на первый
заказ
Решение задач на тему: Психологические черты и особенности творческой личности
Купить за 100 руб.Введение
Актуальность темы исследования:Становление человека разумного связано с развитием жеста, мимики, пантомимики, танца, рисунка, т.е. интернационального языка образов. Этот язык по природе своей бессознательный, каждый осваивал его в детстве, и с его помощью выработались модели мира любой формирующейся личности. Какие же существуют психологические особенности творческой личности? Каким образом формируется, создаются эти особенности, в чем они выражаются?
Актуальность данной темы: "Психологические особенности творческой личности", во-первых, обусловлена тем, что многие исследователи сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности, формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности - "Человека творческого". Термин "творчество" указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. Основой в психологии творчества выступает отношение между продуктом творчества и его процессом. Продукт принадлежит культуре, процесс - личности.
Во-вторых, овладение теорией творчества, приемами и методами поиска новых решений помогает осознать социальную значимость творчества, его общественную необходимость, полнее раскрыть свои творческие возможности, которые создают творческую личность как таковую. Таким образом, наше исследование, возможно, внесет что-то новое в изучаемую проблему.
Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.
Разработанность проблемы:
В настоящее время изучение творческой личности и ее связи с личностными чертами и особенностями представляется наиболее перспективным. Ее изучением занимались многие отечественные и зарубежные ученые В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Р.М.Грановская, А.З.Зак, В.Я.Кан-Калик, Н.В.Кичук, Н.В.Кузьмина, А.Н.Лук, С.О.Сысоева, В.А.Цапок и другие.
Много таланта и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами" - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.
Исследователи Е. В Андриенко, М. А. Василик, Н. А. Ипполитова, О. А. Леонтович, И. А. Стернин выделили такие субъективные характеристики творческой личности, как "человеческие" препятствия общения, социально-культурные, статусно-позиционно-ролевые, психологические, когнитивные, барьеры отношений. Но наиболее существенное влияние в формировании данной проблемы внесли О. Кульчицкая, Я. Козелецкий представил свою особую Я-концепцию развития творческого пути и самой личности. Я. А. Пономарев выдел десять стадии творческого процесса и охарактеризовал их по значимости для личности.
Цель и задачи исследования: цель данного исследования заключается в определении психологических особенностей творческой личности. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
1. рассмотреть и проанализировать психолого-педагогические исследования зарубежных и отечественных исследователей по проблеме творчества и личности;
2. определить и проанализировать психологические особенности творческой личности;
3. сделать анализ результатов проведенного исследования.
Гипотеза исследования: в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что у творческой личности преобладает определенный тип мышления и устанавливается зависимость к определенному отношению к себе, как к личности.
Объектом исследования: творческая личность.
Предметом исследования: психологические особенности творческой личности.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез.
Эмпирические:
- беседа;
- методика "Тип мышления", модификация Г. Резапкиной;
- опросник самоотношения, В.В. Столин, С.Р. Пантилеев;
- и методы математической статистики.
В исследовании принимали участие 20 учащихся изостудии "Воробьевы горы" Московского городского Дворца творчества детей и юношества, в возрасте от 12 до 17 лет.
Апробация работы: по окончанию исследования и обработки полученных результатов, с ними были ознакомлены все участники данного исследования.
Оглавление
- Введение- Теоретические аспекты изучения психологических особенностей творческой личности в отечественной и зарубежной психологии 1.1 Психологические черты и особенности творческой личности
- Сущность творчества как психологического процесса, стадий творчества
- Влияние творчества на развитие отношений личности Глава 2. Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов
- Цель, задачи, гипотеза и методики исследования
- Исследование Заключение
- Список используемой литературы
- Приложения
Заключение
В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема психологических особенностей творческой личности не была обделена вниманием. Наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли в, ленская, ская, , -Калик, , на, , а, и другие.Актуальность вопроса, рассматриваемого в данной курсовой работе по теме - Психологические особенности творческой личности, не наподдается сомнению, и будет, изучается снова, и снова.
В написании этой работы перед нами стояли определенные цели и задачи, содержание которых описывается вводном разделе. Поэтому в первой главе в целом освещаются теоретические аспекты изучения проблемы творческой личности. Здесь были проанализированы работы О. Кульчицкой, Я. Козелецкого, Т. Рибо, Б. А. Лезина, П. К. Энгельмейера, А. М. Блоха, Ф. Ю. Левинсон-Лессинга, Г. Уоллеса и др.
Для осмысления исследуемой проблемы был проведен анализ исследований по оценке и самооценке в творчестве, особое внимание уделялось структуре творческой личности.
Список литературы
№7 (жен., 15 лет)абстрактно-символический
№8 (муж., 15 лет)
креативный
№9 (жен., 14 лет)
словесно-логический
№10 (муж., 16 лет)
креативный
№11 (жен., 12 лет)
наглядно-образный
№12 (жен., 17 лет)
креативный
№13 (муж., 17 лет)
словесно-логический
№14 (жен., 16 лет)
абстрактно-символический
№15 (жен., 14 лет)
креативный
№16 (жен., 15 лет)
наглядно-образный
№17 (жен., 13 лет)
креативный
№18 (муж., 16 лет)
креативный
№19 (жен., 14 лет)
креативный
№20 (жен., 16 лет)
наглядно-образный
Анализ полученных результатов:
рассматривая полученные данные, мы можем сказать, что большинству испытуемых свойственен креативный тип мышления - 55% испытуемых; с наглядно-образным, словесно-логическим типом и абстрактно-логическим типом мышления по 15% всех испытуемых
Методика №2 - опросник самоотношения
С помощью данного опросника (Приложение №2) нам удалось выявить уровень самоотношения, все данные предоставлены в таблице:
Испытуемые
глобальное самоотношение
Шкала (I)
Шкала (II)
Шкала (III)
Шкала (IV)
№1 (жен., 14 лет)
№2 (муж., 16 лет)
№3 (жен., 12 лет)
№4 (жен., 14 лет)
№5 (жен., 16 лет)
№6 (жен., 14 лет)
№7 (жен., 15 лет)
№8 (муж., 15 лет)
№9 (жен., 14 лет)
№10 (муж., 16 лет)
№11 (жен., 12 лет)
№12 (жен., 17 лет)
№13 (муж., 17 лет)
№14 (жен., 16 лет)
№15 (жен., 14 лет)
№16 (жен., 15 лет)
№17 (жен., 13 лет)
№18 (муж., 16 лет)
№19 (жен., 14 лет)
№20 (жен., 16 лет)
Показатели выраженности признака:
- 50 - признак не выражен;
- 50 - 74 - признак выражен;
- выше 74 - признак ярко выражен;
Таким образом, мы получили следующие обработанные данные, по уровню самоотношения у испытуемых:
Глобальное самоотношение:
- ярко выражено у испытуемых под: №2,4,5,8,10,12,15,16,17,18;
- признак выражен: №1,3,6,9,11,13,19,20;
- признак не выражен: №7,14.
Шкала (I) Самоуважение:
- ярко выражено у испытуемых под: №2,5,8,12,17;
- признак выражен: №4,6,10,11,13,15,16,18,20;
- признак не выражен: №3,7,9,14,19.
Шкала (II) Аутосимпатия:
- ярко выражено у испытуемых под: - нет;
- признак выражен: №2,5,10,12,13,15,17,20;
- признак не выражен: №1,3,6,7,8,9,11,14,16,18,19;
Шкала (III) Ожидаемое отношение от других:
- ярко выражено у испытуемых под: №5;
- признак выражен: №2,6,15;
- признак не выражен: №1,3,4,7,8,9,10,11,12,13,14,16,18,19,20;
Шкала (IV) Самоинтерес:
- ярко выражено у испытуемых под: №4,6,10;
- признак выражен: №2,3,5,9,13,15,20;
- признак не выражен: №1,4,7,8,11,12,14,16,17,18,19;
Анализ полученных результатов:
полученные данные испытуемых свидетельствуют о типичной неравномерности выраженности определяемого признака и уровня самоотношения в юношеском возрасте, колебания данных от максимальной оценки до минимальной. Подобные данные свидетельствуют о неустойчивом фоне выраженности отношения к себе, поиск себя, как личности.
Рассматривая каждую из исследуемых показателей по шкалам, можно сказать, что в целом у испытуемых определенно положительное самоотношение "за себя" - достаточная уверенность в своих возможностях в деятельности и в творчестве. Лишь у испытуемых под №7 и 14 глобальное внутреннее самоотношение определенно имеет негативную самооценку. Также по данным первой методики у данных испытуемых выявлен абстрактно-символический тип мышления.
У 25% испытуемых уровень самоуважения низкий, это свидетельствует о том, что данные испытуемые подвержены, оценивать свое творчество слишком критично и зачастую не могут быть самопоследовательным в своих решениях. По данным первой методики тип мышления имеет различный характер.
Показатели аутосимпатии среди испытуемых свидетельствуют преимущественно виденье в себе недостатков и самокритичную самооценку, готовность к самообвинению - у 55% всех испытуемых.
75% испытуемым важна оценка их деятельности и творчества, что подтверждают показатели по шкале ожидаемое отношение от других.
Ясное представление смысла и содержания осуществляемой деятельности, творчества, выраженное желание к новому и интерес к самому себе как к личности, ярко выражен лишь у трех испытуемых (15% от всех испытуемых).
Заключение
В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема психологических особенностей творческой личности не была обделена вниманием. Наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Р.М.Грановская, А.З.Зак, В.Я.Кан-Калик, Н.В.Кичук, Н.В.Кузьмина, А.Н.Лук, С.О.Сысоева, В.А.Цапок и другие.
Актуальность вопроса, рассматриваемого в данной курсовой работе по теме - Психологические особенности творческой личности, не наподдается сомнению, и будет, изучается снова, и снова.
В написании этой работы перед нами стояли определенные цели и задачи, содержание которых описывается вводном разделе. Поэтому в первой главе в целом освещаются теоретические аспекты изучения проблемы творческой личности. Здесь были проанализированы работы О. Кульчицкой, Я. Козелецкого, Т. Рибо, Б. А. Лезина, П. К. Энгельмейера, А. М. Блоха, Ф. Ю. Левинсон-Лессинга, Г. Уоллеса и др.
Для осмысления исследуемой проблемы был проведен анализ исследований по оценке и самооценке в творчестве, особое внимание уделялось структуре творческой личности.
Практическая часть курсовой работы содержит в себе два раздела, первый из которой полностью посвящен описанию основных целей и задач исследования, гипотезы исследования, в этом же разделе освящены основные методы данного исследования. В следующем разделе дается описание результатов, полученных в ходе эксперимента. Здесь же приводиться анализ количественных показателей, полученных при помощи первичной статистической обработки используемых методик. Общие выводы по проведенному исследованию: при проведении данного исследования были решены, поставленные в нем задачи:
1. использование научных концепции зарубежных и отечественных исследователей, как база для собственного исследования;
2. провести отбор методов, являющихся наиболее эффективными для определения психологических особенностей творческой личности в соответствии с гипотезой;
3. выявить тип мышления и уровень самоотношения с помощью специализированных методик;
4. сделать анализ результатов проведенного исследования.
После решения этих задач мы пришли к таким заключениям:
I. данные испытуемых свидетельствуют о типичной неравномерности выраженности определяемого признака и уровня самоотношения в юношеском возрасте, колебания данных от максимальной оценки до минимальной. Подобные данные свидетельствуют о неустойчивом фоне выраженности отношения к себе, поиск себя, как личности.
II. качественные показатели измерения личностных показателей участников экспериментальной группы отражены в характеристиках, которые представлены в практической части и являются достаточно многомерными.
III. у творческой личности уровень самоотношения никак не зависит от типа мышления, лишь у двух испытуемых под №7 и 14 есть зависимость между типом мышления и низким уровнем самоотношения.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что у творческой личности преобладает определенный тип мышления и устанавливается зависимость к определенному отношению к себе, как к личности, нельзя подтвердить.
Список используемой литературы
1. Арт-терапия / под ред. А.И. Копытина, - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.
2. Боно Э. Серьёзное творческое мышление / Э. Боно, - М.: Попурри, 2005. - 416 с.
3. Бердяев Н. Смысл творчества / Н. Бердяев, - М.: Прогресс, 1989. - 269 с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский, - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
5. Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения / А.Л. Галин, - Новосибирск: 2001. - 228 с.
6. Гатанов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации // Ю.Б. Гатанов, "Психологическая наука и образование", - 1998. - №1 - С. 10 - 14.
7. Гераимчук И.М. Философия творчества / И.М. Гераимчук, - М.: Эксмо, 2006. - 120 с.
8. Интеллект и творчество / под ред. А.Н. Воронина, - М.: Прогресс, - 1999. - 266 с.
9. Дженнингс С., Минде А. Сны, маски, образы. Практикум по арт-терапии / С. Дженнингс, А. Минде, - М.: Эксмо, 2003. - 384 с.
10. Кэмерон Д. Путь художника - ваша творческая мастерская / Джулия Кэмерон, - М.: Гардарики, 2005. - 101 с.
11. Майданов А.С. Методология научного творчества / А.С. Майданов, - М.: ЛКИ, 2007. - 512 с.
12. Матюгин И.Ю., Рыбникова И.К. Методы развития памяти, мышления и воображения / И.Ю. Матюгин, - М.: Эйдос, 1996. - 59 с.
13. Николаенко Н.Н. Психология творчества / под ред. Л.М. Шипицыной, - СПб.: Речь, 2005. - 277 с.
14. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б.П. Никитин, - М.: Просвещение, 1990. - 160 с.
15. Оганесян Н.Т. Практикум по психологии творчества / Н.Т. Оганесян, - М.: Флинта, 2007. - 528 с.
16. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек / В.Д. Пекелис, - М.: Знание, 1986. - 272 с.
17. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев, - М.: Академия, 1998. - 296 с.
18. Пряжников Н.С. Методы активации духовного потенциала личности / Н.С. Пряжников, - М.: МОДЭК, 2008. - 168 с.
19. Пуфаль-Струзик И. Творческий путь в "трансгрессивной концепции личности" // И. Пуфаль-Струзик, "Психологическая наука и образование", - 2002. - №2. - С. 76 - 85.
20. Сельченок К. Психология художественного творчества / К. Сельченок, - М.: Прогресс, 1997. - 297 с.
21. Тед Фолконар Творческий интеллект и самоосвобождение / Тед Фолконар, - М.: "КСП+", 2003. - 200 с.
22. Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности / О.К. Тихомиров, - М.: Эксмо, 2000. - 246 с.
23. Яковлев В.Ф. Виртуальные миры трансового рисунка, или "Я требую, чтобы меня пожалели" / В.Ф. Яковлев, - М.: Класс, 2006. - 304 с.
24. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // М.Г. Ярошевский, "Вопросы психологии", - №6, 1985. - С. 14 - 24.
25. Эдварде Б. Художники внутри вас / Б. Эдварде, - МН.: Попурри, 2000. - 256 с
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год