на первый
заказ
Дипломная работа на тему: Жанры эпической прозы в метапоэтике
Купить за 600 руб.Введение
Метапоэтика - сравнительно новая область знания, которая помогает объективно понять личность и мировоззрение писателя. Метапоэтика позволяет вступить с писателем в творческий диалог, благодаря которому можно прийти к неожиданным открытиям. Метапоэтика И.С. Тургенева недостаточно изучена на сегодняшний день, этим и обусловлена актуальность выбранной нами для исследования темы.Изучением жанра романа занимались многие ученые. Однозначного взгляда на природу данного жанра в научной литературе нет. Например, одни исследователи вслед за В.Г. Белинским считают роман эпическим жанром (А.И. Батюто, Г.А. Бялый, Н.А. Вердеревская, Л.И. Матюшенко и др.). Другие полагают, что он является самостоятельным родом литературы (В.Д. Днепров и др.). Подобных разногласий в научной среде много, и именно они обусловливают высокую степень актуальности работ, посвященных жанру романа вообще и данной работы в частности.
Цель исследования - установить, каковы признаки романа в теоретическом осмыслении И.С. Тургенева на основании данных его метапоэтики.
Задачи исследования - изучить научную литературу, посвященную исследованию такого эпического жанра, как роман, и выявить основные признаки данного жанра в научном понимании; изучить работы, посвященные жанру романа в творчестве Тургенева, и выделить различные точки зрения на специфику жанра; изучить метапоэтику писателя и сделать вывод о том, каково теоретическое осмысление Тургеневым жанра романа.
Объект исследования -метапоэтика И.С. Тургенева. У писателя нет развернутых теоретических работ, трактатов, посвященных исследованию жанра романа. Источником метапоэтики Тургенева являются его эпистолярий, статьи, рецензии.
Предмет исследования - роман в метапоэтике И.С. Тургенева.
Практическая значимость - данная работа может быть фундаментом для дальнейшего научного изучения метапоэтики И.С. Тургенева.
Метод исследования - сравнительно-исторический (на основании сравнения научных работ различных исследователей мы попытались выяснить, в чем заключается специфика жанра романа; на основании метапоэтических данных И.С. Тургенева мы попытались выяснить, в чем заключается специфика собственно тургеневского романа).
Оглавление
- Введение- Жанр романа в научном понимании 1.1 Становление жанра романа
- Научные интерпретации жанра романа Выводы
- Глава II. Жанр романа в метапоэтике И.С. Тургенева
- Метапоэтика как авторский код
- Литературно-критическая деятельность И.С. Тургенева как источник метапоэтики
- Точки зрения на специфику жанра романа И.С. Тургенева
- Критерии выделения жанра романа в творчестве И.С. Тургенева
- Жанр романа в метапоэтике И.С. Тургенева Выводы
- Заключение
- Библиографический список
Заключение
Как особая область знания метапоэтика возникла в древнейшие времена, вероятно, когда появилось первое произведение или даже было сказано первое слово. Необходимо разграничивать общую метапоэтику и частные метапоэтики. Общая метапоэтика - поэтика по данным метапоэтического текста. Частные метапоэтики - метапоэтики отдельных писателей или поэтов (метапоэтики Пушкина, Лермонтова, Гоголя и т.д.). Метапоэтика осознается в парадигме, она взаимодействует и с творчеством, и с наукой. Объект ее - словесное творчество, цель - работа над материалом, раскрытие тайн мастерства. Одна из важнейших особенностей метапоэтики - энциклопедизм как проявление энциклопедизма личности художника.Иван Сергеевич Тургенев в течение многих лет называл свои романы то романами, то повестями. С нашей точки зрения, здесь несколько причин колебаний.
Достаточно сильная подверженность Тургенева влиянию критики и общественного мнения.
Отсутствие уверенности в том, что создано значительное произведение, достойное называться романом.
Высокая требовательность писателя к себе и неуверенность в собственных возможностях.
На основании данных метапоэтики Ивана Сергеевича Тургенева мы попытались выяснить, какие компоненты, по мнению писателя, должны присутствовать в романе.
Признаки, которые должны быть присущи роману: наличие типических характеров, оригинальность, живость повествования, живое, правдоподобное изображение характеров, лаконичность, наличие психологического анализа, авторская искренность, плавность повествования, умелое изображение женщины, богатство языка (простота, сжатость, меткость, точность, стройность).
Признаки, которых не должно быть в романе: отсутствие типических характеров, избитость, искусственность повествования, неправдоподобное изображение характеров, растянутость, отсутствие психологического анализа, авторская неискренность, перебои в повествовании, неверное изображение женщины, бедность языка (риторичность, вычурность, погоня за красивостью).
Заключение
На основании изучения научной литературы, посвященной исследованию такого эпического жанра, как роман, нами выявлены основные признаки данного жанра. Установлено, что существуют два различных подхода к пониманию романа. Согласно первому подходу, роман является эпическим жанром. Теоретически обоснована данная позиция Виссарионом Григорьевичем Белинским. Этой точки зрения придерживаются такие ученые, как А. Чичерин, В. Кожинов, Н. Вердеревская и другие. Согласно второму подходу, роман - самостоятельный род поэзии, неизвестный до XIX века. В этом роде поэзии синтезируются качества эпоса, лирики, драмы. Теоретическое обоснование этой позиции находим в трудах В. Днепрова.
Нами изучены работы, посвященные жанру романа в творчестве Тургенева, и выделены различные точки зрения на специфику жанра.
На основании данных метапоэтики писателя сделан вывод о том, каково теоретическое осмысление Тургеневым жанра романа. Основные признаки романа, согласно данным метапоэтики писателя, - это наличие типических характеров, живое изображение этих характеров, оригинальность, простота, отсутствие излишеств, богатство языка.
Метапоэтика - сравнительно новая и очень перспективная область науки. Данные метапоэтики помогут осознать, что именно автор хотел сказать тем или иным произведением, какой смысл вкладывал в понимание определенного жанра, то есть пролить свет на различные проблемы. Метапоэтика Ивана Сергеевича Тургенева представляет собой в этом отношении очень большой интерес и дает много ценных сведений.
Список литературы
1. Батюто А.И. Тургенев-романист. - Л.: Наука, 1972.2. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 12 т. Т.5. - М.: Изд-во АН СССР, 1954.
3. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 12 т. Т.7. - М.: Изд-во АН СССР, 1955.
4. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 12 т. Т.9. - М.: Изд-во АН СССР, 1955.
5. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М., 1968.
6. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. - М. - Л.: Советский писатель, 1962.
7. Вердеревская Н.А. Русский роман 40-х - 60-х годов XIX века. - Казань, 1980.
8. Вердеревская Н.А. Становление типа разночинца в русской литературе 40-60-х годов XIX века. - Казань, 1975.
9. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л., 1977.
10. Голубков В.В. Художественное мастерство И.С. Тургенева. - М., 1955.
11. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. - Л., 1957.
12. Гусев В.И. Герой и стиль. - М., 1983.
13. Днепров В.Д. Проблемы реализма. - Л.: Советский писатель, 1961.
14. Днепров В.Д. Идеи, страсти, поступки. - М., 1978.
15. Жук А.А. Русская проза второй половины XIX века. - М., 1981.
16. Затонский Д.В. Мир романа и XX век. - М., 1973.
17. Кожинов В.В. Происхождение романа. - М.: Советский писатель, 1963.
18. Литературные направления и стили. - М., 1975.
19. Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман. - Л., 1982.
20. Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. - Л., 1978.
21. Матюшенко Л.И. О соотношении жанров повести и романа в творчестве И.С. Тургенева // Проблемы теории и истории литературы. - М., 1971.
22. Мировое значение русской литературы XIX века. - М., 1987.
23. Муратов А.Г. Повести и рассказы И.С. Тургенева 1867-1871 годов. - Л., 1980.
24. Недзвецкий В.А. Русский социально-универсальный роман XIX века. Становление и жанровая эволюция. - М., 1997.
25. Оскоцкий В. Богатство романа. - М., 1976.
26. Петров С.М. И.С. Тургенев - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958.
27. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. - М., 1972.
28. Проблемы типологии русского реализма. - М., 1969.
29. Развитие реализма в русской литературе. - М., 1972.
30. Реализм и его соотношение с другими художественными методами. - М., 1962.
31. Смена литературных стилей. - М., 1974.
32. Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. - М., 1978.
33. Современный советский роман. Философские аспекты. - Л., 1979.
34. Соколов А.Н. Теория стиля. - М.: 1978.
35. Структура литературного произведения. - Л.: 1984.
36. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. - М., 1977.
37. Сычев Ю.В. Микросреда и личность. - М., 1974.
38. Типология стилевого развития XIX века. - М., 1977.
39. Тургенев И.С. Собрание сочинений в 12 т. Т.11. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956.
40. Тургенев И.С. Собрание сочинений в 12 т. Т.12 Письма.1831-1883. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958.
41. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. Письма в 18 т. Т.2.1850-1854. - М.: Наука, 1987.
42. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. Сочинения в 12 т. Т.9. - М.: Наука, 1982.
43. Тургенев И.С. Собрание сочинений в 12 т. Т.12. - М.: Художественная литература, 1979.
44. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. - Л., 1971.
45. Цейтлин А.Г. Мастерство Тургенева-романиста. - М.: Советский писатель, 1958.
46. Чернец Л.В. Литературные жанры. - М., 1982.
47. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. - М.: Советский писатель, 1975.
48. Шаталов С.Е. Проблемы поэтики И.С. Тургенева. - М.: Просвещение, 1969.
49. Эсалнек А.Я. Типология романа. - М., 1991.
50. Словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1974.
51. Три века русской метапоэтики: Легитимация дискурса. Антология: В 4 т. Том 1. XVII-XIX вв. Барокко. Классицизм. Романтизм. Реализм / Сост. Штайн К.Э., Байрамуков Р.М., Ковалева Т.Ю., Оболенец А.Б., Ходус В.П. - Ставрополь: Кн. изд-во, 2002.
52. Три века русской метапоэтики: Легитимация дискурса. Антология: В 4х т. Том 2. Конец XIX - начало XX вв. Реализм. Символизм. Акмеизм. Модернизм / Под общей редакцией проф. К.Э. Штайн. - Ставрополь: Издательство "Ставрополье", 2005.
53. Три века русской метапоэтики: Легитимация дискурса. Антология: В 4 т. Том 3. Первая половина XX в. Кубофутуризм. Эгофутуризм. Центрифуга. Лучизм. Имажинизм. Пролеткульт. Леф. ВАПП. Конструктивизм. ОБЭРИУ / Под общей редакцией проф. К.Э. Штайн. - Ставрополь: Издательство Ставропольского государственного университета, 2006.
54. Три века русской метапоэтики: Легитимация дискурса. Антология: В 4 т. Том 4. XX в. Реализм. Соцреализм. Постмодернизм / Под общей редакцией проф. К.Э. Штайн. - Ставрополь: Издательство Ставропольского государственного университета, 2006.
55. Штайн К.Э., Петренко Д.И. Русская метапоэтика: Учебный словарь / Под ред. проф. Шаповалова В.А. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год