Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Религиозные воззрения скифов. Искусство скифов. Социальная структура скифского общества

Купить за 600 руб.
Страниц
57
Размер файла
71.53 КБ
Просмотров
21
Покупок
0
Крупнейший исследователь скифской системы мира Д.С. Реавский, пишет: Словосочетание скифская культура достаточно широко употребляется в специальной литературе. Однако, как правило, включенное в него

Введение

Крупнейший исследователь скифской системы мира Д.С. Реавский, пишет: "Словосочетание "скифская культура" достаточно широко употребляется в специальной литературе. Однако, как правило, включенное в него содержание ограничивается значением термина "культура" в контексте понятия "археологическая культура". Иными словами, под скифской культурой понимается чаще всего совокупность определенных материальных признаков: специфический набор предметов определенных форм (орудий труда, предметов вооружения, элементов конского убора, керамики), специфическиая конструкция сооружений и инвентаря погребального комплекса, специфический стиль и набор мотивов памятников искусства и т.д. При этом каждая из перечисленных характеристик рассматривается как автономная, и в традиционной скифологии совершенно, к примеру, немыслимо задаваться вопросом, что общего между скифским погребальным сооружением и декором акинака.

Между тем, если подходить к культуре скифов с учетом присущей ей одной семиотизации, в постановке подобного вопроса нет ничего странного, поскольку она опроеделяется фактом отражения во всех этих разнохарактерных памятниках одних и тех же определяющих модель мира конфинураций.

Более того, лишь освоение целой серии подобных вопросов позволило бы составить более или менее отчетливое представление о скифской культуре как о самобытном целостном явлении, отражающем мировосприятие оставившего его народа. При таком подходе каждый скифский памятник - от единичной вещи утилитарного назначениядо грандиозного могильного кургана со всеми особенностями его конструкции и всеми составляющими погребального инвентаря - может и должен рассматриваться как звено в цепи равноправных текстов, выступающих в качастве вариантив по отношению к инвариантному тексту более высокого уровня, обозначенного понятием "скифская культура""1.

Цель данной работы - попытаться восстановить мировоззрение скифов. Для реализации этой цели автор считает необходимым расмотрение по отдельности трех взаимосвязанных частей скифской культуры, которые в совокупности позволяют хотя бы приблизительно восстановить скифское мировоззрение - это религия и обряды, искусство и социальное устройство скифского общества.

Источники по каждому из трех направлений несколько различны, притом сами они являются источниками друг для друга.

Для религии это описания античных авторов, произведения искусства, археологические источники, в основном - погребения.

Искусство скифов само по себе является историческим источником. Дополняется оно лучше всего восстановленной мифологией и письменными свидетельствами о серьезных изменениях, произошедших в VI-V вв.. до н.э., понесших за собой изменения и в искусстве, и в социальном устройстве. Религию эти изменения затронули, но не очень серьезно, так как именно она являлась вместилищем и хранителем традиций скифского общества.

Данные о социальном устройстве Скифии мы можем найти у античных авторов. Так же они отражены в мифологии и искусстве.

В основе данной работы лежат две аксиомы: во-первых, тезис Раевского о том, что скифская культура базировалась на мифологическом синкретизме, присущем архаическим обществам, а во-вторых, принадлежность скифов к кругу индоиранских культур, и, как следствие, распространение на них основ индоиранского мировоззрения, главной из которых автор данной работы считает трехчленную систему мира.

Значение данной работы заключается в том, что скифская система мира распространялась не только собственно на скифов, но и на все культуры скифского круга (см. прил. 3).

Глава 1

Оглавление

- 1. Введение

- Глава 1. Религиозные воззрения скифов

- Глава 2. Искусство скифов

- Глава 3. Социальная структура скифского общества

- 5. Заключение

- 6. Список использованной литературы

- Приложение 1

- Приложение 2

- Приложение 3

Заключение

Итак, и в религии, и в искусстве, и в социальном устройстве скифского общества четко прослеживается трехчленность. Краткий обзор понятий, включающихся, по мнению автора, в трехчленную систему мира, дан в приложении 1.

Система мировосприятия скифов реконструируется, по нашему мнению, следующим образом.

Это базирующаяся на мифологическом мышлении, с большой долей архаических рудиментов и даже сохраняющих свое значение элементов структура, в которой большое значение занимает традиционность.

Мировосприятие скифов было, если можно так выразиться, "геометризированным" - четкая структура мироздания, геометризированные схемы звериного стиля.

Видимо, свой отпечаток накладывал и военный быт, с детства приучавший детей скифов к порядку и дисциплине.

Структура мироздания у скифов аналогична структурам вселенной других индоиранских народов: верхний мир - средний мир - нижний мир.

Трехчленная структура хорошо разбивается на три бинарных оппозиции, при помощи которых можно конкретизировать свойства каждой из ступеней мироздания. Например, неясна семантика верхнего мира скифской структуры мироздания, но по индоиранским аналогиям мы можем предположить, что противостояние "верхний мир - нижний мир" равнозначно оппозиции "боги - демоны", то есть, "добро - зло". В славянской традиции тождественное различие было между понятиями "правь - навь". То есть, оба мира - потусторонние, но один - с позитивным значением, доброжелательный к людям, другой же - хаотичный, способный нести разрушение. Еще один вариант толкования этой оппозиции - "бессмертие - смерть", награда в загробном мире.

Вместе с тем наблюдается противостояние "средний мир - нижний мир", которое можно свести к оппозиции "жизнь - смерть", и "верхний мир - средний мир", что аналогично бинару "бог - человек", и, далее, "творец - тварь".

Автор данной работы считает полное изучение скифской культуры, равно как и скифского миропонимания, сейчас невозможно всвязи с крайней скудностью источников.

Список литературы

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

2. Бессонова С.С. О культе оружия у скифов// Вооружение скифов и сарматов. Киев, 1984. 160 с. С. 3-21.

3. Граков Б.Н. Скiфы. Киев, 1947.

4. Граков Б.Н. Скифы. М., 1971

5. Кузьмина Е.Е. Конь в религии и искусстве саков и скифов// Скифы и сарматы. Киев, 1977. 160 с. С. 96-119.

6. Кузьмина Е.Е. Сюжет борьбы хищника и копытного в искусстве "звериного" стиля евразийских степей скифской эпохи// Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. Новосибирск, 1987. с. 3-12

7. Мартынов А.И. О мировоззренческой основе искусства скифо-сибирского мира//Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. Новосибирск, 1987. с.13-25.

8. Мартынов А.И. Археология: Учебник. - М., 1996

9. Мифологический словарь. п/р Аверинцева С.С. и др. М., "Советская энциклопедия", 1991. 736 с.

10. Переков Л.А.Проблемы индоиранских аналогий к явлениям скифской культуры//Скифо-сибирское единство. Кемерово, 1980. с. 118-125

11. Погребова М.Н., Раевский Д.С. Ранние скифы и древний Восток. М., Наука, 1992.

12. Раевский Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. Опыт реконструкции скифской мифологии. М., "Наука", 1977

13. Раевский Д.С. Скифские каменные изваяния в системе религиозно-мифологических представлений ираноязычных народов евразийских степей // Средняя Азия, Кавказ и зарубежный Восток в древности. М., 1983.

14. Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. Проблемы мировоззрения ираноязычных народов евразийских степей I тысячелетия до н.э. М., Наука, 1985. 256 с.

15. Треножкин А.И. Общественный строй скифов// Скифы и сарматы. Киев, 1977. 160 с. С. 96-119.

16. Хазанов А.М. Легенда о происхождени скифов.// Скифский мир. Киев, 1975.

17. Хазанов А.М., Шкурко А.И. Социальные и религиозные основы скифского искусства// Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., Наука, 1976, с. 41-55(?)

18. Хазанов А.М. Легенда о происхождени скифов.// Скифский мир. Киев, 1975.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
57
Размер файла
71.53 КБ
Просмотров
146
Покупок
0
Религиозные воззрения скифов. Искусство скифов. Социальная структура скифского общества
Купить за 600 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1949 оценок
среднее 4.2 из 5
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!
Елена Елена прекрасно справилась с задачей! Спасибо большое за великолепно выполненную работу! Однозначно рекомендую!
Михаил Михаил отличный эксперт! Работу сделал раньше заявленного срока, все недочеты поправили, работой довольна! 5+
Мария Благодарю за работу! Замечаний нет!
Иван Спасибо все отлично!