Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Решение задач на тему: Мотив понятие и определение 1.1 Понятие мотива в современном языкознании и литературоведении

Купить за 400 руб.
Страниц
19
Размер файла
35.31 КБ
Просмотров
49
Покупок
1
Номер заказа 119235 Тип работы Курсовая работа Дисциплина Русский язык Тема Мотивный анализ романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (средства языкового выражения) Кол-во страниц 40 Пометки заказчика оригинальность 70%, ао ГОСТу План: ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Мотив: понятие и определение 1.1 Понятие мотива в современном языкознании и литературоведении 1.2 Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Глава 2. Языковая реализация мотивной структуры романа 2.1 Классификация мотивов. Мотивы фона (соотнесенность с описываемым миром) 2.2 Классификация мотивов. Мотивы ментальной (эмоционального состояния), духовной жизни ЗАКЛЮЧЕНИЕ Список использованной литературы Срок сдачи 22.03.2017 до 17:00 по МСК

Введение

Не раз во время анализа какого-либо произведения русской литературы, мы сталкивались с понятием "мотив".

Мотив, как одна из важнейших категорий поэтики, привлекает к себе внимание многих литературоведов с начала ХХ века по сегодняшний день. Сейчас существует немало работ ученых, которые раскрывают как анализ отдельных мотивов в произведении и творчестве автора или литературного направления, так и теоретическую базу мотивного анализа. В их число вошли работы таких ученых, как: А. Веселовский, Б. Томашевский, В. Шкловский и др.

В нашей работе мы рассмотрим мотивный анализ на примере произведения М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Роман М. Булгакова стал достойнейшим продолжением таких традиций русской литературы, которые соединили в себе гротеск, фантастический и реальный мир.

"Мастер и Маргарита" - это свобода творческого воображения и композиции, где присутствуют такие образы, как Сатана, Иисус и Иудей.

Актуальность исследовательской работы заключается в том, что, несмотря на широкое использование мотивов в произведениях художественной литературы, значение этого термина все еще остается под вопросом.

Объект исследования: мотив как литературоведческий термин.

Предмет исследования: роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Цель: Изучить понятие и особенности мотива на примере романа.

В соответствии с данной целью были сформулированы следующие задачи:

1. Исследовать понятие мотива в современном литературоведении и языкознании;

2. Раскрыть особенности романа;

3. Изучить виды мотивов.

Разработанность темы: исследовательские работы, посвященные мотивам в художественной литературе и особенностям романа М. Булгакова, относятся к таким ученым, как К. Леви-Стросс, Б. Путилов, Б. Томашевский, А.Г. Латышев и др.

Методы исследования:

1. Теоретический (анализ учебной и методической литературы);

2. Практический

Глава 1. Мотив: понятие и определение

1.1 Понятие мотива в современном языкознании и литературоведении

Как уже было сказано ранее, несмотря на то, что понятие "мотив" получило широкое распространение в науке и искусстве, значение этого понятия поддается определению с трудом. Об этом говорит В.Е. Хализев: "исходной, ведущее, главное значение данного литературоведческого термина поддается определению с трудом" [Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. - М.: Высш.шк., 2002. - с.301]. Здесь же автор дает определение рассматриваемому нами термину: "Мотив - это компонент произведений, обладающий повышенной значимостью (семантической насыщенностью). Он активно причастен теме и концепции (идее) произведения, но им не тожденственен" [Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. - М.: Высш.шк., 2002. - с.302].

Ученый считает, что мотив обязательно присутствует в любом произведении, но в самых различных формах. Он может отображать отдельное слово или словосочетание или нечто, обозначаемое посредством лексических единиц, выступать как заглавие или эпиграф или уходить в подтекст. При анализе мотивов в литературных произведениях В.Е. Хализев также отмечает: "Важнейшая черта мотива - его способность оказываться полуреализованным в тексте, явленным в нем неполно" [Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. - М.: Высш.шк., 2002. - с.307].

Начиная с конца XIX-начала ХХ веков понятие мотива используют во время изучения сюжетов. А.Н. Веселовский, например, под мотивом подразумевал некую формулу, которая рассматривала вопросы, поставленные природой человеку [Веселовский, А.Н. Поэтика сюжетов. Введение и гл. I // А.Н. Веселовский. Историческая поэтика. - Л., 1940. - с.41]. В работах А.Н. Веселовского мотив - основа повествования. Таким образом, они становятся исторически стабильны и базгранично повторяемы.

В.Я. Пропп опроверг понятие мотива, которое разработал А.Н. Веселовский, однако во время критики он заменил критерий неразложимости мотива, поэтому его критика отражена в такой трактовке, в которой А.Н. Веселовский еще не рассматривал понятие.

А.Н. Веселовский считал критерием неразложимости мотива образный одночленный схематизм, а В.Я. Пропп считал таким критерием логическое мышление: "Если мотив есть нечто логически целое, то всякая фраза сказки дает мотив. Это было бы совсем не так плохо, если бы мотивы действительно не разлагались. Это дало бы возможность составить указатель мотивов"[Пропп, В.Я. Морфология сказки. - М., 1969. - с.78].

Кроме критики, В.Я. Пропп в своих работах вообще отказывается от такого понятия, как мотив, заменяя его функцией действующих лиц. Однако новое понятие не только не заменило, а значительно углубило понятие мотива с точки зрения семантики. Таким образом, В.Я. Пропп последовательно теоретически осуществил операцию обобщения мотивов.

Б.И. Ярхо определяет мотив как образ действия или состояния. Он отрицает реальное литературное существование мотива, рассматривая его в рамках термина, помогающего литературоведу устанавливать степень подобия разнообразных сюжетов. К этому же выводу приходит А.Л. Бем.

В связи с тем, что понятие мотива изучают исследователи не только одной области науки, его можно назвать терминов сразу ряда научных дисциплин (психологии, языковедения, литературоведения и пр.), поэтому существует несколько теорий мотива, которые чаще всего противоречат друг другу.

И.В. Гёте и Ф. Шиллер использовали понятие "мотив" для характеристики составных частей сюжета, выделяя 5 видов мотивов:

- "устремляющиеся вперед, которые ускоряют действие";

- "отступающие, такие, которые отдаляют действие от его цели";

- "замедляющие, которые задерживают ход дйствия";

- "обращенные к прошлому";

- "отражение к будущему, предвосхищающие то, что произойдет в последующие эпохи" [Гёте, И.В. Об искусстве. - М., 1957. - с.35].

Еще один литературовед А.И. Белецкий, в отличие от своих предшественников, предложил различать два уровня реализации мотивов в художественном повествовании:

- "реальный мотив" - элемент фабульно-событийного состава сюжета конкретного произведения;

"схематический мотив" - соотносится уже не с самим сюжетом, а с инвариантивной "сюжетной схемой", основу которой составляют "отношения-действия" [Белецкий, А.И. В мастерской художника слова. - М., 1964. - с. 114].

А. Дандес подчеркивал в своих работах необходимость разграничивать мотив в структуре и сюжете плана. Ддя того, чтобы решить проблему мотива, ученый предлагает применить два подхода:

- эмический - структурный, т.е. существующий не изолированно, а как часть системы. Здесь исследователь предлагает рассматривать два эмических уровня: мотифему - функцию и алломотив - конкретную текстовую реализацию мотифемы.

Мотив у А.Дандеса - классификационная категория, удобная для сравнительного анализа.

В противовес А. Дандесу Л. Парпулова предлагает следующую градацию мотивов, состоящую из:

- темы мотива, соответствующей мотифеме;

- мотива, выраженного в предикативной форме;

- варианта мотива, соответствующего алломотиву;

- эпизода - фрагмента текста в реальном виде.

Еще одно определение мотива дает Б.Н. Путилов: "Мотив - одно из слагаемых эпического сюжета, элемента эпической сюжетной системы. Мотив функционирует в составе системы, здесь он находит свое определенное место, здесь вполне выявляется его конкретное содержание" [Путилов, Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору: сб.ст.в память В.Я. Проппа. - М., 1975. - с.42].

Б.В. Томашевский считает, что мотивы сочетаются между собой, образовывая тематическую связь художественного произведения. Таким образом, совокупность мотивов в логической причинно-временной связи будет оразовывать фабулу, а совокупность в последовательности связей - сюжет. Однако, в отличие от фабулы, в которой важны не столько сами мотивы, сколько их связь, в сюжете можно увидеть свободные мотивы, определящие построение произведения.

В широком же смысле мотив можно рассматривать как структурно-семантическую единицу, способную функционировать на разных уровнях текста художественного произведения (идейном, сюжетном, композиционном и пр.). Тесную связь можно наблюдать между мотивом и темой и идеей художественного текста.

В качестве общего между мотивом и темой является повышенная семантическая значимость, отображающаяся в форме ключевых слов.

Через категорию темы художественного произведения мотив рассматривали Б.В. Томашевский и В.Б. Шкловский. Б.В. Томашевский считал, что тема способна разлагаться на элементарные единицы, которые дробить уже нельзя [Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский. - М.: Аспект Пресс, 1996. - с.185]. Этими элементарными единицами и являются мотивы. Противоречие взглядов Б.В. Томашевского и В.Б. Школвского состоит в том, что у первого - мотив тесно связан с фабулой произведения, а у второго - с сюжетом.

Безусловно, в некоторых произведениях используется достаточно большое количество мотивов, взаимодействующих между собой, т.е. мотив может характеризовать персонажа, создавать определенную атмсоферу и настроение произведения, окрашивать его и т.д.

Некоторая неопределенность рассматриваемого нами понятия объясняется и тем, что оно может принимать в тексте любую форму, поэтому мотив - незаменимый инструмент интертекстуального анализа. Эта особенность мотива обусловлена его повторяемостью.

Мотивы, которые заимствованы из художественной литературы или древних сказаний исследователи называют "мифологемами" или "архитипическими мотивами". Например, юнговские архитипы - ребенок, мудрый старик, анимус и пр. Круг исследований по данному вопросу со временем значительно расширяется.

В различных литературных контекстах эти типы мотивов, несмотря на постоянное обновление, сохраняют свою смысловую сущность. Например, мотив сознательной гибели героев ("Страдания молодонго Вертера", "Евгений Онегин" и пр.).

Как уже было сказано ранее, многие исследователи связывают с мотивами принцип системности, сформулированный в работах И. Мандельштама в конце XIX века. В них говорится о том, что мотив не только не свободная единица, но еще и подчиняется определенным закономерностям повествования в произведении.

Для того, чтобы определить функциональную нагрузку, которую нест мотивы, необходимо учесть классификацию мотивов, разработанную Б. Томашевский, которая предполагает деление мотивов на две группы:

- статистические мотивы - не влияющие на произведение;

- динамические мотивы - способные изменить ситуацию.

Изначально к основным свойствам мотива исследователи в области литературоведения и языкознания относили семантическую целостность (А.Н. Веселовский), образный характер и эстетическую значимость (А.Н. Веселовский, О.М. Фрейденберг).

Одни из наиболее важнейших исследований этапов изучения понятия "мотив" в истории отечественного литературоведения принадлежат И. Силантьеву. Он выделил несколько направлений трактовки мотива:

- семантическоое;

- морфологическое;

- тематическое;

- психологическое и др.

На сегодняшний день именно его определение мотива является наиболее точным: "Мотив - это повествовательный феномен, инвариативный в своей принадлежности к языку повествовательной традиции и вариантный в своих событийных реализациях, интертекстуальный в своем функционировании и обретающий эстетически значимые смыслы в рамках сюжетных контекстов, соотносящий в своей семантической структуре предикативное начало фабульного действия с его актантами и определеными пространственно-временными признаками" [Силантьев, И.В. Мотив в системе художественного повествования: дис.на соискание ученой степени д-ра филол.наук: 10.01.08 "Теория литературы" / И.В. Силантьев. - Новосибирск, 2001. - с.88].

Термин "мотив" используется и в несколько ином значении, нежели то, что рассматривалось нами выше. Так, некоторые исследователи определяют мотивом темы и проблемы творчества писателя. В других исследованиях можно встретить представление о мотиве, как "внеструктурном" начале, т.е. достоянии не текста и его создателя, а мысли произведения.

Таким образом, исследования в области понятия мотива продолжаются с конца XIX века и, несмотря на множество противоречий в его определении, на сегодняшний день все же можно выделить его сущностные характеристики, а сам он является одним из наиболее эффективных инструментов литературоведческого анализа.

Ведущий мотив в одном или во многих произведениях писателя может определяться как лейтмотив. Иногда говорят и о лейтмотиве какого-либо творческого направления (нем. Leitmotiv; термин был введен в употребление музыковедами, исследователями творчества Р. Вагнера). Обычно он становится экспрессивно-эмоциональной основой для воплощения идеи произведения. Лейтмотив может рассматриваться на уровне темы, образной структуры и интонационно-звукового оформления произведения. Например, через всю пьесу А.П. Чехова "Вишневый сад" проходит мотив вишневого сада как символ Дома, красоты, и устойчивости жизни. Этот лейтмотив звучит и в диалогах, и в воспоминаниях героев, и в авторских ремарках: "Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник" (д. 1): "Посмотрите, покойная мама идет по саду… в белом платье!" (д. 1, Раневская); "Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья!" (д. 3, Лопахин).

Можно говорить об особой роли как лейтмотива, так и мотива в организации второго, тайного смысла произведения, другими словами - подтекста, подводного течения. Лейтмотивом многих драматических и эпических произведений Чехова является фраза: "Пропала жизнь!" ("Дядя Ваня", д. 3, Войницкий).

Особые "отношения" связывают мотив и лейтмотив с темой произведения. В 20-е годы утвердился тематический подход к изучению мотива. "Эпизоды распадаются на еще более мелкие части, описывающие отдельные действия, события или вещи. Темы таких мелких частей произведения, которые уже нельзя более дробить, называются мотивами",- писал Б. Томашевский12. Мотив можно рассматривать как развитие, расширение и углубление основной темы. Например, темой повести Ф.М. Достоевского "Двойник" является раздвоение личности бедного чиновника Голядкина, пытающегося утвердится в отвергнувшем его обществе с помощью своего уверенного и наглого "двойника". По мере развертывания основной темы возникают мотивы одиночества, неприкаянности, безнадежной любви, "несовпадения" героя с окружающей жизнью. Лейтмотивом всей повести можно считать мотив фатальной обреченности героя, несмотря на его отчаянное сопротивление обстоятельствам.

В современном литературоведении существует тенденция рассматривать художественную систему произведения с точки зрения лейтмотивного построения: "Основным приемом, определяющим всю смысловую структуру "Мастера и Маргариты" и вместе с тем имеющим более широкое общее значение, нам представляется принцип лейтмотивного построения повествования. Имеется в виду такой принцип, при котором некоторый мотив, раз возникнув, повторяется затем множество раз, выступая при этом каждый раз в новом варианте, новых очертаниях и во все новых сочетаниях с другими мотивами".

В лирическом произведении мотив - прежде всего повторяющийся комплекс чувств и идей. Но отдельные мотивы в лирике гораздо более самостоятельны, чем в эпосе и драме, где они подчинены развитию действия. "Задача лирического произведения - сопоставление отдельных мотивов и словесных образов, производящее впечатление художественного построения мысли". Ярче всего в мотиве выдвинута повторяемость психологических переживаний:

Забуду год, день, число.

Запрусь одинокий с листом бумаги я,

Творись, просветленных страданием слов

Нечеловечья магия!

Или:

Сердце обокравшая,

Всего его лишив,

Вымучившая душу в бреду мою,

Прими мой дар, дорогая,

Больше я, может быть, ничего не придумаю.

(В. Маяковский. "Флейта-позвоночник")

Так развивается мотив безысходного страдания из-за неразделенной любви, разрешающегося в творчестве.

Иногда творчество поэта в целом может рассматриваться как взаимодействие, соотношение мотивов. Например, в поэзии Лермонтова выделяют мотивы свободы, воли, действия и подвига, изгнанничества, памяти и забвения, времени и вечности, любви, смерти, судьбы и т.д. "Одиночество - мотив, пронизывающий почти все творчество и выражающий умонастроение поэта. Это одновременно и мотив, и сквозная, центральная тема его поэзии, начиная с юношеских стихов и кончая последующими <…> Ни у кого из русских поэтов этот мотив не вырастал в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова".

Один и тот же мотив получать разные символические значения в лирических произведениях разных эпох, подчеркивая близость и в то же время оригинальность поэтов: ср. мотив дороги в лирических отступлениях Гоголя в поэме "Мертвые души" и в стихотворении "Бесы" Пушкина, "Родина" Лермонтова и "Тройка" Некрасова, "Русь" Есенина и "Россия" Блока и др.

Оглавление

- Введение..3

- Мотив понятие и определение 1.1 Понятие мотива в современном языкознании и литературоведении

- Роман М. Булгакова Мастер и Маргарита

- Языковая реализация мотивной структуры романа 2.1 Классификация мотивов. Мотивы фона соотнесенность с описываемым

- Классификация мотивов. Мотивы ментальной, духовной жизни

- Заключение..24

- Список литературы.26

Заключение

Исследователи не одного поколения литературоведов изучают понятие мотива в структуре произведения. Еще больше исследователей выбирает направлением своей работы мотивный анализ романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита", т.к. мотивная структура этого произведения включает в себя биографические, историко-культурные, философско-религиозные и прочие мотивы. Одни из этих мотивов оказываются достаточно очевидными, другие - более слабыми и проблематичными, либо вообще вторичными и возникают не от сюжета романа, а от его ассоциаций.

Роман М.А. Булгакова - яркий пример беспорядочных мотивов, что до сих пор не позволяет точно опознать некоторые из них.

Основным приемом, который определяет смысловую структуру "Мастер и Маргариты" можно считать принцип леймотивного повествования. Это принцип, при котором однажды возникнувший мотив повторяется снова, каждый раз в новом варианте.

М.А. Булгаков разворачивает перед нами, читателями, целый ряд персонажей неприглядной внешности, тем самым проводя аналогию с самой жизнью. Внезапная встреча с нечистью в романе оборачивается для тех, кто живет не по нравственным законам, настоящим испытанием.

Необычным предстает образ дьявола, который, несмотря на свое бесовское происхождение, помогает некоторым персонажам духовно преобразоваться перед уходом в иной мир. Именно он устанавливает равновесие между добром и злом, наказывая тех, кто слишком уверен в себе и горделив.

"Мастер и Маргарита" - гениальное произведение и самое неоднозначное не только в творчестве М.А. Булгакова, но и во всей русской литературе, ведь ни один другой роман не раскрывает читателям противоречивого духа тоталитарной эпохи. Безусловно, это талантливейшее произведение об истинной жизни общества в эпоху правления И. Сталина, созданное во время репрессий и гонений.

В романе множество переплетающихся между собой мотивов, из которых в нашей работе мы рассмотрели мотивы фона, и мотивы духовной жизни. Каждый из этих мотивов имеет в своей основе какой-либо другой мотив. Например, мотив духовной жизни - мотив воскрешения.

Таким образом, роман "Мастер и Маргарита" - противоречивое произведение, с параллельно включаемыми и повторяющимися мотивами и сюжетными линиями, отражающее реалистичные проявления общественной жизни сталинской эпохи.

Список литературы

1. Булгаков, М.А. Мастер и Маргарита. - М.: Приор, 2001;

2. Белецкий, А.И. В мастерской художника слова. - М., 1964;

3. Гете, И.В. Об искусстве. - М., 1957;

4. Веселовский, А.Н. Поэтика сюжетов. Введение и гл.1 // А.Н. Веселовский. Историческая поэтика. - Л.,1940;

5. Кедров, К. Поэтический космос. - М.: Сов.писатель, 1989;

6. Путилов, Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типология исследования по фольклору: сб.ст. в память в.Я. Проппа. - М., 1975;

7. Пропп, В.Я. Морфология сказки. - М., 1957;

8. Силантьев, И.В. Мотив в системе художественного повествования: дис.на соискание ученой степени д-ра филол.наук: 10.01.08 "Теория литературы" / И.В. Силантьев. - Новосибирск, 2001;

9. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтики / Б.В. Томашевский. - М.: Аспект Пресс, 1996;

10. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. - М.: Высш.шк., 2002

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
19
Размер файла
35.31 КБ
Просмотров
184
Покупок
1
Мотив понятие и определение 1.1 Понятие мотива в современном языкознании и литературоведении
Купить за 400 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1950 оценок
среднее 4.2 из 5
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!
Елена Елена прекрасно справилась с задачей! Спасибо большое за великолепно выполненную работу! Однозначно рекомендую!
Михаил Михаил отличный эксперт! Работу сделал раньше заявленного срока, все недочеты поправили, работой довольна! 5+
Мария Благодарю за работу! Замечаний нет!