на первый
заказ
Решение задач на тему: Теоретические основы раскрытия темы семьи в художественной литературе
Купить за 1950 руб.Введение
Для современников Максима Горького является объектом внимания широкой общественности, не смотря на то, что личность и творчество писателя подвергаются серьезной критике, в ходе которой детально рассматриваются факты его биографии, переоценивается значение отдельных произведений.Однако современным критикам приходится сегодня признать, что имя Максима Горького невозможно вычеркнуть из истории общественной и культурной мысли России.
О Максиме Горьком и его творческом наследии написано много исследований, критических статей такими авторами как Б.А.Бялик, В.В.Новиков, В.А.Десницкий, А.А.Волков, И.А.Груздев, Б.В.Михайловский, Л.А.Спиридонова, В.С.Барахов. Большое количество монографий, посвященных творчеству М.Горького, были написаны в 70-х годах, где произведения рассматривались с точки зрения социальной проблематики, а после 70-х годов интерес к писателю снизился.
Максим Горький является знаковой фигурой русской литературы, так как его произведения - это отражение своего времени, а его взгляд на семейные ценности и проблемы семейных взаимоотношений позволяют современникам по-новому посмотреть на эту проблему.
В современном обществе представления о семейных ценностях трансформировались, для семьи характерна родительская позиция, которая строится на принципах и правилах, открытости отношений, традициях, а также на образцах поведения и отношений.
Современная семья сегодня представлена группой людей, объединенных родственными связями, которые проживают совместно на одной площади. Именно поэтому обращение к изучению темы семьи в произведениях современных отечественных авторов актуально.
Таким образом, актуальность темы обусловлена значимостью, важностью проблемы взаимоотношений в семье, поднятой в произведениях русской литературы.
Объектом исследования является трилогия М.Горького
Предметом исследования - тема семьи в трилогии М.Горького.
Цель исследования: выявление специфики раскрытия семейной темы в трилогии М.Горького.
Цель реализуется через следующие задачи:
-определить традиции семейной темы в русской и зарубежной литературе;
-раскрыть особенности отражения семьи у М.Горького;
-выявить особенности образа главного героя трилогии "Детство".
В работе использовались следующие методы:
-сравнительно-сопоставительный;
-биографический;
-структурный;
-типологический.
Методологическую базу исследования составляют труды Б.А.Бялик, В.В.Новиков, В.А.Десницкий, А.А.Волков, И.А.Груздев, Б.В.Михайловский, Л.А.Спиридонова, В.С.Барахов.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней предпринята попытка анализа реализации темы семьи и семейных отношений в литературе на материале трилогии М.Горького.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут послужить основой для дальнейшего изучения процесса эволюции семейной темы в русской и зарубежной литературе.
Практическая значимость работы заключается в том, что представленные выводы исследования можно использовать при подготовке к урокам литературы в школе, занятиям элективного курса.
Структура выпускной квалификационной работы: исследование включает теоретическую, практическую главы, заключение, а также библиографический список, состоящий из ___источников.
В теоретической главе дан обзорный характер произведений на семейную тему, с выявлением ее специфики в русской и зарубежной литературе. Практическая глава представляет собой анализ изображения семьи в трилогии М. Горького "Детство" через образ главного героя.
Оглавление
- Введение- Теоретические основы раскрытия темы семьи в художественной литературе
- Особенности раскрытия темы семьи отечественными авторами
- Темы семьи в творчестве зарубежных авторов Вывод по 1 главе
- Анализ изображения семьи в трилогии М. Горького Детство
- Отражение семьи у Горького
- Образ главного героя Вывод по 2 главе
- Заключение
- Список использованных источников
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать следующие общие выводы.Таким образом, каждая новая эпоха в литературе приносила семейному роману какие-либо изменения. "Мысль семейная" существует и на сегодняшний день, и, несомненно, будет существовать еще долго, наполняясь течением времени, новым и историческим содержанием, приобретая новое идейно-эстетическое звучание. Семейный роман, направленный на осмысление взаимоотношений человека и семьи, складывающийся и видоизменяющийся на протяжении нескольких столетий, представляет собой довольно сложное явление, во все времена вызывающее неподдельный интерес читателей. Началом изучения темы семьи следует считать период Древней Руси, что отмечено в древнерусских произведениях, и данная тема проходит через все временные периоды до современной литературы.
В романах отечественных писателей тема семьи играет важную роль. Произведения отображают семейные связи, а семья отражает все изменения, происходящие в обществе.
В русской литературе XIX века прослеживается четкая тенденция к изображению семьи в ее традиционной форме и традиционном понимании, а отклонение от такой формы ведет к деформации всего общественного уклада. Отмечено, что главной особенностью зарубежной литературы второй половины XIX столетия являются произведения, в которых показан процесс становления новой женщины, эволюцию ее жизненных установок, в том числе в сфере семьи, это такие романы, как "Джейн Эйр", "Мельница на Флоссе" и "Миддлмарч".
Семейный роман претерпевал изменения на протяжении разных периодов. Романы отличались по своим жанровым особенностям, проблематике, форме.
Семья в художественном мире М.Горького представлена в социально-нравственном, философском и эстетическом контексте.
Трилогия "Детство" - это автобиографическое сочинение, где понять и глубже раскрыть характер главного героя помогает образ семьи.
Список литературы
1. Ахматова Р. Язык и стиль пьесы Горького "Последние": автореф. дис. …канд. филол. наук. Л.: 1964. С. 21.2. Бабаев, Э.Г. "Анна Каренина" Л. Н. Толстого [Текст]/ Э.Г. Бабаев. - М.: Художественная литература, 1978. - 158 с.
3. Бабаян, Э.И. Ранний Горький: У идейных истоков творчества [Текст] / Э.И. Бабаян. - М.: Худож. лит.,1973. - 232 с.
4. Баранов, В.И. Максим Горький: подлинный и мнимый [Текст] / В.И. Баранов. - М.: Просвещение, 2000. - 111 с.
5. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Искусство, 1975. 478с .
6. Бялик Б.А. Развитие традиций русской классической литературы в творчестве М. Горького и вопросы социалистического реализма. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 429 с.
7. Воловой, Г. "Ася" Тургенева - тайна повести. Анализ зашифрованного текста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.proza.ru/2007/08/01-132
8. Гвоздев А. "Детство" М. Горького // Северные записки, 1916, № 2. С. 149-154.
9. Голубков М.М. Максим Горький. М.: Изд-во Московского ун-та. 2000. 93 с.
10. Гончаров, И.А. Полное собрание сочинений и писем в 20 т. Т.4. Обломов [Текст]/ И.А. Гончаров. - СПб: Наука, 1998. - 496 с.
11. Горький М. Детство. В кн.: Горький А.М. Полн. собр. соч. Худ. произв. В 25 т. Т.15. М.: Наука, 1972. С.7-211.
12. Горький М. Рассказы, стихи 1895-1896. М.: Указ. изд. Т.2. 587 с.
13. Горький М. Рассказы, стихи 1895-1896. М.: Указ. изд. Т.2. 587 с.
14. Громов, П. О стиле Льва Толстого. "Диалектика души" в "Войне и мире" [Текст]/ П. Громов. - Л.: Художественная литература. Ленинградское отделение 1977. - 484 с.
15. Гнюсова И. Ф. Традиции семейного романа в творчестве Л.Н. Толстого [Электронный ресурс]. URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_ 2007/19/gnjusova_if.doc.pdf (дата обращения 5.05.2021)
16. Гудзий, Н.К. Лев Толстой: Критико-биографический очерк [Текст]/ Н.К. Гудзий. - М.: Художественная литература, 1960. - 215 с.
17. Домострой. - Москва: Худ. лит., 1991. - С. 113.
18. Жид Андре. Цит. по: Примечания. В кн: Горький М. Полн. собр. соч. Худ. произв. В 25 т. Т.15. М.: Наука, 1972.
19. Кабак М.А. Начало драматургического пути М.Горького // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - М., 2000. - С. 198-202
20. Кабак М.А. Проблема взаимоотношений поколений в драматургии М.Горького 1908-1916 гг. // Мировая словесность для детей и о детях. Материалы научно-практической конференции. Вып. 6. - М., 2001.-С.81-83
21. Кабак М.А. Тема Матери в пьесе М.Горького "Чудаки" // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - М., 2001. - С.49-53
22. Кабак М.А. Проблема взаимоотношений поколений в драматургии М.Горького 1908-1916 гг. // Мировая словесность для детей и о детях. Материалы научно-практической конференции. Вып. 6. - М., 2001.-С.81-83
23. Кабак М.А. Мифопоэтическая основа и художественное воплощение образа Матери в творчестве М.Горького // Филологическая наука в XX I веке: взгляд молодых. Материалы третьей всероссийской конференции молодых ученых. - Москва - Ярославль, 2004. - С. 199-202
24. Кудряшова А.А. Универсальные мотивы в русской автобиографической прозе XIX века: особенности стиля С.Т. Аксакова и М.Е. Салтыкова-Щедрина // Вестник Угроведения. - 2012. - № 2 (9). -С. 50-58.
25. Лебедев, Ю.В. Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" [Текст]/ Ю.В. Лебедев. - М.: Просвещение, 1982. - 144 с.
26. Леднева, Т.П. Проблема поэтики раннего М. Горького в критическом и историко-литературном осмыслении 1920-2000-х гг. (статья вторая) [Текст] / Т.П. Леднева // Вестник Удмуртского университета. Серия "История и филология". - 2008. - Вып.3. - С.109-122.
27. Леднева, Т.П. Природа художественного мышления М. Горького в осмыслении его современников (статья первая) [Текст] / Т.П. Леднева // Вестник Удмуртского университета. Серия "Филологические науки". - 2006. - №5-1. - С.111-120.
28. Мясников, А.С. Ранние рассказы М. Горького и их художественные особенности [Текст] / А.С. Мясников // Горький в школе. Сб.статей. - 1960. - С. 245-289.
29. Неведомский М. М. Горький. Детство // Голос минувшего, 1916, № 3. С. 10-22.
30. Ничипоров И. Б. "Мысль семейная" в романе М. Горького "Дело Артамоновых" // Художественный текст: варианты интерпретации: Труды ХIII Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч. Ч. 2. Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. С.3 - 13.
31. Никольский Е. В. Жанр романа семейной хроники в русской литературе рубежа тысячелетий//Вестник Адыгейского госуниверситета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2011. № 4.
32. Осьмухина О. Ю. Специфика воплощения темы рода в отечественной прозе рубежа XX-XXI вв. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2015. № 1. С. 286-289.
33. Переписка Горького: В 2-х томах. - М.: Прогресс, 1986. - Т. 1. С.416.
34. Полева Е.А., Русанова О.Н. Концепции семьи в парадигмах художественного сознания и авторских моделях: итоги VI Всероссийской с международным участием научной конференции "Русская литература в современном культурном пространстве" (ТГПУ, 13-14 сентября 2012 года) // Вестник Томского государственного педагогического университета. Изд-во: Томский государственный педагогический университет, 2013. - №2. - С. 233.
35. Пруцков, Н. И. Мастерство Гончарова-романиста [Текст]/ Н.И. Пруцков. - М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1962. - 230 с.
36. Пушкин, А. С. Избранные сочинения: в 2 т. / А. С. Пушкин. - Москва : Худ. лит., 1978. - Т. 2 - С. 686
37. Спиридонова Л. М.Горький: новый взгляд. - М.: 2004. - С.6.
38. Тагер Е.Б. Творчество Горького советской эпохи. М.: Наука, 1964. 378 с.
39. Толстая, Т. Круг. Рассказы [Текст]/ Т. Толстая. - М.: Эксмо, 2003. - 345 с.
40. Усенко, Е.А. Эволюция представлений о своеобразии М. Горького - художника в филологической науке рубежа ХХ - ХХI веков (к истории вопроса) [Текст] / Е.А. Усенко // Известия Самарского научного центра РАН. - 2012. - №2-3. - С.788-792.
41. Хьетсо Г. Максим Горький. Судьба писателя. - М.: Прогресс, 1997. 14 с.
42. Хунарикова, П.Х. Место творчества М. Горького в русской реалистической литературе конца 19 - начала 20 вв. [Текст] / Х.П. Хунарикова, И.Б. Бачалова // Символ науки. - 2016. - №11-4. - С.47-50
43. Шаповаленко Ю.В. Средства характеризации героев романа Л.Н. Толстого "Война и мир" /Автореф. дисс. канд. филол. наук. - Москва: МГОУ, 2010. - 22 с.
44. Шамина Н. В. Исследование женской проблематики в произведениях писательниц викторианской эпохи / Н. В. Шамина // Материалы IX научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева: в 2 ч. - Саранск, 2004. - Ч. 1: Гуманитарные науки. - С. 58-59.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год