Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Эволюция мотива метели в поэзии Б. Пастернака. Поэтический образ бытия

Купить за 600 руб.
Страниц
33
Размер файла
40.02 КБ
Просмотров
15
Покупок
0
Актуальность темы.В феврале года отмечалось со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака - выдающегося поэта XX столетия. По решению ЮНЕСКО объявлен годом Пастернака. В публикациях о творчестве и

Введение

Актуальность темы.

В феврале 1990 года отмечалось 100-летие со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака - выдающегося поэта XX столетия. По решению ЮНЕСКО 1990 г. был объявлен годом Пастернака. В публикациях о творчестве и судьбе Б. Пастернака воссоздан образ удивительного человека, мастера поэтической речи, художника-мыслителя в широком смысле слова. На языке искусства он стремился выразить своё понимание жизни, истории, природного мира. "Погружение в историю и современные ему течения философской мысли оказало влияние на его мировоззрение, весь строй его поэтического восприятия природы и социальной действительности".1 В письме к Жаклин де Труайяр от 1959 г., обращаясь к годам своей юности. Б. Пастернак говорит о стремлении постигать если не Вселенную, то какое-то измерение вещей, несравненно более широкое, чем личные впечатления.

Сейчас, хоть и реже, чем в 1988-1991 годы, в газетах и журналах появляются статьи, исследования, монографии о жизни и творчестве Б. Пастернака, о его произведениях. Многое написано, сказано, но во многом ещё следует разобраться. Освещены многие темы и основные мотивы произведений этого автора, но и многое ещё не изучено.

В качестве основных источников нами будет использовано множество журнальных, газетных публикаций, монографии. Второй номер "Литературного обозрения" за 1990 год полностью был посвящен Б. Пастернаку. Такие статьи, как: Бухштоб Б.Я. Лирика Пастернака. // Литературное обозрение. 1987. №9; Померанц Г. Неслыханная простота: [о поэзии Б. Пастернака]. // Литературное обозрение. - 1990. №2; Франк В.С. Водяной знак: [Поэтическое мировоззрение Пастернака] // Литературное обозрение. - 1990. №2 и другие наиболее ярко выражают характер поэзии Б. Пастернака.

Большое значение имело издание первой советской монографии. Посвященной жизни и творчеству Б. Пастернака, написанной Е.Б. Пастернаком "Борис Пастернак: материалы для биографии" (М, 1989 г.) В книге используется огромное число писем, мемуарных свидетельств. Содержательная рецензия М. Флейшмана на эту книгу была опубликована в журнале "Новый мир" за 1991 г. №5.

Издательство "Советский писатель" выпустило монографию В. Альфонсова "Поэзия Б. Пастернака" (Л., 1990 г.). Это литературно-критический разбор творчества Б. Пастернака от первых сборников до стихотворений последних лет.

Так же к юбилею почти во всех философских и литературно-художественных журналах было опубликовано много материалов, касающихся писателя. А журнал "Литературное обозрение" (1990, №2), выпуск "Досье литературной газеты", журнал "Наше наследие" (1990, №2) и др. вообще были полностью посвящены Пастернаку. В них собраны различные публикации: письма, записи Б. Пастернака, воспоминания современников, фрагменты дневников, статьи, исследования, фотографии.

В статье "Пастернак и символизм" (вопросы литературы, 2002. №2) Клинг наиболее ярко осветил проблему поэзии Пастернака и поэзию символизма. Статья "Б. Пастернак. Метель." (журнал "Поэтический строй русской лирики". - Л., 1973 г.) посвящена стихотворению "Метель", автор статьи - Смирнов И.П. рассмотрел стихотворение с точки зрения поэтического строя русской лирики, отметил наиболее яркие особенности ранней лирики Б. Пастернака.

В 1990 году в Москве были проведены пастернаковские конференции. Материалы Межвузовской конференции, прошедшей в Персии, были опубликованы.

Таким образом, можно сделать вывод, что поэзия Пастернака изучается и исследуется. Но недостаточно изучен мотив метели в поэзии Пастернака, эту тему незаслуженно забыли, а она играет далеко не последнюю роль.

Цель и задачи исследования.

В данном исследовании мы постараемся детально разобрать, как отражается мотив метели в поэзии Пастернака, какое место занимает мотив в его творчестве, каким символическим планом обладает, как взаимосвязан мотив с другими мотивами лирики. Попытаемся рассмотреть мотив метели как проявление стихии, ведь в метели, как в природном явлении, безусловно присутствует стихийное начало.

Понятие "стихия" имеет множество значений. Стихия (от греч. Stoicheion - первоначально элемент). В древней натурфилософии - одно из первовеществ, основных элементов природы [например: вода, огонь, металл, земля - в древнекитайской философии: земля, вода, воздух, огонь]. Другое значение - явление природы, проявляющееся как могущественная, разрушительная сила.

В словаре иностранных слов даётся дополнительное толкование этого слова:

У древнегреческих философов-материалистов - основные элементы природы: огонь, воздух, земля и вода;

Явления природы, отличающиеся часто разрушительной силой (например, ураган, шторм, вулканические извержения);

Отсутствие организации, полная неорганизованность, бесплановость (пер.);

Окружающая привычная среда, обстановка (пер.).

Нас интересует значение стихии как разрушительного природного явления и некой неуправляемой, неконтролируемой человеком силы. Метель есть выражение этой стихии на художественном уровне.

Итак, в данном исследовании при рассмотрении произведений Пастернака, речь будет идти о стихиях природы (вьюге, метели, буране, снегопаде, ливне, дожде).

Метель, вьюга, ливень, дождь, огонь - это природные стихии. Так. Нередко, одна стихия, чаще более сильная, выражается другой. Например, у многих авторов, в том числе у А. Блока, революционная эпоха выражена снежной метелью, буря чувств в душе героя - бурей в природе. Стихии являются предвестниками несчастий, а у некоторых авторов иногда выступает на стороне героев.

Мотив метели (вьюги) является сквозным в поэзии Пастернака. Сама ритмика его стихов, стремительных и бурных в движении, воплощает стихию метели.

В русской литературной традиции XIX-XX в.в. любое упоминание о метели отсылается к пушкинским произведениям: "Метель", "Бесы", "Капитанская дочка", "Пир во время чумы". Метель входит в лирику и прозу Пушкина в 1830 г. не пейзажной окантовкой. А художественным явлением: как тема, как символ, как событие. Метель - символ рокового стечения обстоятельств, она примиряет и разрешает противоречия; метель - знак беды и враждебной стихии. Эти сложные ассоциации обусловлены культурной памятью.

"Образ метели на пушкинских страницах настолько художественно самостоятелен, что овладевает вниманием читателя и запоминается как действующее лицо, и настолько эмоционально и идейно значителен, что понимается как осмысленный автором мистический знак…"2

Пушкинская метель именно поэтому приобретает значение почти самостоятельного образа и завораживает душу мистической тайной, что выступает тем "случаем", с помощью которого Провидение направляет и корректирует действия героев.

Б. Пастернак воспринял традиции А.С. Пушкина. Как и у Пушкина, метель выступает в качестве действующего, значимого образа. В "Бесах" у Пушкина метель - фантастический, жуткий образ, символизирующий тёмные силы, ополчившиеся против человека. В поэзии Пастернака метель олицетворяет нечистую силу, таинственную, неподдающуюся контролю.

Через внешние проявления стихии многие писатели раскрывают внутренний мир своих героев, их переживание. Стихия метели в произведениях русской литературы XIX-XX в.в. нередко выступает как против, так и заодно с человеком.

Мотив метели характерен для русской поэзии, русской традиции. Он заявляется у многих писателей (Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Блок, Булгаков и др.). Пастернак подхватывает мотив и развивает его в своем творчестве, привносит новое в эволюции мотива метели.

Оглавление

- Введение

- Эволюция мотива метели в поэзии Б. Пастернака

- Поэтический образ бытия 2.1 Символический план мотива

- Противоборство стихий метель-огонь Заключение

- Литература

Заключение

Основной целью исследования было рассмотреть, как отображается мотив метели в поэзии Б. Пастернака. За основу работы были взяты стихотворения ("Метель" (1914), "Январь" (1919), "Город" (1940), "Раскованный голос" (1919), "Первый снег" (1956), "Снег идёт" (1957), "Кремль в буран" (1919) и др.) и стихотворение "Зимняя ночь" из поэтического цикла "Стихотворения Юрия Живаго". При раскрытии мотива метели рассматривалась и проза поэта (роман "Доктор Живаго"). Это обусловлено следующими причинами: во-первых, в роман включен сборник стихотворений, написанный героем-поэтом. Стихотворение "Зимняя ночь" является обобщением всего романа, в нем наиболее ярко определился мотив метели; во-вторых, структура художественного мира романа определена доминирующим лирическим началом, предполагающим субъективность автора в воссоздании событий исторической жизни и явлений природы; в-третьих, роман заключает творчество писателя.

Список литературы

1. Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. - Л., 1990.

2. Баевский В.С. Борис Пастернак - лирик: Основы поэтической системы. - Смоленск, 1993.

3. Берёзов Р. Свеча горела. // Р. Берёзов. Лебединая песня. - М., 1991. С. 266-268.

4. Бройде М. Образ метели у А.С. Пушкина. // Воскресная школа. 2002. - № 47 (декабрь). С. 4-5.

5. Бухштаб Б.Я. Лирика Б. Пастернака. // Литературное обозрение. - 1987, №9. С. 106-112.

6. Верникович О. Две вьюги. // Новая юность. 1994, №4. С. 180-189.

7. Вознесенский А. Свеча и метель. // Правда. 1988. 6 июня. С. 4.

8. Воробьев К. Свеча человечности и правды. // К. Воробьёв. Заметы сердца: из архива писателя. - М., 1989. С. 61-63.

9. Гусев В. Стихия и правда жизни. // Литературная Россия. 1987, №43, 23 октября. С. 7.

10. Зайцев Б. Вечность. // Слово. 1990, №2. С. 50-51.

11. Клинг О. Б. Пастернак и символизм. // Вопросы литературы. 2002, № 2. С. 25-59.

12. Ковалёв В.А. Лирика Б. Пастернака. // Русская литература. 1980, №4. С. 59-70.

13. Кузнецова М. Так начинают жить стихом. (О поэзии Б. Пастернака к 100-летию). //Библиотекарь. 1990, №2. С. 56-57.

14. Кунин Н.Ф. Как читать ранние стихи Пастернака. // Русская речь. - 1994, №1. С. 12-19.

15. Лихачев Д.С. Размышления над романом Б.Л. пастернака "Доктор Живаго". // Новый мир. 1988, №1. С. 5-10.

16. Марговелошвили Т.С. С бурей и ветром в лад. // Единство. 1972, №5. С. 343.

17. Мир Пастернака. - М., 1989.

18. Овчинников Н.Ф. Б.Л. Пастернак - поиски призвания (от философии к поэзии) // Вопросы философии, М., 1990, №4. С. 7-22.

19. Пастернак Б. Доктор Живаго. Повести. Фрагменты прозы. - М., 1989.

20. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений. В пяти томах. - М.: "Художественная литература", 1989-1992.

21. Пастернак Е.Б. Мир Пастернака. - М., 1989.

22. Переяслов Н.В. Важная тайна. // Литература в школе, 1996, №6. С. 49.

23. Померанц Г. Неслыханная простота: [о поэзии Б. Пастернака]. // Литературное обозрение. - 1990, №2. С. 19-24.

24. Рыбаков В. Свеча на ветру. // Семья и школа, 1990, № 2. С. 45-47.

25. Смирнов И.П. Б. Пастернак. Метель. // Поэтический строй русской лирики. - Л.: 1973. - С. 231-240.

26. Смирнов И.П. Роман тайн "Доктор Живаго". - М., 1996.

27. Советский энциклопедический словарь. / Под ред. А.М. Прохорова. 4-е изд. - М.: "Советская энциклопедия", 1990.

28. Сонникова Е. "Мело, мело по всей земле, во все пределы". Вечер памяти в Москве 1994 г. // Русская мысль - Париж, 1994, 17-23 февраля, № 4017. С. 16.

29. Стариков Д. Уроки жизни. // Д. Стариков. Свеча на ветру. - М., 1966. С. 46-47.

30. Франк В.С. Водяной знак. // Литературное обозрение. 1990, №1. С. 72-76.

31. Фроловская М. Горящая свеча или страсти по Юрию. // Простор, 1988, №9. С. 194-200.

32. Якобсон Р.О. Работы по поэтике. - М.: 1987. С. 324 - 338.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
33
Размер файла
40.02 КБ
Просмотров
260
Покупок
0
Эволюция мотива метели в поэзии Б. Пастернака. Поэтический образ бытия
Купить за 600 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1978 оценок
среднее 4.2 из 5
Масма Благодарю за работу, замечаний нет!
Мария Для меня это лучший преподаватель, которого я знаю! Огромную работу, которую выполнила Мария, это было гениально!!!!...
Дмитрий Спасибо! Сделали всё в срок, быстро и качественно
Сергей Сергей, очень хороший специалист, отлично проведенная работа, спасибо огромное
Дмитрий Все супер, никаких претензий нет.
Сергей Все отлично при очень сжатых сроках
Александр Работа выполнена быстро, качественно без нареканий и в срок. Советую данного исполнителя.
Александр Спасибо большое за выполненную работу. Все сроки были соблюдены. Работа выполнена качественно. Очень благодарна...
Кирилл Заказ выполнен в срок.. в полом объеме.
Александр Работа выполнена в срок, хотя времени было не очень много. Качество текста очень хорошее, своевременно были внесены и...