Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Диалектика как теория и метод познания

Купить за 350 руб.
Страниц
29
Размер файла
78.88 КБ
Просмотров
38
Покупок
1
Номер заказа 114873 Тип работы Реферат Тема Диалектика как теория и метод Кол-во страниц 30 Пометки заказчика Оформления сносок и списка литературы по ГОСТУ , АП70% Срочность Срочный Кол-во дней 4 Срок сдачи 14.05.2016

Введение

В результате постоянной борьбы старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего в мире рождается новое. Для познания законов и теории развития, выработки методов познания природы, общества и мышления и существует диалектика.

Законы диалектики действуют везде в мире: изменение, движение и развитие. Диалектика как наука составляет душу марксизма, представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.

Этимологически диалектика (греч. dialektika - разговор, беседа, обмен мнениями, обсуждение) представляет собой умение и искусство защищать или опровергать то или иное утверждение. Но диалектика это нечто большее, чем просто техника искусной игры в понятия. Еще во времена античности, диалектика, обнаруживала неуклонную тенденцию к конструированию научно-теоретического способа мышления, методологии философского познания.

Со временем развитие античной философии и науки расширяло сферу применения диалектики: на стала использоваться и как инструмент решения политико-правовых и этических вопросов, а в последующем стала одним из методов поиска истины (Сократ), методом анализа и синтеза понятий (Платон). Гераклит характеризовал диалектику еще более радикально. В своей натурфилософии он рассматривал диалектику не только как общественную жизнь древнегреческого полиса и познавательную деятельность человека, но и как мир в целом. Космос для него не является тайной, он - самодостоверная очевидность, органически целостное, динамически живое и непременно разумное мироустройство.

Диалектика никогда не была чем-то раз и навсегда данным, она постоянно изменяется, выступая в различных исторических формах. Философия никогда не разлучалась с диалектикой, но в качестве привилегированных принято выделять античную диалектику, диалектику немецкого классического идеализма и материалистическую диалектику. По своему влиянию на развитие философской и научной мысли они были наиболее плодотворными.

В результате изменения исторических форм диалектики каждая последующая форма впитала в себя все самое ценное, что содержала предыдущая. Немецкая классическая философия, вобрав в себя все положительные достижения античной диалектики, пошла дальше для превращения ее в научно-рациональный философский метод. Г. Гегель впервые систематически исследовал диалектику, сформулировав ее коренной и неизменный признак, дал элементарную формулу, в соответствии с которой сущность диалектики состоит и в постижении противоположностей, и в их единстве. Г. Гегель понимал диалектическое мышление как единственное средство обретения истины, а противоречие (единство противоположных утверждений) как единственное условие, при котором диалектика обнаруживается. Но Г. Гегель строил диалектику на идеалистических посылках, исключающих саму возможность рациональной диалектики. Его диалектика - это диалектика мирового духа, который существует и развивается на своей собственной основе и лишь косвенно заявляет о себе в природе и сознании человека.

Диалектика как термин используется в смысле отражения всеобщих законов движения и развития объективной действительности.

Как понятие диалектика употребляется в трёх значениях.

субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.

Совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность.

Философское учение о диалектике, теория диалектики.

Диалектика - это теория, согласно которой нечто - в частности, человеческое мышление, - в своем развитии проходит так называемую диалектическую триаду: тезис, антитезис и синтез. Вначале тезис вызывает некое противопоставление, поскольку не является бесспорным, то есть не лишен слабых мест. В результате возникает противоположная ему идея, которая называется антитезис. В результате борьбы тезиса и антитезиса рождается синтез. Синтез является третьим диалектическим шагом. Однако синтез, если он, по каким-либо причинам оказывается неудовлетворительным, может стать снова тезисом и процесс будет продолжен. Но в этом случае диалектическая триада возобновиться уже на новом уровне, поскольку по мнению диалектики, развитие происходит по спирали, всегда от низшего к высшему, то это уже будет друга, более высокая ступень развития.

Оглавление

- Введение 2

- Диалектика как метод познания

- Понятие диалектики

- Основные принципы диалектики

- Диалектика как теория развития

- Категории диалектики

- Категория единичное и общее

- Категории содержание и форма

- Категории сущность и явление

- Категории причина и следствие

- Категории необходимость и случайность

- Категории возможность и действительность

- Заключение. 25

- Список использованной литературы 27

Заключение

В заключение работы, хотелось бы отметить, что совершенствование диалектической мысли позволяет глубже понять постоянно изменяющийся мир. Для философских учений, которым чужд диалектический поиск подвижного текучего бытия не постижим. Дефицит диалектики не обязательно ведет к отрицанию движения, как такового, он может выливаться в упрощенное толкование движения как простого увеличения, уменьшения, построения одного и того же, трактовку всякого движения как циклического. Принципиальные трудности возникают при выяснении наиболее сложной формы развития.

Законы диалектики, ее категории, методы познания помогают лучше познать динамический, дискретный мир, его явления и предметы.

Действительно в мире все взаимосвязано, только формы этих взаимосвязей различны, формы взаимосвязей различны. Один английский поэт написал такие строки "И ты цветка не потревожишь, звезды не нарушая ход". Формально он прав. Казалось бы какая связь между цветком и звездой ? Но и у них есть опосредованные связи.

Только рассматривая все явления и предметы окружающего мира в их взаимосвязи и взаимозависимости, диалектика приходит к выводу и нетождественности свойств частей и целого, в то время как метафизика не может объяснить этого явления.

Диалектика утверждает, что все находиться в развитии, и происходящие изменения носят закономерный характер. Диалектика рассматривает явления в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Диалектика полагает, что всякое изменение связано с какими-то количественными накоплениями, количественными изменениями, которые в конечном счете приводят к качественным скачкам.

С помощью основных законов диалектики, ее категорий, возможно изучение общественно-исторического развития, а с учетом того, что диалектика говорит о развитии по спирали, возможно и высказывание некоторых прогнозов на будущее.

Для адекватного выражения сущности общественно-исторического развития важно иметь в виду, что оно совершается под действием двойной детерминации. Направленность процесса общественного развития следует понимать не фатально, не как прямолинейное, поскольку историческое развитие предполагает и обратную связь. В нем, с одной стороны, имеет место "прямая" детерминация, под которой понимается детерминация будущего факторами прошлого и настоящего, когда прошлое и настоящее определяют будущее. С другой стороны, существует и "обратная" детерминация, когда социальные преобразования осуществляются, исходя из интересов будущего (детерминация будущим).

Историческое развитие идет по спирали, что означает: с одной стороны, исторический процесс детерминирован факторами прошлого и настоящего (в сторону будущего), с другой - будущее (его носители) регулирует ход движения. "Спираль" следует понимать как в историко-генетическом, так и в системно-структурном плане. В этой двойной детерминации основная роль принадлежит факторам, детерминирующим будущее.

Социальное настоящее - это, с одной стороны, определенный итог развития, с другой - указание на будущее. Настоящее содержит в себе задачи, которые еще нужно решить. С высоты настоящего люди смотрят на прошлое и оценивают результаты проделанной работы. Настоящее длится, и поэтому оно исторично.

Некоторые современные философы, такие как Люсьен Сев и Жан-Мари Бром вновь обращаются к диалектике, рассматривая исключительно по отношению к человеческому действию, деятельности. Они отрицают диалектику природы и существование научных законов, существующих вне человеческого действия. Однако, после Второй мировой войны, ряд философов (Ришар Левонтан, Стефан Жэ Гулд, Александр Зиновьев, Патрик Торт) широко используют диалектику в своих работах, рассматривая её и как предмет изучения. В XXI веке имеются работы Бертелла Олмана, Паскаля Шарбонна и Эвариста Санчес-Паленсиа, в которых диалектика вводится в науку, наряду с диалектическим материализмом Маркса и Энгельса.

Таким образом, диалектика позволяет делать внятными и доступными противоречия в науке (антагонистические тенденции), так сказать, необычные и парадоксальные ситуации, которые встречаются в наблюдениях и научных экспериментах.

Материалистическая диалектика нашла ряд подтверждений в биологии (Ришар Левонтан, Стефан Жэ Гулд). Живые организмы своим физико-химически детерминированным развитием (см. Пригожин) и определенным содержанием информации, подчинены бесконечным изменениям в своем метаболизме и эволюции. В этом смысле, концепция диалектики природы, предложенная Энгельсом, может быть использована.

Согласно Эваристу Санчес-Паленсиа, диалектика позволяет разрешать противоречия в науке, необычные и парадоксальные, во всех видах знаний, включая прикладную математику, однако в первую очередь социологию и психологию. Фактически, по его мнению, диалектика не является логикой со своими точными законами, а более общим каркасом, в который вписываются эволюционные явления.

Список литературы

I.Книги.

Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. - Москва, 1991.

Теодор Адорно. Негативная диалектика. Перевод на русский язык: Е. Л. Петренко. - М.: 2003.

Гуревич П.С. Философия. Учебник для ВУЗов. Москва. Проект.1978.

Зеленков А.И. принцип отрицания в философии и наука. Минск. 1981

Казенов А.С. Диалектика, как высший метод познания. Санкт-Петербург, издательство политехнического университета.2011. 96 с

Кедров Б.М. Диалектика отрицания отрицания.. Москав. Политиздат. 1981.

Ф. X. Кессиди "Сократ" Москва. 2008.

Кондрашкин И.Н. Диалектика материи. Ммосква 20007.

Кохановский В.П. Философия. Учебник/6-е издание, переработанное и дополненное. Ростов на дону. Феникс. 2003 .

Крюков В.В. Философия. Новосибирск.Издательство НГТУ, 2006.

Лешкевич Т.Г. Философия. курс лекций. Учебное пособие для ВУЗов. Москва. ИНФРА-М.2000.

Лосев А. Ф. История античной эстетики (Ранняя классика). М., 1963, с. 377.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т32, Москва1972.

Маркс К. К Критике гегелевской философииправа. Вступление. Москва. Мир книги.2007.

Митрошников О.А. Философия. Учебник для вузов/ Под ред. Митрошникова О.А. москва. Гардарики. 2002.

Парнюк М.А. Закон единства и борьббы противоположностей. Киев. 1991.

Стивеннсон Д. Философия/Пер. с английского С.В. Зубкова. Москва. АСТ. Астрель.2004.

Шептулин А.П. категории диалектики. Москва. 1971

Философский энциклопедический словарь. Москва. 1989.

Энгельс Ф. Диалектика природы/ Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20

Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. москва. 1989.

II. Статьи из журналов и периодических изданий.

Гаспарян А.А. Системность категорий и законов диалектики (методологический аспект) Научная мысль Кавказа. 2008.№ 3.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
29
Размер файла
78.88 КБ
Просмотров
317
Покупок
1
Диалектика как теория и метод познания
Купить за 350 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1950 оценок
среднее 4.2 из 5
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!
Елена Елена прекрасно справилась с задачей! Спасибо большое за великолепно выполненную работу! Однозначно рекомендую!
Михаил Михаил отличный эксперт! Работу сделал раньше заявленного срока, все недочеты поправили, работой довольна! 5+
Мария Благодарю за работу! Замечаний нет!