на первый
заказ
Дипломная работа на тему: Философские проблемы квантовой механики. Философские проблемы физики
Купить за 600 руб.Введение
Утверждение о том, что современная физика напрямую выводит к первичным, метафизическим вопросам, стало достаточно распространенным. Достаточно назвать такие имена современных физиков, как Бернар Д Эспанья, Абнер Шимони, Дж. Хорган, из физиков старшего поколения - того же Эйнштейна, Нильса Бора и Вернера Гейзенберга, чтобы убедиться, что за такой постановкой вопроса стоит нечто совершенно серьезное. В определенном смысле этого слова такое утверждение стало достаточно обьщенным, однако со стороны собственно философии оно пока еще мало подвергалось анализу. Более того, с точки зрения философии оно может показаться в определенной степени странным и противоречивым. Ведь сам подход философа к чувственно постигаемому миру отличается от подхода ученого-естественника. Категории и понятия философии, философская интуиция и эмпирическое наблюдение, характерное для ученого, с выражением его в терминах абстрактной математической теории, являются двумя различными путями в осмыслении бытия мира. Если философия занимается миром как сущим, как составной частью порядка бытия, то эмпирическая наука со своей стороны не пользуется понятием бытия как такового. "Бытие" - понятие чуждое строгому эмпирическому анализу. Ведь когда речь идет о бытии, то рассматривается бытие как целое, целокупный порядок бытия, а не какая-то его составная часть или одна из его плоскостей. Рассматривается, говоря языком русской философии, всеединство бытия, порядок бытия во всей его динамике. Вопросами онтологии всегда были следующие - что является причиной бытия? Какой смысл имеют бытие и существование? Какими существенными чертами отличается существование или сущее? Онтология, занимаясь такими вопросами, подразумевает бытие не только в своих началах, но и конечных целях, рассматривает, иначе говоря, бытие по отношению к причинности. Понятно, что ответы на такие вопросы не находятся в компетенции эмпирической науки, которой чуждо истинное метафизическое "схватывание". Наука смотрит на бытие "извне", не на бытие как таковое, а на "отражение" бытия в формализме его "физикальности". В то время как естественные науки удовлетворяются тем, что остается на физической, эмпирической плоскости, философия отправляется от начальной оценки природы к проникновению в бытие и схватыванию существования путем вопрошания о смысле природы для самого человека.Ясно, что при таких походах остается существенное различие между естественными науками и философией. Однако как раз здесь, в XX веке, наметилось интересное сближение между наукой и философией. Отметим, прежде всего, появление антропного принципа в космологии, прямо поставившего вопрос о смысле существования космоса для человека. И если для космологии, всегда являвшейся как бы "переходным мостиком" между философией и физикой, такая постановка вопроса не является столь уж неожиданной, то и сама физика, как можно показать, отмечена появлением вопросов, напрямую касающуюся онтологической проблематики.
Сразу отметим, что если вводить различие между бытием и сущим, то эти вопросы касаются, прежде всего, способов бытия сущего. Физика, а именно квантовая механика, напрямую задалась вопросом - каким образом существуют объекты? Был поставлен вопрос ни о фундаментальных объектах (хотя этой проблеме и уделяется немалая степень внимания), из которых предполагались построенными все другие объекты, и ни об их типологии и об общих закономерностях их взаимодействия, а именно способах бытия сущего.
Вообще говоря, уже с такой постановкой вопроса была связана самая первая - копенгагенская трактовка квантовой механики. Именно она, хотя и достаточно своеобразным образом, отразила такие свойства атомных объектов, как корпускулярно-волновой дуализм, принципы дополнительности и неопределенности, в которых явственно проступили их новые свойства, столь резко контрастирующие с поведением классических тел. Столкнувшись с необычными свойствами квантовых объектов и верно констатировав тот факт, что о результатах тех или иных измерений, произведенных над ними, можно сообщить только на языке классической физики, копенгагенская школа стала утверждать, что мы можем знать с определенностью как "реальные" только результаты этих измерений. По этой трактовке в сфере применимости квантовой механики нельзя задавать вопросы о том, что представляет собой, например, электрон, когда фактически не производится его наблюдение с помощью экспериментальной установки того или иного типа (выявляющей либо корпускулярные, либо волновые его свойства). Утверждалось, что квантово-механические предсказания относятся лишь к ситуациям фактического наблюдения.
Цель работы - рассмотреть проблемы философии в квантовой механике.
Задачи работы:
1. изучить философские проблемы квантовой механики;
2. охарактеризовать философские проблемы физики;
3. проанализировать философские выводы из квантовой механики.
Оглавление
- Введение 3- Философские проблемы квантовой механики
- Философские проблемы физики
- Философские выводы из квантовой механики
- Заключение 25
- Список литературы 27
Заключение
Квантовая механика требует создания системы идеализации, базирующейся на понятии реального состояния индивидуального объекта. В этом смысле определенный интерес вызывает концепция квантового состояния, предложенная В. А. Фоком. Он, в основном, опирается на реальность квантовомеханического состояния отдельного микрообъекта. В. А. Фок считает, что ψ-функция относится не к ансамблю частиц, а к отдельной частице, характеризуя вероятность того или иного состояния микрообъекта при данных условиях. Он вводит в описание состояния микрообъекта "...существенно новый элемент - понятие вероятности, а тем самым и понятие потенциальной возможности". И далее пишет: "...Введение их отражает не неполноту условий, а объективно существующие при данных условиях потенциальные возможности".Следовательно, ψ-функция характеризует возможные состояния микрообъекта при определенном макроскопическом окружении. Эти возможные состояния представляют собой ансамбль. В действительность превращается одна из возможностей этого ансамбля. Таким образом, по В. А. Фоку, понятие "квантовомеханическое состояние" отражает присущие микрочастицам объективные возможности обнаружения определенных значений физических величин.
Есть два основных способа, с помощью которых физики пытаются вернуть квантовые состояния в лоно привычных классических представлений. Первый - вообще закрыть глаза на то, что вектор состояния имеет под собой реальную физическую основу, и считать его всего лишь математическим символом, который только помогает описывать реальность. И второй - это ансамблевая (статистическая) интерпретация квантовой механики. Но ни тот, ни другой способ не проходит элементарной проверки с точки зрения диалектической логики и философского анализа. Противоречия снимаются лишь в одном случае - когда состояния системы имеют под собой реальную физическую основу, и это именно состояния одной системы, а не какого-то там искусственного ансамбля. Лишь при таком условии удается свести концы с концами в философском плане, но при этом мы вынуждены будем признать, что любая система может находиться в "сверхъестественных", трансцендентных (запредельных, потусторонних) состояниях - немыслимых с классической точки зрения.
Список литературы
1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарика, 2008.2. Философия: Учебник для ВУЗов / под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова - М.: Культура, 2008.
3. Философия: хрестоматия для дистанционного обучения. - Новосибирск: СибАГС, 2011.
4. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова, М., Политиздат, 2006.
5. Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Губского Е.Ф. - М.: Инфра-М, 2011.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год