на первый
заказ
Решение задач на тему: Развитие гибкости у детей, занимающихся художественной гимнастикой, этапе чальной подготовки
Купить за 1250 руб.Введение
Актуальность. Методика проведения занятий физической культуры в образовательных учреждениях посредством разработок и апробации различных методов и средств передает разнообразнейшую информацию, составляющую содержание учебного процесса, направленную на всестороннее развитие физических качеств детей дошкольного и младшего школьного возраста. Использованием средств и методов художественной гимнастики позволяет акцентировать внимание на формирование и развитие гибкости, ритмики, пластики, выразительности движений у дошкольников и младших школьников в неразрывном единстве с музыкой, танцем. На занятиях физической культурой средствами и методами художественной гимнастики у занимающихся раскрывают выразительные средства танца, как образное выражение мысли, содержания. Данный фактор определил актуальность развития гибкости у детей дошкольного школьного возраста.Современный этап развития художественной гимнастики, рост сложности соревновательных программ предъявляют повышенные требования к уровню физической подготовленности гимнасток. Физическая подготовка юных гимнасток является одним из важнейших направлений в практике современной тренировки (М.А. Говорова [19], Л.А. Карпенко [30], Л.П. Орлов [44]). На первый план выступает специальная физическая подготовка, которая направлена на околопредельную реализацию индивидуальных возможностей гимнасток, максимальную степень их физического развития. Трудность отдельно взятых элементов и соревновательных композиций стремительно возрастает, увеличивается объем и интенсивность тренировочной нагрузки, количества и продолжительности соревнований.
Методика проведения занятий физической культуры в образовательных учреждениях с использованием средств и методов художественной гимнастики, по нашему мнению, - это определенная целостная система, имеющая свои конкретные формы проявления в выполнении физических упражнений, исполнение композиций.
В научном мире относительно в применении методики проведения занятий физической культуры с использованием средств и методов художественной гимнастики существуют полярные позиции. Одни авторы (Ю.Ф. Курамшин, О.А. Двейрина, Л.Д. Назаренко, М. Путкисто и др.) утверждают, что упражнения по развитию гибкости должны носить универсальный характер. В основе развития гибкости находятся упражнения на растяжку (стретчинг). Другая часть специалистов (Е.М. Аксенов, В.В. Анцыперов, С.И. Борисенко, Л.А. Карпенко и др.) склоняется к тому, что в сложнокоординированных видах спорта (фигурное катание, спортивная и художественная гимнастика и др.) развитие гибкости должно происходить в комплексе с развитием таких качеств, как выразительность, артистизм, музыкальность, эмоциональность.
Занятия физической культурой с использованием средств и методов художественной гимнастики объединяют упражнения из спортивной гимнастики, хореографии, танца с видами искусств: музыкой, драмой, театром. Особенностью занятий художественной гимнастикой является выразительность, эмоциональность, пластичность, хореографическая образность.
Упражнения на развитие гибкости наиболее целесообразно применять в период старшего дошкольного школьного возраста, Данный период считается "сенситивным" или наиболее благоприятным периодом для развития данного физического качества у ребенка. Детские мышцы, суставы и связки эластичны и могут выдержать направленную на них физическую нагрузку.
Упражнений из художественной гимнастики, выполняемые ребенком с большой амплитудой многократно в ходе занятий физической культурой, воздействуют на определенные группы мышц, связки, суставы. Применение таких упражнений, как: повороты туловища и наклоны туловища с поворотами наклоны туловища из различных исходных положений и в различных направлениях (влево, вправо, вниз, назад прогнувшись) развивают гибкость в позвоночнике и в тазобедренных суставах. Другие упражнения: маховые движения ногами способствуют развитию гибкости мышц ног; упражнения "мост", кувырки вперед и назад являются показателями развития гибкости туловища; рывковые движения с прямыми и согнутыми руками перед грудью, в стороны, вперед - назад; круговые движения руками - развивают гибкость предплечий и плеч.
На уровень развития гибкости ребенка играют и психологические факторы. Например, под влиянием музыки, ритма, музыкального сопровождения занятий повышается настроение, жизнерадостность, что, в свою очередь положительно влияет на развитие гибкости. Наоборот, на фоне психологического и физического утомления, которое вызывают однообразные рутинные занятия, уровень развития гибкости младшего школьника значительно снижается.
В настоящем исследовании определяются следующие противоречия, которые обусловили проблему исследования:
- между комплексным воздействием на развитие физических качеств ребенка средств и методов спортивной тренировки и традиционными образовательными программами в системе дошкольного и начального общего образования;
- между необходимостью включения в занятия упражнений на подвижность суставов с одной стороны, и недостаточностью практических навыков для применения комплекса упражнений на растяжку;
Проблема исследования: Какие методы и средства развития гибкости у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста наиболее эффективны?
Целью исследования является разработка авторской методики, которая позволит повысить уровень развития гибкости у гимнасток на этапе начальной подготовки.
Объект исследования: тренировочный процесс в группах начальной подготовки первого года обучения детей 6-7 летнего возраста, занимающихся художественной гимнастикой.
Предмет исследования: методика развития гибкости у детей 6-7 летнего возраста, занимающихся художественной гимнастикой.
Задачи:
- - охарактеризовать понятие гибкость;
- рассмотреть особенности развития гибкости у детей, занимающихся художественной гимнастикой;
- представить авторскую методику занятий по художественной гимнастике для детей 6-7 летнего возраста;
- раскрыть эффективность применения авторской методики занятий по художественной гимнастике для детей 6-7 летнего возраста.
Гипотеза исследования. Предполагается, что авторская методика по развитию гибкости у гимнасток этапе подготовки будет нацелена на раскрытие пластическими средствами тела через исполнение музыкально-хореографического произведения. Таким образом, уровень развития гибкости у детей 6-7 летнего возраста определит выразительность танцевальной пластики.
Теоретико-методологическими основаниями для решения поставленных задач при проведении исследования служили концептуальные положения теории развивающего и деятельностного подхода к обучению детей 6- 7 летнего возраста, а также современные активные методы обучения, способствующие интенсификации и мотивации к физкультурно-спортивной деятельности:
- Концептуальные подходы к спортивной тренировке [В.К. Бальсевич, Э.Х. Мамедова и др.].
- Концепция спортивной педагогики [М.А. Говорова, Н.К. Меньшикова и др.].
Теоретическая значимость исследования. Получены новые данные о комплексном воздействии на ребенка методов и средств спортивной тренировки в художественной гимнастике. Выявлены методы и средства, способствующие развитию гибкости у детей 6-7 летнего возраста.
Оценена эффективность методов и средств, способствующих развитию гибкости ребенка, специализирующегося в художественной гимнастике.
Практическая значимость. Результаты проведённого исследования, явилась авторская методика занятий по художественной гимнастике для детей 6-7 летнего возраста.
Научно обоснована модель занятий художественной гимнастикой в части развития гибкости у детей на начальном этапе подготовки.
Научная новизна определяется возможностью применения новых знаний о методике проведения занятий художественной гимнастикой. Средства и методы художественной гимнастики выполняют ведущую роль в формировании двигательных способностей детей младшего школьного возраста. Акцент в физическом развитии ребенка 6-7 летнего возраста в сторону пластики, гибкости, координации, выразительности, артистичности. Использование музыкального сопровождения на занятиях художественной гимнастикой позволяет ориентироваться на благоприятный период в развитии ребенка психоэмоциональных и физических качеств.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы.
Практические: наблюдение (сплошное и выборочное), метод изучения и обобщения педагогического опыта, педагогический эксперимент, тестирование.
Математико-статистические методы: t - критерий Стьюдента, критерий Спирмена.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Оглавление
- Введение 3- Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования
- Понятие гибкость и ее характеристика
- Средства и методы развития гибкости
- Особенности развития гибкости у юных спортсменок занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки
- Выводы по Главе 1
- Цель, задачи, методы и организация исследования
- Задачи исследования
- Методы исследования
- Организация исследования
- Результаты исследования и их обсуждение
- Результаты исследования в контрольной и экспериментальной группах на начало эксперимента
- Методика развития гибкости у юных гимнасток
- Результаты исследования в контрольной и экспериментальной группах по окончанию эксперимента
- Выводы 48
- Заключение 49
- Список литературы 51
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4
Заключение
Анализ показателей уровней гибкости в исследуемых группах на этапе констатирующего эксперимента показал, что при сравнении показателей, отражающих развитие гибкости, статистически значимых различий не выявлено.После выполнения программы педагогического эксперимента в повторном тестировании показатели гибкости у детей 6-7 летнего возраста, занимающихся художественной гимнастикой по авторской методике существенно отличались от показателей уровней развития гибкости у девочек из контрольной группы. Так, средний показатель в тестах на определение уровней развития гибкости в контрольной группе остался на прежнем уровне, а в экспериментальной группе повысился в два раза или 50%.
Список литературы
1. Аксенов Е.М. Ритмодвигательная структура техники гимнастических упражнений : учеб. пособие /Е.М. Аксенов; Санкт-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2000. - 47 с.2. Алпацкая Е. В. Возрастное влияние координационных способностей на формирование основных двигательных умений и навыков детей 4 -6 лет: автореф. дис. … канд. пед. наук / Алпацкая Е. В. -М., 2003. -22 с.
3. Алисов Н.Я. Исследование гибкости и экспериментальное обоснование методики её развития: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.Я. Алисов. -М., 1971. -19 с.
4. Анцыперов, В.В. Активные методы обучения на занятиях по специализации / В.В. Анцыперов Волгоград: ВГАФК, 2012. 72 с.
5. Архипова Ю.А. Методика базовой подготовки гимнасток в упражнениях с предметами: метод. рекомендации / Ю.А. Архипова, Л.А. Карпенко; С.-Петербург, гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб.: 2001. -24 с.
6. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека: монография / В.К. Бальсевич. -М.: Теория и практика физической культуры, 2000. -265 с.
7. Барчуков И. С. Физическая культура: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / И. С. Барчуков; под общ. Ред. Н. Н. Маликова. -7-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. -528 с.
8. Безматерных Н.Г. Начальная подготовка девочек 7-9 лет с применением специальных упражнений и тренажерных устройств в спортивной аэробике: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.Г. Безматерных. - Омск, 2006. -21 с.
9. Белокопытова Ж.А. Эффективность разработанной программы по развитию координационных способностей девочек 10-13 лет, занимающихся художественной гимнастикой / Белокопытова Ж.А., Лаврентьева В.А., Кожевникова Л.К. // Физическое воспитание студентов. -2011.-№3. -С.12-16.
10. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / Избр. Психол. Труды.3-е изд.-М.: Изд-во МПСИ, 2008.- 688 с.
11. Береснева И.А. Особенности развития гибкости у художественных гимнасток 5-7 лет разных соматотипов / И.А. Береснева, К.А. Ефимова, А.Б. Юшин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2002. -№ 3. -С. 36-38.
12. Борисенко С.И. Повышение исполнительского мастерства гимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки в сложно-координационных видах спорта : автореф. дис. … канд. пед. наук / Борисенко С.И. ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2000. - 24 с.
13. Винер И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике; Автореферат дисс. канд. пед. наук - СПб, 2003 -20 с.
14. Власова О.П. Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике: автореф. дис. … канд. пед. наук / О.П. Власова. - Омск, 2011. -23 с.
15. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. -К.: Олимпийская литература, 2002. -295с.
16. Гимнастика : учеб.-метод. пособие для студ. 2-4 курсов, обуч. по спец. "Физ. культура" / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т; . -Мурманск: МГГУ, 2011. -58 с.
17. Гимнастика и методика ее преподавания: учебник для факультетов физической культуры / под редакцией Н.К. Меньшикова. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 463с.
18. Гобузева К. В. Модельные характеристики гимнасток-художниц с уровнем спортивной квалификации 1-го взрослого разряда: дис.. канд. пед. наук / Гобузева К. В.; Санкт-Петербург. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. -СПб., 2006. -189 с.
19. Говорова М.А. Специальная физическая подготовка юных гимнасток высокой квалификации в художественной гимнастике / М.А. Говорова, А.В. Плешкань. -М., 2001. -51 с.
20. Горохова В.Е. Специальная физическая подготовка гимнасток к выполнению серий из элементов повышенной трудности: дис... канд. пед. наук / В.Е. Горохова. -М., 2002. -154 с.
21. Гобузева К.В. Модельные характеристики гимнасток- "художниц" с уровнем спортивной квалификации I взрослого разряда: дис. канд. пед. наук / К.В. Гобузева. -СПб., 2006. -191 с.
22. Гришина Ю. И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь: учебное пособие / Ю. И. Гришина. -изд.4 -е. -Ростов н / Д: Феникс, 2014.-249 с.
23. Гужаловский А.А. Темпы роста физических способностей как критерий отбора юных спортсменов /А.А. Гужаловский // Теория и практика физ. культуры. -1979. -№ 9. -С. 28-31.
24. Жалбэ М.Г. Внедрение фитнес - технологий в учебный процесс младших школьников // Молодой ученый. 2015. № 23 (103). С. 1029-1031.
25. Загревский О.И. Роль и значение моментов мышечных сил гимнастов в обучении двигательным действиям / О.И. Загревский, В.С. Шерин // Восток -Беларусь -Запад. Сотрудничество по проблемам формирования и укрепления здоровья: Сб. материалов междунар. симпозиума. - Брест: Альтернатива, 2007. - С. 108-109.
26. Зациорский В. М. Координация двигательных и вегетативных функций при мышечной деятельности человека / В. М. Зациорский. -М.: Физкультура и спорт, 1965.- 286 с.
27. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки / Е.И. Зуев. -2-е изд. - М.: Советский спорт, 1993. -64 с.
28. Иванова Е. В. Сенситивные периоды развития специфической координации движений рук у девочек 4-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой / Е. В. Иванова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2008. -№ 8 (42). -С. 37-41.
29. Караватская Н.А. Методика формирования навыков двигательной выразительности в художественной гимнастике: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.А. Каравацкая. - Смоленск, 2002. -20 с
30. Карпенко Л.А. Художественная гимнастика: учебник для тренеров преподавателей и студентов ИФК/под. общ. ред. Л.А. Карпенко. -СПб. -М.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003 -С. 58-64.
31. Карпенко Л.А. Ключевые аспекты успешной учебно-тренировочной работы по художественной гимнастике / Л.А. Карпенко // Культура физическая и здоровье. -2007. -№4. -С.45-49.
32. Карпенко Л.А. Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой: Учебное пособие /Л.А. Карпенко, И.А. Винер, В.А. Сивицкий /ВФХГ, СП6ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - М, 2007. -76 с.
33. Карпушин Б. А. Педагогика физической культуры: учебник / Б. А. Карпушин. -М.: Советский спорт, 2013. -300 с.
34. Кряж В.В. Гимнастика, ритм, пластика. - М.: Просвещение, 2010. -170 с.
35. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика / Т.С Лисицкая.. -М.: Физкультура и спорт, 1982. -231с.
36. Любимова В. В. Художественная гимнастика. Классификационная программа для ДЮСШ, Школ Олимпийского резерва, Высшего спортивного мастерства / Любимова В.В. -Харьков: ХаГИФК, 1996. -90 с.
37. Лях В.И. Гибкость: основы измерения и методики развития / В.И. Лях // Физическая культура в школе. -1999. -№ 1. -С. 4-10.
38. Макарова Е. Ю. Структура специальной двигательной подготовки, определяющей техническое мастерство в художественной гимнастике: дис. на соиск. учен. степени канд. пед. наук / Е. Ю. Макарова; Рос. гос. академия физ. культуры. - М., 1998. -163 с.
39. Мамедова Э.Х. Специальная двигательная подготовка спортсменок в художественной гимнастике: Автореф. дис. …канд. пед. наук / Э.Х. Мамедова // ГЦОЛИФК. -М., 1989. -22с.
40. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика / Ю.В. Менхин. -М.: СпортАкадемПресс, 2003. -303 с.
41. Миронов В.М Технология физической и функциональной подготовки в гимнастике: учеб.-метод. пособие / В.М. Миронов. -Бел. гос. ун-т физ. культуры. - Минск: БГУФК, 2007. -С. 34-36.
42. Мурзина С.В., Квашнина Е.В. Методика развития физических качеств девочек, занимающихся художественной гимнастикой / в сборнике: Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры 2015. С. 154-155.
43. Нестерова Т.В. Структура многолетней подготовки спортсменок на уровне достижений в художественной гимнастике / Т.В. Нестерова // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: XI междунар. науч. конгресс: в 4 ч. - Минск, 2007. -Ч.1. -С.182-185.
44. Орлов Л.П. Художественная гимнастика. - М.: Физкультура и спорт, 2000.- 208 с.
45. Пахомова Л. Э., Николаева Е. С. Методика подготовки юных спортсменок в художественной гимнастике к выполнению упражнений с предметами // Физическая культура. Воспитание. Образование. Тренировка. 2006. № 5. С. 32.
46. Пономарев Г.Н., Сайкина Е.Г., Лосева Н.А. Фитнес - технологии как путь повышения интереса и эффективности урока физической культуры в школе // Теория и практика физической культуры. - 2011. -№ 8. -С. 55-60.
47. Пшеничникова Г.Н. Обоснование рассредоточенного применения упражнений на гибкость в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки / Г.Н. Пшеничникова, О.П. Власова, Ю.В. Коричко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2010. -№ 5. -С. 42-48.
48. Пшеничникова Г.Н. Обучение элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике: учеб. пособие / Г.Н. Пшеничникова, О.П. Власова. -Омск: Изд-во СИБГУФК, 2013. -187 с
49. Сайкина Е.Г., Терехина Р.Н., Смирнова В.Ю., Донди О. Применение фитнес-технологий в тренировочном процессе гимнастов / в сборнике: Фитнес и его роль в оздоровлении и физической подготовке населения России сборник материалов VII Межвузовской научно-практической конференции в рамках общественно-научных мероприятий, посвященных 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2015. С. 95-101.
50. Сахановский К. Начальная подготовка спортсменов. Наука в Олимпийском спорте. -1995. -№2 -с.17-23.
51. Сосина В.Ю. Хореография в гимнастике / В.Ю. Сосина. - К.: Олимпийская литература, 2009. -135 с.
52. Степанова И.А. Природа пластической выразительности в художественной гимнастике // Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.П. Орлова. - Санкт-Петербург, 2001. - С. 79-83.
53. Туманян Г.С. Гибкость как физическое качество/Г.С. Туманян, С.К. Харацидис // Теория и практика физ. культуры. -1998. -№ 2. -С. 48-51.
54. Фарфель В.С., Управление движениями в спорте / В.С. Фарфель.-2-е изд., стереотип.- М.: Советский спорт, 2011.-202 с.
55. Фирилева Ж. Е. Методика педагогического контроля и совершенствования физической подготовленности занимающихся художественной гимнастикой: метод. рекомендации /Ж.Е. Фирилева. -Л.: Изд-во ЛГПИ им. Герцена, 1981. -42 с.
56. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. -М.: Издательский центр "Академия", 2005. -480 с.
57. Художественная гимнастика: учебно-образовательная программа для СДЮСШОР и ШВСМ / Плотников А. И., Плешкань А. В., Арлаксис Л. Ф. -г. Краснодар, 2007. -80 с.
58. Художественная гимнастика: учебник / [Карпенко Л.А., Винер И.А., Терехина Р.Н. и др.]; под общ. ред. Л. А. Карпенко. - М.: Всероссийская федерация художественной гимнастики. -2003. -382 с.
59. Художественная гимнастика: Правила судейства. - ФИЖ, 2013 -2016. -130 с.
60. Шакина Е. А. Определение гибкости / Е. А. Шакина // Физическая культура в школе. -1994. -№ 7. - С. 15.
61. Шишкарёва Ю.Н., Орлов Л.П. Художественная гимнастика: уч. пособ. для секций коллективов физической культуры. - 2004. - 400 с.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год