Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Путь разума в поисках истины. Понятие истины в философии. Соотношение разума и веры

Купить за 1250 руб.
Страниц
44
Размер файла
100.63 КБ
Просмотров
36
Покупок
1
Номер заказа 115839 Тип работы Дипломная работа Дисциплина Основное богословия и философия Тема Вера и разум: истина веры и истина науки. Кол-во страниц до 90 АП70%, сдавать работу по главам, сделать речь и презентацию в конце, прислать план, методички нет, оформление по ГОСТу Срок сдачи 12.07.2016

Введение

Разум и вера - это фундаментальное соотношение двух способностей души человека, явившееся важнейшей философско-теологической проблемой на протяжении всей истории мысли.

В Античности вопросы веры обсуждались в контексте познания, для обоснования исходных самоочевидных аксиом и первоначал или для характеристики сферы мнения.

В Средневековье с изменением онтологических начал изменились смысл и значение веры. Способы человеческого существования отныне предполагали исповедь, молитву, наставления как условия веры, которые являлись путем к обретению вечной и неизменной истины1.

Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на важнейший вопрос теории познания "Что такое истина?". Ещѐ Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности.

Методологическую основу нашего исследования составили теории таких философов разных времен как Платон, Авенариус, Р.Декарт, Г.Гегель, Д.Беркли, И.Кант, Ф.Шеллинг и другие.

Так, в учении Фомы Аквинского была принята попытка обосновать единство веры и разума. А вот Р.Декарт предложил своѐ решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.

Мы видим, что Д.Беркли, а позднее Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считает истинное знание или его логические основания результатом конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Иными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, т.е. сводимости положений либо к определѐнным логическим установкам, либо к данным опыта.

Эпоха Просвещения превратила разум в исходное начало, отождествив веру с предрассудками и заблуждением. И.Кант, стремясь ограничить веру, наряду с богослужебной религией предполагает существование веры разума как чистой веры в добро, моральные законы, в любовь и долг. Ф.Шеллинг, начав с утверждения религии разума, в конце жизни пришел к утверждению философии откровения и теософии как высшего развития религиозной веры. Для Г.Гегеля восхождение от абстрактного к конкретному является путем приобщения человека к вере и истинам религии, что и привело его от критики христианства и утверждения "позитивной религии" к рационализации христианской веры.

А.Шопенгауэр, выступая против гегелевского панлогизма, большое значение придавал идее верующего разума, полагая науку не столько познавательной деятельностью, сколько функцией воли. Именно подобным различением обусловлена его мысль о том, что "истинная добродетель и святость помыслов имеют свой первоисточник не в обдуманном произволе, т.е. делах, а в познании или вере".

Исходя из этого была определена тема выпускной квалификационной работы "Вера и разум: истина веры и истина науки".

Актуальность представленной проблемы, её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета исследования.

Объект исследования - процесс формирования философской мысли об истине веры и истине разума.

Предмет исследования - вера и разум

Цель исследования - показать общую направленность философской мысли о принципе познания, выраженном в соотношении "разум - вера" и "истина веры - истина науки".

Задачи исследования:

-изучить и проанализировать философские труды по проблеме исследования;

-определить критерии истины веры, свойства разума, опираясь на философско-религиозную мысль и изученные философские концепции;

-проанализировать статью Е. Н. Трубецкого "Свет Фаворский и преображение ума" по поводу книги священника П.А.Флоренского "Столп и утверждение Истины".

Методология исследования предполагает комплексный анализ имеющихся источников по теме исследования. Для решения поставленных задач был использован метод сравнительного анализа, а также изучение, анализ, синтез и такой метод познания как абстрагирование.

Гипотеза исследования - мы предполагаем, что открытие истины через веру и разум отрицает противоречие между истиной веры и истиной науки. Вера - это субъект, а разум - один из его предикатов.

Этапы исследования:

Первый этап - теоретический:

-анализ философской литературы, составление плана работы;

-определение основных параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи и т.д.);

-написание первой главы квалификационной работы.

Второй этап - аналитический:

-анализ статьи Е. Н. Трубецкого "Свет Фаворский и преображение ума" по поводу книги священника П.А.Флоренского "Столп и утверждение Истины".

Третий этап - обобщающий:

-анализ и сравнение полученной информации;

-изучение различных религиозно-философских мыслей;

-оформление выпускной квалификационной работы.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников.

Во введении представлена актуальность исследуемой темы, объект, предмет и цель исследования. Поставлены задачи исследования и методы их решения.

В первом разделе рассмотрены различные философские взгляды, отражающие понимание истины через обзор философской литературы.

Во втором разделе представлен анализ статьи Е. Н. Трубецкого "Свет Фаворский и преображение ума" по поводу книги священника П.А.Флоренского "Столп и утверждение Истины" в контексте исследования.

В заключении подведен итог исследования, определено доказательство гипотезы.

Оглавление

- Введение

- Путь разума в поисках истины

- Понятие истины в философии

- Соотношение разума и веры

- Истина разума

- Выводы по первой главе

- Истинность православной веры

- Истина веры и ее критерии

- Истина веры и философская вера

- Анализ статьи Е. Н. Трубецкого Свет Фаворский и преображение ума по поводу книги священника П.А.Флоренского Столп и утверждение Истины

- Выводы по второй главе

- Заключение

- Список используемых источников и литературы

Заключение

Вопрос о соотношении разума и веры в философии требует уточнения самого понятия "вера" и учитывание исторического опыта Православной Церкви в её взаимодействии с интеллектуальной культурой общества, включая научное познание.

Гипотеза, выдвинутая нами, доказана и на основании проведенного исследования можно сделать ряд конкретных концептуальных выводов:

1.Стремление человеческого разума к познанию мира является неотъемлемым свойством человеческой личности.

2.Наука является одним из средств для познания тварного мира и самого Творца настолько, насколько Он дает о Себе знать человеку, проявляясь в этом мире Своими действиями. Также и в содержании христианской картины мира есть элементы, которые могут быть научно установлены.

3.Сама миссия Церкви и само церковное богословие были бы невозможны без использования ресурсов существующей интеллектуальной культуры, включая научное знание. Поэтому история Церкви стала также историей церковной науки, основанной на универсальных законах классической логики.

4.Существенную роль в становлении церковного богословия и диалога Церкви с наукой играет философия как дисциплина, занимающаяся предельными мировоззренческими вопросами и разрабатывающая универсальный понятийный язык. Поэтому философия может выступать удобным посредником в диалоге веры и науки, хотя отношения веры и философии нельзя отождествлять с отношениями науки и веры.

5.Церковь никогда не отрицала и не может отрицать философию или науку как таковые, но она может высказывать своё критическое отношение к тем философским или научным теориям, которые по своему содержанию несовместимы с православным мировоззрением.

6.В отличие от религиозного мировоззрения, наука должна основываться не на догматах, а на научных теориях, которые могут развиваться и сменять друг друга. Поэтому Православная Церковь не может ставить своё догматическое вероучение в зависимость от преходящих научных теорий и ассоциироваться с ними.

7.Для развития научного познания опасны диктат и догматизация какой-либо одной теории, но, равным образом, опасно впадение в полный релятивизм и отказ от поиска истинной картины мира. Поэтому Православная Церковь является союзником фундаментальной академической науки против эскалации любых псевдонаучных теорий, в том числе тех, которые прикрывают себя религией.

8.Вера является одним из неотъемлемых способов познания реальности, без которой само существование человека было бы невозможно. Если есть реальность, которую можно и должно познать только путем чистого разума или только путем чувственного опыта, то есть также реальность, которую можно и должно познать только верой. При этом, необходимо различать веру как таковую и веру в Господа Бога, представляющую собой осознанное и свободное усилие всей человеческой личности, в котором соучаствуют все её свойства, включая ум, волю и чувство.

9.Вера в Бога как Его познание требует усилия всех свойств человеческой личности, поскольку это вера в Личность. Постижение Бога невозможно как научное познание постороннего предмета в ряду других предметов, поскольку это познание Личности, возможное только в личном общении и соработничестве с нею. Поэтому это познание верой требует личного нравственного преображения и здесь пути гносеологии и этики пересекаются.

10.Наука и христианская вера соотносятся как определенный вид познавательной деятельности и конкретное религиозное мировоззрение, поэтому они принципиально различны по своим задачам и методам, но они не противоречат друг другу и могут иметь общее поле интересов.

Наука сама по себе не является мировоззрением и поэтому не может вступать в конфликт с христианской верой, в отличие от отдельных научных теорий, содержание которых несовместимо с христианством. В христианском вероучении может присутствовать элемент научного познания, так же как в научных теориях может быть элемент веры.

Список литературы

* 1.Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994

* 2.Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 1994. С. 275.

* 3.Горелов А.А. Истина и смысл [Текст] / А.А. Горелов; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФРАН, 2010.

* 4.Гусейнов А.А. Разумная вера Л.Н. Толстого // Сравнительная философия. Знание и вера в контексте диалога культур. М.: Восточная литература, 2008. С. 288–304.

* 5.Иоанн Дамаскин, преп. Творения. Источник знания. М., 2002. С.294-295.

* 6.Касавин И.Т. Теория познания в плену анархии / И.Т. Касавин. — M.: Наука, 1987.

* 7.Кант И. Критика чистого разума. СПб., 1902.

* 8.Киреевский И.В. О характере просвещения Европы//Критика и эстетика. М. 1979. С. 274.

* 9.Лимонов И.Б., Мартынычев И.В., Синюк А.И. Проблема истины в философии и науке. Истина и субъективность: Учебное пособие. – Альметьевск: Академия наук социальных технологий и местного самоуправления; Закамское отделение, 2004.

* 10.Макиенко М.А., Фадеева В.Н. Философия. Учебно-методическое пособие для подготовки к экзамену / - Том. политехн. ун-т. - Томск, 2011.

* 11.Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс - М., 1992

* 12.Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология / А.Л. Никифоров. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1998.

* 13.Основы философии: Учебное пособие для вузов. /под ред. Попова Е.В./. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС.

* 14.Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Мысль, 1990. Т. 4.

* 15.Трубецкой Е.Н. Свет Фаворский и преображение ума//П.А. Флоренский: pro et contra/Сост., вступ. ст., примеч. и библиогр. К.Г. Исупова. – СПб.: РХГИ, 1996. – С. 285-315.

* 16.Хайдеггер М. Время и бытие / М. Хайдеггер. - М.: Прогресс, 1993.

* 17.Хомяков А.С. Полное собр. соч. Т.2. Изд.3. М. 1886. С. 55.

* 18.Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. Письмо «Геенна». М. 1914.

* Справочная литература

* 1.Новая философская энциклопедия. Т. 1-4. М., 2000-2001.

* 2.Словарь философских терминов. М., 2004.

* 3.Философская энциклопедия. М., 2000.Т.1,2....

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
44
Размер файла
100.63 КБ
Просмотров
484
Покупок
1
Путь разума в поисках истины. Понятие истины в философии. Соотношение разума и веры
Купить за 1250 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1950 оценок
среднее 4.2 из 5
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!
Елена Елена прекрасно справилась с задачей! Спасибо большое за великолепно выполненную работу! Однозначно рекомендую!
Михаил Михаил отличный эксперт! Работу сделал раньше заявленного срока, все недочеты поправили, работой довольна! 5+
Мария Благодарю за работу! Замечаний нет!