на первый
заказ
Дипломная работа на тему: Историческая действительность и дух города, породившие героя и язык эпохи. Маленький человек как
Купить за 600 руб.Введение
В этой работе нами будет исследована проблема этического выбора литературного поколения 60-х, поколения "без пастыря" (13,384), то есть не имеющего возможности руководствоваться готовыми христианскими позициями, а существующего в ситуации религиозного сиротства. С рождением Советской империи наши соотечественники лишились права открытого вероисповедания. За короткий срок системе удалось разрушить многовековые устои и вместо Мира "предложить" Антимир, вместо Рая Небесного - Рай Земной. Никакого давления и навязывания. На "договорной" основе предполагалась замена в виде точного эквивалента, даже с некоторыми преимуществами: идеальная жизнь будет построена в сжатые сроки, здесь - на Земле.Государство гордилось тем, что ему не хуже церкви удалось держать молодежь в "ежовых рукавицах", предъявляя к ней суровые нравственно-этические требования: "Всякая девица, достигшая восемнадцатилетнего возраста и не вышедшая замуж, обязана зарегистрироваться и получить программу-доклад "Об аскетизме, воздержании и половой распущенности" /из газетной статьи 1922 года/. Чем не христианские заповеди? Наверняка в этом докладе встречаются: не возжелай, не прелюбодействуй и т.д.
Несмотря на метаморфозы, происшедшие в нашем государстве после 1917 года человек продолжал восприниматься религиозно и этнически. Анкетные графы позволяли антирелигиозному государству бдительно следить за духовной жизнью общества, за совершенствованием его атеистического мышления.
Хотя большая часть литературного поколения "институтов не кончала", а в вопросах религии была мало осведомлена /Бродский впервые прочитал Библию в 23 года, тонкий знаток русского языка Сергей Довлатов однажды хотел переправить Ветхий Завет на Старый/, в целом поколение 60-х годов можно назвать БОЛЕЕ чем ДУХОВНЫМ. Нравственное чутье этих людей действовало на интуитивном уровне, их духовная организация позволяла творить по наитию. Если в окружающей действительности не было ничего стоящего, они писали "жизнь" с собственной своей души. Примером подсознательного этического выбора может послужить эпизод из "Факультета ненужных вещей" Юрия Домбровского: "странный" художник Калмыков, "который постоянно ходит в зеленых штанах, потому что у него такая вера" нарисовал на заказ эскиз картины. На большом листе ватмана изображено золотое небо астрологов, два сфинкса, знаки зодиака. Небо кажется глубоким и таинственным, до такой степени глубоким, что звезды сверкают как будто из бесконечности. Небо живет самостоятельной жизнью, оно вечно, как мир. Ниже изображена огромная триумфальная арка. В арку въезжает трактор "ЧТЗ", который движется прямо в небо. За рулем сидит обыкновенный парень в рабочей куртке. Люди, плохо разбирающиеся в искусстве: в перспективах, в нулевых точках, чувствуют, что в картине что-то не так: "Они стояли, молчали и думали". Несоответствие земного и небесного не могло не бросится им в глаза. Что-то нужно убрать: и небо прекрасно, и трактор, как живой, хотя и традиционно-плакатный. Но как-то искусственно он выглядит под этим великим Небом. Почти так же искусственно, как проступающие изображения Ленина и Сталина на новых сортах яблок, умело выведенных искусными селекционерами. Несовместимость разнородных и разномастных миров ставят людей в ситуацию выбора. И они дают право на существование - НЕБУ. Опыт этого выбора не подчиняется рациональному контролю. Люди "отбросили" трактор не как сиюминутное (в противоположность вечному НЕБУ), но как факультативное, живущее за счёт этого НЕБА, пародирующее его явление, по духу не соответствующее и нахально противопоставляющее.
Повседневное и обычное изымается из уникального вечного. Это иррациональная попытка ориентироваться в непостижимом мире позволяет возвыситься до уровня Неба. То, что делают эти люди-наблюдатели, можно наименовать примитивно-интуитивным уровнем разделения Миров. Значительно позже в фильме Никиты Михалкова "Утомлённые солнцем" будет рассмотрена проблема противоборства двух миров без участия в этом человека, т.е. выбор осуществляется на космическом уровне, человеческое сознание не в состоянии разделить эти два мира, и здесь требуется Высший Суд. На фоне огромного поля, живущего в треске кузнечиков, дышащего полуденным зноем и на фоне огромного неба парит воздушный шар с изображением идола Земли. Шар уверенно и спокойно движется в Небо. Как два разнородно заряженных элемента, они не могут не столкнуться. Апокалипсическая картина битвы только предполагается. Пока все спокойно, поле продолжает дремать, утомленное солнцем, люди ведут свои повседневные разговоры. Только в атмосфере дрожит какая-то страшная и неминуемая нота. Гибкая шаровая молния посылается на землю в знак того, что два мира столкнулись и жертвы теперь будут бессчетны.
В обоих случаях /и у Домбровского, и у Михалкова/ повседневное и обыденное растаптывается вечным и уникальным. Хотя Небо в выигрыше, идея будущего катастрофизма не отпускает нас, а что, если когда-нибудь Земля будет уничтожена, потому что недостойна смотреть в лицо Неба?
Совершенно другую версию предложил человечеству в 70-х годах XX века писатель Сергей Довлатов. Он нашел возможность сосуществования двух миров в рамках анекдота и абсурда. Причем до него на таком масштабном уровне сделать этого не удавалось никому. Аверченко, Зощенко, Ильф и Петров, Ардов и даже Жванецкий рассматривали мир как сущность, отбрасывающую "нехорошую тень", которая, как в сказке, способна уничтожить своего хозяина. В их произведениях присутствует некоторая доля агрессии: уничтожить все, что мешает миру.
Довлатов же попытался отыскать компромисс и дать возможность существовать двум мирам под одной крышей. Мало кто видел в Довлатове писателя - примиренца, писателя, в чьем нравственно-этическом опыте проявилось не осуждение мира и человека как несовершенных и негативных сущностей, а принятие их такими, какие они есть.
Судя по тому, что в апреле 1998 года в Петербурге был открыт клуб "Пиво у Довлатова", в литературных кругах писателя продолжают воспринимать в первую очередь как талантливого сатирика.
"Пиво у Довлатова" воспринимается как символ яркого сюжета /съемки фильма о Петре I/, закрепленного в реальной действительности. Люди желают иметь вещественное доказательство веселой шутки. Может быть, все это "издержки памяти", но как приятно думать, что именно возле этой пивной произошла та незабываемая история.
Эта пивная воспринимается как образ - памятник, как особое довлатовское место в наших сердцах.
Степень изученности творчества этого писателя в нашей стране ничтожно мала, потому что его воспринимали очень упрощенно и приземленно, но то, что публиковалось с 1992 года /в основном воспоминания друзей/ позволяет дать высокую оценку его мастерству и душевным качествам. Случилось так, что с 1978 года Довлатов жил в США, и именно там он смог окончательно выразить себя как прозаик. В нашей стране до 1990 года не было опубликовано ни одной его книги. На Западе же он выпустил 12 книг на русском языке, стал лауреатом премии американского Пенклуба, печатался в престижнейшем "Ньюйоркере", где до него из русских прозаиков публиковался только Набоков, т.е. реализовал себя как писатель и как человек. Эта работа ставит своей целью рассмотреть творчество Довлатова с примиренческой точки зрения, т.е. разглядеть за стилистическими и поэтическими особенностями прозы Довлатова стремление нравственно оправдать мир и человека, в нем живущего, не разделять действительность на Мир и Антимир, а дать им возможность полностью реализовать себя в условиях абсурда. На самореализацию имеет право Добро и Зло, и плохой человек и хороший, на оправдание имеет право время и безвременье, изгои и власть имущие.
Цель этой работы показать милосердие Довлатова в отношении к герою и стилю, его жизни, в отношении к тексту и читателю. Поколение 60-х, как никакое другое поколение, обладало чувством высокой духовности. Когда был изгнан Бог, им пришлось "взращивать" его в собственных душах и произведениях. И этот Бог стал самым милосерднейшим и самым гуманнейшим в истории ХХ столетия. Отчего я так люблю Бродского и Довлатова, Уфлянда и Лосева, Рейна и Неймана? Оттого, что они так любят меня.
"Зачем он дан был миру и что доказал собою?" - вопрошал Гоголь о Пушкине с присущей ему дотошностью. И сам же отвечал: "Пушкин дан был миру на то, что бы доказать собою, что такое сам поэт, и больше ничего".
Оглавление
- Введение- Историческая действительность и дух города, породившие героя и язык эпохи. Маленький человек как принадлежность прозы потерянного поколения
- Знаки недоговоренности и умолчания в не-дидактической прозе Сергея Довлатова
- Права героя, действующие в условиях текстовой организации
- а право на ошибку
- б право на ложь и анекдот
- Нереализованное право свободы. Бегство от свободы
- Человек мигрирующий
- а онтология пути
- б онтология пространства
- в местности
- г времени
- Чемодан - спутник, примета путешествия
- а отношение к чемодану героя Вен. Ерофеева
- б отношение к чемодану героя Довлатова
- Стилевые особенности прозы Довлатова. Я автора и я героя - проблемы взаимодействия
- Абсурд как средство выживания и самореализации героя
- Преодоление абсурда смерти смехом Заключение
- Список использованной литературы
Список литературы
1. Абдулаева З. Между зоной и островом // Дружба народов. - 1996. - №7. - С.153-1662. Анастасьев Н. Слова - моя профессия // Вопросы литературы. - 1995. - Выпуск 1. - С.3-22
3. Арьев А. Душа маленьких вещей // Первое сентября. - 1996. - 21 ноября. - С.4
4. Арьев А. После стихов // Звезда. - 1994. - №3. - С.156-162
5. Бабочки полет: Японские трехстишия. - М.: Изд-во ТОО "Летописец", 1997. - 357с.
6. Баевский В.С. История русской поэзии: 1730 - 1980. - М.: Изд-во "Новая школа", 1996. - 320с.
7. Баткин Л. "Неужели вот тот - это я?" // Знамя. - 1995. - №2. - С.189-196
8. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М.: Изд-во "Художественная литература", 1986. - 541с.
9. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Изд-во "Советская Россия", 1979. - 318с.
10. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М.: Изд-во "Художественная литература", 1990. - 541с.
11. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Изд-во "Искусство", 1986. - 444с.
12. Белый А. Символизм как миропонимание, - М.: Изд-во "Республика", 1994. - 528с.
13. Бетеа Д. Мандельштам. Пастернак. Бродский // Русская литература ХХ века. Исследования американских учёных. - СПб, 1993. - С.362-400
14. Богуславский В. М. Человек в зеркале русской культуры, литературы, языка. - М.: Изд-во "Прогресс", 1989. - 200с.
15. Бондаренко В. Плебейская проза С. Довлатова /с Наш Современник. - 1997. - №2. - С.257-270
16. Бродский И.А. Избранные стихотворения 1957 - 1992. - М.: Изд-во "Панорама", 1994. - 496с.
17. Вайль П. Без Довлатова // Звезда. - 1994. - №3. - С.162-165
18. Вайль П. Генис А. Искусство автопортрета // Звезда. - 1994. - №3. - С.177-180
19. Высоцкий В. Избранное. - Минск. : Изд-во "Мастацкая литература",1993. - 591с.
20. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. - М.: Изд-во "Республика", 1994. - 368с.
21. Габышев Л. Одлян, или Воздух свободы // Новый мир. - 1989. - №6-№7.
22. Галковский Д. Бесконечный тупик // Советская литература. - 1991. - №1. - С.171-188.
23. Генис А. Корова без вымени, или Метафизика ошибки // Литературная газета. - 1997. - 24 декабря. - С.11
24. Говорка Я. Дорога к долголетию. - М.: Изд-во "Профиздат", 1990. - 336с.
25. Гоголь Н.В. Мертвые души. - М.: Изд-во "Художественна литература", 1985. - 368с.
26. Гусев В.И. Герой и стиль. - М.: Изд-во "Художественная литература", 1983. - 286с.
27. Довлатов С. Собрание прозы в 3-х томах. - С-Пб.: Изд-во "Лимбус-пресс", 1995.
28. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в томах. - М.: Изд-во "Художественная литература", 1976.
29. Драгунский Д. Весь мир насилья Мы // Дружба народов. - 1994. - №7. - С.3-7.
30. Елисеев Н. Человеческий голос // Новый мир. - 1994. - №11. - С.212-220.
31. Есин А. Возможность малой формы // Литературная учеба. - 1981. - №4. - С.217.
32. Ерофеев Вен. Оставьте мою душу в покое. - М.: Изд-во АО "Х.Г.С.", 1997. - 408с.
33. Ерофеев Вик. Русские цветы зла. - М.: Изд-во "Подкова", 1997. - 504с.
34. Жарко В. Зона: внутри или снаружи // Литературная газета. - 1996. - №48. - С.15.
35. Жолтовский А.К. Искусство приспособления // Литературное обозрение. - 1990. - №6. - С.46-51
36. Зощенко М. Мишель Синягин. Избранное. - М.: Изд-во "Правда", 1990. - 480с.
37. Иванова Н.Б. Точка зрения; О прозе последних лет. - М.: Изд-во "Советский писатель", 1988. - 420с.
38. Ильф и Петров С. Двенадцать стульев. Золотой теленок. - Киев.: Изд-во "Веселко", 1986. - 407с.
39. Искандер Ф. Думающий о России и американец // Знамя - 1997. - №9 - С.7-35.
40. Каледин С. Встреча с Сергеем Довлатовым, Невстреча с Сергеем Довлатовым, Собачье сердце // Звезда. - 1994. - №3. - С.168-171.
41. Камю А. Творчество и свобода. - М.: Изд-во "Радуга", 1990. - 602с.
42. Касавин И.Т. "Человек мигрирующий": антология пути и местности // Вопросы философии - 1997. - №7. - С.74-84.
43. Кривулин В. Поэзия и анекдот // Звезда - 1994. - №3 - С.128-129.
44. Кривулин В. У истоков независимой культуры // Звезда. - 1990. - №1. - С.184-192.
45. Кулаков В. После катастрофы // Знамя. - 1996. - №2. - С.199-211.
46. Курицын В. Искусство письма // Октябрь. - 1997. - №8. - С.187-190.
47. Кучаев А. Записки Смней Бороды // Знамя. - 1995. - №2. - С.9-62.
48. Липневич В. Человек одинокий // Новый мир. - 1995. - №4. - С.283.
49. Липовецкий М. Совок - блюз. // Знамя. - 1991. - №9. - С.226-237.
50. Магвайр Р. Конфликт общего и частного в советской литературе 20-х годов // Русская литература ХХ века. Исследования американских ученых. - СПб.: Изд-во "Петро-Риф", 1992. - С.176-214.
51. Малоизвестный Довлатов. - СПб.: Изд-во "Журнал "Звезда"", 1996. - 512с.
52. Матлеев Ю. Тетрадь индивидуалиста // Русские цветы зла. - М.: 1997 - С.117-140.
53. Михайлов С. О литературе. - М.: Изд-во "Художественная литература", 1989. - 278с.
54. Молдавский Д.Н. Товарищ Смех - Ленинград.: Изд-во "Лениздат", 1981. - 344с.
55. Найман А. Персонажи в поисках автора // Звезда. - 1994. - №3. - С.125-127-128.
56. Нарбикова В. "…И путешествие" // Знамя. - 1996. - №6. - С.5-36.
57. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. - Минск.: Изд-во "Поппури", 1997. - 704с.
58. Новиков В. Заскок // Знамя. - 1995. - №10. - С.189-195.
59. Нот - Пол. Уроки ХХ века // Иностранная литература. - 1996. - №5. - С.238-245.
60. Однаралов В. Два полюса смеха // Наш современник. - 1996. - №11. - С.148-152.
61. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М.: Изд-во МГИК., 1994. - 214с.
62. Оруэлл Д. Подавление литературы. - М.: Изд-во "Прогресс", 1989. - 404с.
63. Пашков В. Лот в изгнании // Всемирное слово. - 1994. - №6. - С.42-43.
64. Попов В. Кровь - единственные чернила // Звезда. - 1994. - №3. - С.141-144.
65. Пэн Д. Странствователи и домоседы // Литературное обозрение. - 1992. - №3. - С.8-14.
66. Рейн Е. Мне скучно без Довлатова. - СПб.: Изд-во "Лимбус-Пресс", 1997. - 296с.
67. Сафонов В. Вечное мгновение. - М.: Изд-во "Советский писатель", 1986. - 520с.
68. Смирнов. Творчество до творчества // Звезда. - 1994. - №3. - С.121-122.
69. Соловьев В.С. Сочинения в 2-х томах - М.: Изд-во "Республика", 1988.
70. Спаль А. Гении и Гуливеры. Природа нашего смешного // Новый мир. - 1992. - №5. - С.131-136.
71. Тынянов Ю. Литературный факт. - М.: Изд-во "Высшая школа", 1993. - 320с.
72. Телехова Н.А. Гении и злодеи // Звезда. - 1990. - №6. - С.175-178.
73. Уфлянд В. К старшим братьям // НЛО. - 1997. - №26. - С.283-296.
74. Федь Н.М. Жанры в меняющемся мире. - М.: Изд-во "Советская Россия", 1989. - 544с.
75. Филимоно А. Об иронии в современной поэзии // Лепта. - 1993. - №5. - С.152-154.
76. Фромм Э. Бегство от свободы. - Минск.: Изд-во "Попурри",1998. - 672с.
77. Храпченко М.Б. Художественное творчество. Действительность. Человек. - М.: Изд-во "Советский писатель", 1976. - 368с.
78. Чайковская В. На разрыве аорты // Вопросы литературы. - 1993. - Вып. VI. - С.14-21.
79. Шаламов В. Несколько моих жизней. - М.: Изд-во "Республика", 1996. - 580с.
80. Шевелев А.Э. Морфология насмешливости // Аврора - 1995. - №12. - С.6-13.
81. Шестов Л.И. Сочинения в 2-х томах. - М.: Изд-во "Художественная литература", 1993.
82. Шкловский В.Б. О теории прозы. - М.: Изд-во "Советский писатель", 1988. - 194с.
83. Эпштейн М. Истоки и смысл русского постмодернизма // Звезда. - 1996. - №8. - С.166-188.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год