на первый
заказ
Реферат на тему: Углубленным изучением отдельных предметов
Купить за 250 руб.Введение
Поэзия - непрерывная цепь традиций. И хотя в этой цепи "первым поэтом" - первым великим русским национальным поэтом по праву считается Александр Сергеевич Пушкин, но ведь и за Пушкиным просматривается богатейшая культура. Роднит разные исторические эпохи, пожалуй, только ощущение гармонии, исходящее из удивительного гуманизма души каждого поэта.Еще не так давно бытовали взгляды о том, что русские символисты были целиком погружены в себя, демонстративно отделялись от жгучих проблем современности. Сейчас, заново прочитывая их стихи, видишь, что это совсем не так. Напротив, петербургские, в частности, символисты всегда стремились к тому, чтобы занять место учителей и пророков жизни. В этом смысле исключительна, велика роль поэта и теоретика русского символизма Вячеслава Ивановича, Вячеслава Великолепного, как почтительно именовали его в петербургских литературных кругах. "Башня" Вячеслава Иванова на Таврической 25, была средоточием духовной жизни литературного Петербурга, именно здесь решались наиболее серьезные проблемы синтеза искусства и жизни, или "соборности", по терминологии тех лет. "Истинный символизм должен примирить Поэта и Чернь в большом всенародном искусстве"1, - писал В. Иванов. "Искусство идет навстречу народной душе", - не уставал повторять он. Именно на "башне" Вячеслав Иванов всячески побуждает своих учеников обратиться к истокам народного искусства, к языческой, дохристианской Руси. Интерес к своим истокам, связанный с открытием русской иконописи, порождает такие произведения, как "Петрушка" и "Весна священная" Стравинского, музыкальный фольклор Лядова, живопись Рериха и Билибина, стихи Городецкого, раннего Хлебникова, волжские песни М. Кузмина. Обогащенный открытиями, сделанными в области собственной национальной культуры, петербургский символизм неумолимо освобождается от умозрительного романтизма, болезненного эгоцентризма, свойственного его представителям, уклонявшимся от социальных запросов эпохи. Но революция 1905 года и последовавшие за ней годы безвременщины потребовали от художников слова пристального внимания не только к глубинному содержанию собственной личности, но и к той социальной среде, в которой поэт существует.
Поэзия серебреного века по сравнению с поэзией пушкинской поры кажется на первый взгляд излишне "философичной", и это не случайно. Ведь она рождалась в стихии русской религиозно-философской мысли, оформившейся к концу XIX века в целый ряд более или менее стройных систем.
Цель моей работы - показать взаимосвязь поэзии серебряного века с истоками русской культуры, со славянской мифологией. Тема эта интересна мне тем, что открывает для меня новую страницу русской литературы, даёт возможность оценить глубину воздействия исконно русской культуры на поэзию серебряного века и современную литературу.
В свой работе я использовала книги "История древней русской литературы", "История русской советской поэзии", "Деятели отечественной истории" откуда я узнала про развитие поэзии серебряного века и её основателей. Биографию, жизнь и творчество поэтов я нашла в книгах "Русские поэты начала века", "Русские поэты: Антология в четырех томах", "На берегах Невы", словаре "Русские писатели и поэты", учебнике "Русская литература XX века". Стихи поэтов я прочитала в сборниках: "Стихотворения Северянина", "Там шепчутся белые ночи мои: избранные стихи поэтов серебряного века", "Русская литература серебряного века: поэтика символизма", "Творение". Также в моей работе были использованы официальные сайты творчества Н.С. Гумилева, В. Хлебникова, И.Северянина, Д.Д. Бурлюка.
Оглавление
- I. Введение- Основная часть
- Миф древний и миф поэтический
- Мастер романтического образа Николай Степанович Гумилев
- Будетлянин Велимир Хлебников
- В поэзии историк Игорь Северянин
- Футурист Давид Давидович Бурлюк
- III. Заключение
- IV. Список литературы
- Приложение
Заключение
Судьбы поэтов складывались по-разному. Голоса некоторых из них еще долгое время слышались на Родине и зарубежом, но серебряный век подходил к концу.И куда девались все распри перед лицо народной трагедии! После смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилева 24 августа Максимильян Волошин пишет потрясающее стихотворение - реквием их памяти, принимая на себя нелегкую участь летописца кровавых событий гражданской междоусобицы:
С каждым днем все диче и все глуше
Мертвенная цепенеет ночь.
Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит:
Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца - Русь!
И на дне твоих подвалов сгину,
Иль в кровавой луже поскользнусь,
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь…
Они достойно выполнили свое предназначение. Пройдя через Сциллу хулы и Харибду насильственного забвения, они возвращаются в свой город, к своему читателю. Духовный подвиг каждого из них заслуживает уважения. "Я вернулся в мой город, знакомый до слез…" - устами Осипа Мандельштама мог бы сказать каждый из Них.
Оригинальнейший из поэтов начала века Велимир Хлебников ярко запечатлен в зарисовке С. Спасского: "внезапно мысль сталкивала его ночью с кровати, и одним прыжком он бросался к столу…Слышался тихий скрип пера, буквы расставлялись колонками и узорчиками. Иногда он обводил их линиями и заключал в круглые ободки…Хлебников не утаивал своей лаборатории. Все бытует в стихах одновременно, И случайно пойманная фраза…И черновая заметка…И свежая таблица словообразований. И числа, почерпнутые из всевозможных источников".
В характере Гумилева была черта, заставлявшая искать и создавать рискованные положения, хотя бы лишь психологически. Помимо этого у него было влечение к опасности физической, - вспоминала хорошо знавшая поэта В. Неведомская. - Гумилеву было тесно в рамках своего времени, а поэзия давала ему возможность рисовать картины былых времен и эпох…
О "лирическом иронике" Игоре Северянине А. Блок отозвался: "Это - настоящий, свежий, детский талант".
И как не согласится с Ф. Сологубом, который писал: "появление поэта радует, и когда возникает новый поэт, душа бывает взволнована, как взволнована, бывает она приходом весны…"
Серебряный век отмечен множеством поэтических талантов. Это век духовных переживаний и исканий. Путь каждого из поэтов осложнен потрясениями революции; все кто остался в России или оказался за её пределами сохранили верность своему священному предназначению в новых условиях.
Целью моей работы было показать взаимосвязь поэзии серебряного века с истоками русской культуры, со славянской мифологией. Мифологизация не просто присутствовала в стихах поэтов, она касалась их жизни, дружеских и любовных отношений, восприятия природы. Исконно русская литература и мифы влияли на поэзию Серебряного века не только в то время, но и влияют до сих пор.
Список литературы
1. Гудзий Н.К. История древней русской литературы: Учебник.-5-е изд., перераб., - М.: Издательство министерства просвещения,19532. История русской советской поэзии 1917-1941. - Л.: Наука,1983
3. Л.А. Смирнова Русская литература XX века 1 ч. 11 кл. СПб, 2004
4. Максимов Д. Русские поэты начала века.- Л.: Советский писатель,1986
5. Николаева А.П. Биографический словарь. - М.,2000
6. Одоевская И. На берегах Невы. - М.,2000
7. Пощечина общественному вкусу. Футуризм. - М.,2000
8. Русские поэты: Антология в четырех томах. Т.4. - М.: Детская литература,1986.
9. Северянин И. Стихотворения. - М.: Советская Россия,1988
10. Там шепчутся белые ночи мои. - Л.: Детская литература,1991
11. Хлебников В. Творение. - М,1986
12. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический словарь. М.,1994
Сайты:
http://www,gumilev.ru/- Официальный сайт Гумилева Н.С.
http://www/hlebnikov.ru/ - Официальный сайт Хлебникова В.
http://www.eldb.net/ - Электронная литературная база данных
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год