на первый
заказ
Дипломная работа на тему: Философия русского Просвещения
Купить за 600 руб.Введение
Просвещение - культурно-историческое течение, время существования которого, захватив конец XVII века, протянулось до начала XIX в., образовав, тем самым "длинный XVIII век". Для идеологии Просвещения характерна глубокая связь с философской мыслью. В эту эпоху "были созданы предпосылки, благодаря которым стала действительностью мысль, что с помощью человеческого разума можно не принимать существование человека таким, как оно сложилось, а планомерно изменять его, превратив в такое, каким оно действительно должно быть, что с помощью человеческого разума можно не принимать существование человека таким, как оно сложилось, а планомерно изменять его, превратив в такое, каким оно действительно должно быть" (К. Ясперс) Понятия "Просвещение" и " Век Разума " часто употребляются как синонимичные1.Эпоха Просвещения в России характеризовалась прежде всего общим процессом секуляризации русской культуры, одним из важнейших признаков которого явилось формирование этико-философского сознания, определение предмета этики как философской науки, понятийное структурирование морального сознания.
Внимание мыслителей XVIII века привлечено к проблемам дефиниций, структурирования философского знания и конкретизации предмета моральной философии, поскольку этическая мысль высвобождается из-под влияния богословия и обращается все более и более к изучению человека, повышается интерес к человеку как существу природному и историческому.
В целом философия русского Просвещения была ориентирована на понятийное структурирование знания.
Антифеодальная направленность, антикрепостничество - важный, но отнюдь не единственный признак всякого Просветительства. И его антикрепостническое содержание выражалось не только в форме критики старых и пропаганде новых социально-экономических порядков. Как и всякое Просветительство, русский люмьеризм - не течение в какой-либо одной сфере, общественно-политической, социально-экономической, философской мысли, или в какой-либо одной сфере науки, литературы и искусства. Это - феномен всей национальной культуры. Своим широким, общекультурным характером русское Просветительство отличается как от предшествующих антифеодальных объективно-буржуазных течений русской мысли второй половины XVIII - первой трети XIX в., так и от сосуществовавших с Просветительством буржуазно-либеральных течений мысли2.
Как и другие просветители, русские просветители ставили своей целью преобразование на антисредневековых, антифеодальных началах всех сфер общественно-политической, социально-экономический, национальной, культурной жизни общества. При всех индивидуальных различиях между передовыми русскими мыслителями 40-60-х годов круга Белинского-Чернышевского - все они составляют единое просветительское общекультурное направление. Они, как никто другой в XIX веке, способствовали развитию современной национальной русской культуры, построенной на новых антисредневековых, антифеодальных началах, национальной культуры, опирающейся на подлинные ценности мировой цивилизации и культуры других народов.
В сфере культуры русское Просветительство по ряду пунктов сходно с либеральным мировоззрением. Общей их чертой была идея всесторонней европеизации России. В вышеуказанных особенностях и состоит самобытность русской философии.
Оглавление
- Введение- Черты русской философии
- Специфика русского просветительства
- Образ человека в философии русского Просвещения Заключение
- Список использованной литературы
Заключение
Родоначальником русского Просвещения выступил кий, ставший на позиции уже достаточно зрелого просветительства во всех частях своего мировоззрения, в том числе в философии, в последний, третий период своей жизни и деятельности, т.е. в 40-е годы XIX ст.До этого лишь отдельные части его мировоззрения носили просветительский характер, мировоззрение же в целом облекалось в непросветительские, романтические философские формы. В русле становящегося на рубеже 30-40-х годов русского Просвещения развивались также М.А. Бакунин, А.И. Герцен и Н.П. Огарев, идейно-философская эволюция которых проходила - при всей индивидуальной специфике - в формах, аналогичных формам развития мировоззрения Белинского.
Расцвет русского просветительства падает на 60-е годы XIX в. (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев и их единомышленники). Мировоззрения шестидесятников XIX в. - наиболее зрелые, классические формы Просвещения в России.
Список литературы
1. Антология русской философии.: В 3-х т./ Учеб. пособие для студентов вузов. - СПб.: Сенсор, 2000.2. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 1 - 13. М. - Л., 1953 - 1959.
3. Бессонов Б.Н. История русской философии: единство в многообразии. // Социал.-гуманит. знания. - М., 2003. № 1.
4. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX -XIX в.в. - Л., 1981.
5. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 688 с.
6. Громов М.Н., Мильков В.В. Идейные течения древнерусской мысли. - СПб.: РХГИ, 2001.
7. Ермичев А.А. О философии в России. - СПб., 1998.
8. Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1, ч.1. - Л., 1991.
9. История русской философии // Под ред. Б.В. Емельянова, К.Н. Любутина, В.М. Русакова, Ю.К. Саранчина. - Учебник для студентов вузов. - М. - Екатеринбург: Деловая книга; Академический Проект. - 2005, 736 с.
10. История русской философии: Учеб. для вузов. // Редкол.: М.А. Маслин и др. М.: Республика, 2001.
11. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России // Разум на пути к истине. - М., 2002,
12. Киссель М.А. Просвещение как особая историко-философская эпоха. // Некоторые характеристики философии эпохи Просвещения. - М. ИФАН., 1999.
13. Кувакин В.А. Мыслители России /Избранные лекции по истории русской философии. - М., 2004.
14. Лосский Н.О. История русской философии. - М., 2000.
15. Пустарнаков В.Ф. Философия Просвещения в России и во Франции: опыт сравнительного анализа. - М.: 2001.
16. Русская философия второй половины XVIII в. Хрестоматия. - Свердловск, 1990.
17. Сенчихина Ю.Б. История русской философии. Учебно-методич. пособие для студ. ун-тов и гуманит. ф-тов ВУЗов. - М., 2005.
18. Сухов А.Д. Русская философия: особенности, традиции, исторические судьбы. - М., 1995.
19. Треушникова С.В., Треушников И.А. Замечания о специфике русской философии.// 4-я Нижегор. сессия молодых ученых: Гуманит. науки. - Н. Новгород, 2000.
20. Хомяков А.С. По поводу статьи И.В. Киреевского "О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России" // В кн.: Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. А.С. Хомяков и И.В. Киреевский. - М.,1995.
21. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинение. Т. 1 - 16. - М., 1939 - 1953.
22. Шкуринов П.С. Философия в России ХVIII века. - М., 1992.
23. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Соч. - М., 1989.
24. Щипанов И.Я. Философия русского Просвещения. - М., 1971.
Размещено на Allbest.ru
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год