на первый
заказ
Дипломная работа на тему: Диалог с классикой в творчестве
Купить за 600 руб.Введение
В современном российском обществе последние несколько десятков лет бытует мнение, что качественная, хорошая литература умерла. Закончилась эпоха громких имен, и, кажется, в наши дни не осталось уже таких известных мастеров слова как Шолохов, Довлатов, Бродский, Солженицын. Они навсегда вошли в историю литературы и еще при жизни стали классиками. Но кто сейчас занимает их места? Книжные полки переполнены современными бестселлерами с провокационными названиями и в ярких обложках. Но такое разнообразие не облегчает читателю выбор, а наоборот, делает его мучительно трудным. Найти хорошее литературное произведение бывает почти невозможно, а приобрести однодневный бульварный роман не составляет труда.Но согласиться с распространенным "в наше время хорошего не пишут" тоже нельзя. Литература живет и развивается. Восприятие литературы как угасающего вида искусства характерно для периода времени на стыке веков. В 1892 году Дмитрий Мережковский пишет статью " О причинах упадка и новых течениях в литературе", которая считается манифестом символизма и модернистского <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9С%D0%ВЕ%D0%В4%D0%В5%D1%80%D0%ВD%D0%В8%D0%В7%D0%ВС> обновления искусства. Д. Мережковский противопоставляет новое искусство старому и говорит о важности нового течения, символизма, в искусстве. Через тридцать лет Е.Замятин в статье "Я боюсь". Статья была расценена цензурой как глубоко пессимистическая по отношению к будущему литературы и крайне опасная. Замятина тревожил низкий профессиональный уровень современной ему литературы, его угнетало то, что талантливые писатели оказались в тяжелейшем материальном положении. Вывод писателя был тревожным: "Я боюсь, что настоящей литературы у нас не будет, пока не перестанут смотреть на демос российский, как на ребенка, невинность которого надо оберегать. Я боюсь, что настоящей литературы у нас не будет, пока мы не излечимся от какого-то нового католицизма, который не меньше старого опасается всякого еретического слова. А если неизлечима болезнь - я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: ее прошлое". А между тем, это время, которое войдет в историю под названием Серебряный век русской литературы, второй расцвет литературного искусства со времен Пушкина.
И Мережковский, и Замятин жили в переходное время. На смену XIX веку пришел век XX. Это тот период времени, когда на место одних направлений приходят другие, когда прошлое ценится больше, чем настоящее и в этот промежуток времени никогда не создаются эпопеи. Наше время - это переход в кубе. Произошло не только столкновение веков, но и столкновение тысячелетий.
Ярким примером, опровергающим утверждение об угасании литературы, является творчество современного русского писателя Бориса Акунина. Несмотря на то что творчество Акунина занимает место в поле беллетристики, его развлекательные литературные проекты демонстрируют, что художественное произведение может совмещать занимательность сюжета и глубину содержания, стилизацию и актуальностью идеи, соблюдение правил игры постмодернизма и индивидуальные авторские приемы. Именно Борис Акунин одним из первых доказал, что популярный, растиражированный автор - не обязательно плохой писатель. Его творчество не только привлекает внимание широкого круга читателей, но и вызывает интерес у критиков и литературоведов.
Цель данной работы - изучение межлитературных связей проекта Б.Акунина "Приключения Эраста Фандорина" и классических текстов русской и зарубежной литературы.
Задачи работы:
) изучить временные рамки, ключевые имена и характерные особенности эпохи постмодернизма;
) определить место Б.Акунина в современном литературном процессе;
) найти аллюзии и цитаты в литературном проекте "Приключения Эраста Фандорина, охарактеризовать их функции в отдельных романах и значение интертекстуальности для творчества Б.Акунина в целом.
Объектом исследования является литературный проект "Приключения ЭрастаиФандорина".
Предмет исследования - аллюзии и цитаты в произведениях Акунина.
постмодернизм литература проект акунин фандорин
1. Особенности русской литературы в эпоху постмодернизма
Современная литература - понятие очень относительное, скользящее. Как правило, современной литературой называется все то, что было написано с конца 50-х годов прошлого века и до наших времен. Исследователи характеризуют столь длительный период времени, потому что многое из написанного с 50-х годов по 80-е стало доступно читателю только после перестройки, то есть сравнительно недавно. До 90-х годов советская цензура запрещала пускать многие их этих произведений в печать. "Понятие современной литературы охватывает довольно большой промежуток времени: с конца 1950-х годов, когда начали обнаруживать себя основные тенденции, определившие развитие русской литературы на последующие три десятилетия, и вплоть до нашего времени" (Богданова 2004: 3).
Современная литература отличается неоднородностью писательского состава. Исследователи выделяют четыре поколения современных писателей, классифицируя их по времени вхождения в литературу:
) Поколение 60-х: А.Вознесенский, В.Аксенов, В.Войнович, А.Солженицын, Ф.Искандер, Б.Окуджава, Е.Евтушенко, В.Астафьев, А.Синявский и др. Сегодня эти авторы - признанные классики современной литературы.
) Поколение 70-х: С.Довлатов, И.Бродский, В.Ерофеев, А.Битов, В.Маканин, Л.Петрушевская, В.Токарева, С.Соколов, Д.Пригов и др. Печать большой части произведений, написанных в это время, была запрещена. Писатели активно развивали собственные способы публикации и тиражирования книг.
) Поколение 80-х: В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Улицкая, В.Сорокин, А.Слаповский, В. Тучков, О.Славникова, М.Палей и др. Писатели работали в условиях творческой свободы и бесцензурного пространства "перестройки".
) Поколение 90-х: А.Уткин, А.Гостева, П.Крусанов, И.Стогоff, Е.Мулярова, А.Геласинов, Е.Садур, Е.Долгопят, Е.Родов, Б.Ширянов и др. Писатели не скованы запретами ни внутренне, ни внешне. Для этого поколения характерен эксперимент в творчестве (Черняк 2008: 9).
Огромное влияние на современных писателей оказало творчество авторов первой половины ХХ века. "Раскрыв цензурное досье и сокровенные писательские архивы, отечественная литература ощутила себя предельно обогащенной за счет "запрещенной", "потаенной" и иной отринутой литературы" (Тимина 2002: 239). Среди таких знаковых произведений исследователи отмечают романы А.Платонова "Котлован" и "Чевенгур", антиутопию Е.Замятина "Мы", повесть Б.Пильняка "Красное дерево", романы О.Форш "Сумасшедший корабль", М.Булгакова "Мастер и Маргарита", Б. Пастернака "Доктор Живаго", А.Ахматовой "Реквием" и "Поэма без героя" и другие. "Современные исследователи говорят о латентном, скрытом периоде русского постмодернизма, подцензурном творчестве "ранних постмодернистов" или "предпостмодернистов" С.Соколова, Вен.Ерофеева, В.Некрасова. Для них литературное творчество было не государственным служением, не способом добывания хлеба насущного, а личным делом, воплощением свободы" (Современная русская литература конца ХХ - начала ХХI в. 2011: 59).
Другое условное разделение литературных эпох: с 50-х годов по 80-е, и с 80-х до текущего времени (Богданова 2004).
50-е годы считаются переломными для советской литературы. Ряд судьбоносных событий (смерть И.Сталина, избрание нового секретариата ЦК КПСС во главе с Н.Хрущевым, смертный приговор Л.Берии) приводит к ослаблению давления на писателей со стороны государственного аппарата. В этот период оттепели начинают закладываться первые культурные и литературные традиции, отражение которых мы находим в современных литературных произведениях. Однако в это время пересмотр основ предшествующей (классической, модернистической, соцреалистической) культурной традиции еще не был последовательным, он носил скорее фрагментарный характер.
Настоящий переворот происходит в 80-е годы, во времена "горбачевской перестройки". Этот период времени формирует принципиально новое направление в искусстве, получившее название постмодернизм. "Литературная энциклопедия терминов и понятий" дает следующее определение данному понятию: "Постмодернизм - многозначный и динамически подвижный в зависимости от исторического и национального контекста комплекс философских, эпистемологических, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений" (Литературная энциклопедия терминов и понятий 2001: 764). И.С.Скоропанова предлагает охарактеризовать данное понятие как "совокупность появившихся в разных странах мира произведений, мировоззренческо-методологический фундамент которых составляют идеи и концепции постфилософии (либо эквивалентные им представления), эстетика базируется на принципе текстуальности и обосновывает плюрализм мировоззренческих моделей, культурных языков, стилей и созданных посредством деконструкции культурного интертекста и моделирования гиперреальности, что формирует важнейшие аспекты поэтики" (Скоропанова 2001: 13).
В настоящее время существует два конкурирующих термина "постмодернизм" и "постмодерн". Среди исследователей нет единого мнения по поводу их употребления. М.Липовецкий использует исключительно термин "постмодернизм" (Липовецкий 1997). М.Эпштейн разделяет приведенные понятия, утверждая, что постмодерн - это первая стадия постмодернизма (Эпштейн 2000) В. Курицын использует термины как "абсолютные и простые синонимы" (Курицын 2000: 9).
"Философско-теоретическую основу постмодернизма заложил постструктурализм в лице его виднейших представителей: Ж.Деррида, М.Фуко, Ж.Делеза, Ф.Гваттари, Ю.Кристилевой, Р.Барта, Поля де Мана, У.Эко и др." (Скоропанова 2001: 13). Как любое художественное направление постмодернизм возник в противовес существующим культурным и литературным традициям. Зародившись в конце 60-70-х годов во Франции и США, он отразил назревающее недоверие к авторитетам и догмам модернизма, начав переоценку ценностей западной культуры. Постмодернизм был своего рода реакцией на установившийся общественный порядок и установившееся общественное сознание, был бунтом и протестом против существующего порядка вещей.
Нет единой точки зрения на основоположника российских постмодернистических традиций в литературе. "Пальма первенства" передается то В.Набокову с его "Лолитой" и "Даром", то М.Булгакову с "Мастером и Маргаритой", то повествованию А.Терца "Прогулки с Пушкиным", то А.Битову с "Пушкинским домом", то Вен.Ерофееву с его поэмой "Москва-Петушки" (Богданова 2004: 33). А.Генис иллюстрирует отличие западного постмодернизма от российского с помощью следующих формул:
Западный постмодернизм = авангард+массовая культура
Российский постмодернизм = авангард+соцреализм (Генис 1999).
Своеобразие постмодернизма заключается в том, что, с одной стороны, он объединил в себе многие из предшествующих культурных течений, перенял их особенности, а с другой, зародил в литературе новые тенденции, идеи, жанры.
В постмодернизме обнаруживаются признаки всех без исключения эстетических систем. "Так, например, с художественным мышлением эпохи эллинизма постмодернизм роднит избыточность, неидеологичность, заимствования, а также соединение восточных и западных традиций" (Мережинская 2004: 14). Обнаруживаются некоторые сходства постмодернизма с барокко. "Так, барочное видение мира как метаморфозы, подчеркивание "безличной стихийности", ожесточенной динамики жизни, пародоксальности в восприятии действительности модифицируются в постмодернистской картине мира, акцентирующей хаотичность, непознаваемость, перетекание смыслов" (Мережинская 2004: 14). В измененном виде представлен в постмодернизме художественный мир романтизма (акцентированы ирония и игра), а также реализма, модернизма и неосентиментализма.
Постмодернизм - течение, которое постоянно эволюционирует, развивается. "В силу тяготения постмодернизма к многополярности, фрагментации, калейдоскопичности его иногда характеризуют как необарокко" (Скоропанова 2001: 55). Другие исследователи (Липовецкий 1997) говорят о том, что разновидностями постмодернизма являются необарокко и концептуализм.
Концептуализм близок к поэтике обериутов. "Необарокко как разновидность постмодернизма вбирает в себя открытия "другой прозы", метафорического стиля, шоковую поэтику натурализма <…> Наконец, одной из черт произведений необарокко является эстетика хаотичности, создание мира хаоса как соединения разнородных кусков в один текст, интерес к лабиринтам, тупикам, узлам" (Современная русская литература конца ХХ - начала ХХI в. 2011: 61).
Среди изменений, произошедших в современной литературе, исследователи выделяют следующие:
) Прежде всего, изменилась роль писателя, его функции. "Сам художник больше не богоподобная личность, транслирующая в мир какие-то свои ценности, а скорее, частное лицо" (Курицын 2000: 38). Писатель больше не наставляет и не учит, не ставит читателя перед нравственным выбором. Он занимает, как правило, позицию стороннего наблюдателя.
) Из первого пункта логически вытекает и другое изменение. Так как автор не ставит перед собой задачу привить читателю некие ценности, меняются его герои. Они перестают быть образцом поведения. "Вместе с полученной свободой литература добровольно сложила с себя полномочия выступать в качестве воспитателя человеческих душ, а места положительных героев-маяков заняли бомжи, алкоголики, убийцы и представители древнейших профессий" (Современная русская литература конца ХХ - начала ХХI в. 2011: 4).
) Смещаются рамки нормативного, дозволенного. Все что раньше было недопустимым, становится притягательным. Авторы вводят в свои тексты телесность и эротизм, проявляют повышенный интерес к физическим уродствам, эротическому вожделению, в том числе и нетрадиционному, изнанке семейной жизни, нищете, алкоголизму, смерти, к "теневой" стороне жизни, ко всему тому, что ранее оставалось за рамками литературного пространства. "Пристальный интерес к безобразному выливается в его постепенное "приручение" посредством эстетизации, ведущей к размыванию его отличительных признаков" (Богданова 2004: 4).
) Интертекстуальность и игра. "Постмодернизм - опыт непрерывного знакового обмена, взаимопровокаций и перекодировок. Этим вполне объясняется пресловутая постмодернистская центонность и интертекстуальность: постоянный обмен смыслами стирает различия между "своим" и "чужим" словом, введенный в ситуацию обмена знак становится потенциальной принадлежностью любого участника обмена" (Курицын 2000: 37). С помощью интертекстуальности происходит освоение жизни и истории, завязывается диалог с русской и зарубежной классикой.
) Меняется роль читателя. Она перестает быть пассивной. Современные художественные тексты с их тенденцией к языковой игре и интертекстуальности требуют от читателя интеллектуальных усилий. "Соучастие читателя в овладении текстом состоит в этих случаях не в разгадывании постмодернистских кроссвордов, а в акте сотворчества. Известно, что подобный процесс приводит читателя в глубину текста, способствует формированию так называемой языковой личности" (Современная русская литература конца ХХ - начала ХХI в. 2011: 15).
Среди других особенностей современной литературы можно отметить замену возвышенного комическим, в трагического - парадоксальным, утрату утопизма и литературоцентризма, подрыв формальной организации, превалирующую в постмодернистской поэтике иллюзию хаоса, спонтанную, а иногда кажется, что и бессмысленную игру дискурсов, символов, языков и обломков былых символических порядков, недоверие к новым эстетическим и языковым дискурсам, жанровую пестроту и размытость границ, структурную спонтанность и бесформенность (Богданова 2004; Липовецкий 2008; Скоропанова 2001). "Всеобщий смех становится средством десакрализации власти и довершает духовное освобождение народа, принося в то же время и горечь потери мировоззрения" (Глинтерщик 2000: 20). Преобладающие настроения современной литературы - злость, горечь, печаль, чувство напрасно прожитой жизни.
Нахлынувшая в 90-е годы свобода, становление ранее запрещенной литературы, многоуровневость поликультурного пространства доступной привели к резко обозначившейся в литературе дифференциации "высокого", элитарного и "низкого", массового. Промежуточное положение заняла беллетристика.
Оглавление
- Введение- Особенности современной русской литературы
- Место Бориса Акунина в современном литературном процессе
- Интертекстуальность как ключевая особенность проекта Эраст Фандорин
- Литературный проект Эраст Фандорин
- Азазель
- Турецкий гамбит
- Левиафан
- Смерть Ахиллеса
- Статский советник
- Коронация, или последний из романов
- Любовница смерти
- Любовник смерти
- Алмазная колесница
- Весь мир театр
- Общие мотивы и образы всего цикла Приключения Эраста Фандорина Выводы
- Список использованной литературы
Список литературы
1. Арон Л. Чеховский экзистенциалист, или От интеллигенции к среднему классу // Континент. 2004. №119. [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru:8080/continent/2004/119/aron11.html. Беляков С. Акунин как мистер Хайд // Частный корреспондент. 2008. 24 октября. [Электронный ресурс]. URL: http://www.chaskor.ru/р.php?id=659
. Бобкова Н.Г. Функции постмодернистского дискурса в детективных романах Бориса Акунина о Фандорине и Пелагии : дис. ... канд. фил. Наук. Улан-Удэ, 2010.
. Богданова О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е годы ХХ века - начала XIX века). СПб., 2004.
. Буслакова Т.П. Современная русская литература: тенденции последнего десятилетия: Учеб. пособие. М., 2008.
. Быков Д. Блуд труда. СПб., 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://www.imwerden.info/belousenko/books/bykov/bykov_blud_truda.htm
. Вишевский А. Сквозь призму детектива: Мир романов Бориса Акунина и Леонида Юзефовича. М., 2011.
. Генис. А. Иван Петрович умер. Статьи и расследования. М., 1999.
. Глинтерщик Р. Современные русские писатели-постмодернисты: очерки новейшей русской литературы. Каунас, 2000.
. Данилкин Л. Убит по собственному желанию // Акунин Б. Особые поручения. - М., 2000. [Электронный ресурс]. URL: www.guelman.ru/slava/akunin/danilkin.html
. Десятов В.В. Набоков и русские постмодернисты. Барнаул, 2004.
. Как сделать детектив / Пер. с англ., франц., нем., исп. М., 1990.
. Куневич А., Моисеев П.Пушкинский текст в "фандоринских" романах Б. Акунина // Сибирские огни. - 2005. - № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sibogni.ru/archive/45/537
. Курицын В., Русский литературный постмодернизм. М., 2000.
. Липовецкий М. Паралогии: Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920-2000-х годов. -М., 2008.
. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. (Очерки исторической поэтики): Монография. Екатеринбург, 1997.
. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. М., 2001.
. Лурье. Л. Борис Акунин как учитель истории // Эксперт Северо-Запад. 2000. №8. [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/northwest/2000/08/08no-akunin_53821/
. Маркова Т.Н. Современная проза: конструкция и смысл. М., 2003.
. Мегрелишивили Т. Шляпа Агаты Кристи, очки Умберто Эко, борода Льва Толстого (комментарии к прозе Бориса Акунина // На холмах Грузии. - 2005. - № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://kholmy-gruzii.klamurke.com/01/megrelischwili_akunin.htm
. Мережинская А.Ю. Русский литературный постмодернизм. Киев, 2004.
. Одиннадцать бесед о современной русской прозе / Интервью Кристины Роткирх. Под ред. Анны Юнгрен и Кристины Роткирх. М., 2009.
. Потанина Н. Диккенсовский ход "фандоринского проекта" // Вопросы литературы. 2004. №1. [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2004/1/pot.html
. Ранчин А. Романы Акунина и классическая традиция: повествование в четырех главах с предуведомлением, лирическим отступлением и эпилогом // Новое литературное обозрение. 2000. №67. [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2004/67/ran14.html
. Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы. Учебник для студентов высших учебных заведений / В.Н.Альфонсов, В.Е.Васильев, А.А.Кобринский и др.; Под ред. С.И.Тиминой. СПб., М., 2002.
. Самотик Л.Г. Язык "Турецкого гамбита" Б.Акунина: Очерк и словарь. Красноярск, 2005.
. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: новая философия, язык. СПб., 2001.
. Современная русская литература конца ХХ - начала ХХI в.: учебник для высших учебных заведений Российской Федерации / С.И.Тимина, Т.Н.Маркова, Н.Н.Кякшто и др.; Учебно-методический комплекс по курсу "Русская литература ХХ - начала ХХI в.". СПб., 2011.29. Современная русская литература (1990-е гг. - начало XXI в.): Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / С.И.Тимина, В.Е.Васильев, О.Ю.Воронина и др. СПб., 2005.
. Черняк М.А. Массовая литература ХХ века: учеб. пособие. М., 2007.
. Хёйзинга Й.Homo Ludens. Человек играющий / Сост. предисл. и пер. с нидерл. Д.В.Сильвестрова. СПб., 2011.
. Черняк В.Д., Черняк М.А. Базовые понятия массовой литературы: Учебный словарь-справочник. - СПб., 2010.
. Циплаков Г. Зло возникающее в дороге, и дао Эраста // Новый мир. 2001.
. Эпштейн М.Н. Постмодерн в русской литературе: Учеб. пособие для вузов. М., 2005.
. Эпштейн М.Н. Постмодернизм в России. Литература и теория. М., 2000.
. Юсипова Л. От Эраста Петровича к героям безбумажной литературы // Московские ведомости. 2001. 26 июля. [Электронный ресурс]. URL: http://www.guelman.ru/culture/reviews/2001-07-27/Usipova260701/
Электронные ресурсы
. http://ru.wikipedia.org/wik - Википедия. Свободная энциклопедия
. http://www.akunin.ru/ - Официальный сайт Бориса Акунина
. http://fandorin.ru/ - Официальный сайт Эраста Фандорина
. http://all-akunin.ru/ - Творчество Бориса Акунина
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год