на первый
заказ
Дипломная работа на тему: XVII столетия создается и развивается новая демократическая литература
Купить за 600 руб.Введение
В XVII столетия создается и развивается новая демократическая литература. Отражая художественные вкусы посадского населения, она разрабатывает светскую тематику, смело опирается на устное народное творчество, широко использует его образы, сюжеты, жанрово-стилистические особенности.В центре внимания демократической литературы - судьба обыкновенного посадского человека, пытающегося строить жизнь по своей воле и разуму. И хотя эти попытки не всегда удачны, и молодой человек зачастую терпит поражение, само внимание литературы к этим вопросам характерно для переходной эпохи.
Образ женщины в произведениях древнерусской литературы встречается не столь часто. В соответствии с принципами создания человеческого характера в средневековье персонаж мог быть показан либо с положительной, либо только с отрицательной стороны. Героини древней книжности не стали исключением. С одной стороны, на страницах поучений, слов и посланий мы находим собирательный образ "злой жены" - сварливой и некрасивой (как у Даниила Заточника в XIII веке) или блудницы и любодеицы (как у митрополита Даниила в XVI веке). С другой стороны, русскими книжниками созданы высокие идеальные характеры женщин: это мудрая княгиня Ольга, поэтичная Ярославна, святая Феврония. В роду замечательных женских образов средневековой русской литературы стоят Ульяния Лазаревская и сестры Марфы и Мария.
Примечателен образ Аннушки в повести " О Фроле Скобееве". Она заявляет о своих правах выбирать себе суженого, смело нарушает традиции, активно участвует в организации побега из родительского дома; легко соглашается на притворство и обман, чтобы вновь вернуть благосклонность одураченных отца и матери.
Наиболее значителен в житии образ спутницы жизни Аввакума, его жены Анастасии Марковны. Безропотно идет она вместе с мужем в далекую сибирскую ссылку: рожает и хоронит по дороге детей, спасает их во время бури, за четыре мешка ржи во время голода отдает свое единственное сокровище - московскую однорядку (верхнюю одежду из шерстяной ткани), а затем копает коренья, толчет сосновую кору, подбирает недоеденные волками объедки, спасая детей от голодной смерти; Марковна помогает мужу морально переносить все невзгоды, которые обрушивает на него жизнь. Лишь раз из истерзанной груди женщины вырвался крик отчаяния и протеста: "Долго ли муки сея, протопоп, будет?" Но стоило мужу вместо утешения сказать: "Марковна, до самыя смерти!", как, собрав все свои силы и волю, она, вздохнув, ответила: "Добро, Петрович, ино еще побредем!" И какая красота души, сколько благородства, самоотверженности скрыто в этом простом ответе русской женщины, готовой делить все муки, все тяготы и невзгоды жизни с любимым человеком! По возвращении из ссылки протопоп, опечалившись по поводу того, что "ничтож успевает, но паче молва бывает", решает, что ему делать: проповедовать ли "слово божье" или скрыться, "понеже жена и дети связали" его. И видя печального супруга, протопопица говорит: "Аз тя и с детми благословляю: дерзай проповедати слово Божие по-прежнему, а о нас не тужи... Поди, поди в церковь, Петрович, - обличай блудню еретическую!
Таким образом, судьба героев повести отражает характерные общественные и бытовые явления конца XVII в.: зарождение новой знати и разрушение традиционного бытового уклада.
Объектом данной работы являются образы женщин в легендарно-агиографических произведениях
Цели и задачи работы состоят в следующем:
- представить общий очерк развития житийного жанра в древнерусской книжности, чтобы понять механизм формирования легендарно-агиографической повести;
- дать обзор доступной исследовательской литературы о произведениях и сделать выводы о степени изученности женских образов в них;
- рассмотреть черты, определяющие святость и праведность героинь;
- проанализировать, как в образах героинь реализуются представления православия о женщине-христианке.
Поставленные цели и задачи являются новыми в изучении женских образов. Этот аспект обращения к персонажу древнерусской литературы вообще представляется актуальным на современном этапе развития национальной духовности, когда стало возможным изучение православных основ отечественной культуры и литературы.
Работа состоит из введения, 3 глав и заключения. Список изученной литературы состоит из 19 наименований.
Оглавление
- Введение- Эволюция житий и особенности образования агиографического жанра на русской почве 1.1 Житие как жанр литературы XVIII века
- Некоторые направления эволюции агиографического жанра Глава 2. Особенности женских образов в литературе 17 в
- Ульяния Лазаревская как святая
- Сестры Марфа и Мария как праведницы
- Отражение христианских представлений о роли женщины в семье в Повести об Ульянии Осорьиной и Повести о Марфе и Марии
- Боярыня Морозова как образ русской женщины Заключение
- Литература
Заключение
Итак, во второй половине XVII столетия создается и развивается новая демократическая литература. Отражая художественные вкусы посадского населения, она разрабатывает светскую тематику, смело опирается на устное народное творчество, широко использует его образы, сюжеты, жанрово-стилистические особенности.В центре внимания демократической литературы - судьба обык новенного посадского человека, пытающегося строить жизнь по своей воле и разуму. И хотя эти попытки не всегда удачны, и молодой человек зачастую терпит поражение, само внимание литературы к этим вопро сам характерно для переходной эпохи.
Самым примечательным фактом литературного развития второй половины XVII в. явилось возникновение демократической антифео дальной сатиры, обличавшей важнейшие институты сословно-монархического государства: церковь и суд.
Анализ литературы позволяет сделать следующие выводы.
Уровень изученности повестей следует признать недостаточным.
Список литературы
1. Боева Л. Вопросы древнерусской литературы. - София, 1981.2. Буслаев Ф.И. Идеальные женские характеры Древней Руси // Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия/ Составитель Кусков В.В. - М., 1986. С.254-283.
3. Демкова Н.С., Дмитриева Р.П., Салмина М.А. Основные проблемы в текстологическом изучении древнерусских оригинальных повестей // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XX. - М., Л., 1964. С.152-157.
4. Дмитриев Л.А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII-XVII веков. - Л., 1973.
5. Еремин И.П. К характеристике Нестора как писателя // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XVII. - Л., 1961. С.55-61.
6. Истоки русской беллетристики. Глава XII: Основные направления в беллетристике XVII в. - Л., 1970. С.476-561.
7. История русской литературы XI-XVII веков / Под редакцией Д.С. Лихачева. - М., 1980.
8. История русской литературы в 4-х томах. Т. I. - М., 1980. С. 306-390.
9. История русской литературы. Т. II. Ч. 2: Литература 1590-1690 годов. - М., Л., 1948.
10. Ключевский В.О. курс русской истории // Ключевский В.О. Сочинения. Т. II. - М., 1957.
11. Куприянова Е.Н., Макогоненко Г.П. Национальное своеобразие русской литературы. - Л., 1976.
12. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - М., 1979.
13. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков: Эпохи и стили. - Л., 1973.
14. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. - М., 1970.
15. Руди Т.Р. Об одной реалии в "Повести об Ульянии Осорьиной" // Литература Древней Руси. Источниковедение. - Л., 1988. С. 177-179
16. Скрипиль М.О. "Повесть о Марфе и Марии" // Русская повесть XVII века. - Л., 1954. С.359-365.
17. Скрипиль М.О. "Повесть об Ульянии Осорьиной (Исторические комментарии и текст) // Труды Отдела древнерусской литературы. Т.VI. - М., Л., 1948. С.256-323.
18. Тагунова В.И. Муромские списки "Повести об Ульянии Осорьиной" // Труды Отдела древнерусской литературы. - М., Л., 1948. С.417-419.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год