на первый
заказ
Реферат на тему: Становление русской иконографии Богоматери. Источники формирования образа Богородицы в иконографии
Купить за 250 руб.Введение
Образ Богородицы в русском искусстве занимает совершенно особое место. С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа. Одна из первых церквей в Киеве - Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице. В XII веке князь Андрей Боголюбский ввел в русский церковный календарь новый праздник - Покров Пресвятой Богородицы, ознаменовав тем самым идею покровительства Божьей Матери русской земле. Затем в XIV веке миссию града Богородицы возьмет на себя Москва и Успенский собор в Кремле будут именовать Домом Богородицы. Фактически с этого времени Русь осознает себя посвященной Деве Марии.Образ Богородицы занимает исключительное место в православной духовности. Ярким воплощением любви и почитания Богоматери на Руси стала развитая православная иконография Богородицы - в календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 наименований её икон. Для большинства икон установлены отдельные дни празднования, им написаны молитвы, тропари, кондаки иногда акафисты. Из наиболее известных и почитаемых икон в православии можно назвать Казанскую, Владимирскую, Печерскую, Феодоровскую, донскую иконы Божьей Матери и многие другие. Образ Богородицы - Девы Марии, от которой воплотился, вочеловечился Спаситель, образы его земной матери, по наблюдениям исследователей - один из самых распространенных, наряду с образом Спаса, в русской иконографии- совокупности типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения. Иконы Богоматери - один из символов Российской культуры, интерес к которому не ослабевает. Из этого вытекает актуальность нашей работы.
Основная цель работы: проследить процессы формирования и развития отечественной иконографии Богоматери.
Задачи вытекаемые из поставленной цели таковы:
- проследить и описать основные процессы непосредственно влияющего на развитие иконографии Богородицы - богородичную догматику, а также, материалы ветхого Завета и Жития святых; выявить основные исторические и культурологические особенности, связанные со становлением русской иконографии Богородицы, понять взаимосвязь этих процессов.
- выявить основные совокупности типов изображения Богородицы в русской иконографии, описать наиболее значимые из русских икон Богоматери.
Для решения поставленных целей и задач мы пользовались материалами по истории, культуре русской иконы.
Оглавление
- Введение- Становление русской иконографии Богоматери
- Источники формирования образа Богородицы в иконографии
- История русской иконографии Богоматери
- Образы Богородицы в Русской иконе
- Основные типы изображения Богородицы в русской иконографии
- Наиболее значимые русские иконы Богородицы Заключение
- Список использованной литературы
- Приложение
- Приложение
- Приложение
- Приложение
- Приложение
- Приложение
- Приложение
- Приложение
Заключение
Таким образом, исходя из поставленной нами в начале изложения общей цели, мы пришли к следующим выводам:- образ Богородицы является одним из самых почитаемых в отечественной иконографии. Только в календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 наименований её икон;
- иконография Богородицы не появилась на пустом месте - формированию и развитию ее способствовали Богородичная догматика, а также ряд основных источников - Евангелия, Апокрифов, Ветхого Завета и Жития Святых. Богородичная догматика основана на тайне Боговоплощения, и через образ Богородицы раскрывается глубина богочеловеческих отношений. Основной лейтмотив её: Мария, давшая жизнь Богу в Его человеческой природе, становится матерью Бога (Богородицей).
Список литературы
1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., Изобразительное искусство, 1978. - 345 с.2. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. - М., Просвещение, 1993. - 276 с.
3. Замятина Н.А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. - М.: Языки русской культуры, 2000 - 272 с.
4. Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., 1971. - 316 с.
5. Любимов Л.Д. Искусство древней Руси. - М., Просвещение, 1974. - 489 с.
6. Моисеева Т.В. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. - М.: "АРТ-БМБ", 2002. - 290 с.
7. Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. - СПб.: "Лига Плюс", 2000. - 412 с.
8. Сарабьянов В.Д., Э.С. Смирнова. История древнерусской живописи. - М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.-198 с.
9. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви. М., 1989. - 380 с.
10. Успенский А.А. Искусство русской церкви. Иконопись. М., 1987. - 510 с.
11. Языкова И.К. Образ богородицы в русской иконографии. Саратов, 2004. - 370 с.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год