на первый
заказ
Магистерская диссертация на тему: Типология и поэтика женской прозы
Купить за 700 руб.Введение
Художественная литература во все времена стремилась ответить на основные вопросы человеческого бытия. Не проходит она и мимо меняющихся гендерных отношений в современном обществе.Гендерный подход в науке основан на идее о том, что важны не биологические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое этим различиям придает общество. Основой гендерных исследований стало выявление разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин и, главное, анализ феноменов власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения. Теория гендера позволяет по-новому интерпретировать и произведения художественной литературы, где наглядно и глубоко воплощаются мужской и женский взгляд на мир (гендерная картина мира), на взаимоотношения полов, а также осветить проблему женского творчества, которая и по сей день считается значимой и обретает новые перспективы в связи с успехами гендерологии. Наиболее интересна в этом плане современная проза, отражающая сегодняшний гендерный статус женщины и мужчины, особенности гендерного поведения,гендерные конфликты наших дней.
Актуальность нашего диссертационного исследования продиктована назревшей необходимостью детально рассмотреть литературные произведения русских женщин-прозаиков рубежа XX-XXI веков. Это актуально как в историко-литературном плане - введение в научный оборот новых артефактов - так и в теоретическом: в плане осмысления типологии и поэтики женской прозы в гендерном аспекте. Анализируя произведения Людмилы Петрушевской, Татьяны Толстой, Людмилы Улицкой, мы подчеркиваем, что это наиболее крупные имена, вошедшие в большую литературу, яркие творческие индивидуальности, относимые к одному периоду современной женской прозы. Разница в возрасте позволила авторам располагать разным жизненным опытом, что несомненно сказалось на гендерной специфике их творчества. В литературе они начали работать в разное время, представляя разные традиции. Интерпретация их произведений в гендерном аспекте будет интересна для широких кругов читателей и учащейся молодежи, будет способствовать ее нравственно-эстетическому воспитанию.
Научная новизна работы в том, что такое обобщающее исследование творчества указанных авторов с опорой на концептуальные установки гендерного анализа проведено нами впервые. Отдельные наблюдения над гендерной спецификой произведений женской прозы нашли отражение в работах: Т. Мелешко, М. Рюткенен, И. Шаберт, М. Завьяловой, С. Охотниковой, Е. Трофимовой, Г. Брандт. Первым диссертационным исследованием по женской прозе, выполненным в гендерном аспекте под руководством профессора М.В. Михайловой стала кандидатская диссертация Т.А. Ровенской "Женская проза конца 1980-х - начала 1990-х годов (проблематика, ментальность, идентификация)" (М: МГУ, 2001). Ключевое понятие "гендер" в теме диссертации отсутствовало, очевидно, в силу его непривычности в конце 1990-х годов. Но первая глава и по названию - "Смена парадигм в восприятии мира и науке как основа теории, практики и политики гендерных исследований и феминистского литературного критицизма" - и по поставленным проблемам демонстрирует плодотворность именно гендерного аспекта исследования женской прозы. Т. Ровенская подняла в своем исследовании такие вопросы, как развитие гендерных исследований в российском литературоведении; эволюция феминистской теории к гендерным исследованиям; анализ социального и культурного конструирования пола как предмет гендерных исследований; концепция языка, власти и телесности в постмодернистской философии и феминистской критике.
Правомерно обращение Т. Ровенской к социальной проблематике женской прозы, к гендерной самоидентификации героини и художественному отражению кризиса маскулинности в образе героя, к рассмотрению концептов телесности и сексуальности в поэтике и т.д. Однако диссертация Т.А. Ровенской в большей степени носит культурологический характер. В центре внимания, как подчеркивает диссертант, "не отдельные имена и произведения современных писательниц, а женская проза конца 1980-х - начала 1990-х годов как социально-культурный феномен в целом".
Мы же полагаем необходимым дать общую характеристику женской прозы, на примере творчества наиболее известных ее представителей - Т.Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой - более подробно рассмотреть на примере их рассказов типологию и поэтику современной женской прозы в гендерном аспекте. При этом мы опираемся и на новые художественные тексты, и исследовательские труды, еще не учтенные в диссертации, защищенной в 2001 г. В последующих известных нам диссертациях по русской литературе понятие "гендер" не раскрывалось в своей художественно-литературоведческой специфике и являлось своего рода синонимом к понятию "женская проза" (Пань, 2007). Именно в силу неразработанности гендерного аспекта литературоведения избранная нами тема отличается научной новизной.
Объектом данного диссертационного исследования стали рассказы представительниц женской прозы конца XX - начала XXI в.в. - Татьяны Толстой, Людмилы Петрушевской, Людмилы Улицкой, рассмотренные в гендерном аспекте и поднимающие основные вопросы экзистенциального бытия современной женщины.
Предмет исследования - типология и поэтика прозы указанных авторов, позволяющие осмыслить в литературоведческом аспекте художественную реализацию гендера как социокультурного феномена.
Цель исследования - раскрыть гендерное своеобразие типологии и поэтики рассказов Т.Толстой, Л.Петрушевской, Л.Улицкой. Эта цель реализуется в процессе решения следующих задач:
1) осветить философско-теоретические основы гендерного литературоведческого анализа и интерпретации текста;
2) дать типологию женской прозы на основе гендерной идентичности с учетом особенности творческой индивидуальности Л.Петрушевской, Т.Толстой, Л.Улицкой;
3) интерпретировать сюжеты и социально-психологические конфликты в прозе указанных авторов как художественное воплощение гендерной структуры современного общества;
4) раскрыть своеобразие внутреннего мира героев, их психологии и моделей поведения, выражающих гендерную специфику современной женской прозы;
5) раскрыть специфику хронотопа женской прозы и его роль в создании гендерной картины мира.
Методологической основой проведения диссертационного исследования стал комплексный подход, позволяющий использовать данные других наук - гендерологии, психологии, лингвистики для выявления идейно-эстетической сущности художественного текста. Мы опирались на труды по современной гендерологии как зарубежных авторов (С. Бовуар, С.Бем, Ш.Берн), так и отечественных (Г.Брандт, О.Воронина, А.Костикова, Н. Пушкарева, Е.Гапова). Методологическим прецедентом послужил для нас фундаментальный труд Е.Г.Эткинда "Внутренний человек" и внешняя речь: Очерки русской литературы XVII-XIX в.в." (М., 1999), работы А.Б. Есина о психологизме русской литературы, а также литературоведческие работы в области женской прозы таких авторов, как М.Михайлова, Т.Мелешко, Т.Ровенская, Н.Габриэлян, М.Завьялова, Г.Нефагина, И.Сушилина, И.Слюсарева, Н.Фатеева, И.Тартаковская и другие. В процессе анализа художественных текстов мы использовали сравнительно-типологический и герменевтико-интерпретационный методы исследования, а также доминантный анализ, т.е. анализ произведений на основе выделения наиболее значимых в семантико-стилевом плане фрагментов текста. Материалом исследования послужили рассказы, опубликованные в сборниках Т.Толстой "Река Оккервиль" (2002), Л. Петрушевской "Дом девушек" (1999), Л. Улицкой "Цю-юрихъ" (2002), а также на страницах современной периодики; эссе и интервью упомянутых авторов, литературно-критические и литературоведческие статьи, посвященные их творчеству и женской прозе в целом.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности системно, с учетом междисциплинарных связей определить параметры нового аспекта литературоведческих исследований - гендерного, наметить пути анализа и интерпретации творчества современных женщин-прозаиков, а также использовать полученные наблюдения для ретроспективного рассмотрения проблемы.
Практическая значимость диссертации заключается в возможности использовать ее результаты в процессе преподавания спецкурсов и спецсеминаров, выявляющих гендерный аспект современного литературного процесса, в преподавании общего курса истории русской литературы. В рамках курса "Современные проблемы филологии" диссертантом была разработана и прочитана в СГУ лекция "Гендерный аспект литературоведения".
Диссертация прошла широкую апробацию. Она обсуждалась на кафедре истории новейшей отечественной литературы Ставропольского государственного университета. Итоги отдельных этапов работы обсуждались на международных научно-практических конференциях: "Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах" (Сочи, 2003); "Художественная литература и Кавказ" (Ставрополь-Сочи, 2005); "Модернизация в современной науке" (Сочи, 2006), "Россия в условиях глобализации: перспективы национального развития" (Сочи, 2007) и др. Основное содержание работы представлено в 10 публикациях. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Оглавление
- Введение 3- Теоретические основы исследования
- О категории гендер и гендерных исследованиях
- О гендерном аспекте литературоведения
- Глава 2. Художественная оппозиция феминность маскулинность в современной женской прозе....................................................................62
- 2.1. Художественное воплощение гендерных доминант внутреннего мира героини героя в различных типах женского творчества 63
- Андрогинный тип творчества Т. Толстая
- Аннигиляционный тип творчества Л. Петрушевская
- Феминный тип творчества Л. Улицкая
- Художественные модели гендерного поведения героев
- Художественная специфика конфликта и хронотопа в женской прозе
- Гендерный конфликт в исторической ретроспективе
- Уровни гендерных художественных конфликтов
- Хронотоп как слагаемое женской картины мира
- Заключение 210
- Библиографический список 217
Заключение
Предпринятый нами анализ основных концепций гендера как социокультурного феномена показал, что гендерный подход в науке основан на идее о том, что важны не биологические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Важны их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение на основе этих различий системы властных отношений. Анализ категории "гендер" позволил представить этапы его становления как термина, имеющего особые статус и структуру. Гендер отражает сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом мужских и женских ролей, подчеркивает различия в поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках человека того или иного пола. Результатом этого процесса, его теоретического осмысления также является социальный конструкт "гендер". Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставления "мужского" и "женского" (оппозиция маскулинного и феминниного) и имеющего многовековую историю подчинения женского начала мужскому началу.Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, а анализ феноменов власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения. Рассмотренные в диссертации работы Г. Брандт, Е. Трофимовой, Т.Мелешко, Т. Ровенской, С. Охотниковой и др., пропагандирующих идеи западной феминологической критики и ищущих собственные пути в решении проблемы, дали возможность поставить вопрос о гендерном аспекте литературоведения. Нами также учтен тот факт, что в отечественной критике конца XX века шла то затихающая, то вновь вспыхивающая полемика об идентичности женского творчества, то есть о возможности женщин наравне с мужчинами создавать духовный продукт высокого эстетического качества, отличающийся, однако, женской спецификой. Гендерная идентичность обуславливает появление в произведении специфических тем, сюжетов, образов героев, определяет своеобразие психологического анализа и речевых характеристик персонажей и речи автора. "Женщина говорящая" становится не только объектом изображения, но и субъектом речи, носителем своего голоса в мире, рассказчицей своей беды и судьбы. Вопросы идентичности и типологии женского творчества решаются с помощью гендерного подхода, что позволяет говорить о том, что в науке о литературе наряду с социологическим, историко-функциональным и т.д. литературоведением появилась новая его разновидность - гендерное литературоведение. Его первые результаты подтверждались правомерностью классификации произведений по гендерно-эстетическим параметрам. Подчеркнем, что интерпретация художественных произведений в гендерном аспекте должна быть не социологической, а литературоведческой, и в ее основе должен лежать анализ социально-психологических состояний автора-повествователя и его героев.
Идентичность женской прозы определяется способностью автора-женщины отождествить себя со своим телесным комплексом, раскрыться всякий раз "изнутри", дать художественную интерпретацию образа мужчины, увиденного женским взглядом. Это ведет к специфичной отражающей женский поиск проблематике, раскрытию ранее табуированных тем, к углублению в частную жизнь героев. Здесь нам представляется наиболее важными две грани художественного воплощения гендерной проблематики: а) репрезентация автором-женщиной гендерных доминант внутреннего мира женщины, женской психологии с преобладанием художественного воплощения чувственной сферы героинь, особенностей ее поведения; б) изображение героев-мужчин, их психики и поведения, увиденных с точки зрения женского восприятия.
Рассмотрение женской прозы в гендерном аспекте позволило поставить и позитивно решить проблему не только гендерной идентификации произведений авторов-женщин, поэтики их творчества в гендерном аспекте, но и типологии. В плане избранной нами темы конструктивно выделение женской прозы андрогинного (Т.Толстая) и феминниного (Л. Улицкая) типов и типа, синтезирующего оба начала в единое целое - аннигиляционного (Л. Петрушевская). Очевидно, в перспективе целесообразно разработать и классификацию уже по другому основанию, имея в виду соотнесенность "высокой" и массовой женской прозы. Эти полюсы представлены прозой Т.Толстой и Л. Петрушевской с одной стороны и Л. Улицкой - с другой.
Гендерное своеобразие каждой из авторов-женщин сопряжено с особенностями их творческой индивидуальности, которые выходят за рамки гендерной поэтики. Так, художественный мир Т. Толстой называют "игрушечным". Игровое начало в ее прозе выражено очень явственно, и это обстоятельство позволяет рассматривать Толстую в контексте мощной классической традиции, заложенной писателями-мужчинами. Петрушевскую с той же традицией связывает метафизичность рассмотрения жизни как мирового процесса, что в итоге снимает остро намеченную поляризацию полов (что особенно четко звучит в рассказе "Спасибо жизни"). Глубоко проникновенный взгляд на мир деформирует его образ, что достигается обилием вставных конструкций. У Улицкой женская картина мира дана в ее непосредственности, как говорится, в формах самой жизни, и читатель (чаще читательница) становится соучастником этого действа. Но решение эстетических и этических проблем у рассмотренных нами авторов не является внегендерным. Оппозиция героиня / герой в женской прозе определяет общую художественную систему писателя.
Художественные трактовки женских судеб значительно разнятся в творчестве Т.Толстой, Л.Петрушевской, Л.Улицкой. "Мысль семейная", характерная для творчества подавляющего большинства авторов-женщин, в рассказах Толстой сменяется мотивом бессемейности, бездетности героинь, их полном одиночестве в мире. Одиночество это не кажется трагичным, как у Улицкой и особенно у Петрушевской: героини Толстой живут в своем особом мире - мире, обращенном к прошлому, где они были молоды и счастливы ("Милая Шура"). Но авторов-женщин роднит отказ от этических императивов, предоставление героям-женщинам и мужчинам подлинной свободы действия, из которых и складывается многоцветность и непредсказуемость жизни. И это женский взгляд на мир.
Кроме приемов психологического анализа внутреннего мира и поведения героев, в области гендерной поэтики также выделены особенности художественного воплощения гендерных конфликтов. Анализ и интерпретация рассказов Т. Толстой "На золотом крыльце сидели…", Л. Петрушевской "Спасибо жизни", "Случай Богородицы", "Отец и мать", "Незрелые ягоды крыжовника", Л. Улицкой "Дочь Бухары" и многие другие свидетельствуют, что типы гендерных конфликтов в современной женской прозе репрезентированы через абсолютную противоположность, несовместимость устремлений и надежд героинь с реальностью. Только что показав, как все помыслы Нины (Т. Толстая "Поэт и Муза") направлены на обретение романтической любви-страсти, автор тут же показывает героя ее вялотекущего романа - врача Аркадия Борисовича. В аналогичной ситуации оказывается героиня Петрушевской ("Темная судьба"), где герой-любовник больше интересуется вопросом, будет ли он завлабом, чем описанной ситуацией. Беспросветной оказалась жизнь героини, воплощающей женственность, в рассказе "Бедная счастливая Колыванова" Л. Улицкой. Типы гендерных конфликтов в рассмотренной женской прозе отличаются характером словесных образов. Они представлены словесно-описательными рядами - смысловая оппозиция ("Милая Шура" Т.Толстой) и словесно-событийными рядами, воссоздающими конфликты непосредственно в действии ("Поэт и муза" Т.Толстой, "Отец и мать" Л. Петрушевской, "Чужие дети" Л. Улицкой). Писатель-женщина, осознающая свою причастность к социокультурной функции женщины-матери, хранительницы очага, верной спутницы любимого человека, понимает, что данный процесс выражается в стремлении не просто художественно представить на читательский суд различные житейские конфликты, но и показать пути их решения с позиций высокой нравственности и подлинной человечности.
В конечном итоге воплощенные в женской прозе рубежа ХХ - ХХI веков факты частной жизни обретают значительный смысл. Сюжетные перипетии, развертывающиеся прежде всего в городской квартире ("Орловы-Соколовы", "Зверь", "Лялин дом" Л. Улицкой, "Филин", "Река Оккервиль" Т.Толстой, "Новые робинзоны", "Через поля" Л. Петрушевской), становятся равновеликими событиям историческим и даже космическим, и в этом проявляется своеобразие гендерной картины мира, реализуемой как на уровне психологизма и речевой практики, так на уровне художественного пространства. Последнее органично связано с течением художественного времени, подтверждая целесообразность термина "хронотоп". Штрихи времени, его движение можно увидеть в каждом из приведенных выше примеров. У Толстой оно ощутимо в наглядном изменении интерьера. Хозяйка дома, копаясь в темном буфете, колышет "хлебный сухарный запах" - художественная деталь, передающая протяженность действия во времени ("Милая Шура").
Своеобразие временных параметров в женской прозе, разумеется, не может быть сведено к однолинейной схеме. У Т.Толстой даже известие о смерти героини застает рассказчицу в жаркий летний полдень, а Л.Петрушевская из двух параллельных временных потоков жизни - "день" и "ночь" - выбирает "время ночь". В целом же временные штрихи в женской прозе взяты из бытового художественного пространства, соответствующего гендерной сущности ее героинь.
Гендерное литературоведение преследует две цели. Надо, чтобы не только литературовед мог интерпретировать произведение сквозь призму специфичности женского творчества, но чтобы и сами художники слова осознанно воплощали женскую специфичность своего творчества, искали только им присущие художественные приемы. Литературоведы-гендерологи (Т. Ровенская, Т. Мелешко, Е. Трофимова и др.) настаивают на изменении канона и на том, чтобы из него не исключались и женские тексты, чтобы они не дискриминировались и не были до конца опознаны в своей специфике. Гендерная интерпретация женской прозы позволяет сформировать новую идейно-эстетическую систему координат, дающих основание отказаться от рассмотрения женского творчества только с традиционной мужской точки зрения и опираться только на его достижения. Рассмотренные в диссертации рассказы Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой подтверждают, что в женской прозе зачастую предлагается художественное исследование "прозы жизни", быта, лишенного духовного начала и радости; особое внимание уделяется феномену отчуждения, бездушия и жестокости в человеческих взаимоотношениях. Но не только. Нередко она несет очищение от скверны жизни; постижение мира через себя ведет автора-женщину к открытию новых смыслов обновления не только женщины, но и мужчины.
Диссертант дает себе отчет в том, что представленная в его исследовании в гендерном аспекте типология женской прозы нуждается в последующей конкретизации, и это составляет перспективу его дальнейшего исследования. Очевидно, здесь возможны и более тщательное отслеживание взаимозависимости гендерной поэтики и типологии творчества, и комплексный подход к исследованию гендерной идентичности авторов с помощью психологической диагностики, и привлечение данных читательской рецепции опять-таки рассмотренной в гендерном аспекте. Любые пути раскрытия типологии женского творчества будут способствовать более глубокому проникновению в природу женского творчества, что и составляет задачу современной науки о литературе.
Исследование специфики женской прозы будет способствовать ее дальнейшему утверждению и развитию в русле литературного процесса. Необходимость в этом назрела, и мы заключаем свою работу словами современного критика: "...До завершающего этапа - общегуманистической литературы, которая объединит мужское и женское видение мира, еще далеко. По-моему, потребность в женском взгляде будет ощущаться еще не одно десятилетие, потому что очень долго женщина молчала. Есть еще очень много областей, которые женщина-писатель не освоила именно с точки зрения своего женского видения. То, что мы имеем сегодня, это какие-то элементы того, к чему надо стремиться. И в литературе XXI века женщины еще заговорят о чем-то таком, что пока даже не присутствует в современной литературе. Поэтому давайте будем особенно внимательны к тому, что пишут женщины, давайте будем вглядываться и вчитываться в их тексты, извлекая из них те моменты, которые, может быть, поверхностному взгляду не доступны. Там обязательно будут содержаться какие-то серьезные открытия" [Клинг, 2006].
Мы разделяем его позицию.
Список литературы
1. Абашева М. Чистенькая жизнь не помнящих зла // Литературное обозрение. - 1992. - №5-6.2. Абубрикова Н. И. Что такое "гендер"? // Общественные науки и современность. - 1996. - № 6.
3. Алексиевич С. Почему мы боимся счастья? // Аргументы и факты. -2006. - № 28.
4. Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. - Минск: Пропилеи, 2000.
5. Арбатова М. И. Женская литература как факт состоятельности отечественного феминизма // Преображение. - 1995. - № 3.
6. Арбатова М. И. Конец мужской цензуры? // Литературная газета. - 1994. - 30 марта (№ 13).
7. Арбатова М. "В России права женщин нарушены по всем статьям" Интервью О. Трухан // Ставропольская правда. - 2004. - 10 июля.
8. Бавильский Д. Небо в алмазах Людмилы Улицкой http://www.vzglyad.ru/columns/2005/9/20/7397.html
9. Барзах А. Людмила Петрушевская. Номер Один // Критическая Масса. - 2004. - №2.
10. Бастриков А.В. Особенности женской картины мира (на материале текстов Л.Петрушевской) // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект / Казан. гос. ун-т. филол. фак-т. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2004.
11. Батлер Д. Гендерное беспокойство // Антология гендерной теории: Сб. переводов / Составление, коммент. Е. И. Гаповой, А. Р. Усмановой. - Минск: Пропилеи, 2000.
12. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. - М.: "Россиская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2004.
13. Беньяш Евг. Дунин сарафан // Дружба народов. - 2001. - № 2.
14. Бердяев Н. Метафизика пола и любви // Русский Эрос, или Философия любви в России. - М., 1991.
15. Бердяев Н. Смысл творчества // Философия любви: в 2 т. М., 1990. Т. 2.
16. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. (Секреты психологии).
17. Блок А.А. Литературные итоги 1902 года. Собр. Сочи. В 8 т. Т. 5. М. 1962.
18. Бовуар де, С. Второй пол. М., 1998.
19. Большакова А. Ю. Гендер // Западное литературоведение XX в.: Энциклопедия. - Москва. Intrada, 2004. (ИНИОН РАН. Центр гуман. научно-инф-х исследований. Отдел литературоведения) главн. научн. редактор Е.А. Цурганова. - М., 2004.
20. Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 1 (А-О): пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 1999.
21. Брандт Г.А. Современный феминизм: переворот в историко-философской антропологической традиции Западной Европы. Адам и Ева. Альманах гендерной истории. - Москва: ИВИ РАН, 2003. - № 6.
22. Брандт Г.А. Почему вы не пишите себя?! (Феминизм и структурализм о женском теле и женском письме) // Женщина. Гендер. Культура, 1999.
23. Брандт Г.А. Феминизм и Российское сознание www.а-z.ru/women/texts/brandtr.html
24. Брайдотти Р. Половое различие как политический проект номадизма // Хрестоматия феминистских текстов: [Переводы]. - СПб.: Изд-во. "Дмитрий Буланин", 2000.
25. Булычев И.И. Гендерная картина мира http:www.ivanovo.ас.ru/win1251/jornal3/fram1_bul.htm
26. Быков Д. Рай уродов // Огонек. - 1993. - № 18.
27. Вайль П., Генис А. Городок в табакерке. // Звезда. - 1990. - №8.
28. Васильева Л. Женщина. Жизнь. Литература: Вступ. слово на учредит. конф. Федерации писательниц при СП СССР // Литературная газета. - 1989. - 20 дек. (№ 51).
29. Васильева М. Так сложилось // Дружба народов. - 1998. - № 4.
30. Василевский А. Ночи холодны. // Дружба народов. - 1988. - №7.
31. Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.
32. Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие для студентов вузов / Костикова И.В. и др.; Под общ. ред. И.В.Костиковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2005. - (Серия "Классический университетский учебник")
33. Кристева Ю. Изоляция, идентичность, опасность, культура...// Вестник Европы. - 2005. - №15
34. Воркачев С.Г. Счастье как лингвокульторологический концепт. - М.: ИТДГК "Гнозис", 2004.
35. Воронина О., Клименкова Т. Гендер и культура // Женщины в социальной политике (гендерный аспект). - М., 1992.
36. Воронина О.А. Гендерная экспертиза законодательства РФ о средствах массовой информации. - М., 1998 а.
37. Воронина О. Женское предназначение: миф, идеология, практика // Искусство кино. - 1991. - № 6.
38. Воронина О.А. Оппозиция духа и материи: гендерный аспект // Вопросы философии. - 2007. - № 2.
39. Воронина О. А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. - 2000. - № 4.
40. Воронина О.А. Философия пола // Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. - М., 1998 б.
41. Воронцов Д.В. Категория "мужчина", "женщина" в социально-психологических гендерных исследованиях // Гендерные аспекты бытия личности. - Краснодар, 2004.
42. Воронцов Д.В. "Семейная жизнь - это не для нас": Мифы и ценности мужских гомосексуальных пар. // Семейные узы: модели для сборки. Под ред. С. Ушакина. - М.: НЛО, 2004. Т.2.
43. Вязмитинова Л. Приподними меня над панорамою // Новое литературное обозрение. - 2004. - № 66.
44. Габриэлян Н. М. Ева - это значит "жизнь" (Проблема пространства в современной русской женской прозе) // Вопросы литературы. - 1996. - №4.
45. Габриэлян Н.М. Пол. Культура. Религия // Общественные науки и современность. - 1996. - № 6.
46. Габриэлян Н. М. Взгляд на женскую прозу // Преображение. - 1993. - № 1.
47. Габриэлян Н.М. Введение в современную русскую женскую прозу // Материалы конференции "Гендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы развития" 24-25 января 1996 г. - М., 1996.
48. Гапова Е. Феминистский проект в антропологии.
49. Гвоздева А.А. Дифференциальные признаки мужской и женской речи: лингвориторический аспект // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты: Межвуз. сб. научн. тр. вып. 2 / Под ред. проф. А.А. Ворожбитовой. - Сочи: СГУТиКД, 2003.
50. Гендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы развития. - М., 1996.
51. Генис А. Беседа восьмая: рисунок на полях. Татьяна Толстая// Звезда. - 1997. - № 9.
52. Гинтс Ф. При попытке к сопротивлению (эпоха в духе Л.Петрушевской). http://zhurnal.lib.ru/f/frida_l_g/petrushewskaja.shtml
53. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.
54. Гладков Ф. Собрание сочинений. Т 1. - М.: ТИХЛ, 1983.
55. Гордович К. Д. История отечественной литературы XX века. Пособие для гуманитарных вузов. - СПб., 2000.
56. Гордович К. Д. Тема семьи в современной русской прозе // Мир России в зеркале новейшей художественной литературы. - Саратов, 2004.
57. Горошко Е., Кирилина А. Гендерные исследования в лингвистике сегодня // Гендерные исследования. - 1999. - № 1.
58. Горошко Е.И. Языковое сознание: гендерная парадигма: Монография. - М. - Харьков: Изд. дом "ИНЖЭК", 2003.
59. Горошко Е.И. Пол, гендер, язык // Женщина, гендер, культура. - М., 1999.
60. Гощило Е. Взрывоопасный мир Татьяны Толстой / Пер. с англ. Д.Ганцевой, А.Ильенкова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000.
61. Гощило Е. Страдающий мир Л. Петрушевской // Общественные науки и современность. - 1991. - № 4.
62. Гощило Е. Художественная оптика Петрушевской: ни одного "луча света в темном царстве" // Русская литература ХХ века. - Екатеринбург: УРГУ, 1996. Вып. 3.
63. Гумилев Н. С. Письма о русской поэзии. - М., 1990.
64. Дарк О. Женские антиномии // Дружба народов. - 1991. - №4.
65. Деррида Ж. Позиция. - М., 1996.
66. Джударьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. - СПб, 2001.
67. Есин С.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. - М., 1999.
68. Ерофеев В. Мужчины. - М.: Подкова. 1999.
69. Жена, которая умела летать: Проза рус. и фин. писательниц / [Ред.-сост. Г.Г.Скворцова при участии М.-Л.Миккола (фин. часть)]. - Петрозаводск: Агентство "ИНКА", 1993.
70. Женская логика: Сб. жен. прозы: Повести, рассказы / [Сост. Л.В.Степаненко, А.В.Фоменко]. Авт.: Андреева И., Ванеева Л., Василенко С., Качинская Л., Ключникова М.,Крашенинникова М., Моловцева Н., Нарбикова В., Скворцова Г. - М.: Современник 1989.
71. Женщины, познание и реальность. Исследования по феминистской философии. - М., РОССПЭН, 2005.
72. Женщина. Гендер. Культура. - М.: МЦГИ, 1999.
73. Жеребкина И. Прочти мое желание. - М., 2000.
74. Жеребкина И. "Другая"/женская литература: понятие женского опыта о перформативности женского, или литературные бригады как факт развития постсоветской литературы// Статья представляет собой не окончательный вариант главы из книги Гендерные 90-е, или Фаллоса больше не существует. СПб.: Алетейя, 2003. http://kcgs.org.uа/gurnal/gurnal-09-06.pdf
75. Завьялова М. Это и есть гендерное литературоведение. Современная женская литература: поиски традиций и новых языков. // НГ - ЕX-libris // Независимая газета. - 2000. - 21 сент.
76. Загурская Н. Между Медузой и Сиреной: к вопросу о женской гениальности // Русский журнал. - 2002. - 5 марта.
77. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // Материалы первой российской летней школы по женским и гендерным исследованиям. - М., 1996.
78. Здравомыслова-Стоюнина О. Общество сквозь призму гендерных представлений // Женщина, гендер, культура. - М., 1999.
79. Иванова Н. И птицу паулин изрубить на каклеты // Знамя. - 2001. - № 3.
80. Ильин И. Феминистская критика в лоне постструктурализма // Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. - М., 1998.
81. Ирригарэй Л. Пол, который не единичен // Гендерные исследования. - 1999. № 3.
82. История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена: Учебное пособие / Отв. ред. С.И. Кормилов. - М., 1998.
83. Каблукова Н. В. Поэтика драматургии Людмилы Петрушевской. Автореферат диссертации. - Томск, 2003.
84. Казарина Т. Рецензия на сборник Л. Улицкой // Преображение. Русский феминистский журнал. - 1996. - № 4.
85. Касаткина Т. "Но страшно мне: изменишь облик ты" // Новый Мир. - 1996. - №4.
86. Касаткина Т. Литература после конца времен // Новый мир. -2000. - № 6.
87. Кирилина А. В. Гендер: лингвистические аспекты. - М., 1999.
88. Кирилина А. В. Проблемы гендерного подхода в изучении межкультурной коммуникации. // Гендер как интрига познания (альманах). - М.: Рудомино, 2002.
89. Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. - М., 1996.
90. Клименкова Т.А. Секс и гендер // Материалы Первой российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96". -М., 1996.
91. Клинг Д. [Интервью]
92. Колесникова М.С. Лексикографические проблемы новых лингвистических исследований: гендерный аспект // Филологические науки. - 2003. - № 5.
93. Кон И. С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. - М.: ОГИ, 1997 г.
94. Костиков Г.К. От структурализма к постмодернизму. - М., 1998.
95. Костикова А.А. Гендерная философия и феминизм: история и теория. Общество и гендер. Материалы Летней школы в Рязани 1-12 июля 2003 года. - Рязань: Издательство "Поверенный", 2003.
96. Костикова А.А. Постмодернизм: феминистская критика // Материалы Ломоносовских чтений. - М., 1997.
97. Костикова И.В. Проблемы гендерной информации // Гендер: язык, культура, коммуникация. - М., 1999.
98. Костикова А.А. Проблема женского в новейшей философии. http://sstusocwork.narod.ru/files/gend_sb_www/chapter_1/kostikova.htm
99. Котовская М.Г. Мужские и женские образцы поведения в традиционном обществе // Гендер и этнические стереотипы. - М., 1999.
100. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог, роман // Вестник Московского университета. - 1995. - №1.
101. Кристева Ю. Власть женщины. Гендерная теория и искусство. Антология. - М., 2003.
102. Кристева Ю. Силы ужаса // Гендерные исследования. - 1999. - № 2.
103. Кузнецов Ю. Под женским знаком // Литературная газета. - 1987. - ноябрь.
104. Кузнецова Е. Мир героев Петрушевской// Современная драматургия. - 1989. - № 5.
105. Ляленкова Т. Пол биологический замещается полом социолингвистическим. - 15.05.06. http://www.svobodanews.ru/Article/2006/05/15/20060515090610170.html
106. Ляленкова Т. Мужчина и женщина. Мужская поэзия. http.://www.svobodanews.ru/articlete.aspx?exactdate=20060820180517073
107. Липовецкий М. Трагедия и мало ли что еще // Новый Мир. - 1994. - №10.
108. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. - Екатеринбург, 1997.
109. Липовецкий М. "Свободы чёрная работа": (об "артистической прозе" нового поколения) // Вопросы литературы. - 1989. - № 9.
110. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература. Книга 3. В конце века (1986-1990-е годы). - М., 2001.
111. Лотман Ю.М. (1922-1993). Беседы о русской культуре: быт и трад. русс. дворянства (XVIII - начало XIX века) / Ю. М. Лотман. -СПб., 1994.
112. Луков Вал. А., Кириллина В. Н. Гендерный конфликт: система понятий// Гуманитарные науки: теория и методология. 2005. №1.
113. Мартьянова С.А. Поведение персонажа // Введение в литературоведение. Основные понятия и термины: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1999.
114. Мелешко Т. Современная отечественная женская проза: проблемы поэтики в гендерном аспекте. Учебное пособие по спецкурсу. - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2001.
115. Мелешко Т. Драматургия Е. Гришковца: гендерные аспекты анализа. http: // enwe.net.ru.2002 /1/pas/rus/thesis.htme.
116. Михайлов А. Ars Amatoria, или Наука любви по Л. Петрушевской // Литературная газета. - 1993. - 15 сент. (№ 37).
117. Михайлова М.В. Писательницы Серебряного века в литературном контексте эпохи // Вестн. Моск. ун-та. Сер.9, Филология. - 2001. - N1.
118. Михайлова М. Внутренний мир женщины и его изображение в русской женской прозе серебряного века // Преображение. - 1996. - N4.
119. Михайлова М. [Из "женской прозы" начала ХХ века] // Лепта.- 1996. - N33.
120. Морозова Т. Дама в красном и дама в черном // Литературная газета. - 1994. - №26.
121. Не помнящая зла: новая жен. проза / [Сост. Л.Л. Ванеева]. - М.: Моск. рабочий, 1990.
122. Николаева Г. Собр. соч. в 3-х томах. Т 2. Битва в пути. - М., 1987.
123. Ницше Ф. Сумерки кумиров, или Как философствуют молотом // Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. - СПб., 1993.
124. Новые амазонки: Сб./ Сост. С.В.Василенко. Авт.: Горланова Н., Полянская И., Набатникова Т., Толстая Т., Вишневецкая М., Трамп Э., Перепелка Е., Искренко Н., Немировская Ю., Галина М., Кацюба Е., Ракитская Э., Потапова М., Абаева Л., Нарбикова В., Ванеева Л., Садур Н., Тарасова Е., Палей М., Василенко С., Гривнина И., Штерн Л., Богуславская З., Морозова Т. - М.: Моск. рабочий,1991.
125. Орлянский С.А. Трансформация образа мужчины в современной культуре. Автореферат диссертации. - Ставрополь, 2004.
126. Охотникова С. Гендерные исследования в литературоведении: проблемы гендерной поэтики // Гендерные исследованя и гендерное образование в высшей школе. Ч. 2. - Иваново, 2002.
127. Палья К. Личины сексуальности / Пер. с англ. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
128. Палей М. Кабирия с обводного канала // Русская проза конца XX века: Хрестоматия для студ. высш. учеб. заведений / Сост. и вст. ст. С.И. Тиминой; коммент. и задания М.А. Черняк. - Спб.; Филол. факультет Санкт-Петербургского госуд. университета; М.: 2002. Л. Петрушевская, 2002. Новые Робинзоны, с 49 //Русская проза конца XX века: Хрестоматия для студ. высш. учеб. заведений / Сост. и вст. ст. С.И. Тиминой; коммент. и задания М.А. Черняк. - Спб.; Филол. факультет Санкт-Петербургского госуд. университета. - М.: 2002.
129. Пань Чэнлун Творчество Т.Толстой в современной критике. АКД. - М., 2007.
130. Петрушевская Л.С. Дом девушек: Рассказы и повести. - М.: "Вагриус", 1999.
131. Пикунова Е. Дискуссия "Я научила женщин говорить" (А. Ахматова) http://www.litwomen.ru/print.html?id=938
132. Пискунова С., Пискунов В. Уроки зазеркалья// Октябрь. - 1998. - № 8.
133. Платон. Пир // Соч.: в 4 т. Т. 2. - М., 1993.
134. Пол. Гендер. Культура. Под ред. Э. Шоре, К. Хайдер. - М., 1999.
135. Пупышев А.В. Феномен времени в малой прозе Т. Толстой. - 2005. http://www.pspu.ru/sci_liter2005_pupishev.shtml
136. Пушкарева Н. Л. Гендерный подход в исторических исследованиях // Вопросы истории. - 1998. - № 6.
137. Пушкарева Н. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы в системе исторических наук // Женщина, гендер, культура. - М., 1999.
138. Пушкарева Н. У истоков женской автобиографии в России // Филологические науки. - 2000. - № 3.
139. Рабжаева М.В. Российские женщины и европейская культура: материалы V конференции, посвящённой теории и истории женского движения / Сост. и отв. ред. Г.А. Тишкин. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
140. Ремизова М. Вагинеткая, или женские стратегии в получении грантов // Новый мир. - 2002. - № 4.
141. Ремизова М. Теорема катастроф // Литературная газета. - 1996. - № 11 (13 марта).
142. Ремизова М. Вычитание любви// Литературная газета. - 1997. - 19 апр.
143. Ровенская Т. А. Переход от личности к культурному феномену. К проблеме рассмотрения женкой прозы 80-х-90-х годов. http://www.biophys.msu.ru/scripts/trans.рl/rus/cyrillic/awse/CONFER/NLW99/084.htm
144. Ровенская Т.А. "Виновата ли я?" или феномен гендерной вины. На материале женской прозы 80-х - нач. 90-х гг. // Гендерные исследования. - Харьков, ХЦГИ.1999. №3.
145. Ровенская Т.А. Архетип Дома в новой женской прозе, или Коммунальное житие и коммунальные тела // Иной взгляд. Международный альманах гендерных исследований. - Минск, 2001. Март.
146. Ровенская Т.А. Женская проза 1980-90-х гг. В поисках "материнского языка" // Материалы Первой Международной конференции "Гендер: язык, культура, коммуникация". - МГЛУ.1999.
147. Ровенская Т.А. К вопросу о периодизации истории русской женской литературы 1980-х - 90-х годов ХХ века // Женщины в истории: возможность быть увиденными. Вып.2. - Минск, 2002.
148. Ровенская Т.А. Новая амазонка в интерьере женской прозы // Иной взгляд. Международный альманах гендерных исследований. - Минск, 2000.
149. Ровенская Т.А. О чем до сих пор молчали женщины, или Прогулки по страницам независимой женской прессы // Русские женщины в XX веке. Опыт эпохи. Проект "Женской Информационной Сети". - СD. 1999.
150. Ровенская Т.А. Опыт исследования коллективного творческого субъекта на материале предисловия к сборнику женской прозы "Новые амазонки" // Материалы Второй Международной конференции "Женщина. Образование. Демократия". - Минск, 1999.
151. Ровенская Т.А. Особенности авторской позиции и способы ее выражения в произведениях женской прозы 1980-90-х гг. // Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Проблемы теоретической и исторической поэтики. Т.2. - Гродно. 1998.
152. Ровенская Т.А. Переход от личности к культурному феномену. К проблеме рассмотрения женской прозы 80-х - 90-х годов // Четвертая Международная конференция "Нелинейный мир. Языки науки - языки искусства". - Суздаль. 1999.
153. Ровенская Т.А. Роман Л.Улицкой "Медея и ее дети" и повесть Л.Петрушевской "Маленькая Грозная": опыт нового женского мифотворчества // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. - М., 2001. №2.
154. Ровенская Т.А. Феномен женщины говорящей. Проблема идентификации женской прозы 1980-х - 90-х годов // Женщина и культура (в печати).
155. Русские писатели 20 века. Биографический словарь. Гл. ред. и сост. П. А. Николаев. - М., 2000.
156. Русские писатели. XX век. Биобиблиографический словарь. В двух частях. Под ред. Н. Н. Скатова. - М, 1998.
157. Русский Эрос, или Философия любви в России. - М., 1991.
158. Рыкова Д.В. Духовные искания героев малой прозы Л. Петрушевской // Духовная жизнь провинции. Образы. Символы. Картина мира: Материалы Всероссийской научной конференции. - Ульяновск: УлГТУ, 2003.
159. Рюткенен М. Гендер и литература: проблема "женского письма" и "женского чтения" // Филологические науки. - 2000. - №3.
160. Савкиной И. До и после бала: история молодой девушки в "мужской литературе" 30-40-х XIX века // Женщина. Гендер. Культура. - М., 1999.
161. Сейфулина Л. Повести и рассказы. - М.: Худож. лит., 1982.
162. Серго Ю.Н. "Не помнящая зла...": культура вины, дискурс признания и стратегии женского письма в творчестве русских писательниц конца ХХ - начала ХХI веков. http://www.pspu.ru/sci_liter2005_sergo.shtml
163. Сиксу Э. Хохот медузы // Гендерные исследования. - 1999. - № 3.
164. Скороспелова Т.В. Вторая международная научная конференция "Гендер: язык, культура, коммуникация" // Филологические науки. - 2002. - № 1.
165. Славникова О. Герой Сопротивления: Рецензия // Книжное обозрение. - 18 июня 2000 г. - № 25-26.
166. Славникова О. Пушкин с маленькой буквы // Новый мир. - 2001. - № 3.
167. Славникова О. Та, что пишет, или Таблетка от головы // Октябрь. - 2000. - №3.
168. Славникова О. Король, дама, валет: Книжная серия как зеркало книжной революции // Октябрь. - 2000. - N10.
169. Словарь гендерных терминов. www.ow1.ru./gender/ 12/02/2004.
170. Слюсарева И. Оправдание житейского: Ирина Слюсарева представляет новую женскую прозу // Знамя. - 1991. - №11.
171. Спивак П. Во сне и наяву// Октябрь. - 1988. - № 2.
172. Степная барышня. Проза русских писательниц XIX века. - М., 1989.
173. Строганова Е. Категория "гендер" в изучении истории русской литературы // Пути и перспективы интеграции гендерных методов в преподавание социально-гуманитарных дисциплин: Материалы науч. конф. - Тверь, 2000.
174. Сушилина И.К. Современный литературный процесс в России: Учебное пособие. - Москва: Изд-во МГУП , 2001.
175. Тарланов Е.З. Женская литература в России рубежа веков [XIX-XX] (социальный аспект) // Русская литература. - 1999. - № 1.
176. Таратута Е. Ирония и скепсис в изображении женщин-emancipe: на примере сочинений И.С. Тургенева // Потолок пола: Сб. научных и публицистических статей / Под ред. Т. Барчуновой. - Новосибирск, 1998.
177. Тартаковская И. Репрезентация пола в традиционной и современной русской культуре // Социология пола и семьи - Самара, 1997.
178. Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. - М.: МЦГИ, 2001.
179. Теория литературы: учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений: в 2-х томах. Авторы: Тамарченко Н. Д., Тюпа В. И., Бройтман С. Н. - 2004.
180. Тимофеева О.В. В начале не было природы, или Как теория превращается в миф [Рец. на: Палья К. Личины сексуальности. 2006] // Новое литературное обозрение- 2006. - № 81.
181. Токарева В.С. Звезда в тумане: повести и рассказы. - М.: 1999.
182. Толстая Т.Н. Река Оккервиль. - М.: 2002.
183. Томсон Д. Мужское "я" в творчестве З. Гиппиус // Основы гендерных исследований. - М., 2000.
184. Трифонов Ю. Московские повести. - М.: Советская Россия, 1988.
185. Трофимова Е. Гендерный язык Татьяны Антошиной. Русский Журнал / Обзоры / 2002. www.russ.ru/culture/20020214.html
186. Трофимова Е.И. Еще раз о "Гадюке" Алексея Толстого (попытка гендерного анализа) // Филологические науки. - 2000. - № 3.
187. Трофимова Е. О книжных новинках женской русской прозы // Преображение. - 1995. - N3.
188. Трофимова Е. [Предисловие] // Чего хочет женщина: Сб. жен. рассказов. - М., 1993.
189. Трофимова Е. Советская женщина 80-х годов: автопортрет в поэзии // Вопросы литературы. - 1994. - Вып.2.
190. Трофимова Е.И. К вопросу о гендерной терминологии. // Летняя школа "Общество и гендер". - Рязань, 2003.
191. Трофимова Е. И. Женская литература и книгоиздание в современной России // Общественные науки и современность. - 1998. - №5.
192. Трофимова Е.И. Летняя школа "Общество и гендер". - Рязань, 2003.
193. Трофимова Е.И. На руинах "большого стиля": женская литература в поисках новых гендерных конструктов (26/04/04) http://www.topos.ru/article/2281.
194. Улицкая Л. Е. Цю-юрихь: Роман, рассказы. - М.: 2002.
195. Фатеева Н.А. Языковые особенности современной женской прозы: подступы к теме: Русский язык сегодня. - М., 2000.
196. Фатеева Н.А. Современная русская "женская" проза: способы самоидентификации женщины-как-автора. http://www.owl.ru/avangard/sovremennayarus.html
197. Файнштейн М.Ш. "Писательницы пушкинской поры". - Л., 1989.
198. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. - М.: Касталь. 1996.
199. Хализев В.Е. Введение в литературоведение. - М.: Высшая школа, 1999.
200. Хрестоматия по курсу "Основы гендерных исследований". - М.: МЦГИ, 2000.
201. Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.
202. Чего хочет женщина…: Сб. жен. рассказов. М.:Линорэ Авт.: Горланова Н., Сельянова А., Каплинская Е., Волек А., Палей М., Татаринова О., Голосовская Н., Урусова М., Полищук Р., Кирпичникова М., Александрова М., Боим С., Агеева Л.: - Амрита, 1993.
203. Чернова И.И. Исследование гендерных процессов в социальной структуре современного общества. - АКД. Н.Новгорода, 2002.
204. Чернышевский Н. Г. Русский человек на rendez-vous. / Избранные философские сочинения. Т . 2. - М.: Госполитиздат, 1950.
205. Чистенькая жизнь: Повести и рассказы. Сост. Анатолий Шавкута. - М.: Мол. гвардия, 1990.
206. Шаберт И. Гендер как категория новой истории литературы // Филологические науки. - 2000. - № 4.
207. Широкова Е. В. Поиск Другого в прозе людмилы Улицкой (на примере рассказа "Цю-юрихь"). http://www.pspu.ru/sci_liter2005_shiro.shtml
208. Шоре Э. Желание любви и страстное стремление к искусству (Елена Ган и ее рассказ "Идеал") // Филологические науки. - 2000. - №3.
209. Шоре Э. По поводу "Крейцеровой сонаты"… Гендерный дискурс и конструкты женственности у Л. Н. Толстого и С. А. Толстой // Там же.
210. Шоре Э. Феминистское литературоведение на пороге XXI века (на материале русской литературы XXI века) // Литературоведение на пороге XXI века. - М., 1998
211. Щеглова Е. Человек страдающий (Категория человечности в современной прозе). "Вопросы литературы". - 2001. - №6.
212. Эллиот П., Менделл Н. Теории феминизма // Введение в гендерные исследования. Хрестоматия. Под ред. С.Жеребкина. - М., 2001.
213. Эпштейн М. Постмодерн в России. - М., 2000.
214. Эткинд Е.Г. "Внутренний человек" и внешняя речь: Очерки русской литературы XVII-XIX в.в. - М., 1999.
219. Network Women's Program: <http://www.soros.org/wр.htm>. 24/12/2003.
220. The Network оf Interdisciplinary Women Studies in Europe: <http://women-www.uia.ас.bе/women/noise/index.html>. 15/03/2004.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год