на первый
заказ
Дипломная работа на тему: Дисциплине Музыка. . Стилистические особенности вокально-хорового письма
Купить за 400 руб.Введение
В течение многих столетий хоровое пение являлось тем основным путем, по которому шло развитие музыкальной культуры нашего народа. Исключительная поэтико-музыкальная одаренность русского человека находила свое выражение в образах песенного творчества, а наиболее излюбленной, органически присущей народу формой музыкального исполнительства стало хоровое пение. Именно в этой области создавались в первую очередь те художественные ценности, которые принесли нашему народу всемирное признание в области музыкального искусства и утвердили за ним славу народа-песнетворца. На основе народнопесенной культуры возникло и поднялось могучее русское профессиональное музыкальное искусство. В процессе развития отечественной хоровой культуры создались хоровые коллективы, не знающие равных себе по исполнительскому мастерству. Художественное воспитание и последующее творчество наиболее одаренных русских музыкантов было неизменно связано, в большей или меньшей степени, с народной песней и хоровым пением.Область народного певческого искусства влекла к себе всех тех музыкантов, в творчестве которых жили и утверждались лучшие традиции русской музыкальной культуры.
В то же время, глубокое своеобразие русской хоровой музыки было всегда способно оказывать сильнейшее влияние, как на формирующийся творческий облик музыканта, так и на самый характер его. В течение ряда поколений многие даровитые русские музыканты и исполнители всецело и убежденно посвятили себя хоровому делу. Среди них были выдающиеся музыкальные деятели, оставившие заметный след в истории русской музыки: Д. С. Бортнянский (1751-1825), М. С. Березовский (1745-1777), Г. Я. Ломакин (1812-1885), В. С. Орлов (1856-1907), А. Д. Кастальский (1856-1926) и многие другие.
В плеяде замечательных русских музыкантов-хоровиков почетное место занимает имя профессора Павла Григорьевича Чеснокова, вся жизнь которого была посвящена служению отечественному хоровому искусству.
Целью работы является раскрытие стилистических особенностей вокально-хорового письма П.Г. Чеснокова. связи с поставленной проблематикой работа состоит из нескольких разделов: введения, двух основных глав и заключения.
В первой главе дается общая характеристика вокально-хорового творчества, раскрываются основам хорового письма.
Вторая глава посвящена вокально-хоровым особенностям письма Павла Григорьевича Чеснокова.
В заключении представлены основные выводы работы.
Оглавление
- Введение 3- Основы вокально-хорового письма
- Хоровое пение типы и виды хоровых певческих коллективов
- Хоровое письмо
- Музыкант и педагог п.г. чесноков. его точка зрения на вокально-хоровое искусство
- Биография. П.Г. Чесноков
- П. Г. Чесноков и его книга Хор и управление им
- Особенности вокально-хорового письма П. Г. Чеснокова
- Заключение 45
- Список использованной литературы 47
Заключение
П. Г. Чесноков - великий мастер голосоведения. В этом плане его можно поставить в один ряд с знаменитыми Моцартом и Глинка. При главенстве гомофонно - гармонического склада, при красоте и яркости гармонической вертикали всегда можно легко проследить плавную линию мелодического движения каждого голоса.Его вокально - хоровое чутье, понимание природы и выразительных возможностей певческого голоса имеют мало себе равных среди композиторов отечественной и зарубежной хоровой литературы. Он знал и чувствовал "тайну" вокально - хоровой выразительности.
Чесноков писал "музыку для хорового пения", ориентируясь на конкретный хоровой исполнительский стиль этого исторического периода. Основным средством выражения в его музыке служила не мелодика, не ритмодекламация и даже не доминирующая над всем гармония, а хоровая инструментовка. В его сочинениях нет смыслового подтекста и семантической многозначности, но в области хоровой инструментовки П. Г. Чесноков был непревзойденным мастером.
Музыку Чеснокова следует рассматривать как творчество хорового дирижера, которому удалось зафиксировать в своих сочинениях великолепное русское хоровое мастерство.
Хоры П. Г. Чеснокова часто используются в хоровой и дирижёрской практике. Они интересны и популярны, поэтому остается надеяться, что творчество замечательного русского композитора Павла Григорьевича Чеснокова будет и далее изучаться музыкальными теоретиками, дирижерами и хоровыми коллективами, а новые исследования расширят представления о самобытной, яркой и выразительной музыке композитора.
Книга "Хор и управление им" может быть отнесена к числу замечательных трудов, приносящих большую пользу подрастающему поколению советских хоровых дирижеров, ищущих новые пути в развитии отечественного хорового искусства. Книга Чеснокова представляет собою своеобразную энциклопедию хоровой работы и бесспорно является лучшим трудом в этой области. Об интересе к книге говорит и тот факт, что при выходе ее из печати тираж разошелся в несколько часов. Второе издание книги сейчас также является библиографической редкостью. Она известна и переведена за рубежом.
И всегда, где бы ни работал Чесноков, в большом или малом деле, его безмерная любовь к хоровому пению, освещенная большим и светлым дарованием, его честность и принципиальность в жизни и творчестве могли являться отличным примером служения родному искусству. Мы должны отдать честь его преданному, самоотверженному труду советского музыканта - труженика и гражданина; труду, который, не прекращаясь и не ослабевая, продолжался до самой смерти.
Как композитор, Чесноков и поныне пользуется большой популярностью. Это объясняется свежестью и современностью его "подслащенной" гармонией, ясностью формы, плавным голосоведением.
Список литературы
1. Ануфриева, О. В.50 бесед о русском церковном пении и духовной музыке: [учебное пособие] / под ред. И. Ануфриева. - Пермь: [Типография МП Коробченко С. И.], 2009. - 625 с.2. Блок А. Собрание сочинений. Т. 5. - М., 1962. - 487 с.
3. Диакон С. Трубачев. Песнопения Панихиды в русской музыке.
4. К. Н. Дмитревская. - М.: Советский композитор, 1974. - Вып.1. - 1974. - 128 с.
5. Зверева, С. Г. Духовная консерватория. Об опыте создания высшего церковно-певческого училища [Текст]: материалы Богоявленских чтений 1998-1999 годов / С. Г. Зверева // Регентское дело: Духовно-музыкальный журнал для певчих и регентов Украинской Православной церкви / гл. ред. А. Лебедев. - 2011. - №.12. - С.4-15.
6. Ивакин, М. Н. Русская хоровая литература [Текст]: учеб. пособие для культпросвет. и муз. уч-щ / М. Н. Ивакин. - М.: Советская Россия, 1965. -360 с.
7. Матвеев Н. В. Духовный композитор Павел Чесноков.
8. Парфентьева Н.В., Н.П. Парфентьев Н.П. Древнерусскиетрадиции в русской духовной музыке XX века. - Челябинск, 2000. - 65 с.
9. Русская хоровая музыка конца XIX - начала XX века [Текст]: курс лекций по хоровой литературе / ред. В. Ф. Шевлягина. - М.: [б. и.], 1992. - 106 с.
10. Усова И. Хоровая литература [Текст]: учебное пособие / И. Усова. - М.: Музыка, 1988. - 207 с.
11. Чесноков, П. Г. Хор и управление им [Текст]: учебное пособие / П. Г. Чесноков. - 4-е изд., стер. - СПб. : Лань: Планета музыки, 2015.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год