на первый
заказ
Курсовая работа на тему: Эпос. Понятие эпос. Возникновение эпоса и его значение в жизни рода
Купить за 350 руб.Введение
Духовная культура каждого народа, как и любая сверхсложная социальная система, многообразна в своих началах и проявлениях. Её научное осмысление требует большой систематической работы. Каждый народ имеет многовековую историю и свою культуру. Комплекс источников по древней истории, составленный из фольклорных, палеографических, археологических, антропологических и языковедческих материалов дает нам возможность рассматривать народ "как индивидуальный и коллективный субъекты социальных отношений". (Гадагатль 2002:221).Устное народное поэтическое творчество составляет, на мой взгляд, одну из важнейших областей традиционной культуры любого народа. На ранних этапах истории фольклор выражал мировосприятие и миропонимание социума, базирующихся на мифологии.
Исследование народного эпоса является одной из важнейших проблем фольклористической науки. И это понятно, ведь "эпос народа - талантливое многовековое создание, завизированное временем, национальное богатство, ценность общечеловеческой культуры. Это памятник культуры особой важности, своеобразная гигантская амфора - хранилище мудрости и знаний, накопленных человеком на протяжении многих столетий". (Гадагатль 2002:8).
"Эпос отражает всю совокупность исторической жизни народа, его мироощущение, нравы и обычаи, мечты и чаяния, его духовный мир, сложившийся на протяжении большого исторического времени". (Петросян 1982:207).Так возникли такие творения, как поэмы Гомера и "Песнь о Роланде", "Слово о полку Игореве", "Песнь о Нибелунгах", "Нарты" и многие другие.
Актуальность работы заключается в глубоком интересе современного эпосоведения, фольклористики и современной лингвистики к многостороннему исследованию древнего адыгского героического эпоса "Нарты" и германского эпоса " Песнь о Нибелунгах".
Изучение этих древних эпических традиций является практически актуальной задачей фольклористов и лингвистов еще и потому, что они планово изучаются во многих средних и высших учебных заведениях России, включаются в онтологии, хрестоматии для школ и вузов, по ним проводятся научные исследования.
Важно отметить также, что сравнение двух эпосов впервые будет представлено в моей работе, так как сравнением германского и адыгского эпосов никто никогда не занимался.
Несомненно, выбор темы курсовой работы обусловлен моей национальной принадлежностью. Являясь адыгейкой по национальности и изучая немецкий язык, мне представилось интересным сравнить два великих произведения народов. А.М. Горький, высоко ценивший произведения народнопоэтического творчества народов, с трибуны Первого Всесоюзного съезда советских писателей сказал: "Чем лучше будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего". (Гадагатль 2002:8). С этим высказыванием нельзя не согласиться.
Целью исследования является проведение сравнительно-культурологического анализа эпических произведений на материале адыгского эпоса "Нарты" и германского эпоса " Песнь о Нибелунгах".
Изучение эпоса должно быть рассмотрено с учетом всех особенностей развития истории создавшего его народа. Именно такой подход позволит нам найти ответы на самые сложные и запутанные вопросы.
Перед нами стоит решение следующих задач:
1. дать экскурс в историю записей, публикаций и изучения адыгских и германских песен, легенд о Нартах и Нибелунгах;
2. раскрыть содержание германского и адыгского эпоса;
3. найти возможные общие характерные черты и различия в построении сюжетно-ролевой структуры эпосов.
4. вскрыть идейную и эстетическую ценность каждого из эпосов;
5. рассмотреть и проанализировать роль и место каждого эпоса в жизни своего народа, акцентируя внимание на развитии поэтического мышления народа и его мировоззрение на разных этапах исторического развития.
Глава I.Эпос
Оглавление
- Введение- Эпос 1.1 Понятие эпос. Возникновение эпоса и его значение в жизни народа
- Адыгский эпос Нарты
- Сюжет эпоса Нарты
- Германский эпос Песнь о Нибелунгах
- Сюжет Песни о Нибелунгах Вывод
- Сравнительная характеристика двух эпосов 2.1 Общие черты в германском и адыгском эпосах
- Персонажи и мифические образы адыгского эпоса Нарты и германского эпоса Песнь о Нибелунгах
- Различия между адыгским и германским эпосами Вывод
- Заключение
- Библиография
Заключение
Богатство человеческого общества, отдельного народа или индивида измеряется, прежде всего, уровнем его духовно-культурного развития, количеством и качеством тех духовных ценностей, которые созданы этносом на протяжении всей его истории.Героические эпосы "Песнь о Нибелунгах" и "Нарты" являются драгоценными памятниками культуры каждого народа, благодаря им, мы можем заглянуть в прошлое и понять, как и чем жили наши предки. Эпос раскрывает мировоззренческие, мифологические, религиозные, философские идеи и мысли, в развитии и становлении которых участвовали все этносы - большие и малые.
В фольклоре каждый творец идет по следам тех, кто искал пути к осознанию бытия, к представлениям о мире, времени, пространстве, о первосущности природных и социальных явлений. Эпос выступает как совокупность знаний этноса, извлеченная им из духовно- практического опыта. Эти знания были сформированы вербально еще задолго до изобретения письменности в форме пословиц, поговорок, преданий, легенд, нравоучительных сказаний.
По своему смыслу и значению, говорил М. Горький, "знания - это было своеобразной наукой", "когда оно говорило о качестве материала, приемах работы, свойствах зверей, съедобности и лечебной силе растений, о социальном поведении в семье, роде, племени и так далее, - все это закреплялось в форме кратких изречений, которые имели силу законов, заветов, правил". (Гадагатль 2002).
Исследуя особенности каждого из эпосов, мы пришли к выводу: эпос является дневник жизни народа. Конечно, адыги и германцы совершенно разные народы, каждый со своей историей, но все они писали о том, что представлялось наиважнейшим. И оказалось, что эти народы объединяют общечеловеческие ценности. Для одних героев ценностями являются жизнь, здоровье, семья, родственные отношения, отчизна; для других - богатство, власть, свобода.
Люди любой нации страдают и переживают, любят и ненавидят, прощают и мстят, одним словом, живут.
Эпос - огромный источник информации. Мы вскрыли те заложенные знания, показали происходящие в эпосах события, попытались разобраться в тех непростых условиях, при которых действовали наши герои.
В ходе работы мы нашли общие черты, а так же различия в мысли народа, его истории и культуры, которые нашли свое отражение в каждом из эпосов, следовательно, можно говорить о том, что цель исследования была достигнута.
Сравнивая два эпоса, мы узнали, что многие герои обладают одинаковыми чертами характера, а так же попадают в схожие ситуации. На протяжении сюжета как адыгского, так и германского эпосов прослеживаются одни и те же мотивы повествования (например: мотив мести, мотив уязвимого места на неуязвимом теле и другие). Мы установили, что эпосы создавались в различные периоды времени, а это значит, что персонажи жили при разных условиях. Необходимо подчеркнуть, что каждый эпос знакомит нас с культурой, обычаями и ценностями своего народа. Мы рассмотрели и проанализировали роль и место каждого эпоса в жизни своего народа, акцентируя внимание на развитии поэтического мышления народа и его мировоззрение на разных этапах исторического развития.
Дальнейшее изучение эпосов может приоткрыть завесу тайн, хранившихся в те далекие времена. Особенности сюжетно-ролевой структуры, многообразии художественных средств показали национальный характер, нравы и обычаи каждого народа.
В будущем мы будем продолжать заниматься данными вопросами и расширять свои знания в области исследования.
Список литературы
1. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к Средневековью // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. - М., 1976. С. 17-642. Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. - М.: Высш. шк., 1987. - 414 с.
3. Алиева А.И., Гадагатль А.М. и др. Нарты: Адыгский героический эпос. - М.: Главная редакция научной литературы, 1974.
4. Аристотель. Об искусстве поэзии. Греч - М.: 1957- 97 с.
5. Бетрозов Р.Ж. Этническая история адыгов: С древнейших времен до ХVI века /Предисловие доктора ист. наук, проф. А.И. Мусукаева. - Нальчик: Эльбрус, 1996. - 248 с.
6. Веселовский А.Н., Теория литературы. Роды и жанры литературы. - М., 1964.
7. Гадагатль А.М. Памятник нации. Идейно-тематическое и художественное своеобразие героического эпоса "Нартхэр" адыгских народов. Монография. - Майкоп: ГУРИПП "Адыгея", 2002. - 440 с.
8. Гадагатль А.М., Абу Схаляхо и др. Адыгский эпос "Нартхэр" - сокровищница мировой культуры. - Майкоп: ГУРИПП " Адыгея", 2003. - 480 с.
9. Гуревич А.Я. Эдда и сага. - М.: Наука, 1979.
10. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Наука, 1984.
11. Гуревич А. Я. Пространственно-временной континуум в Песни о Нибелунгах // Традиция в истории культуры. - М.: Наука, 1978.
12. Жирмунский В.М., Народный героический эпос. - М.: Л.,1962.
13. Петросян А. А. История народа и его эпос. - М.: Наука, 1982. - 216 с.
14. Хан Гирей. Черкесские предания. Русский вестник. - Спб,1841.
15. Ханаху Р.А. Мир культуры адыгов. - Майкоп: ГУРИПП " Адыгея", 2002. 516 с.
16. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1960.
17. Шаззо Ш.Е. Слово о "Нартах": Размышления о проблемах поэтики, стиховой культуре и художеств - филос. содерж. эпоса. - Майкоп: Изд-во МГТИ, 2001 - 64 с.
Размещено на Allbest.ru
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год