на первый
заказ
Дипломная работа на тему: Вперёд к Платону! Все пороки антисубстанциализма
Купить за 600 руб.Введение
Представленная на рассмотрение работа пронизана духом Платона, той основной сократовской идеей, которую он развивал всю свою жизнь и которая получила впоследствии название "диалектический субстанциализм". Для разработки этой концепции Платон сделал больше, чем все последующие поколения философов. В то же время решить сразу все проблемы было нереально: понадобилось более двух тысячелетий, чтобы они были решены самыми светлыми головами в истории философии. Объединяя все решения в одной работе, мы завершаем основную идею концепции, то есть идём вперёд и в то же время идём к Платону, к реализации того, что интуитивно двигало им в его творчестве.Мы привыкли к эмпирической истории философии, которая хронологически описывает всё, что называют философией, любовью к мудрости. Но мудрость бывает разная, настолько разная, что кроме любви к самой мудрости ничем не объединяющаяся. Поэтому, если подойти к истории философии с принципиальных позиций, то можно обнаружить, что она представлена двумя типами диаметрально противоположных концепций: 1) субстанциализм (априорное знание) и 2) антисубстанциализм, или эмпиризм (знание о внешнем или внутреннем опыте). Попытки их эклектически соединить или бездоказательно отрицать такое деление всегда были, но всегда и демонстрировали неглубокое знание проблемы их авторами.
Критическому анализу в нашей работе был подвергнут антисубстанциализм, который условно можно разделить на классический эмпиризм и эмпиризм неклассический. Что касается эмпиризма классического, то нового к существующей его критике трудно что-либо добавить, поэтому мы собрали и обобщили то, что уже имеется в литературе. Иногда термином "антисубстанциализм" пытаются отвлечь внимание от эмпирической сути этого направления, но она, как правило, всегда лежит на поверхности. Неклассический антисубстанциализм, или эмпиризм, уже подвергался критике за крайний субъективизм и уход в иррационально-мистическую сферу (гипотетическое "сверхприродное"). Однако критика осуществлялась с эмпирических же позиций, поэтому не была достаточно эффективной. Особую роль в критике играет классическая формальная логика. Все эмпирические теории внешнего и внутреннего опыта, рациональные и иррациональные и даже мистические в качестве "металогического" (метатеоретического) своего обоснования используют законы классической формальной логики. И вся их эволюция канализируется, направляется выявившейся нелогичностью теории (яркий пример - критика феноменологии Гуссерля). В целом антисубстанциализм ХХ века при всех его постмодернистских устремлениях к концу века явил все признаки стагнации [173, с. 34], тем не менее это не помешало ему перешагнуть в XXI век.
Субстанциализм является альтернативой антисубстанциализму и именно на него началось наступление в послегегелевский период. Современная философия смотрит на диалектический субстанциализм уже как на изжившую себя философию, не доверяя фактически ни одному её выводу. Психология отношения понятна: как саркастически заметил ещё Аристотель, "когда портится хорошее, оно становится особенно плохим". Нужно сказать, что критика субстанциализма в XIX - XX вв. была не просто поверхностной, но и совершенно непрофессиональной. Между тем субстанциализм того периода имел нерешённые проблемы и вытекающие из этого недостатки, но именно на них и не было обращено внимания в этой можно сказать псевдокритике. Классическая философия была не завершена, а попросту отброшена. Цель представленной работы - дать логическое завершение незавершённой классики. Призывы современного антисубстанциализма (особенно усиливающиеся со стороны постмодернизма) игнорировать период классической философии с её достижениями и вообще забыть о её проблемах - это уже начало агонии. Отодвинув в сторону классический период, новая волна эмпиризма оказалась фактически вне философии и существует только благодаря поддержке соответствующих государственных институтов. Насколько долго удастся морочить головы интеллектуальной публике? Трудно сказать, ибо опыт истории философии подсказывает, что может быть и долго.
Философия начиналась фактически с диалектического субстанциализма, с того момента, когда были преодолены представления о субстанции как "подложке" эмпирического мира (древнегреческий период). И хотя субстанциализм и в ХХI веке имеет нерешённые проблемы, но у него есть одна очень сильная сторона - он нашёл естественные причины в обосновании существования (устойчивости) мира. И логика была проста: если установлена естественная причина существования мира, то установлен и обоснован способ его познания и описания. Диалектический субстанциализм установил вечное "неизменное изменение", которое реализуется во взаимопереходе полярных сил сверхчувственной субстанции или субстанций (в плюралистическом монизме). Он установил и несущественные для субстанции изменения - область, познаваемую в опыте, область преобразования и развития эмпирического мира. Логически последовательно диалектический субстанциализм способен объяснить всё и чувственное, и переживаемое, и сверхчувственное как естественные феномены. Он плох только с точки зрения философии эмпиризма, но она за две с половиной тысячи лет не смогла создать своей онтологии, которая не противоречила бы здравому смыслу, самой себе и естественным природным законам. Поэтому эмпиризм в своих концепциях так часто и обращается к иррациональному, то есть к сверхестественному, а по сути к фантазии.
Мы не можем уйти от вопроса о единстве мира на всех его уровнях от космоса до сознания, мышления и переживаний. Нет единства - нет мира, ибо, если части его качественно различны, то они просто не существуют одна для другой (А = В противоречит формальной логике, основе нашего мышления). Если есть рационализм и иррационализм, то рассуждать о их отношениях бессмысленно, ибо одно для другого не существует, нет единого мира, в котором бы они сосуществовали. Но если этого нет, то и всякая писанина по этому поводу бессмысленна, бессмыслен весь неклассический антисубстанциализм. Объективно есть закон и закон - это естественное и нет беззакония как сверхестественного и не потому, что так устроена традиционная логика нашего мышления (многим она не нравится как дефектная), а потому что она так устроена по объективному закону. Переживания иррациональны по определению, но это такое иррациональное, которое строится на жёстких естественных законах, а переживающая душа древних греков так же субстанциальна, как и интеллектуальная. Нужно это опровергнуть прежде, чем заявлять противоположное. Современный антисубстанциализм, или эмпиризм, это старое гераклитовское "всё течёт", потуги завершить древнюю идею эмпирической "онтологии" столь критически воспринятую Платоном.
Реальность одна, поэтому и история её изучения не должна быть раздробленной на плюрализм направлений, различных пониманий этой реальности. Сегодня говорят об исторических типах диалога, рациональности, диалектики, философии и т.д. и т.п., каждый из которых объявляется истинным только для своего исторического отрезка времени. Утверждается также, что философия должна существовать как плюрализм концепций, мнений, направлений в отражении реальности. Мало кого смущает то обстоятельство, что стоят они нередко во взаимоисключающих отношениях. Плюрализм - это сфера мнения (в противоположность истине) и он имеет право на существование, о чём немало писали древние греки. Но сфера мнения - обыденная практика, эмпиризм, а не философия, хотя философия в широком смысле слова - просто любовь к мудрости, не обязывающая ни к чему (ни к истине, ни к отражению реальности), мало чем отличается от сферы мнения. Каждая концепция плюралистической философии это своя истина, своё представление о реальности, но плюрализм истин с точки зрения логики это абсурд, абсурд в первоначальном значении этого слова, то есть нелепость, бессмыслица. Обосновывать плюрализм философии, наделяя абсурд каким-то смыслом, содержанием (именно к этому пришла неклассическая философия), некорректно и бесперспективно. Изменение денотата абсурда превращает это понятие в омоним по отношению к его первоначальному значению. Усилия, направленные на дискредитацию выводов традиционной логики фактически оказались тщетными.
Первое, на что следует обратить внимание, просто диалектика, понимаемая как предмет, как некая философия - это исторический анахронизм, воспроизведение которого в доказательствах и критике для настоящего времени мягко говоря некорректно. Со времён Сократа и Платона диалектика представляет собой строгую науку - диалектическую логику, соблюдение законов которой диктует субстанция (способ её существования и отражает диалектическая логика). Одной из главных особенностей диалектической логики, то есть логики диалектического субстанциализма, является то, что она не имеет дела с вещественно-телесными образованиями. Изучением последних занимается материалистический сенсуализм или эмпиризм, а проще - материализм. Но это не совсем верное понимание предмета, ибо материя не сводится к чувственно воспринимаемым (посредством приборов или без них) образованиям, что известно ещё со времён древних греков, которые апеллировали и к "первоматерии", и к "интеллигибельной" материи.
Очень важный факт, на который даже в специфически диалектических исследованиях обращается недостаточное внимание, это то, что диалектическая логика уже с самого своего зарождения представлена в двух формах: в видовой и родовой. Это очень важные методологические моменты, но в настоящее время за редким исключением различий между ними не делается. С особой неприязнью к такому делению относится эмпиризм. Дело в том, что видовая диалектика описывает конкретные субстанции, конкретную материю, а сенсуалистический эмпиризм полагает, что исследование конкретной материи это его прерогатива и ставит вопрос об адекватности подхода. Исключая диалектику из методологической сферы, он и знать не желает, что области их исследования совершенно разные, нигде не пересекаются. Поэтому его критика в адрес диалектики не только излишняя (бьёт мимо цели), но, как правило, и абсолютно некомпетентная.
Одним из самых трудных моментов субстанциализма является кажущийся очевидным факт невозможности адекватно и непротиворечиво объединить взаимоисключающие концепции монизма и плюрализма субстанций. Только Лейбниц смог вплотную приблизиться к их разрешению в своём плюралистическом монизме субстанций. Мы попытались соединить исторически сложившиеся (от Платона до Гегеля) представления о субстанции, как особой силе, сверхчувственной материи, с представлениями о иерархии форм материи, которую рассматриваем с позиций отношения субстанций. Субстанции появляются и не появляются, исчезают и не исчезают. Несущественное изменение в движении сил какой-либо субстанции оказывается для самого этого изменения особым качеством, отличным от формы исходной субстанции, но отличном только для самого себя же. В итоге, без всяких пространственных отношений оказываются "сосуществующими" (но фактически каждая для самой себя) уже две субстанции. В последней на определённом этапе её круговорота точно также возникает последующая. Для эмпирической интерпретации скажем так, для атомарного уровня материи вся вышележащая иерархия уровней вплоть до организма животного есть некоторые несущественные модификации движения атомов, для которых вышележащих качеств просто не существует. Плюрализм тут и возникает только абстрактный, эмпирический.
В XIX - ХХ вв. эмпиризм вытеснил диалектику, освободив место для псевдодиалектических спекуляций (марксистский диалектический материализм, диалектический рационализм Г. Башляра и т.п.). По исследованиям марксиста М.А. Кисселя [108], эмпиризм предстал в двух формах. 1. Сенсуалистический эмпиризм - в виде различных школ позитивизма (Кисель, как марксист, естественно, не мог указать на марксистский диалектический материализм - эмпирический в своей основе). 2. Иррационально-интуитивистский (преимущественно экзистенциально-феноменологического толка) - интроспективная эмпирическая метафизика, опыт (эмпирия) которой с самого начала основывался на так называемых "эмоционально-трансцендентальных актах". Эмпиризм, если его понимать как философию, многолик и это обстоятельство зачастую вуалирует главную суть истории философии - она всегда была взаимоотношением концепций или интенций только двух видов: диалектических и эмпирических. Не было и нет другой истории.
Оглавление
- Введение .. 3- Все пути ведут в субстанциализм
- Все пороки классического антисубстанциализма
- Вначале была логика
- Омонимы понятий, или кто заблудился в трёх соснах
- Формальная логика
- Формальная логика и субстанциализм
- Интуиция души и сознание
- Душа
- Диалектическое бессознательное
- Интуиция врождённая и подсознательная
- Диалектический субстанциализм
- Пролегомены к субстанциализму
- Феноменология духа или на полпути к платоновской диалектике
- Для кого непонятен Платон в Пармениде, или истоки диалектики Гегеля
- Диалектика Гегеля и Платона
- Диалектическая логика как метод конкретных наук
- Материя и плюралистический монизм
- Сверхчувственная материя
- Субстанции не умирают
- Плюралистический монизм
- Отражение - рефлексия - ритмология
- Субстанция души - этика
- Правдоподобие плюрализма форм материи
- О концепциях иерархии уровней материи. Правдоподобие
- Монады, воспринимающие раздражения
- Переживающая монада
- Интеллектуальная субстанция
- Все пороки неклассического антисубстанциализма
- Субъективная реальность как эмпирический феномен
- Лебединая песня онтологии сознания
- 3. Другие проекты спасения антисубстанциализма
- Заключение . 192
- Литература ... 196
- Chapter i. all ways lead то substancialism
Заключение
В отличие от Древней Греции, сегодня нет устойчивых философских школ, но плюрализм порождает нигилизм. Нет оснований утверждать, что мы мудрее древних греков. Ими двигало глубокое осмысление проблем, они были интуитивны и обращались к бессознательной субстанции души (действительно познавая себя), а в наш техногенный век во главу угла стал опыт с его эмпирической интуицией и такой же эмпирической интроспекцией. Душа из познания исчезла, а с ней исчезло и знание объективного. Радоваться нечему.Философия эмпиризма пыталась поначалу доказать, что существует эмпирический вещественно-телесный мир и нет никакой сверхчувственной самодовлеющей сущности. Эмпиризм и занимается критикой этой "фикции", но постепенно выясняется, что сам имеет такие пороки, которые просто исключают возможность с его позиций познавать мир или объяснить его. И тогда эмпиризм кидается в другую крайность - ищет этот сверхчувственный мир и находит ему иррационально-мистическое объяснение. За спиной тысячелетия критики диалектического субстанциализма, а впереди иррационализм, мистицизм и в конечном счёте фантасмагория. Веками рвавшийся к объективности скатился он в конечном счёте в крайнюю субъективность.
Мы рассмотрели пороки антисубстанциализма, или эмпиризма, и в общем-то пришли к тому, что было известно ещё более двух тысяч лет назад и выразилось в апориях Зенона: опыт не зависит от законов логики - каковы посылки, таковы и дедуктивные следствия. Обычная практика направлена на удовлетворение жизненных потребностей человека и если пороки эмпиризма при этом ей сильно мешают, она обращается к здравому смыслу, догадке, интуиции. К истине ближе тот, у кого лучше работает интуиция. Практика эмпиризма обычно "перешагивает" через препятствующие ей этапы. Но совсем другое дело, когда эмпиризм пытается создать свою онтологию, тогда его пороки становятся непреодолимым препятствием и превращают концепцию в абсурд. Неклассический антисубстанциализм пытается преодолеть абсурд, находя выход в иррационализме, мистике или религии.
Возникновение неклассической логики было воспринято антисубстанциализмом некритически. В отличие от классической формальной логики (логики правильного мышления) неклассическая являлась всего лишь отражением эмпирии и её концепций. Она воспроизводила все пороки эмпиризма, а её воспринимали как объективную теорию конкретной реальности. Первыми тревогу забили не практики, которых не смущала фантасмагория с их объектами, а сами логики, вернее, те из них, которые поняли, что эта наука находится в состоянии кризиса.
По большому счёту диалектический субстанциализм возник на потребу эмпириков, для того, чтобы они могли разобраться в своих проблемах. Он предоставлял реальный метод для конкретно-научного исследования, однако по причинам субъективного характера (не у всех развита диалектическая интуиция) и объективного (борьба между религиозно-мистическим отношением к миру и объективным) он с трудом пробивает себе дорогу в жизнь.
Послегегелевский период критики диалектического субстанциализма по историческим меркам невелик, но опасность тотальной и непрофессиональной критики велика. В наш техногенный век учёные уже не воспитываются, а штампуются и чем больший поток информации обрушивается на головы людей, тем рафинированнее становится эта штамповка. "Нынешний философ живёт стереотипами, отработанными схемами". Учёный сегодня не ищет смысла и истины, от него и требуется лишь "ограничиваясь условиями договора, сидеть в каком-нибудь НИИ и выдавать необходимый по плану результат своей деятельности в установленный срок" [117, с. 184, 186].
Гегель подготовил почву для решения основных проблем диалектического субстанциализма, но история распорядилась по своему - возник диалектический материализм, громкое название которого совершенно не соответствовало его сущности - эмпиризму гераклитовской ориентации. Это марксистское политически окрашенное учение [206] втянуло в свой водоворот всю прогрессивную философскую мысль и своей выхолощенной диалектикой застопорило развитие диалектического субстанциализма.
Наша монография и посвящена преодолению негативного наследства. Проблемы диалектической логики были хорошо изложены в "Науке логики" Гегеля, надо было только избавиться в понимании субстанции от спинозовских предрассудков, которые исключали всякий гносеологический плюрализм субстанций. Задачу облегчило то обстоятельство, что Гегель видимо специально не ориентируясь на плюралистический монизм, интуитивно сам строил свою модель плюралистического монизма. Однако его вариант уступал Лейбницевскому. Рассмотрев последний мы пришли к следующим выводам. 1. Атомарность субстанций и расположение их в "плоскости" одного уровня есть лишь частный вариант отношения субстанций. Более распространённый вариант подобен иерархии, изображаемой в концепции уровней материи. 2. Субстанция представлена сверхчувственными полярными силами. Она абсолютна, самодвижима (неизменное изменение) и единственна. Все другие для неё не существуют, или, что то же самое, существуют как её внутреннее несущественное для её законов изменение. Точнее, такое влияние оказывают друг на друга не сами субстанции, а их несущественные компоненты (сознание, вещественно-телесное).
И ещё вопрос о диалектической логике Платона. Самый трудный для истории философии (по количеству публикаций, интерпретаций и разочарований) оказался в работе едва ли не самым лёгким. Стоило просто сопоставить гипотезы платоновского "Парменида" с логикой движения понятия у Гегеля (бытие - сущность - понятие) в "Науке логики" и сразу стало видно, что Гегель почти один к одному воспроизвёл диалектическую логику Платона. Диалектический субстанциализм за два тысячелетия немного продвинулся в части диалектической аргументации, но в самом субстанциализме только приближался к результатам Платона.
ХХ век получил два следствия. 1. Эмпиризм стал выражением философского и естественнонаучного менталитета, так как основные усилия направил на то, чтобы исказить и переистолковать двух с половиной тысячелетнюю критику своих оснований. 2. Классика, особенно после смерти Гегеля, была буквально "подрезана" на самом её подъёме. Она требовала обобщения и выводов, но оказалась незавершённой. Противоречия, которые её раздирали, уже находили своё разрешение, но не были конкретизированы. Именно на нерешённых проблемах и паразитировал иррационалистический эмпиризм, покалечивший умы не одного поколения, воспитанных на нём философов. Иррационализм и удобен тем, что всё непонятное можно не задумываясь сваливать в него как в бездонную яму. Необъяснимо и всё тут! Невежество грубо и напористо "вваливается" в науку о мышлении.
Дуализм материи и духа, материального и идеального находит своё разрешение в идее сверхчувственной материи, основу которой составляют чувственно не воспринимаемые полярные силы материи. Вещественно-телесная материя - это особое состояние части сверхчувственной - усиление или ослабление её полярных сил. Душа человека - полностью сверхчувственная материя, или специфическая форма движения.
Основные предпосылки концепции диалектики, или субстанции - идея сверхчувственной материи и плюралистический монизм - являются одновременно и факторами канализации, направленности построения эмпирических теорий в их интерпретации эксперимента и фактов. Плюралистический монизм, как методологический принцип, формулируется в виде радикальной антиредукции, которая требует для каждого уровня материи (формы материи, формы движения материи) отыскивать специфическую для него закономерность. Это требование, в свою очередь, может быть реализовано через посредство двух приёмов. 1. Интуитивного скачка от эмпирического построения к видовой диалектике. 2. Рефлексии между родовой и видовой диалектиками.
. Последние два века предпринимались активные попытки десубстанциализации души, а соответственно, и бессознательного. Казалось, что новая область исследования - отражение реальности в переживаниях (или "предчувствие") - субъективна и антисубстанциональна. Однако за это же время и выяснилось, что область переживания - это давно известная из истории философии переживающая монада-душа, которая имела и бессознательное и считалась субстанцией.
Мы, конечно, можем познавать иные субстанции, зная их родовой закон, мы можем даже говорить об их видовом качестве, но абстрактно, ибо информацию о конкретном (то есть их качественную определённость), мы черпаем из опыта, а точнее, из образа и представления, имеющих чувственное, эмпирическое происхождение. История философии никогда не уходила (и не могла уйти) от этого. Она просто изучала одни аспекты реальности (субстанции), отвлекаясь от других. И сознание, и подсознательное, и чувственное, и даже универсум - всё производное нашей психики (бессознательного), всё в конечном счёте представлено её качеством.
Dialectic substancialism hаs started from Plato. The stages оf its development have been also determined by two key persons Leibnits and Hegel. Two ideаs are in the basis оf this philosophy. (1) Substance is а pretersensual self-movable force, modifications оf which cаn bе found in experience аs consciousness, substance-corporeal matter etc. (2) Monism оf substance is presented аs аn Absolute; with respect tо itself, the substance is always one and solе. The plurality оf substances is not in conflict with this statement: substances are always species-specific, i.е. each is represented by its own quality. However, in accordance with the traditional formal logic, different qualities are incommensurable (А В), therefore for any substance there exist nо other substances.
Список литературы
1. Абрамов С.С. Неявная субъективность (опыт философского исследования). - Томск, 1991.2. Абрамова Н.Т. Являются ли несловесные акты мышлением? // Вопросы философии. - 2001. - № 6. - С. 68 - 82.
3. Августин. Исповедь. - М., 1991.
4. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. - М., 1988.
5. Автономова Н.С. Рациональность: наука, философия, жизнь // Рациональность как предмет философского исследования. - М., 1995. - С. 56 - 90.
6. Автономова Н.С. Структурализм. // Новая философская энциклопедия. - Т.3. - М., 2001. - С. 647 - 649.
7. Александров А.А. Проблема человека в философии Гегеля // Известия Уральского государственного университета. - № 34. - 2005. - С. 49 - 55.
8. Айер А.Ж. Я мыслю, следовательно я существую // Логос. - 1996. - № 8. - С. 44 - 51.
9. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс (экспериментальная психологика). - Т. 1. - СПб., 2000.
10. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: Ощущения, восприятие. - М., 1982. - С. 7 - 31.
11. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. - М. - 1995.
12. Антология мировой философии. - Т. 2. - М., 1970.
12а. Анцыферова Л.И. Интроспективный эксперимент и исследование мышления в Вюрцбургской школе //Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах. - М., 1966. - С. 59 - 81.
13. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. - Т.1. - М., 1975.
14. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. - Т. 2. - М., 1978.
15. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. - Т.3. - М., 1981.
16. Аронов Р.А. Пифагорейский синдром в современной физике // Х Всесоюзная конференция по логике, методологии и философии науки. Тезисы докладов и выступлений. Секция 6 - 7. - Минск, 1990. - С. 3 - 4.
17. Аронов Р.А. Театр абсурда: нужен ли он современной физике? // Вопросы философии. - 1997. - № 12. - С. 39 - 48.
18. Аронов Р.А. Об основаниях "нового способа мышления о явлениях природы // Вопросы философии. - 2001. - № 5. - С. 149 - 158.
19. Аронов Р.А. Вначале было слово // Вопросы философии. - 2002. - № 8. - С. 70 - 77.
20. Асмус А.Ф. Античная философия. - М., 1976.
21. Бакрадзе К.С. Система и метод философии Гегеля. - Тбилиси, 1958.
22. Беркли Д. Сочинения. - М., 1978.
23. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М., 1990.
24. Бессонов Б.Н. Современная европейская философия: основные школы и тенденции. Ч. 1. - М., 1997.
25. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер А. Мозг, разум и поведение. - М., 1988.
26. Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. - М., 1982.
27. Бондаренко С.Б. Проблема интерпретации физической теории // Х Всесоюзная конференция по логике, методологии и философии науки. Тезисы докладов и выступлений. Секции 6 - 7. - Минск, 1990. - С. 10 - 11.
28. Борисов В.Н. Философия Аристотеля. Пособие по истории античной философии. - Самара, 1996.
29. Брудный А. Бессознательные компоненты процесса понимания // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. - Т. 3. - Тбилиси, 1978. - С. 98 - 102.
30. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М., 1994.
31. Бряник Н. В. Онтология структурализма. - В поисках новой онтологии. Екатеринбург, 2004.
32. Быкова М.Ф. Гегелевское понимание мышления. - М., 1990.
33. Бэкон Ф. Соч.в 2-х т. - Т.1. - М., 1971.
34. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. - Л., 1989.
35. Васильев В.В. Учение о душе в метафизике XVIII века. - Барнаул, 2000.
36. Васильев Н.А. О частных суждениях. - Казань, 1910.
37. Васильев Н.А. Воображаемая логика. Избранные труды. - М., Наука. 1989.
38. Вежбицка А. Семантические примитивы. - СПб., 2000 - 2005.
39. Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 2. - Л., 1976.
40. Визгин В.П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля. - М., 1982.
41. Визгин В.П. К анализу квалитативистского типа рациональности: случай Аристотеля // Историко-философский ежегодник'96. - М., 1997. - С. 5 - 15.
42. Володин В.Н., Любутин К.Н., Нарский И.С. От рассудка к разуму (Кант, Гегель, Фейербах). - Екатеринбург, 1991.
43. Воскобойников А.Э. Бессознательное и сознательное в человеке. - М., 1997.
44. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.
45. Выготский Л.С. Собрание сочинений. - Т.1. - М., 1982.
46. Выготский Л.С. Собрание сочинений. - Т. 2. - М., 1982.
47. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. - М., 1988.
48. Гайденко П.П. Существование // Философская энциклопедия. Т. 5. - М., 1970. - С. 166 - 168.
49. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. - М., 1980.
50. Гайденко П.П. Античный и новоевропейский типы рациональности: Физика Аристотеля и механика Ньютона // Исторические типы рациональности. Т. 2. - М., 1996. - С. 24 - 43.
51. Гайденко П.П. Бытие // Новая философская энциклопедия. - Т. 1. - 2000. - С. 337 - 345.
52. Гайденко П.П. Существование // Новая философская энциклопедия. - Т. 3. - 2001. - С. 677 - 679.
53. Гарин И.И. Воскрешение духа. - М., 1992.
54. Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. - М., 1987.
55. Гасилин В.Н. Принципы в структуре философского знания. - Саратов, 1987.
56. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: В 14-и т. - Т. 3. - М.;Л., 1929-1958.
57. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: В 14-и т. - Т. XI. - М.: Л.: - 1935.
58. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. - Т.1. - М., 1970.
59. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. - Т. 2. - М., 1971.
60. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. - Т. I. - М., 1970.
61. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. - Т. 2. - М., 1971.
62. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. - Т. 3. - М., 1972.
63. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. М., 1974.
64. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Т. 2. - М., 1975.
65. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. - Т. 1. - М., 1974.
66. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. - М., 1975.
67. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук.- Т. 3. - М., 1977.
68. Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М., - 1990.
69. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. - СПб., 1993.
70. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1. - СПб., 1993.
71. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 3. - СПб., 1994.
72. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. - М., 2000.
73. Гончаров И.А. Практика умозрения как основание философского монизма // Универсум платоновской мысли. Космос, мастер, судьба (космогония и космология в платонизме, "тимеевская" традиция и античная физика). Материалы VI Платоновской конференции 28-29 мая 1998г. - СПб., 1998. - С. 37 - 45.
74. Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). - М., 1992.
75. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. Избранные труды. Т. 2. - М., 1999.
76. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. - Новосибирск, 1994.
77. Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Логос. - N 1. - М., 1911.
78. Декарт Р. Избранные философские произведения. - М., 1950.
79. Декарт Р. Сочинения. - Т. 1. - М., 1989.
80. Декарт Р. Сочинения. В 2-х томах. - Т. 2. - 1994.
81. Джохадзе Д.В. Диалектика Аристотеля. - М., 1971.
82. Диалектика сознания и бессознательного. Межвузовский сборник научных трудов. - ЛГПИ. - Л.,1988.
83. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии.- М., 1986.
84. Дубровский Д.И. Психика и мозг. Результаты и перспективы исследований // Мозг и разум. - М., 1994. - С. 3 - 19.
85. Дьюсбери Д. Поведение животных: сравнительные аспекты. - М., 1981.
86. Ерахтин А.В., Портнов А.Н. Философские проблемы этологии и зоопсихологии. - М., 1984.
86а. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. - Минск, 2000.
87. Зелены И. Рассудок и разум в гегелевской "Науке логики" и в материалистической диалектике // Философия Гегеля: проблемы диалектики. - М., 1987. - С. 224 - 241.
88. Зеньковский В. История русской философии. - М., 2001.
89. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. - М., 2001.
90. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. - М., 1999.
91. Иванов А.В. Сознание и мышление. - М., 1994.
92. Иванов А.В. Пути противостояния современному иррационализму // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. - 2000. - № 6. - С. 3 - 21.
93. Иванов О.Е. Самосознание как основа метафизики. Опыт философской пропедевтики. - СПб., 1995.
93а. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб., 1999.
94. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории.- М., 1984.
95. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М., 1998.
96. Ильюченок Р.Ю. Память хорошая, память плохая. - Новосибирск, 1991.
97. Исаев А.А. Бытие и существование как философские понятия. Автореф. дисс. канд. филос. наук. - Уфа, 1997.
98. Исаков А.Н. Философская аналитика объективного мотива // Метафизические исследования. Выпуск I. Понимание. Альманах Лаборатории Метафизических Исследований при Философском факультете СПГУ. - СПб. - 1997. - С. 1 - 12.
99. Интуиция // Философский энциклопедический словарь. - М., 1989. - С. 142 - 143.
100. Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. - М., 1978.
101. История античной диалектики. - М., 1972.
102. История диалектики. Немецкая классическая философия. - М., 1978.
103. Камия Н. Движение протоплазмы. - М., 1962.
104. Камшилов М.М. Эволюция биосферы. - М., 1979.
105. Кант И. Сочинения. в 6-ти т. - Т. 1. - М., 1963.
106. Кант И. Сочинения. в 6-ти т. - Т.4 (1). - М., 1965.
107. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.
108. Киссель М.А. Судьба старой дилеммы. - М., 1974.
109. Клайн М. Математика. Утрата определённости. - М., 1984].
110. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. - М., 1985.
111. Климов Е.А. Об амбифлекторной природе психического // Вестник МГУ. Сер. 14. - 1992. - №1. - С. 51 - 60.
112. Клочков В.П. Бессознательное психическое. - Томск, 2001.
113. Книгин А.Н. Философские проблемы сознания. - Томск, 1999.
114. Коблов А.Н. Парадокс развития и марксистская концепция уровней // Философия пограничных проблем. Учёные записки. Вып. 2. № 200. - Пермь, 1968. - С. 5 - 20.
115. Козловски П. Культура постмодерна. - М., 1997.
116. Кордуэлл М. Психология А - Я: Словарь - справочник. - М., 1999.
117. Корнеева М.П. Отречение от бытия // Парадигма: Очерки философии и теории культуры. - Вып. 7. - СПб., 2007. - С. 184 - 188.
118. Кортунов В.В. За пределами рационального. - М., 1998.
119. Костандов Э.А. О физиологических механизмах психологической защиты и безотчётных эмоций // Бессознательное: природа, функции и методы исследования. --Т. 1. - Тбилиси, 1978. - С. 633 - 651.
120. Кошелев М. Рецензия на учебник "Социальная философия" под редакцией профессора И.А. Гобозова // Газета "Первое сентября" № 3 (15), март 2004.
121. Кремянский В.И. Структурные уровни живой материи. - М., 1969.
122. Кривоносов А.Т. Язык. Логика. Мышление. - Москва - Нью-Йорк, 1996.
123. Критика немарксистских концепций диалектики ХХ века. - М., 1988.
124. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. - М., 1986.
125. Кувакин В.А. Что такое философия? Сущность, закономерности развития и принципы разработки. - М., 1989.
126. Лазарев В.В. Становление философского сознания нового времени. - М., 1987.
127. Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. Кант - Гегель - Вл. Соловьёв. - М., 1997.
128. Левин Г.Д. Проблема всеобщего в советской философской литературе // Философские науки. - 1985. - № 3. - С. 140 - 151.
129. Левинас Э. Теория интуиции в феноменологии Гуссерля. - 1994.
130. Левинас Э. Философская интуиция // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции ХХ века. - Томск. 1998. - С. 111 - 141]
131. Легчилин А. Исторические типы диалектики как методологии науки // Х Всесоюзная конференция по логике, методологии и философии науки. Тезисы докладов и выступлений. Секции 8 - 10. - Минск, 1990. - С. 37 - 38.
132. Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разуме. - М. - Л., 1936.
133. Лейбниц. Г.В.Сочинения. в 4-х тт. - Т.1. - М., 1982.
134. Лейбниц Г.В. Сочинения. в 4-х тт. - Т.2. - М., 1983.
135. Лейбниц Г.В. Сочинения. в 4-х тт. - Т. 3. - М., 1984.
136. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. - М., 1980.
137. Ленин В.И. Полн. собр.соч. т. 29.
138. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. - М., 1971.
139. Леонтьев А.Н. Философия психологии. - М., 1994.
140. Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. - М., 1981.
141. Лобанов С.Д. Бытие и реальность. - М., 1999.
142. Лобковиц Н. От субстанции к рефлексии. Пути западноевропейской метафизики // Вопросы философии. - 1995. N 1. - С. 95 - 105.
143. Логический словарь ДеФОРТ. - М., 1994.
144. Лопатин Л.М. Аксиомы философии. Избранные статьи. - М., 1996.
145. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930.
146. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона // Платон. Собрание сочинений. В 4-х т. - Т. 1. - М., 1990. - С. 3 - 63.
147. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. - Кн I. Харьков - М., 2000.
148. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. - М., 2000.
149. Лосский Н. Обоснование интуитивизма. - СПб., 1908.
150. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. - М., 1995.
151. Луканин Р.К. Учение Платона о рассудке и разуме и его развитие Аристотелем // Философские науки. - № 7. - 1987. - С. 56 - 64.
152. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1979.
153. Лутай В.С. О понятии диалектической индукции //Взаимосвязь методологии и методов специальных наук. (Тезисы докладов и выступлений). - Москва - Обнинск, 1985. - С. 86 - 87.
154. Майданский А.Д. Декарт и Спиноза о природе души: "мыслящая субстанция" или "идея тела"? // Психология и философия: возвращение души. - М., 2003. С. 76 - 91.
155. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница. - М., 1973.
156. Макаров М.Г. Развитие понятий и предмета философии в истории её учений. - Л., 1982.
157. Малинин В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. - М., 1983.
158. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. - М., 1997.
159. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 50-ти томах. 2-е изд.
160. Марголис Дж. Личность и сознание. - М., 1986.
161. Мельвиль Ю.К. Чарльз Пирс и прагматизм. - М., 1968.
162. Мигунов А.И. Теория аргументации как логико-прагматическое исследование аргументативной коммуникации // Коммуникация и образование. Сборник статей. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. - 2004. -С. 198 - 215.
163. Минасян А.М. Диалектика как логика. - М., 1991.
164. Минин П.М. Мистицизм и его природа.- Киев, 2003.
165. Михайлов А.В. Мартин Хайдеггер: человек в мире. - М., 1990.
166. Михайлова Э.Н., Чанышев А.Н. Ионийская философия. - М., 1966.
167. Молчанов В.И. Понятие трансцендентальной субъективности в феноменологии Э. Гуссерля // Проблемы сознания в современной буржуазной философии. - Вильнюс, АН Литовской ССР, 1983. - С. 52 - 67.
168. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. - М., 1998.
169. Момджян А.В. Плюрализм: истоки и сущность. - М., 1983.
170. Монтень М. Опыты. - Т. 2. - М., Л., 1958.
171. Мурейко Л. Диалектика сознательного и бессознательного. Автореф. дисс. канд филос. наук. - Л., 1989.
172. Мэнли П. Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, кабаллистической и розенкрейцеровской символической философии. - Новосибирск, 1992.
173. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. - М., 1993.
174. Нарский И.С. Западно-европейская философия XVIII века. - М., 1973.
175. Нарский И.С. Диалектика взаимоотношения "рассудка" и "разума" у Гегеля // Вопросы философии. - 1986. - № 5. - С. 101 - 109.
176. Нарышкина. Л. Бог как гарант достоверного знания в философии Декарта и Лейбница. 2003.
177. Никитин Е.П. Объяснение - функция науки. - М., 1970.
178. Никитин Е.П. Теория и эмпирия: проблема разграничения // Позитивизм и наука. Критический очерк. - М., 1975. - С. 191 - 229.
179. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология (учебное пособие). - М., 1998.
180. Огурцов А.П. Рефлексия // Новая философская энциклопедия. - Т. 3. - М., 2001. - С. 445 - 450.
181. Огурцов А.П. Сущее // Новая философская энциклопедия. - Т. 3. - 2001. - С. 675 - 676.
182. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. - М., 1982.
183. Ойзерман Т.И. Рациональное и иррациональное // Вопросы философии. - 1977. - № 2. - С. 82 - 95.
184. Ойзерман Т.И. Философия как единство научного и вненаучного познания // Научные и вненаучные формы мышления. - М., 1996. - С. 76 - 86.
185. Ойзерман Т.И. Философия как история философии. - СПб., 1999.
186. Ойзерман Т.И. Опыт критического осмысления диалектического материализма // Вопросы философии. - 2000. - № 2. - С. 3 - 31.
187. Орлова Н.А. Встреча с иным как встреча с самим собой (анализ понятия энантиодромии в работах К.Г. Юнга) // Вопросы психологии. - 2000. - № 3. - С. 82 - 93.
188. Первин А., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. - М., 2000.
189. Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии. - М., 2001.
190. Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 1. - М., 1968.
191. Платон. Сочинения. - Т. 3. - Ч. 1. - М., 1971.
192. Платон. Собрание сочинений. В 4 тт. - Т. 2.- М.,- 1991.
193. Понимание // Философский энциклопедический словарь. - М., 1989. - С. 493 - 494.
194. Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. - М., 1983.
195. Прибрам К. Языки мозга. - М., 1975.
196. Правоторов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев. - Новосибирск. - 2001.
197. Примечания "Парменид" // Платон. Собр. соч. в 4-х т. - Т.2. - М., 1993. - С. 497 - 509.
198. Прист С. Теории сознания. - М., 2000.
199. Прокл Диадох. Комментарий на "Алкивиад I" Платона // Вопросы философии. - 2000. - № 4. - С. 119 - 128.
200. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 1996.
201. Разеев Д.Н. Переживание, фантазия, интенциональность: взаимосвязь понятий в феноменологии Гуссерля // Homo philosophans. Сборник к 60-летю профессора К.А. Сергеева. Серия "Мыслители". Выпуск 12. - СПб.: - 2002. - С. 226 - 250.
202. Розов М.А. Научная абстракция и её виды. - Новосибирск, 1965.
203. Рутманис К.В. Идея рациональности в философии. - Рига, 1990.
204. Садчикова П.И. Психология и логика чувств. - Саратов, 2000.
205. Семёнов В.В. Логико-методологические основания классификации уровней материи. Автореф. дисс. канд. филос. наук. - М., 1988.
206. Семёнов В.В. Проблема синтеза диалектики и материализма. Авантюризм марксистской философии. - Пущино, 1991.
207. Семёнов В.В. Причины кризиса разумной деятельности человека. Концепция диалектического разума и крах марксистского диамата. - Пущино, 1996.
208. Семёнов В.В. Философия: итог тысячелетий. Философская психология. - Пущино, 2000.
209. Семёнов В.В. Воинствующий эмпиризм в философии. - Пущино, 2004.
210. Семёнов В.В. Утраченная интуиция. Диалектика. Интуиция. Эмпиризм. - Пущино, 2005.
211. Семёнов В.В. Строптивая логика Гегеля // Вопросы гуманитарных наук. - 2006. - N 2 (23). - С. 98 - 102.
212. Семёнов В.В. Вдумайтесь в логику Гегеля // Философские исследования. 2006. N 2. С. 215 - 226.
213. Семёнов В.В. Раскрывшаяся тайна платоновского "Парменида" // Философские исследования. - 2007. - № 1. - С. 100 - 113.
214. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. - СПб, 1993.
215. Сергеев К.А., Слинин Я.А. Природа и разум: античная парадигма. - Л., 1991.
216. Сергеев К.А., Слинин Я.А. "Феноменология духа" Гегеля как наука об опыте сознания // Гегель Г. Феноменология духа. - СПб., 1992. - С. V - XLVII.
217. Сергеев К.А., Коваль О.А. Понятие силы в натурфилософии Лейбница в сравнении с физикой Аристотеля и Ньютона // Miscellanea humanitaria philosophiae. Очерки по философии и культуре. - Вып. 5. - Санкт-Петербургское философское общество. - СПб., 2001. - С. 188 - 197.
218. Сергеев К.А., Коваль О.А. Монадология Лейбница: мир как представление // Homo philosophans. Сборник к 60-летию профессора К.А. Сергеева. Серия "Мыслители". Вып. 12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. - 2002. - С. 480 -505.
219. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М., 1981.
220. Симонов П.В. Мотивированный мозг. - М., 1987.
221. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. - М., 1998.
222. Соколов В.В. От философии античности к философии нового времени. Субъект-объектная парадигма.- М., 1999.
223. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. - Т. 1. - М., 1957.
224. Спиноза Б. Сочинения в двух томах. Т.1.- СПб., 1999.
225. Спирин В.М. Логический анализ философии бытия. - Тверь, 2001.
226. Спиркин А.Г. Мозг и психика: соотношение материального и идеального // Мозг и сознание (Философские и теоретические аспекты проблемы). - М., 1990. - С. 32 - 46.
227. Ставцев С.Н. Введение в философию Хайдеггера. - СПб, 2000.
228. Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 2004.
229. Сыров В.Н. Нарративность и толерантность. Дискурс-ПИ. Выпуск 3: Дискурс толерантности в глобальном мире. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2003.
230. Терехович В.Э. Что такое онтология, для чего она нужна и чем отличается от метафизики? Всеобщая система онтологии и метафизики. // Парадигма: Очерки философии и теории культуры. Вып. 7. - СПб. - 2007. - С. 15 - 71.
231. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 1984.
232. Тихонов А.В. Время как причина интерпретационных различий философского текста (Платон и Хайдеггер) // Логос.- 2004. - N 5 (44). - С. 73 - 83.
233. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М., Мысль, 2003.
233а. Уотсон Дж. Б. Бихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 70-х годов - середина 30-х годов ХХвека). - М., 1980. - С. 34 - 44.
234. Файвишевский В.А. Биологически обусловленные бессознательные мотивации в структуре личности // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. - Т. 4. - Тбилиси, 1985. - С. 318 - 340.
235. Фёдоров Ю.М. Сумма антропологии. Кн. 1. Расширяющаяся вселенная абсолюта. - Новосибирск, 1985.
236. Фёдорова О.Б. Циклический процесс как модель чувственной вещи в диалоге Платона "Тимей" // Историко-философский ежегодник'97. - М., 1999. - С. 5 - 39.
237. Фихте И.Г. Избранные сочинения. Т. 1. - М., 1916.
238. Фрагменты ранних греческих мыслителей. Ч. 1. - М., 1989.
239. Фреге Г. Логические исследования. - Томск, 1997.
240. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989.
241. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - СПб. 1994.
242. Хайдеггер М. Бытие и время. - М., 1993.
243.Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. - Томск, 1998.
244. Чичнева Е.А. Феноменология как монадология в контексте проблемы интерсубъективности // Историко-философский ежегодник' 97. - М., 1999.
245. Шалютин Б.С. Душа и тело. - Курган, 1997.
246. Шароградский В.И. Диалектика становления философской системы марксизма. - Л., 1987.
247. Швырёв В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. - М., 1988.
248. Швырёв В.С. Рациональность как философская проблема // Рациональность как предмет философского исследования. - М., 1995. - С. 3 - 20.
249. Швырев В.С. Эмпирическое и теоретическое // Новая философская энциклопедия. - Т. 4. - М., 2001. - с. 440
250. Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма. - Л., 1936.
251. Шестов Л. Лекции по истории греческой философии. - Москва - Париж. - 2001.
252. Шишков А.М. Метафизика света в средневековой европейской культуре // Вопросы философии. - 2000. - № 5. - С. 88 - 98.
253. Шкуратов В.А. Историческая психология. - М., 1997.
254. Шкуратов И.Н. Феноменологическая психология Э. Гуссерля: опыт имманентной критики. - М., 2004.
255. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Афоризмы и максимы. - Минск, 1998.
256. Щербаков А.И. Декарт и проблема реальности в философии нового времени. - Краснодар, 1996.
257. Эдмин Н.В. Этика Гегеля. - Л., 1966.
258. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Ч. 1. - М., 1996.
259. Юркевич П.Д. Разум по учению Платона и опыт по учению Канта // Платон: pro еt contra. - СПб., 2001. С. 19 - 74.
260. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. - Минск, 2000.
261. Яковлев А.А. К вопросу о классической и современной онтологии // Человек и культура. - М., 1984. - С. 41 - 53.
262. Ярвилехто Т. Мозг и психика. - М., 1992.
265. Rensch В. Gedachtnis, Bergiffsbildung und Planhandlungen bei Tieren - Berlin; Hamburg, 1973.
266. Spiegelberg Н. The phenomenological movement. А historical introduction. Vol. 1-2. - The Hague, 1969.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год