Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Решение задач на тему: Актуальность. Современный этап развития художественной гимнастики, рост сложности соревновательных

Купить за 550 руб.
Страниц
23
Размер файла
79.79 КБ
Просмотров
47
Покупок
7
Дисциплина Физкультура и спорт Тема Развитие гибкости у детей, занимающихся художественной гимнастикой, на этапе начальной подготовки Кол-во страниц 60-65 Пометки заказчика есть небольшие наброски 1 главы (более менее разобраны 5 первых страниц) и примерное содержание. Для примера могу отправить диплом не по моему виду спорта. В 3 главе нужны расчеты по своей разработанной методике для развития гибкости. оригинальность 70%, МУ и примерный план в приложении. План скорректировать и прислать на утверждение Срок сдачи 13.05.2016

Введение

Актуальность. Современный этап развития художественной гимнастики, рост сложности соревновательных программ предъявляют повышенные требования к уровню физической подготовленности гимнасток. Физическая подготовка юных гимнасток является одним из важнейших направлений в практике современной тренировки (М.А. Говорова, Л.А. Карпенко, А.В. Плешкань). На первый план выступает специальная физическая подготовка, которая направлена на околопредельную реализацию индивидуальных возможностей гимнасток, максимальную степень их физического развития. Трудность отдельно взятых элементов и соревновательных композиций стремительно возрастает, увеличивается объем и интенсивность тренировочной нагрузки, количества и продолжительности соревнований.

В настоящее время наблюдается заметное омоложение высших достижений в спорте. В связи с этим проблема поиска таких средств и методов, которые позволили бы юным гимнасткам в более короткие сроки осваивать всё возрастающие по числу и трудности двигательные действия и достигать более высокого уровня физической и эстетической подготовки.

Гибкость является основополагающим качеством в художественной гимнастике. Именно от уровня развития гибкости зависят спортивные результаты. Гибкость можно и нужно развивать у самых юных спортсменок.

Целью исследования является разработка методики которая позволит повысить уровень развития гибкости на этапе начальной подготовки.

Объект исследования: тренировочный процесс в группах начальной подготовки первого года обучения.

Предмет исследования: методика развития гибкости у детей младшего возраста, занимающихся художественной гимнастикой.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ЮНЫХ ГИМНАСТОК

1.1. Физическая подготовка в художественной гимнастике

По мнению Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова (1976), физическая подготовка-это неотъемлемая составная часть процесса спортивного совершенствования спортсменов, которая обеспечивает надежную базу для технически сложной соревновательной деятельности.

Ю.Ф. Курамшин (1999, 2003) утверждает, что решение задач физической подготовки зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, которые объясняются разными возможностями отдельных органов и систем организма (мышечной, нервной, сердечно-сосудистой и др.). От уровня функционирования каждой системы и зависит характер и степень развития физических способностей.

Как считает Ю.В. Менхин (1989), задачей физической подготовки является формирование двигательных способностей для осуществления специфической деятельности в каждом виде многоборья на протяжении всех этапов многолетней спортивной карьеры.

Традиционно физическая подготовка делится на общую и специальную. В процессе многолетней подготовки гимнасток удельный вес общей физической подготовки снижается, а с выполнением все более технически сложных элементов, по мнению М.А. Говоровой, А.В. Плешкань (2001), объем СФП увеличивается до 80% и более.

При освоении технически сложных элементов и упражнений художественной гимнастики В.Е. Горохова (2002) считает, что преимущества имеют те гимнастки, у которых функциональное состояние и уровень развития физических способностей более высокий и удовлетворяет функциональному запросу данных упражнений.

Гибкость является одной из важнейших физических способностей в художественной гимнастике, от уровня развития которой напрямую зависит соревновательный результат. В.И. Лях (1999), Ж.К. Холодов , В.С.Кузнецов (2002) определяют гибкость как способность человека выполнять движения с большой амплитудой, Ю.В. Курамшин (2003)-как комплекс морфологических свойств опорно-двигательного аппарата, обусловливающих подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга. Специалисты различают два вида гибкости: пассивную и активную.

По мнению Ю.В. Менхина (1989), Г.С. Туманяна (1989), пассивная гибкость соответствует анатомическому строению сустава и проявляется за счет воздействия сил, находящихся вне тела (усилия партнера, внешнее отягощение, специальные приспособления и т.п.)

Активная гибкость по мнению Г.С. Туманяна, С.К. Харацидиса (1998), проявляется при выполнении движений за счет собственной активности соответствующих мышц.

Проявление гибкости зависит от ряда факторов, основным из которых, является анатомический. Ю.Ф. Курамшин (2003) выделяет такие факторы как форма суставов, эластичность мышц, сухожилий и связок, толщину суставного хряща. Поэтому далеко не все гимнастки, по мнению Л.А. Карпенко (2003), способны достич высокого результата.

По анатомическому признаку проявления гибкости можно выделить гибкость шейных позвонков, плечевых суставов, грудной и поясничной частей позвоночника, тазобедренного, коленного и голеностопного суставов. Гибкость различных суставов имеет неодинаковое значение. Наибольшая нагрузка чаще всего приходится на поясничную часть и тазобедренные суставы. Гибкость отмечается большим разнообразием её проявлений, поэтому при её формировании нужно уделять внимание всем её разновидностям, делая акцент на специфических для конкретного вида деятельности.

Специфика развития гибкости в значительной мере определяется наследственными особенностями формирования организма. Эластичность мышц и суставно - связочного аппарата находится в прямой зависимости от структурных особенностей костно-мышечной системы, содержания плотных веществ, воды, а также от вязкости мышц и ряда других факторов. Лучшую гибкость имеют женщины и дети.

Несмотря на то, что такие специалисты по близким к художественной гимнастике видам спорта как Н.Я. Алисов (1971), Ю.М. Менхин (1989), Л.Я. Аркаев (1994), Г.С. Туманян (1998), Е.А. Земсков (1999), Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин (1997,2004) придерживаются мнения, что необходимо развивать гибкость лишь до оптимального уровня, специалисты же в области художественной гимнастики (Е.В. Бирюк, 1971, Н.С. Станевко, 1981, Л.А. Карпенко, 2003, И.А. Винер, 2003, Т.С. Лисицкая , 1985 и др) считают, что развитие гибкости позвоночного столба и подвижности в тазобедренных суставах должно быть на максимальном около предельном уровне.

1.2. Факторы влияющие на развитие гибкости

К основным факторам, влияющим на развитие гибкости, относятся строение суставов, их формы и площади; длина и эластичность связок, сухожилий и морфофункциональные особенности работающих мышц; функциональное состояние нервных центров, регулирующих тонус мышц; наследственность, пол и возраст; изменение ритма двигательного действия; температура мышц; температура окружающей среды; время суток; вид предыдущей мышечной деятельности.

Специфика развития гибкости в значительной мере определяется наследственными особенностями формирования организма. Эластичность мышц и суставно - связочного аппарата находится в прямой зависимости от структурных особенностей костно-мышечной системы, содержания плотных веществ, воды, а также от вязкости мышц и ряда других факторов. Лучшую гибкость имеют женщины и дети.

Изменение ритма двигательных действий. Ритм движений имеет большое значение для достижения определённой рационализации двигательной активности человека. Ритмичные движения поддерживают стабильный уровень возбудимости мышц, что является благоприятным фактором для повышения их эластичности. При аритмичных движениях возбудимость мышц снижается, что приводит к уменьшению их эластичных свойств.

Психоэмоциональное состояние. Положительные эмоции активизируют деятельность вегетативных органов, повышают газообмен, увеличивают частоту сердечных сокращений. Всё это позитивно сказывается на состоянии возбудимости мышц, их эластичности и упругости. Упражнения для развития гибкости необходимо выполнять в атмосфере положительных эмоций, что стимулирует гормональную деятельность, обеспечивает улучшение регуляторных процессов.

Температура мышц. Состояние температуры мышц также существенно влияет на увеличение показателей гибкости. Зависимость эластичных свойств мышц от температуры определяется интенсивностью окислительных процессов. В хорошо разогретых мышцах сильнее циркулирует кровь, поэтому предварительная разминка, направленная на подготовку к основной физической нагрузке, - необходимое условие эффективности занятий на развитие гибкости.

Уровень изменения морфологических, биохимических и функциональных особенностей работающих мышц - важнейший фактор повышенной гибкости. В процессе активной мышечной деятельности увеличивается содержание сократительных белков, повышается количество миоглобина, возрастают кислородная ёмкость мышц и интенсивность окислительных процессов. Под воздействием физической нагрузки происходят морфологические и биохимические изменения в работающих мышцах, выявляются функциональные сдвиги, повышающие возбудимость и лабильность мышц. Все эти изменения способствуют увеличению растяжимости мышц и приросту гибкости.

Температура окружающей среды

Перепады температуры существенно влияют на состояние активной мышечной деятельности человека. В условиях низкой температуры мышца быстро охлаждается, теряя свою эластичность. При этом резко падает её возбудимость, что является наиболее распространенной причиной травматизма. В условиях холодного воздуха или помещения требуется значительно больше усилий для разогревания организма и поддержания оптимального режима работы мышц. Повышенная температура вызывает усиленное потоотделение, потерю большого количества жидкости. В результате мышечная ткань становится более вязкой, снижаются её сократительные свойства.

Время суток

Физическое состояние человека неодинаково ранним утром, днём и поздним вечером. У многих людей в утренние часы общая работоспособность снижена, требуется время для врабатывания после ночного отдыха. При занятиях физическими упражнениями необходима более длительная и интенсивная разминка. В течение дня системы организма достигают "рабочего состояния", органы функционируют в полном объёме, мышцы находятся в оптимальном напряжении. Всё это создаёт наиболее благоприятные условия для вечерних тренировок, когда появляются наилучшие предпосылки для увеличения прироста гибкости.

Характер предыдущей деятельности

Если характер предыдущей деятельности способствует достаточному разогреванию мышц, не вызывая при этом утомления, то двигательная деятельность организована рационально. В процессе спортивной тренировки особые требования должны предъявляться к эффективному подбору и использованию специальных упражнений. Так, предварительное выполнение силовой нагрузки положительно сказывается на приросте гибкости. Поэтому в конце тренировочного занятия целесообразно выполнять упражнения для развития гибкости.

Гибкость может изменяться в довольно большом диапазоне, в зависимости от различных внешних условий и состояния

1.3. Возрастные особенности развития гибкости детей младшего возраста

В рамках данной работы далее следует обратиться к рассмотрению возрастных и физиологических особенностей развития младшего школьника.

Младшему школьному возрасту участника детского хореографического коллектива соответствует возраст ребёнка - 7-11 лет.

В хореографии, как и в других видах деятельности для достижения максимальных результатов в процессе обучения и воспитания используют возрастной подход.

Возрастной подход - это учёт и использование закономерностей развития личности ребёнка (физических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых (64,стр.19).

Рассмотрим далее возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста.

К 7 годам ребёнок в основном уже готов к систематическому обучению. О нём надобно говорить уже как о личности, поскольку он осознаёт своё поведение и может сравнивать себя с другими.

У него формируется ряд новых психологических образований:

* Стремление к общественной значимости;

* Способность управлять своим поведением;

* Умение делать простые обобщения;

* Умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми.

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления. У них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес.

Окостенение опорно-двигательного аппарата происходит постепенно, но костная система всё ещё богата хрящевой тканью, поэтому кости достаточно мягкие, гибкие, недостаточно прочные, легко поддаются как благоприятным, так и не благоприятным факторам воздействия. Окостенение будет проходить в течение всего младшего детства. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Физиологическое развитие позвоночника играет жизненно важную роль и влияет на формирование правильной осанки, техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную и нервную системы.

В младшем школьном возрасте заканчивается формирование свода стопы.

Развитие костной системы скелета тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий, связочно-суставного аппарата.

Мышечная система интенсивно развивается, мышечный тонус укрепляется. Укрепление мышечного тонуса является результатом, как регуляторного функционирования центральной нервной системы, так и положительным воздействием физических упражнений.

В младшем школьном возрасте сердечно-сосудистая система претерпевает морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается. Увеличивается сила сердечных сокращений. Повышается работоспособность сердца.

С возрастом поднимается артериальное давление и становится в пределах 80/50-110/70 мм.рт.ст.

По мере развития ребёнка уменьшается частота дыхания и нарастает глубина дыхания, следовательно, улучшается лёгочная вентиляция.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов.

Быстро развивается психика ребёнка. Изменяются взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает и процесс возбуждения - младшие школьники в высокой степени возбудимы.

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно переходит в процесс обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, "созерцательной любознательностью". Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируется ярко выраженной эмоциональностью.

К концу младшего детства восприятие ребёнка усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму, поэтому весь учебный процесс подчинён воспитанию культуры внимания.

Мышление у детей этого возраста развивается от эмоционально- образного к абстрактно-логическому. "Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще..", -напоминал учителям К.Д. Ушинский, и призывал опираться в этом возрасте на эти особенности детского мышления.(86. С.44)

Большую роль в развитии ребёнка этого возраста играет память. Мозг в этот период обладает большой пластичностью, однако учащиеся не умеют распорядиться своей памятью и подчинить её задачам обучения. Немалых усилий стоит педагогам выработка умений у детей самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации труда.

Становление личности ребёнка младшего школьного возраста происходит под влиянием новых отношений с взрослыми (учителями) и сверстниками, новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов.

Младшее возрастное звено представляет большое поле для развитиянравственных качеств личности, этому способствует податливость и известная внушаемость учащихся, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное - огромный авторитет, которым пользуется учитель.

Методика направленного развития и совершенствования гибкости.

Специфическими средствами воздействия на гибкость являются физические упражнения, при выполнении которых амплитуда движения доводится до индивидуально возможного максимума, не приводящего к повреждениям. Такие упражнения принято называть - упражнения на растягивание (Холодов,2001).

Чаще всего это гимнастические упражнения, избирательно воздействующие на звенья тела.

Основными ограничителями размаха движений являются мышцы - антагонисты, чем лучше способность мышц - антагонистов растягиваться в движениях с большей амплитудой, тем больше подвижность в суставах. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать их упругими и эластичными - задача упражнений на растягивание. (Укран,1979)

Виды растягивающих упражнений различают в зависимости от использующихся растягивающихся сил. При применении внешних сил упражнения на растягивание называют пассивными.

Пассивные упражнения на гибкость включают:

Движения, выполняемые с партнёром;

Движения, выполняемые с отягощение (резиновый эспандер);

Пассивные движения с использованием собственной силы;

Движения, выполняемые на снарядах, где отягощением является вес собственного тела ( станок, шведская стенка, лавочка и т.д.).

Они служат эффективным средством увеличения и сохранения запаса гибкости и способствуют увеличению амплитуды активных движений. (Матвеев,1991)

Пассивные упражнения могут быть динамического (пружинного) или статического (удержания позы) характера.

Наибольший эффект для развития пассивной гибкости приносит сочетание пружинных движений с последующей фиксацией позы. (Лисицкая.1982)

При использовании в качестве растягивающей силы напряжение мышцы, упражнения носят название активных. Активная гибкость развивается в 1.5-2 раза медленней пассивной. (Платонов,1986)

В общей совокупности упражнений, направленных на развитие гибкости преобладают активные упражнения, так как в реальных условиях жизнедеятельности гибкость, главным образом, проявляется в активных формах.

Активные упражнения в растягивании используют преимущественно в динамическом режиме, но при необходимости усиления воздействия включают выраженные статические моменты с фиксацией звеньев тела в положениях, соответствующим крайним точкам амплитудам движений. Например - пружинистые наклоны с фиксацией и притягиванием туловища руками к выпрямленным ногам. (Матвеев,1991)

К активным движениям с полной амплитудой относятся:

ØМахи ногами и руками;

ØНаклоны и вращательные движения туловищем.

Кроме выше перечисленных в физической практике упражнений встречается немало движений, эффект которых обеспечивается, как внутренними, так и внешними силами, такие упражнения называются смешанными или активно-пассивными. Примером таких упражнений является пружинистые движения в шпагате.

По некоторым экспериментальным данным (Е.П. Васильев) в период интенсивных воздействий на развитие гибкости целесообразны следующие пропорции различных растягивающих упражнений :

ü40-45 % -активные-динамические;

ü20%- статические;

ü35-40 - пассивные.

В занятиях с детьми младшего школьного возраста доля статических упражнений должна быть меньше, динамических - больше.

Ближайший эффект от растягивающих упражнений зависит от соблюдения методических правил (Ю.В. Менхин.1989)

о Предварительное функциональное разогревание, применение упражнений, вызывающих достаточную теплопродукцию;

о Серийность (многократное повторение) и постепенное усиление растягивающих импульсов (до лёгких болевых ощущений);

о Комплексность в подборе средств и рациональное расположение в структуре занятия (как правило, в первой половине основной части).

Воздействуя на гибкость в процессе физического воспитания и обеспечение её поступательного развития и долгого сохранения, различают следующие режимы направленного воздействия на гибкость:

1. Развивающий режим - это массированное применение растягивающих упражнений в системе различных методов и форм организации.

2. Поддерживающий режим - умеренное выполнение упражнений на растягивание, с целью предотвращения реадаптационного ухудшения гибкости.

В процессе специального развития гибкости используются следующие методы:

§ Метод повторного упражнения;

§ Метод статического растягивания;

§ Метод совмещения с силовыми упражнениями;

§ Игровой и соревновательные методы.

Основным методом развития гибкости является повторный метод, когда упражнения на растягивание применяются многократно сериями. Метод многократного растягивания основан на свойстве мышц - растягиваться, при многочисленных повторениях. Начинают движения с небольшой амплитуды, и постепенно увеличивают до максимума. Пределом оптимального числа повторений является уменьшение размаха движений или возникновение болевых ощущений. (О.К. Грачёв,2005)

В зависимости от пола, возраста и физической подготовленности занимающихся, количество повторений в серии дифференцируется.

Также в практике физического воспитания необходимо применять методы статического растягивания. При использовании данного метода, предварительно расслабившись, занимающиеся выполняют упражнения и удерживают конечное положение от 5 секунд до нескольких минут. (В.И.Лях, 1999)

Метод совмещения с силовыми упражнениями. В данном случае если на какую-то мышцу делать много силовых упражнений, то эта мышца после продолжительной силовой работы укорачивается на 30 % и более. Создаётся - эффект "сократительной задолженности". Далее, если он закрепляется, от тренировки к тренировке, то силовые возможности этой мышцы снижаются, и она остаётся укороченной и в состоянии покоя. Поэтому в идеале приветствуется одновременное развитие и силы, и гибкости.(О.К.Грачёв.2005)

В качестве методов совершенствования гибкости, особенно в работе с младшими школьниками используется игровой и соревновательный методы. Они позволяют повысить интерес к выполнению упражнений на растягивание и улучшить эмоциональный фон занятия. (А.П.Матвеев,2003)

Для развития подвижности в суставах можно выделить четыре основных принципа.

1. Принцип медленных упражнений. Упражнения характеризуются относительно небольшой амплитудой движений. Выполняются они за счёт активного сокращения мышц, участвующих в данном движении. К ним относятся медленные наклоны, прогибы, повороты, отведения и привидения конечностей. Данные упражнения являются не слишком прогрессивными для развития гибкости, поэтому используются больше как подводящие к более сложным. Главное преимущество этого принципа над другими в том, что риск получить травму сведён к минимуму. Многие хорошо знакомы с этими упражнениями, т.к. они составляют основу утренней физической зарядки. Эффективность данных движений можно повысить. Если выполнять их с небольшими отягощениями в пределах 2-3 килограммов.

2. Принцип маховых движений. Упражнения выполняются с большой амплитудой за счёт использования в первой "разгонной" фазе силы мышц. Во второй "пассивной" фазе мышцы расслабляются, и движение продолжается за счёт инерции. Амплитуда, достигаемая при маховых движениях, уступает лишь амплитуде принудительного растяжения. Используя дополнительные отягощения до 1 кг. Можно несколько повысить эффективность упражнений.

3. Принцип пружинистых упражнений. Характеризуется серийным выполнением однотипного движения с неполной и полной амплитудой. Характерным примером являются пружинистые наклоны вперёд, когда учащийся из положения стоя наклоняется вперёд и, совершая плавные покачивания, пытается достать ладонями пола. Амплитуды движений, достигаемые при покачивании этого упражнения , уступают аналогичным при использовании принудительного растяжения и маховых движений. При этом травмоопасность пружинистых движений значительно ниже, чем маховых.

4. Принцип принудительного растяжения. Это принцип, при котором достигается максимальная амплитуда движения. Все упражнения на гибкость, которые выполняются под действием внешних факторов, таких, как давление собственной массы тела, силы мышц, помощь партнёра, использование утяжелителей и блочных устройств, относятся к этому методу. Эффективность принудительного растяжения увеличивается, если в процессе тренировки постепенно наращивать силу внешнего воздействия.

Все вышеперечисленные принципы являются полностью автономными, т.е. допускается применение каждого метода в отдельности, но самая рациональная методика состоит в комплексном подходе, который представляет комбинацию всех 4-х принципов, результатом применения, которого будет высокая подвижность в суставах, умноженная на силу, быстроту и выносливость. Развивая подвижность в любом суставе, важно чётко знать, с каким типом сустава вы имеете дело, и не пытаться добиться подвижности шарового сустава от блоковидного, ведь функциональные возможности суставов обусловлены самой природой.

Даже для физически подготовленных людей в некоторых ситуациях упражнения на растяжку могут быть опасны, т.к. они несут возможность травмы при несоблюдении методических указаний и тонкостей техники выполнения. Под техникой выполнения упражнений понимается правильная структура движения (соблюдение длительности частей упражнения, использование веса своего тела, использование пространства), а также умение сконцентрировать внимание, чтобы выполнить упражнения в определённом стиле или манере. Чем более совершенна техника выполнения упражнения, тем больше воспитанник приобретает силы и тем больше его контроль над мышцами.

В младшем школьном возрасте особая осторожность необходима при выполнении упражнений, направленных на увеличение подвижности позвоночного столба и плечевых суставов. Эти звенья опорно-двигательного аппарата у детей 7-11 лет ещё очень нежны и легко травмируются.

Из всех сочленений опорно-двигательного аппарата наиболее легко в этот период переносят нагрузки, связанные с применением растягивающих сил, тазобедренные и голеностопные суставы. Поэтому вначале надо развивать подвижность именно этих суставов. Объём и интенсивность упражнений на гибкость должна повышаться постепенно. (А.М.Шлемин, стр.169)

По мнению А.П. Матвеева, у детей младшего школьного возраста наиболее эффективно комплексное развитие гибкости, когда динамические упражнения для развития активной и пассивной гибкости составляют 40% времени, отводимого на уроке, а на выполнение статических упражнений - 20%.

Уровень развития гибкости должен несколько превосходить ту максимальную амплитуду, которая нужна для овладения техникой изучаемого двигательного действия и этот уровень развития гибкости обозначается как запас гибкости.

Достигнутый уровень гибкости следует поддерживать повторным воспроизведением упражнений необходимой амплитуды движений. Поэтому на уроках с младшими школьниками в детском хореографическом коллективе упражнения на развитие гибкости надо включать постоянно и в большом объёме.

В отличие от других физических качеств гибкость начинает регрессировать очень рано. Причина её кроется в постепенном окостенении хрящевых тканей у воспитанников, в упрочении их связочного аппарата и в уменьшении эластичности их связок.

Гибкость быстрее других физических качеств утрачивается с возрастом (если специально не тренируется), поэтому учёные считают уровень гибкости мерилом возраста. Мудрые йоги говорят " Пока позвоночник гибок, тело молодо".

Установлено, что естественный подвижный регресс во всех суставах наступает в 10-11 лет. Этому естественному регрессу гибкости можно противодействовать усиленным развитием той же гибкости, но начатой в более раннем возрасте. Специальными исследованиями показано, что у детей младшего школьного возраста гибкость поддаётся направленному улучшению значительно лучше, чем у подростков 13-14 лет. Принято считать, что данный возраст, младший школьный возраст, является наиболее благоприятным для направленного роста амплитуды движений во всех главных суставах.

Для развития подвижности в разных отделах опорно-двигательного аппарата используют различные формы воздействия на эти отделы:

§ Для лучезапястного сустава - сгибание, разгибание, вращение;

§ Для плечевого сустава - вращение, маховые движения в различных направлениях и плоскостях, вис на гимнастической стенке, приседание в висе стоя сзади, размахивание в висе, наклоны вперёд с хватом за рейку гимнастической стенки, пружинистое отведение рук, " мост", выкрут с гимнастической палкой;

§ Для мышц туловища - прогибание, наклоны назад, наклоны вперёд, волнообразные движения туловищем, наклоны в стороны, повороты и вращения туловища;

§ Для тазобедренного сустава - глубокие приседы на полной ступне в положении ноги врозь, глубокие приседы в положении широкого выпада вперёд и в сторону, наклоны вперёд в положении седа, стоя у опоры - махи ногами вперёд, в сторону, назад, шпагат поперечный, продольный.

Задачу развития гибкости у воспитанников младшего школьного возраста важно решать в сочетании с повышением их теоретических знаний. С первых уроков следует знакомить учеников с названием частей тела, с движениями, которые они совершают. Воспитанники должны узнать, что такое сгибание и разгибание, отведение и приведение, супинация и пронация, круговые движения, повороты и вращения. Названные движения должны быть освоенными. ( Лях,199, стр.10)

Целенаправленная работа по увеличению подвижности в суставах завершается составлением комплексов упражнений, адекватных возрасту учащихся и соответствующих содержанию урока. На одном уроке достаточно применение 8-10 растягивающих упражнений.

При планировании упражнений, воздействующих на гибкость, методически важно определить оптимальные пропорции в использовании этих упражнений, а также правильную дозировку нагрузок. Специалистами в области спорта и художественной гимнастики разработаны примерные рекомендации по количеству повторений, темпу движений и времени выдержек в статических положениях.

о На первых занятиях число повторений составляет не более 8-10 раз и постепенно повышается.

о Эффективность отдельных упражнений в значительной мере определяется их продолжительностью. Она должна обеспечивать максимальную подвижность сустава. Исследования динамики подвижности в суставах показывают, что она вначале постепенно возрастает, достигнув максимума - определённое время удерживается на одном уровне, а затем постепенно снижается (В.Н. Платонов,1986)

о Для различных суставов количество движений необходимых для достижения максимальной амплитуды неодинаково.

о Продолжительность воздействия зависит от особенностей сустава, возраста, пола занимающегося, характера упражнений, темпа и может колебаться от 20 секунд до 2-3 минут. Темп активных упражнений составляет одно повторение в секунду. При пассивных одно повторение в 1-2 секунды.

Для достижения хороших результатов большое значение имеет методически правильная организация тренировочного процесса. Поэтому хочется остановиться более подробно на методики организации тренировочного процесса при выполнении упражнений на гибкость.

1. Каждое занятие должно начинаться с разминки. Разминочные упражнения, выполняемые перед занятиями, улучшают физическую деятельность и снижают вероятность травм. Во главу угла всех разминочных упражнений нужно ставить их разогревающий эффект и проводить их следует до ощущения теплоты в теле, а не до чувства скованности и усталости. Обычно наибольший положительный эффект оказывает комплексная разминка, проводимая в течении 10-20 минут. Разминка вызывает повышение температуры мышц, снижение их вязкости, напряжения, а также увеличивает растяжимость тканей, что способствует достижению наибольших результатов в основной части урока, а также снижению болевых ощущений.

2. Проработка суставов должна идти сверху вниз. Любые упражнения на растягивание производятся в следующей последовательности, и она во многих видах спорта и искусства является стандартной:

- шейный отдел позвоночника;

- плечевые суставы;

- лучезапястные суставы;

- суставы пальцев рук;

- грудной и поясничные отделы позвоночника;

- тазобедренные суставы;

- голеностопные суставы;

- суставы пальцев ног.

3. Проработка суставов обязательно должна проводиться симметрично. Это значит, что дозировка упражнений на правую и левую стороны тела должна быть одинаковой. Если же суставы развиты неравномерно, что встречается довольно часто и является правилом, то дозировка в упражнениях должна быть увеличена в пользу суставов, отстающих в подвижности.

4. Растяжка не должна сопровождаться острыми болевыми ощущениями и при серийном выполнении комплекса растягивающих упражнений в промежутках рекомендуется использовать 1-2 минутное расслабление. Установлено также, что данное сочетание упражнений способствует повышению прочности мышечно-связочного аппарата воспитанника.

5. Сложность и амплитуда упражнений должны увеличиваться постепенно. Принцип " от простого к сложному" является самым фундаментальным принципом любого процесса обучения. Конечно,

существует и другой альтернативный принцип "от сложного к простому", но невозможность его применения на данных занятиях очевидна. Практика показывает, что форсирование процесса развития гибкости обычно приводит к тяжёлым травмам.

6. Упражнения, направленные на развитие подвижности в суставах, необходимо выполнять систематично. Данный принцип, как и предыдущий, является фундаментом любого учебно-тренировочного процесса. Перерыв в тренировочном процессе снижает показатели развития. Так, например, 2-х месячный перерыв в занятиях - ухудшает подвижность в суставах на 10-12 %. Планируя тренировки по развитию подвижности в суставах необходимо помнить, что 3-х разовые занятия в неделю являются тем необходимым минимумом, при котором обеспечивается необходимый прогресс, но есть мнение и о необходимости ежедневных занятий.

7. Упражнения, направленные на развитие подвижности в суставах можно и нужно систематически рекомендовать своим воспитанникам для использования их вне учебного процесса, а именно, в комплексе утренней гигиенической гимнастики, в комплексе выполнения домашних заданий, в подвижно-игровых моментах в период перемен или отдыха.

8. Развитие гибкости должно идти параллельно с развитием других физических качеств. Сама по себе гибкость не будет иметь ценности, если воспитанник не обладает некоторой ловкостью, быстротой, выносливостью и силой. Хорошая гибкость помогает придать определённую пластику танцевальным движениям, помогает раскрыть внутренний образ, создаваемый исполнителем на сцене.

9. Следует помнить, что растягивающие упражнения, вставленные в разные части урока по современной хореографии несут различное функциональное значение. Растягивающие упражнения, включённые в подготовительную часть урока, являются средством подготовки опорно-двигательного аппарата к активной мышечной деятельности, а растягивающие упражнения, которые применены в заключительной части урока, это связано в основном с процессами восстановления организма и активным отдыхом.

10. В процессе развития гибкости и развития подвижности суставов педагогу не стоит забывать о психологическом настрое воспитанника. Нужно помнить, что данный процесс достаточно сложный и болезненный и очень важно, чтобы у воспитанников от тренировки оставались положительные эмоции, а это, в свою очередь, будет положительно влиять на общее психологическое состояние обучаемых. Для этого педагогу необходимо грамотно ставить реальные задачи на каждом этапе тренировочного процесса. Умение правильно определить этапность освоения упражнений поможет сохранить положительную мотивацию у воспитанников в течение продолжительного времени обучения.

Для достижения воспитанниками хороших результатов в области развития гибкости и подвижности в суставах рекомендуется использовать широкий арсенал упражнений, воздействующих на подвижность всех основных суставов. К таким упражнениям можно отнести:

* Гимнастические движения;

* Обще-развивающие упражнения (ОРУ).

Гимнастика в системе физического воспитания важное средство достижения гармоничного развития учащихся, она входит обязательным разделом в школьную учебную программу. Младшие школьники в соответствии с не

Оглавление

- Введение

- Выводы

- Список литературы

- Приложение

Заключение

В теоретической части исследования проанализировано 60 литературных источников, что позволило сделать следующие заключения: методы и средства художественной гимнастики наиболее эффективны в развитии гибкости детей 6-7 летнего возраста. Уровень развития гибкости влияет на исполнительское мастерство юных гимнасток. Для повышения уровня подвижности суставов используются комплексы упражнений на занятиях художественной гимнастикой по авторской методике, основное внимание уделяется упражнениям растяжки. Анализ развития гибкости у детей 6-7 летнего возраста на занятиях художественной гимнастикой по авторской методике, свидетельствует о нерешенности ряда вопросов, связанных с методическим и психолого-педагогическим сопровождением учебно-тренировочного процесса.

В экспериментальной части исследования нами предложена тренировочная программа по художественной гимнастике для девочек 6-7 лет, акцент в которой направлен на развитие гибкости. Занятия художественной гимнастикой проводились 4 раза в неделю по 60 минут. Комплексы упражнений на занятиях художественной гимнастикой по авторской методике применялись в основной части занятия, в течение восьми месяцев. Общее количество тренировок с применением предложенных комплексов составило 128.

Каждое занятие художественной гимнастикой по авторской методике состояло из разминки (15 мин.), основной части (30 мин.), заключительной (15 мин.).

Анализ показателей уровней гибкости в исследуемых группах на этапе констатирующего эксперимента показал, что при сравнении показателей, отражающих развитие гибкости, статистически значимых различий не выявлено.

После выполнения программы педагогического эксперимента в повторном тестировании показатели гибкости, у занимающихся на занятиях художественной гимнастикой по авторской методике, существенно отличались от показателей уровней развития гибкости у девочек из контрольной группы.

Так, средний показатель в тестах на определение уровней развития гибкости в контрольной группе остался на прежнем уровне, а в экспериментальной группе повысился в два раза или 50%.

Следовательно, предложенный комплекс упражнений на занятиях художественной гимнастикой по авторской методике, оказался эффективным, и мы можем рекомендовать авторскую методику, как эффективную для развития гибкости у детей 6-7 детнего возраста.

Список литературы

* 1. Аксенов Е.М. Ритмодвигательная структура техники гимнастических упражнений : учеб. пособие /Е.М. Аксенов; Санкт-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2000. – 47 с.

* 2. Алпацкая Е. В. Возрастное влияние координационных способностей на формирование основных двигательных умений и навыков детей 4 -6 лет: автореф. дис. … канд. пед. наук / Алпацкая Е. В. -М., 2003. -22 с.

* 3. Алисов Н.Я. Исследование гибкости и экспериментальное обоснование методики её развития: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.Я. Алисов. -М., 1971. -19 с.

* 4. Анцыперов, В.В. Активные методы обучения на занятиях по специализации / В.В. Анцыперов  Волгоград: ВГАФК, 2012.  72 с.

* 5. Архипова Ю.А. Методика базовой подготовки гимнасток в упражнениях с предметами: метод. рекомендации / Ю.А. Архипова, Л.А. Карпенко; С.-Петербург, гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб.: 2001. -24 с.

* 6. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека: монография / В.К. Бальсевич. -М.: Теория и практика физической культуры, 2000. -265 с.

* 7. Барчуков И. С. Физическая культура: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / И. С. Барчуков; под общ. Ред. Н. Н. Маликова. -7-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. -528 с.

* 8. Безматерных Н.Г. Начальная подготовка девочек 7-9 лет с применением специальных упражнений и тренажерных устройств в спортивной аэробике: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.Г. Безматерных. - Омск, 2006. -21 с.

* 9. Белокопытова Ж.А. Эффективность разработанной программы по развитию координационных способностей девочек 10-13 лет, занимающихся художественной гимнастикой / Белокопытова Ж.А., Лаврентьева В.А., Кожевникова Л.К. // Физическое воспитание студентов. -2011.-№3. -С.12-16.

* 10. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / Избр. Психол. Труды.3-е изд.-М.: Изд-во МПСИ, 2008.- 688 с.

* 11. Береснева И.А. Особенности развития гибкости у художественных гимнасток 5-7 лет разных соматотипов / И.А. Береснева, К.А. Ефимова, А.Б. Юшин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2002. -№ 3. -С. 36-38.

* 12. Борисенко С.И. Повышение исполнительского мастерства гимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки в сложно-координационных видах спорта : автореф. дис. … канд. пед. наук / Борисенко С.И. ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2000. – 24 с.

* 13. Винер И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике; Автореферат дисс. канд. пед. наук - СПб, 2003 -20 с.

* 14. Власова О.П. Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике: автореф. дис. … канд. пед. наук / О.П. Власова. - Омск, 2011. -23 с.

* 15. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. -К.: Олимпийская литература, 2002. -295с.

* 16. Гимнастика : учеб.-метод. пособие для студ. 2-4 курсов, обуч. по спец. «Физ. культура» / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т; . -Мурманск: МГГУ, 2011. -58 с.

* 17. Гимнастика и методика ее преподавания: учебник для факультетов физической культуры / под редакцией Н.К. Меньшикова. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 463с.

* 18. Гобузева К. В. Модельные характеристики гимнасток-художниц с уровнем спортивной квалификации 1-го взрослого разряда: дис.. канд. пед. наук / Гобузева К. В.; Санкт-Петербург. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. -СПб., 2006. -189 с.

* 19. Говорова М.А. Специальная физическая подготовка юных гимнасток высокой квалификации в художественной гимнастике / М.А. Говорова, А.В. Плешкань. -М., 2001. -51 с.

* 20. Горохова В.Е. Специальная физическая подготовка гимнасток к выполнению серий из элементов повышенной трудности: дис... канд. пед. наук / В.Е. Горохова. -М., 2002. -154 с.

* 21. Гобузева К.В. Модельные характеристики гимнасток- «художниц» с уровнем спортивной квалификации I взрослого разряда: дис. канд. пед. наук / К.В. Гобузева. -СПб., 2006. -191 с.

* 22. Гришина Ю. И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь: учебное пособие / Ю. И. Гришина. -изд.4 -е. -Ростов н / Д: Феникс, 2014.-249 с.

* 23. Гужаловский А.А. Темпы роста физических способностей как критерий отбора юных спортсменов /А.А. Гужаловский // Теория и практика физ. культуры. -1979. -№ 9. -С. 28-31.

* 24. Жалбэ М.Г. Внедрение фитнес – технологий в учебный процесс младших школьников // Молодой ученый. 2015. № 23 (103). С. 1029-1031.

* 25. Загревский О.И. Роль и значение моментов мышечных сил гимнастов в обучении двигательным действиям / О.И. Загревский, В.С. Шерин // Восток -Беларусь -Запад. Сотрудничество по проблемам формирования и укрепления здоровья: Сб. материалов междунар. симпозиума. - Брест: Альтернатива, 2007. - С. 108-109.

* 26. Зациорский В. М. Координация двигательных и вегетативных функций при мышечной деятельности человека / В. М. Зациорский. -М.: Физкультура и спорт, 1965.- 286 с.

* 27. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки / Е.И. Зуев. -2-е изд. - М.: Советский спорт, 1993. -64 с.

* 28. Иванова Е. В. Сенситивные периоды развития специфической координации движений рук у девочек 4-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой / Е. В. Иванова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2008. -№ 8 (42). -С. 37-41.

* 29. Караватская Н.А. Методика формирования навыков двигательной выразительности в художественной гимнастике: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.А. Каравацкая. - Смоленск, 2002. -20 с

* 30. Карпенко Л.А. Художественная гимнастика: учебник для тренеров преподавателей и студентов ИФК/под. общ. ред. Л.А. Карпенко. -СПб. -М.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003 -С. 58-64.

* 31. Карпенко Л.А. Ключевые аспекты успешной учебно-тренировочной работы по художественной гимнастике / Л.А. Карпенко // Культура физическая и здоровье. -2007. -№4. -С.45-49.

* 32. Карпенко Л.А. Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой: Учебное пособие /Л.А. Карпенко, И.А. Винер, В.А. Сивицкий /ВФХГ, СП6ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - М, 2007. -76 с.

* 33. Карпушин Б. А. Педагогика физической культуры: учебник / Б. А. Карпушин. -М.: Советский спорт, 2013. -300 с.

* 34. Кряж В.В. Гимнастика, ритм, пластика. - М.: Просвещение, 2010. -170 с.

* 35. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика / Т.С Лисицкая.. -М.: Физкультура и спорт, 1982. -231с.

* 36. Любимова В. В. Художественная гимнастика. Классификационная программа для ДЮСШ, Школ Олимпийского резерва, Высшего спортивного мастерства / Любимова В.В. -Харьков: ХаГИФК, 1996. -90 с.

* 37. Лях В.И. Гибкость: основы измерения и методики развития / В.И. Лях // Физическая культура в школе. -1999. -№ 1. -С. 4-10.

* 38. Макарова Е. Ю. Структура специальной двигательной подготовки, определяющей техническое мастерство в художественной гимнастике: дис. на соиск. учен. степени канд. пед. наук / Е. Ю. Макарова; Рос. гос. академия физ. культуры. - М., 1998. -163 с.

* 39. Мамедова Э.Х. Специальная двигательная подготовка спортсменок в художественной гимнастике: Автореф. дис. …канд. пед. наук / Э.Х. Мамедова // ГЦОЛИФК. -М., 1989. -22с.

* 40. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика / Ю.В. Менхин. -М.: СпортАкадемПресс, 2003. -303 с.

* 41. Миронов В.М Технология физической и функциональной подготовки в гимнастике: учеб.-метод. пособие / В.М. Миронов. -Бел. гос. ун-т физ. культуры. - Минск: БГУФК, 2007. -С. 34-36.

* 42. Мурзина С.В., Квашнина Е.В. Методика развития физических качеств девочек, занимающихся художественной гимнастикой / в сборнике: Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры 2015. С. 154-155.

* 43. Нестерова Т.В. Структура многолетней подготовки спортсменок на уровне достижений в художественной гимнастике / Т.В. Нестерова // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: XI междунар. науч. конгресс: в 4 ч. - Минск, 2007. -Ч.1. -С.182-185.

* 44. Орлов Л.П. Художественная гимнастика. - М.: Физкультура и спорт, 2000.– 208 с.

* 45. Пахомова Л. Э., Николаева Е. С. Методика подготовки юных спортсменок в художественной гимнастике к выполнению упражнений с предметами // Физическая культура. Воспитание. Образование. Тренировка. 2006. № 5. С. 32.

* 46. Пономарев Г.Н., Сайкина Е.Г., Лосева Н.А. Фитнес - технологии как путь повышения интереса и эффективности урока физической культуры в школе // Теория и практика физической культуры. - 2011. -№ 8. -С. 55-60.

* 47. Пшеничникова Г.Н. Обоснование рассредоточенного применения упражнений на гибкость в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки / Г.Н. Пшеничникова, О.П. Власова, Ю.В. Коричко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2010. -№ 5. -С. 42-48.

* 48. Пшеничникова Г.Н. Обучение элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике: учеб. пособие / Г.Н. Пшеничникова, О.П. Власова. -Омск: Изд-во СИБГУФК, 2013. -187 с

* 49. Сайкина Е.Г., Терехина Р.Н., Смирнова В.Ю., Донди О. Применение фитнес-технологий в тренировочном процессе гимнастов / в сборнике: Фитнес и его роль в оздоровлении и физической подготовке населения России сборник материалов VII Межвузовской научно-практической конференции в рамках общественно-научных мероприятий, посвященных 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2015. С. 95-101.

* 50. Сахановский К. Начальная подготовка спортсменов. Наука в Олимпийском спорте. -1995. -№2 -с.17-23.

* 51. Сосина В.Ю. Хореография в гимнастике / В.Ю. Сосина. - К.: Олимпийская литература, 2009. -135 с.

* 52. Степанова И.А. Природа пластической выразительности в художественной гимнастике // Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.П. Орлова. – Санкт-Петербург, 2001. – С. 79-83.

* 53. Туманян Г.С. Гибкость как физическое качество/Г.С. Туманян, С.К. Харацидис // Теория и практика физ. культуры. -1998. -№ 2. -С. 48-51.

* 54. Фарфель В.С., Управление движениями в спорте / В.С. Фарфель.-2-е изд., стереотип.- М.: Советский спорт, 2011.-202 с.

* 55. Фирилева Ж. Е. Методика педагогического контроля и совершенствования физической подготовленности занимающихся художественной гимнастикой: метод. рекомендации /Ж.Е. Фирилева. -Л.: Изд-во ЛГПИ им. Герцена, 1981. -42 с.

* 56. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. -М.: Издательский центр «Академия», 2005. -480 с.

* 57. Художественная гимнастика: учебно-образовательная программа для СДЮСШОР и ШВСМ / Плотников А. И., Плешкань А. В., Арлаксис Л. Ф. -г. Краснодар, 2007. -80 с.

* 58. Художественная гимнастика: учебник / [Карпенко Л.А., Винер И.А., Терехина Р.Н. и др.]; под общ. ред. Л. А. Карпенко. - М.: Всероссийская федерация художественной гимнастики. -2003. -382 с.

* 59. Художественная гимнастика: Правила судейства. - ФИЖ, 2013 -2016. -130 с.

* 60. Шакина Е. А. Определение гибкости / Е. А. Шакина // Физическая культура в школе. -1994. -№ 7. - С. 15.

* 61. Шишкарёва Ю.Н., Орлов Л.П. Художественная гимнастика: уч. пособ. для секций коллективов физической культуры. – 2004. – 400 с.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
23
Размер файла
79.79 КБ
Просмотров
170
Покупок
7
Актуальность. Современный этап развития художественной гимнастики, рост сложности соревновательных
Купить за 550 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1949 оценок
среднее 4.2 из 5
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!
Елена Елена прекрасно справилась с задачей! Спасибо большое за великолепно выполненную работу! Однозначно рекомендую!
Михаил Михаил отличный эксперт! Работу сделал раньше заявленного срока, все недочеты поправили, работой довольна! 5+
Мария Благодарю за работу! Замечаний нет!
Иван Спасибо все отлично!