на первый
заказ
Решение задач на тему: Теоретические основы формирования изобразительных умений и выков в рисовании у детей младшего
Купить за 100 руб.Введение
Рисование является важнейшем средством в формировании личности ребенка, эта изобразительная деятельность дарит детей радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунков рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительной искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен сам владеть изобразительными навыками и умениями.
Изобразительная деятельность дошкольников должна носить эмоциональный творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышления и воображение.
Путь становления методики изобразительной деятельности в первые десятилетия советской власти был труден и проходим в острой борьбе с идеалистическими теориями. Большое распространение в этот период имела система Фридриха Фребеля, которая основывалась на идеалистическом понимании развития ребенка. Фребель считал, что развитие - это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности заложенной от рождения в каждом человеке. Им было предложено большое количество различных изобразительных материалов, но действия детей с этими материалами были строго регламентированы.
С конца XIX в детский рисунок привлек к себе внимание ученых разных направлений - психологов, педагогов, этнографов, искусствоведов, историков как у нас в России, так и за рубежом. Детский рисунок рассматривался как объективный материал для изучения психологии детей, для выяснения их общих и индивидуальных особенностей.
За рубежом один за другим появляются труды по психологии детства, в которых большое место отводится анализу детского рисунка (Д. Селли, Н. Браушвинг, Р. Лашпрехт и др.).
Первым автором, посвятившим свой труд "Дети - художники" (1887 г.) психологическому анализу детских рисунков, был итальянский искусствовед Коррадо Ричи. Изучив большое количество детских рисунков, он дал характеристику своеобразия изобразительного творчества детей. Но в его работе и работах его последователей основным пороком являлась идеалистическое понимание путей развития детского рисунка. Детские рисунки часто оценивались как произведение искусства, имеющие большую эстетическую ценность, чем работы взрослых.
Работа русских авторов было то, что результаты изобразительной деятельности детей рассматривались с педагогических позиций - с точки зрения развития у детей наблюдательности, памяти, внимания, эстетических чувств.
Русские ученые Л.Г. Оршинский, А.А. Рыбников, К.М. Ленилов, Ф.И. Шмит и др.
В 1910 г. была представлена работа В.М. Бахтерева "Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении" не потерявшая значение до настоящего времени. В.М. Бахтерев рассматривал детское рисование в самый ранних период у детей 3-4 лет. Он правильно указал, что ребенок в первоначальных штрихах и каракулях еще ничего не изображает.
Изучая характер штрихов и форм в рисунках малышей, В. М. Бехтерев делает вывод, что ребенок очень рано проявляет стремление к изображению. Рисует он то, что видит в окружающей, поэтому для правильной оценки творчества ребенка необходимо выяснить условия, в которых он находится.
В.М. Бехтерев признавал необходимыми обучения детей техники рисования; разумное подражание взрослым, по его мнению, не может мешать ни своеобразно, ни проявлению индивидуальности ребенка.
Большой интерес к изучению детского рисунка проявил Ф.И. Шмит, он организовал музей детского творчества в Харькове, а затем кабинет творчеств при всеукраинской Академии наук в Киеве. Цель его исследований - выявление закономерностей детского творчества.
Национальный вклад в развитие теории и практики художественного воспитания детей был внесен Надеждой Константиновной Крупской. Сформированные Н.К. Крупской положения о необходимости эстетического развития каждого ребенка и сегодня служат основой для дальнейшего развития теории и практики художественного воспитания детей.
Итоги первых шагов изучения детского творчества, которые были проведены в начале 20-х г. уже показали зависимость творческого развития от воспитателя. Однако задачи воспитателя все еще заключалась лишь в том, чтобы способствовать накоплению личного опыта, ребенка, которому придавалась первостепенное значение. По-прежнему ведущая роль педагога в эстетическом воспитании в частности в руководстве рисованием, недооценивалась.
Программный материал для первой и второй групп раннего возраста расположен по видам деятельности и дается компактно на весь год; для первой младшей группы расположен по полугодиям; для всех остальных групп - по кварталам. Такое построение материала связано с необходимостью проведения в младших группах длительной работы по закреплению навыков в течении всего года, а расположение материала по кварталам для других групп обеспечивает большую систематичность в построении всего учебного процесса.
В связи с вышеизложенным, рассматриваемая проблема формирование в изобразительной деятельности умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Это определило выбор темы: "Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования".
Актуальность темы позволяет решать большой круг доступных детям и привлекательных для них учебно-познавательных задач.
Цель исследования: выявить особенности формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста.
Объектом исследования: является процесс формирования использования изобразительных умений и навыков для всесторонне развитой личности детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования.
Предмет исследования: определить наиболее эффективные методы и приемы формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Если на занятиях рисования использовать разнообразные методы и приемы обучения, то формирование изобразительной деятельности умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста будет проходить более успешно.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы и аспекты:
а) методика по изобразительной деятельности;
б) методическая литература для детей младшего дошкольного возраста.
2) Выявить особенности формирования умений и навыков детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования.
3) Разработать рекомендации по совершенствованию умений и навыков по изобразительной деятельности для воспитателя младшего дошкольного возраста.
В работе использовались следующие методы:
1) изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
2) наблюдение;
3) анализ, сравнение;
4) беседа.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида - детский сад №10 "Петушок" г. Стерлитамака Республики Башкортостан.
Оглавление
- Введение- Теоретические основы формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста 1.1 Процесс формирования умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста
- Задачи обучения и принципы построения программы по рисованию у детей младшего дошкольного возраста
- Методы и приемы обучения детей рисованию младшего дошкольного возраста
- Обучение рисованию детей младшего дошкольного возраста Вывод по первой главе
- Планирование занятий по рисованию в младшей группе 2.1 Цели и задачи планирования занятий по рисованию в младшей группе
- Планы занятий Вывод по второй главе
- Заключение
- Список литературы
- Приложение
Заключение
Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе элемент психотерапии - успокаивает, отвлекает, занимает.Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. Таким образом, при умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей детей 1-3 лет рисовании может стать одним из любимых занятий малышей.
При обучении детей раннего возраста рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т. д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дальше удерживает их внимание, создает необходимый эмоциональный построй и положительный мотив деятельности.
Занимаясь рисованием с маленькими детьми необходимо учитывать особенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие умения и навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу, (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком сильно), ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край. Часто отсутствие умений сердит и рассматривает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задерживаться на уровне хаотических линий (черкание, каляки-маляки).
Поэтому рекомендуется начинать занятия рисованием с обучения малышей простейшим навыкам и приемам: держать правильно карандаш, кисточку; рисовать простые линии и формы; не выходить во время рисования за край листа бумаги или за ограничительную линию. Рисуя "палочки" и "дорожки" (вертикальные и горизонтальные прямые линии), кружочки и овалы, ребенок открывает для себя обобщение формы и линии как основу множества образов, учится находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями. Освоив минимальный арсенал умений, малыши получают возможность передавать на бумаге элементарный образ, начинают чувствовать себя более уверенно в этом занимательном виде деятельности. А рисование пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляций с цветом.
При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей - прежде всего игра. Не надо ограничивать детскую свободу. Нужно предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. После того как необходимые навыки сформированы и техника рисования усвоена, проводятся обобщающие занятия, на которых детям предоставляется возможность продемонстрировать свое умение при создании оригинальных изображений.
Помимо обучения навыкам рисования, формирования интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности, по сюжетному рисованию развивают речь, фантазию и творчество, знакомят с окружающим миром, способствуют личностному и эстетическому развитию.
Список литературы
1. Алексеевская Н. "Озорной карандаш" М. - 1999 г.2. Григорьева Г.Г. "Изобразительная деятельность дошкольника" М. - 1997 г.
3. Григорьева Г.Г. "Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности" М. "Просвещение" - 1995 г.
4. Доронова Т.Н., С.Г. Якобсон "Обучение детей 2-4 рисованию, лепке, аппликации в игре" М. "Просвещение" - 1992 г.
5. Доронова Т.Н. "Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности" С-П. - 2003 г.
6. Казакова Т.Г. "Развивайте у дошкольников творчество" М. "Просвещение" - 1985 г.
7. Копцева "Природа и художник" М. - 2001 г.
8. Комарова Т.С. "Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию" М. "Просвещение" - 1991 г.
9. Косминская В.Б., Васильева Е.И. "Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду" М. "Просвещение" - 1985 г.
10. Каменев Е., Пантелеева Л.В. "Художественный труд в детском саду" М. "Просвещение" - 1987 г.
11. Комарова Т.С., Саккулина Н.Т. "Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования" М. "Просвещение" - 1979 г.
12. Максимов Ю.В. "Родник творчества" М. "Просвещение" - 1988 г.
13. Перафеева С.В. "Обучение детей рисованию" М. "Просвещение" - 1972 г.
14. Сакулина Н.П. "Рисование в дошкольном детстве" М. "Просвещение" - 1965 г.
15. Соломенникова О.А. "Радость творчества" М. "Мозаика-синтез" - 2005г.
16. Швейко Г.С. "Изобразительная деятельность в детском саду" М. - 2003г.
17. Янушко Е.А. "Рисование с детьми раннего возраста" М. "Мозаика-синтез" - 2005 г.
18. Журнал "Дошкольное воспитание" №6 - 1998 г.
19. Журнал "Дошкольное воспитание" №8 - 1998 г.
20. Журнал "Дошкольное воспитание" №2 - 1999 г.
21. Журнал "Детский сад - управление" №10 - 2004 г.
22. Журнал "Детский сад - управление" №12 - 2004 г.
23. Журнал "Дошкольное воспитание" №4 - 1999 г.
24. Журнал "Дошкольное воспитание" №5 - 1999 г.
25. Журнал "Дошкольное воспитание" №6 - 2003 г.
26. Журнал "Дошкольное воспитание" №44 - 2003 г.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год