на первый
заказ
Кандидатская диссертация на тему: Особенности творчества Ирины Полянской. Биография и этапы творческого роста
Купить за 112500 руб.Введение
Актуальность исследования. Представление о яркой художественной индивидуальности И.Н. Полянской (1952-2004), укоренявшееся в сознании читателей и исследователей по мере знакомства с ее малой прозой и романами - "Прохождение тени" (1997), "Читающая вода" (1999), "Горизонт событий" (2002), "Как трудно оторваться от зеркал" (2005), сегодня не подвергается сомнению. Несмотря на непродолжительность творческой судьбы, писательница сумела обрести свой собственный взгляд и голос в отечественной словесности конца ХХ - начала ХХ1 столетий, обнаружив умение творчески ассимилировать традиции русского реалистического письма и приемы постмодернистской поэтики. Не случайно исследователи затрудняются дать определение ее творческому методу, называя его "постреализм" (Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий), "трансметареализм" Н.И. Иванова), "сверхреализм" (Д.М. Штурман), "неотрадиционализм" (В.И.Тюпа). Ускользающая от формализации проза И.Н. Полянской оказывается "открытой книгой", где обнаруживается "дружеское" соседство слова с музыкой, кино, фотографией и живописью; реалистически воссозданные, психологически достоверные характеры "уживаются" с элементами "языковой игры", подчиняясь творческой воле автора, не допускающего хаотизации представлений о мире и человеке в нем. Яркая проза И.Н. Полянской не раз становилась предметом изучения критиков и литературоведов. В 1980-2000-е годы творчество писательницы рассматривалось в статьях М. Абашевой, Г. Ермошиной, В. Кардина, А. Латыниной, Д. Марковой, А. Марченко, Н. Панченко, Ю. Семикиной и др. Разработкой научных подходов к анализу проблематики и поэтики творчества И. Полянской отмечены кандидатские исследования: "Интермедиальная поэтика современной отечественной прозы"А.Г. Сидоровой, "Русская "женская проза" рубежа XX - XXI веков в осмыслении "постреализм" понимается как "постмодернизм+реализм"//Н.Л. Лейдерман, М.Н.Липовецкий.Современная русская литература: В 3-х кн. Кн.3: В конце века (1986-1990 годы).- М.:Эдиториал УРСС, 2001. С.96.
отечественной и зарубежной литературной критики" Е.Е. Пастуховой, "Чувство природы в женской прозе конца ХХ века" О.В. Гаврилиной. Однако вопрос об особенностях мира прозы И.Н. Полянской до настоящего времени не был предметом специального исследования. Между тем, именно изучение "мира произведения", где "наиболее крупные единицы" - система персонажей, наделенные портретными характеристиками, определенной манерой поведения, "явлениями психики", опосредованными "фактами окружающего людей бытия (вещи, подаваемые в рамках интерьеров; картины природы - пейзажи; единичные подробности (детали изображаемого)", и "события, из которых слагаются сюжеты" (В.Е. Хализев), позволяет выявить характерные особенности творчества писательницы и проследить его эволюцию.
Объект исследования - идейно-художественное своеобразие произведений И.Н. Полянской.
Предмет исследования - способы создания художественного мира прозы И.Н. Полянской и особенности взаимосвязи его компонентов.
Материалом исследования послужили книга повестей и рассказов "Предлагаемые обстоятельства" (1988) и романы: "Прохождение тени" (1997), "Читающая вода" (1999), "Горизонт событий" (2002), "Как трудно оторваться от зеркал" (2005).
Цель работы - выявить и систематизировать способы организации, закономерности бытования и эволюции художественного мира прозы И.Н. Полянской как уникальной системы этических и эстетических ценностей. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть содержание художественного мира прозы И.Н. Полянской и своеобразие его компонентного состава;
- проанализировать взаимодействие средств художественной выразительности с приёмами киноязыка, искусства фотографии, музыки, живописи в прозе И. Н. Полянской;
- исследовать взаимосвязь художественного вымысла и исторической реальности в аспекте ценностных ориентаций И.Н. Полянской;
- рассмотреть эволюцию художественного мира прозы И.Н. Полянской в контексте русского феноменологического письма XX столетия.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- теоретические труды, в которых рассматривается содержание понятия "художественный мир произведения" (М.М. Бахтин, Н.К. Бонецкая, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Д.Е. Максимов, И.Н. Сухих, Н.Д. Тамарченко,
В. И. Тюпа, Л.В. Чернец, В.Е. Хализев и др.);
- научные исследования, посвященные характеристике основных направлений и течений в современной русской литературе (В.В. Агеносов, А.Ю. Большакова,
С. Ю. Воробьева, А.П. Герасименко, С.А. Голубков, В.А. Зайцев, Т.А. Касаткина, Т. Г. Кучина, А.В. Леденев, И.С. Скоропанова, С.И. Тимина и др.)
- литературоведческие работы, анализирующие особенности проблематики и поэтики прозы И.Н. Полянской (М. Абашева, О. Гаврилина, Г. Ермошина, А. Латынина, Д. Маркова, А. Марченко, А. Сидорова, О. Славникова и др.)
ГЛАВА 1
Оглавление
- Введение 3- Особенности творчества Ирины Полянской
- Биография и этапы творческого роста
- Стилевые особенности прозы Ирины Полянской
- Художественный диссонанс рассказов Ирины Полянской
- Анализ рассказов Ирины Полянской
- Роль второстепенных и эпизодических персонажей в характерологии И.Н. Полянской
- Выводы 35
- Список литературы 37
Заключение
Убедительность художественному миру романа И.Н. Полянской придает и использование документального материала, способного "пробить существующий штамп", давая выход "таланту самой жизни"Моделируя художественный мир своего произведения, писательница работает с документами, ставшими доступными лишь в последние годы. Она "усаживает" своего кинорежиссера в читальном зале сегодняшней библиотеки, но использование документального материала в романе опосредовано мировоззрением, талантом и жизненным опытом самого автора. Вовлекая читателей в художественный мир произведения, писательница пытается восстановить подлинную картину далеких лет.
И.Н. Полянская выходит далеко за рамки темы "маленького человека" в текущей и затянувшейся злободневности. Современному учителю-словеснику при подготовке школьников к выпускным экзаменам, проходящим в форме ГИА и ЕГЭ, не раз приходится сталкиваться с нарочито усложнёнными аппликациями, собранными из многочисленных разносторонних тезисов из многостраничных текстов. Работа с подобными "коллажами" затрудняет обучение цельному видению текста среднестатистического, подчас - мало читающего ученика. При правильной подаче со стороны учителя, на наш взгляд, живая образность и кажущаяся простота в малой прозе И.Н. Полянской способны пробудить спящую мысль у самого неискушённого завтрашнего абитуриента.
Список литературы
1. Гольденберг А. Х. Экфрасис как прием реализации архетипов в поэтике Н. В. Гоголя // Гольденберг А. Х. Архетипы в поэтике Н. В. Гоголя. Волгоград: Перемена, 2007. 261 с.2. Дмитриева Н. Краткая история искусств. М.: АСТ-ПРЕСС, 2006. 624 с.
3. Ковальджи К. Окончательный вариант // Новый мир. 2005. № 8. С. 105-107.
4. Манн Ю. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М.: Coda, 1996. 474 с.
5. Машинский С. И. Художественный мир Гоголя. М.: Просвещение, 1971. 512 с.
6. Пастернак Б. Л. Доктор Живаго [Электронный ресурс]. URL: http://www.loveread.ес/read_book.php?id=10611&р=1 (дата обращения: 28.03.2014).
7. Полянская И. Как трудно оторваться от зеркал // Новый мир. 2005. № 8. С. 27-104.
8. Сидорова А. Г. Интермедиальная поэтика современной отечественной прозы (литература, живопись, музыка): дисс. … к. филол. н. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2006. 204 с.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год