усвоении детьми экспериментальной группы представлений и умении использовать их в самостоятельной деятельности.

По итогам эксперимента нами даны рекомендации и разработан план по приобщению детей к национальным традициям.

Данные, полученные по завершению внедрения педагогических условий ознакомления с национальными традициями детей старшего дошкольного возраста позволяют констатировать позитивные изменения в области формирования представлений детей, их интереса к родной культуре и умений использовать полученную информацию в самостоятельной деятельности.

Поставленные в исследовании задачи решены, гипотеза подтверждена. Перспективами исследовательской деятельности являются изучение процесса формирования личностных свойств и качеств детей в процессе приобщения к родной культуре, а также вопросы обогащения содержания дошкольного образования реалиями родной культуры.

Список литературы

1. Акимова, Ю. Корни национальной памяти / Ю. Акимова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2007. - N 2. - С. 21-23.

2. Алешина, Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н.В. Алешина. - М.: Прогресс, 1999. - 122 с.

3. Апполонова, Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. Апполонова // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 4. - С. 33-37.

4. Арсалиев, Ш.М. Традиционная культура воспитания в действии / Ш.М. Арсалиев // Этнос и личность: исторический путь. Проблемы и перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Москва-Чебоксары, 2003. - С. 180.

5. Архарова, Л.И. Воспитание на народных традициях / Л.И. Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). - М., 2001. - С. 204-205.

6. Батурина, Г.И., Кузина, Т.Ф. Народная педагогика: ее воспитательные возможности в современных условиях / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина // Преподаватель. - 1999. - № 1 (8). - С. 15-18.

7. Безрукова, Л.В. Аксиологический подход к проблемам современного дошкольного образования / Л.В. Безрукова. // Вестник ОГУ. - 2000. - № 3. - С. 55-59.

8. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.С. Белкин. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 192 с.

9. Богомолова, М.И. Интернациональное воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2110 "Педагогика и психология (дошк.)" / М.И. Богомолова. - М.: Просвещение, 1988. - 112 с.

10. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-36.

11. Волков, Г.Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания / Г.Н. Волков // Мир образования - образование в мире. - 2002. - № 1. - С. 11.

12. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./ Психол. ин-т Рос. акад. образования, Междунар. образоват. и психол. колледж; Под ред А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца; Предисл. О.М.Дьяченко.-М.: Изд-во Междунар. образоват. и психол. колледжа, 1995.-144 с.

13. Воспитать человека: Сб-к нормативно-правовых документов, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания./ Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 384с.

14. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. - М.: Права человека, 2002. - 40 с.

15. Выготский, Л.С. Собр. сочинений. В 6 т. - Т.2: Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 540 с.

16. Выготский, Л.С. Собр. сочинений. В 6 т. - Т.4: Детская психология / Л.С. Выготский / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - С. 243-386.

17. Гришина, Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре / Г. Н. Гришина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. - № 1. - С. 67-73.

18. Давыдова, О.И. Этнопедагогический подход в работе детских садов / О.И. Давыдова // Детский сад. Управление. - 2003. - № 19 (67). - С. 10.

19. Давыдова, О.И. Этнопедагогическая подготовка педагога / О.И. Давыдова // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 481-483.

20. Данилина, Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" / Г. Н. Данилина. - [3-е изд., испр. и доп.]. - М.: АРКТИ, 2005. - 181 с.

21. Евстратова, Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции / Л. Евстратова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 17-20.

22. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. В 2т. - Т.1. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика,1986. - С. 222-285 [Р. III. Проблемы развития психики].

23. Зеньковский, В.П. Психология детства / В.П. Зеньковский. - Екатеринбург, 1995. - 297 с.

24. Измайлов, А.Б. Рождественские "Сказочные материалы" в русской народной педагогике для воспитания дошкольников / А.Б. Измайлов // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 130-133.

25. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина. - М.: Академия, 2002. - 208 с.

26. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа.Учеб.-метод.пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - 2-е изд.,перераб.и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 1998. - 300 с.

27. Кожанова, М.Б. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания / М.Б. Кожанова // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 120-123.

28. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 416 с.

29. Коломийченко, Л. Программа социального развития: подготовительная к школе группа: раздел "ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ" / Л. Коломийченко // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 8. - С. 15-25.

30. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. - М., 2001.

31. Косенко, Ю.Н. Основные аспекты профессиональной подготовки будущих воспитателей в диссертационных работах конца 20- начала 21 столетия (на материалах исследования украинских учёных) / Ю.Н. Косенко // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 457-460.

32. Круглова, И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 10. - С. 15-17.

33. Кузина, Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды / Т.Ф.Кузина, Г.И. Батурина. -2.-е изд. - М.: Школьная пресса, 2001. - 144 с.

34. Кутасова, М. "Прости меня, земля-матушка": "Народная культура" в детском саду / М. Кутасова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 6. - С. 35-40.

35. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т.1 / А.Н. Леонтьев / Под ред., В.В. Давыдова и др. - М.: Педагогика, 1983. - 319 с.

36. Лунина, Г.В. Гуманистические идеи русской народной педагогики в воспитании оптимистического мироощущения у дошкольников / Г.В. Лунина. - М.,1995. - 192 с.

37. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000г.№ 751) // Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-практических материалов по проблеме воспитания / Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжаниной, И.А. Зимней. - М.: Вента-на-Графф, 2002. - С. 11-17.

38. Михайленко, А. Введение дошкольника в мировую культуру: парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей / А. Михайленко // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 14-18.

39. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития; детство, отрочество: Учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1998. - 456 с.

40. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов / Р.С. Немов / В 3 кн. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1. Общие основы психологии. - 688 с.

41. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов / Р.С. Немов / В 3 кн. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное исследование с элементами математической статистики. - 632 с.

42. О реализации проектов в 2005 году в рамках государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Росийской Федерации за 2001-2005 годы": приказ Федерального агенства образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2005 г. № 221 // Вестник образования России. - 2005. - № 10. - С. 28-31.

43. Парамонова, Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Л.А. Парамонова. - М, 1987. - 160 с.

44. Парамонова, Т. Прощай, Масленица! / Т. Парамонова, Т. Кремнева // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2007. - N 1. - С. 33-34.

45. Писарева, А. Е. Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника / А. Е. Писарева // Научно-практическая конференция "Патриотическое воспитание дошкольников" (реализация государственной программы Российской Федерации "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы) [Электронный ресурс] Режим доступа // http://www.bibliofond.ru/rus/infant_education/115/4273/$print_text/?part=1

46. Ромашина, С.Я. Моя малая Родина Барнаул: [для детей дошкольного и младшего школьного возраста] / С. Я. Ромашина, Л. И. Шварко, Л. А. Никитина. - Барнаул: Алтайская неделя плюс, 1999. - 102 с.

47. Тенькова, А.Н. Работа по нравственно-эстетическому обогащению личности ребенка через приобщение его к истокам русской культуры / А.Н. Тенькова [Электронный ресурс] Режим доступа // http://festival.1september.ru/articles/314680/?numb_artic=314680

48. Федорова, С. Этнокультурная компетентность педагога / С. Федорова // Дошкольное образование. - 2002. - № 20 (16 - 31 октября 2002 г.).

49. Фролова, А. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова, Л. Дедешко // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 127-128.

50. Харисов, Ф.Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса / Ф.Ф. Харисов: автореф.дис…д-ра пед. наук: 13.00.01. - Элиста, 1999. - 39 с.

51. Хрипунова, Т. М. Освоение русской народной культуры как важный этап воспитания будущего патриота и гражданина / Т. М. Хрипунова // Модернизация дошкольного образования на селе / [под общ. ред. Н. С. Моровой]. - М., 2004. - С. 147-152.

52. Христова, Е.Л. Народная педагогика (историографические и теоретико-методологические проблемы) / Е.Л. Христова. - М.: Педагогика, 1987. - С. 84.

Приложение 1

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на следующие вопросы анкеты и оценить интерес своего ребенка к историческому прошлому нашей страны. Просим Вас помнить о том, что самым желательным для нас будет правдивый ответ. Мы очень надеемся на Вашу помощь!

№ п/пВопросы анкетыДаНетЗатрудняюсь ответитьПримечание1.Поддерживается ли интерес в семье к историческому прошлому своей Родины? 2.Рассказывается ли детям о традициях своей семьи и предков?3.Совершаются ли совместные прогулки по памятным местам города?4.Читают ли родители своим детям книги о историческом прошлом русского народа?5.Просматриваются ли вместе с детьми по телевидению передачи о историческом прошлом русского народа?

Большое спасибо за искренний ответ!

Приложение 2

СХЕМА

наблюдения за поведением ребенка

Параметры наблюденияПоведенческие проявленияОценкаПримечания1. Интерес к судьбе своего народа и страны2. Неравнодушие к событиям, происходящим в стране3. Стремление в будущем к труду на благо своего Отечества4. Интерес к истории страны и ее традициям5. Использование усвоенных представлений в самостоятельной деятельности и игре

Приложение 3

Дидактический материалы по приобщению детей к народным традициям (использованы материалы сайта "Все для детского сада" // http://www.ivalex.vistcom.ru/prrabstavr.htm)

Тема: Илья Муромец и Соловей Разбойник.

1. Рассказ воспитателя с показом иллюстраций "Былины - кладезь народной мудрости".

Цель: Дать детям представление о былинном эпосе: его происхождении, авторстве, содержании. Вызвать интерес к русскому народному творчеству. Обогатить словарь детей словами: Древняя Русь, русичи, былины.

Материал: Иллюстрации.

Ход: Воспитатель рассказывает и показывает иллюстрации: Сегодня мы начнём удивительное путешествие, которое, я уверена, навсегда запомнится вам. Пройдут годы, вы станете взрослыми людьми, но герои, с которыми вы встретитесь в наших путешествиях, будут сопровождать вас всю жизнь.

Итак, сегодня мы начнём путешествие по русским былинам. Если вы спросите меня: "Что же такое былина?", - я, наверное, не смогу ответить точно. Это и сказка и быль одновременно, и песня, и стих, и просто повествование. Здесь вас будут ждать самые невероятные встречи и приключения: вместе с русским богатырём Ильёй Муромцем вы сразитесь с непобедимым Соловьем Разбойником; а с богатырём Добрыней Никитичем освободите из плена красавицу Забаву Путятичну; побываете на дне морском вместе с новгородским купцом Садко и выручите из темницы князя Ставра Годиновича с помощью кос его мудрой жены Василисы Микуличны.

Так, кто же придумал эти удивительные истории? У них нет одного автора. Их сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина - Россия - называлась Русью. Это было очень давно. Тогда ещё не было письменности, люди не могли записать то, что они сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Рассказчики старались передать услышанное слово в слово, поэтому былины дошли до нас через многие-многие времена почти без изменений. Через былины мы узнаём, как жили люди в Древней Руси, какие события там происходили.

2. Рассказ воспитателя с использованием иллюстраций и реальных предметов "Путешествие по Русской избе".

Цель: Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас детей. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Материал: иллюстрации с изображением предметов быта, а также реальные предметы быта, характерные для Древней Руси: печь, пряха, люлька, чугунок, коромысло, ухват, самовар.

Ход: Воспитатель рассказывает детям о предметах быта в русской избе, их назначении, используя иллюстрации, а также реальные предметы.

Воспитатель: Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло.

Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы.

Без печи хата - не хата.

С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т. д. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская изба дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь, - печник - пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Когда в печи жарко - тогда и варко.

Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка.

Правый от печи угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок.

Другой, левый от печи угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это было особое место для гостей.

Русский народ всегда славился своим гостеприимством:

Что есть в печи - всё на стол мечи.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Умей в гости звать, умей и угощать.

На столе в избе всегда стоял горячий самовар. Послушайте загадку:

У носатого, у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит, и как зеркало блестит.

Самовар изобрели очень давно в городе Туле. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Несмотря на изобретение газа и электричества, самовар сохранился до наших дней. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.

Воспитатель приглашает попить чаю из самовара с традиционным русским угощением: сушками, кренделями, сухарями, мелко колотым сахаром, разным вареньем.

Хлебом-солью привечаем,

Самовар на стол несём.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём.

Во время чаепития воспитатель рассказывает о назначении кухонной утвари, загадывает загадки.

Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)

Длинная рука чугунок держит за бока. (Ухват)

На плечах дуга держит вёдра, в них - вода. (Коромысло)

Новая посуда, а вся в дырках. (Решето)

Воспитатель: Почти всё в избе делалось своими руками. Люди долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавалось от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая вещь, будь то детская люлька или ковш, - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причём всё принимало определённый образ. Например, на полотенцах чаще всего вышивались петухи; на люльке вырезалось и раскрашивалось солнышко.

Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится - "лапотная Русь". Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью.

Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из липы, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги:

Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички - розни.

Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей:

Торопясь, и лаптей не сплетёшь.

Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору - четыре дня, а зимой - десять дней.

В дорогу идти - пять пар плести.

Но зато и стоили лапти дёшево - не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей). Отсюда их доступность и распространённость.

3. Чтение загадок, пословиц, поговорок о силе, смелости, храбрости русских богатырей.

Цель: Познакомить детей с пословицами, поговорками русского народа о силе, храбрости, смелости. Подвести к пониманию того, что в каждой пословице, поговорке заключена народная мудрость.

Ход: Воспитатель предлагает послушать пословицы, поговорки и поразмышлять над их содержанием.

Храбрый побеждает - трус погибает.

Смелость города берёт.Кто храбр - тот и жив.

Кто смел, тот и цел.

4. Разучивание русской народной подвижной игры"Петушиные бои"

Цель: Развивать ловкость, координацию движений. Учить соблюдать правила игры: не становиться на две ноги, одну руку держать за спиной. Поощрять дух соперничества.

Материал: Мелок.

Ход: На полу чертится круг, двое ребят становятся друг перед другом на одной ноге (другую ногу сгибают в колене и поддерживают рукой). По сигналу воспитателя дети начинают осторожно выталкивать друг друга плечом. Тот, кто остался в кругу - тот выиграл.

5. Разучивание русской народной подвижной игры "Слепой козёл".

Цель: Развивать слуховое внимание, ловкость.

Ход: "Жмурке" завязывают глаза и подводят к двери. Он стучится в неё, а играющие спрашивают: "Кто там?". "Слепой козёл", - отвечает "жмурка".

Играющие все вместе говорят:

Козёл слепой,

Не ходи к нам ногой.

Иди в кут,

Там холсты ткут,

-Тебе холстик дадут!

Недовольный козёл снова стучит в дверь."Кто там?". "Апанас!", - отвечает козёл. "Апанас, ищи нас!", - с этими словами дети разбегаются. Жмурка прислушивается к шагам и старается кого-то поймать. Играющие увёртываются, а пойманный игрок становится "жмуркой".

6. Состязание в ловкости, силе, выносливости "Будь отважным, не теряйся, сзади всех не оставайся".

Цель: Упражнять детей в ловкости, силе, выносливости. Воспитывать чувство здорового соперничества, взаимопомощи.

Ход: Воспитатель предлагает организовать состязание. Для этого детей делят на две команды.

Примерные игры-эстафеты.

1. "Попади в цель"

2. "Не упади" (ходьба по мягкому бревну с закрытыми глазами).

3. "Перетяни канат", "Отжимание".

4. "Будь ловким" (пролезание в обруч, перепрыгивание через "ров").

5. "Определи на слух" (определение с помощью слуха предметов, издающих звуки).

7. Чтение пословиц и поговорок о добре и зле.

Цель: Познакомить детей с пословицами, поговорками русского народа о добре и зле. Подвести к пониманию того, что в каждой пословице, поговорке заключена народная мудрость.

Ход: Воспитатель предлагает послушать пословицы, поговорки и поразмышлять над их содержанием.

Жизнь дана на добрые дела.

Учись доброму - худое на ум не пойдёт.

Добру расти, а худу ползком ползти.

Добро наживай, а худо изживай.

Добро на худо не меняют.

Доброго чти, а злого не жалей.

За добро плати добром.

Добро помни твёрдо.

Добро творить - себя веселить.

Добра желаешь - добро и делай.

Час в добре проживёшь, всё горе позабудешь.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Добрый человек придёт, словно свету принесёт.

Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

Доброе дело два века живёт.

8. Тема: "Русская рубаха"

Цели и задачи мероприятия:

§ познакомить детей с русскими народными играми, забавами, с русским народным костюмом, с русской рубахой;

§ донести до понимания городских детей назначение предметов крестьянского быта;

§ воспитывать любовь к народным традициям, а также развивать ловкость, быстроту, реакцию в ходе игр праздника;

§ сопутствующая задача - научить детей достойно проигрывать и выигрывать в различных конкурсах.

Подготовительная работа: представитель краеведческого музея проводит беседу на данную тему. На занятии по рисованию можно расписать шаблон русской рубахи. Следует также ознакомить детей с историей русского костюма по программе "Приобщение детей к истокам русской народной культуры". Материал: главный символический элемент праздника - русская рубаха (большого размера; крепится на центральной стене зала). Для каждого участника праздника готовятся русские костюмы. Нужны бельевая веревка, прищепки, лошадки на палочках (две штуки), валенки, жар-птица (две штуки, изготовлены из картона), заготовки для украшения русской рубахи. Надо приготовить аудиозапись русских народных мелодий и частушек. Можно использовать матрешку из картона в рост человека, платки расписные, а также технические средства обучения.

Ход занятия:

Зал украшен в русском народном стиле. На центральной стене закреплена русская рубаха (сшита либо из старых штор, либо из тряпичных мешков). Центральная стена закрыта шторами до окончания присказки. На боковой стене закреплена Матрешка, у которой из одной руки в другую протянута веревка. На веревку будут вешаться расписные платки - призовые очки за удачно выполненные задания. На середину зала выходит ведущий.

Ведущий: Начинается наш рассказ: мы покажем всем, всем, всем.

Про девиц наших красных

Да про добрых молодцев

Разговор говорить хорошо,

Да пора и начинать.

Группа ребят показывает сказку "Царь и рубашка" (присказка), главным героем которой является русская рубаха. По окончании сказки открываются шторы. Под русскую народную мелодию входят взрослые и дети в спортивной форме. Взрослые в руках держат бельевую веревку, на которой висят русские народные рубахи для мальчиков и сарафаны для девочек.

Ведущий: Нынче развлечение у нас. Поглядите сколько нас. Ой, сколько пришло, сколько привалило. Десять смеющихся, да десять улыбающихся, Да десять в череду ожидающих, Да рубаху одевающих.

Дети надевают костюмы (кто быстрее это сделает, мальчики или девочки?). За победу (мальчиков или девочек) ведущий вешает на матрешку расписной платок.

Ведущий: Какой праздник без веселых песен, хороводов?!

Первый участник (ребенок):

Нам давно бы встать,

Нам кругом походить,

На людей посмотреть

Да себя показать.

Ведущий: Так выходите, покажите.

Второй участник: Да без музыки не выходит. Ни песню не запоешь, ни пляску не заведешь.

Хоровод по выбору музыкального руководителя исполняет танец, например композицию "Пряха".

Ведущий: Какой русский не любит быстрой езды! Проведем-ка мы конкурс-эстафету "Русские тройки".

Ведущий задает вопрос детям: Что носили наши прадеды и прабабушки 100 или 200 лет назад?

Ответы детей: рубаху, шаровары, платки, тулупы, шапки-ушанки, валенки.

Группа ребят исполняет танец "Валенки".

Ведущий: Валенки были основной обувью у русского народа в зимнее время. Перейдем к конкурсу "Валенки-скороходы" или "Стрелец-удалец".

Ведущий:

А вот девчонки-веселушки,

Пропоют сейчас частушки.

В старину у хорошего хозяина на дворе было много животных. Посмотрим какие.

Инсценировка песни "У дедушки Егора".

Ведущий проводит конкурс "Доярки"

Ведущий: Отгадайте загадку: Птица. Неча молвит, так красива. А хвост ярким пламенем сверкает.

Ребята угадывают: Жар-птица.

Ведущий проводит конкурс "Жар-птица". После последнего конкурса под русскую народную музыку со стены снимается русская рубаха и раскладывается на полу. Воротник должен быть направлен к стене, а подол к центру зала. Девочки влезают в левый рукав рубахи и вылезают из подола, мальчики соответственно влезают в правый и тоже вылезают из подола.

Ведущий: Вот какая рубаха, все в нее поместились. Только мы с вами нарядные, а рубаха нет. Сейчас мы ее попытаемся сделать нарядной.

Дети и взрослые отделывают рубаху специальными заготовками, изготовленными преподавателем по изобразительной деятельности. Отделка накладывается на воротник, манжеты рукавов, подол. Затем все участники праздника поднимают рубаху.

Ведущий: Посмотрите, какая нарядная, замечательная получилась у нас рубаха. Вот и празднику конец, а кто участвовал или видел его, молодец.

Дети и взрослые выносят рубаху под русскую народную мелодию из зала.

Тест-опросник по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жизнью и бытом русского народа

1. Какие предметы домашнего обихода можно было увидеть в крестьянской избе? (Чугунок, ухват, кочерга и т. п.)

2. Что считается самым главным в крестьянской избе? Почему? (печь)

3. Какую одежду носили на Руси женщины? Мужчины?

4. Назовите головные уборы, которые носили девушки, женщины, мужчины?

5. Назовите основные праздники, которые проживали на Руси.

6. Какие блюда готовились на Руси и из чего?

7. Назовите жанры устного народного творчества (с примерами)?

8. В каком порядке садились за стол? Кто садился первым? Почему?

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
71
Размер файла
104.9 КБ
Просмотров
269
Покупок
0
Теоретические основы воспитания детей старшего дошкольного возраста в циональных традициях
Купить за 600 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1950 оценок
среднее 4.2 из 5
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!
Елена Елена прекрасно справилась с задачей! Спасибо большое за великолепно выполненную работу! Однозначно рекомендую!
Михаил Михаил отличный эксперт! Работу сделал раньше заявленного срока, все недочеты поправили, работой довольна! 5+
Мария Благодарю за работу! Замечаний нет!