Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Курсовая работа на тему: Маньчжурское завоевание Китая. Последствия маньчжурского завоевания Китая

Купить за 350 руб.
Страниц
37
Размер файла
35.3 КБ
Просмотров
127
Покупок
2
Работа посвящена маньчжурскому завоеванию Китая и его последствиям.Тему работы я выбрал не случайно, меня привлекла актуальность темы курсовой работы. Актуальность темы работы определяется тем, что

Введение

Работа посвящена маньчжурскому завоеванию Китая и его последствиям.

Тему работы я выбрал не случайно, меня привлекла актуальность темы курсовой работы. Актуальность темы работы определяется тем, что обзор историографии маньчжурского завоевания Китая и его последствий показывает, что многие важные проблемы истории этих событий нуждаются в дальнейшем изучении.

Избранная мною проблема занимает ключевое место в курсе "Истории Средних Веков". Ее значение заключается в том, что история маньчжурского завоевания Китая является одной из составных частей многовековой истории Китая.

Начнем с того, что борьба оппозиционных течений развернулась также и на почве изучения истории. Маньчжурские правители, подражая китайским династиям, сформировали для себя специальный комитет, который был для составления истории, которая предшествовала династии Мин. Политической целью подобной истории была демонстрация исторической неотвратимости падения минувшей династии и замены ее новой.

Конечно же, оппозиция не смогла примириться с такой явно противоречащей её идеям трактовкой истории павшей династии, которая олицетворяла в глазах китайцев национальную свою личную и исторически законную власть. Именно поэтому появились "частные" истории Минской династии.

Маньчжурские власти ответили на деятельность оппозиционных философов, филологов и историков решительными сиюминутными действиями и мерами: на них были обрушены репрессии казни, заключения в тюрьмы, ссылки и тому подобное. Также можно добавить то, что эти репрессии применялись неоднократно в XVII-XVIII вв., а если быть точнее это в правление императоров Канси, Юнчжэня и Цяньлуна. Неугодные правительству книги конфисковались, а виноватые в их сокрытии подвергались строгим наказаниям, которые были вышеперечисленны. Можно привести такой пример: при Цяньлуне, в промежутке между 1774 годом и 1782 годами, изъятия производились 34 раза. И подлежащие изъятию книги были внесены в "Список запрещенных книг".

С 1772 года был предпринят сбор всех печатных книг, когда-либо выходивших в Китае. Сбор продолжался аж 20 лет. Таким путем была образована огромная для тех времен библиотека из 172 626 томов (10 223 названия), размещенная в нескольких книгохранилищах в Пекине и в других городах. Для разбора и обработки собранного материала было привлечено 360 человек. Все книги были разделены на четыре категории, отчего вся библиотека получила название "Сы ку цюаньшу", т. е. "Полное собрание книг четырех хранилищ". Через несколько лет 3457 названий были выпущены в новом издании, а остальные 6766 названий были описаны в подробно аннотированном каталоге. Большую ценность представляет еще в правление Канси составленный толковый словарь "Канси цзыдянь" и сборник цитат и выражений "Пэйвэнь юньфу".

Однако это мероприятие как всегда принято имело и свою оборотную сторону. По сути дела это была колоссальная операция по изъятию книг, которые могли служить поводом для всяких разнообразных "опасных мыслей", и не менее грандиозная операция по фальсификации текстов. В вышедших новых изданиях были изъяты все нежелательные места; менялись даже названия книг.

В 1582 году хану Нурхаци удалось-таки объединить маньчжурские (чжурчжэньские) кочевые и полукочевые племена в единое государство <http://interpretive.ru/?st=%С3%ЕЕ%F1%F3%Е4%Е0%F0%F1%F2%Е2%ЕЕ>. Маньчжурское войско становиться грозным противником Китайской империи. Оно состояло из 8 корпусов конницы, каждый из которых имел знамя <http://interpretive.ru/?st=%С7%СD%С0%СС%DF> определенного цвета. Первые четыре корпуса <http://interpretive.ru/?st=%СА%СЕ%D0%СF%D3%D1> имели желтые, красные, белые <http://interpretive.ru/?st=%С1%С5%СВ%DВ%С5> и голубые <http://interpretive.ru/?st=%С3%ЕЕ%ЕВ%F3%Е1%FВ> знамена, остальные четыре имели знамена из комбинации двух из четырех указанных выше цветов. Каждый корпус состоял из нескольких тшаланов (частей), делившихся, в свою очередь, на несколько нигу (подразделений).

В 1609 году маньчжуры отказались платить дань <http://interpretive.ru/?st=%С4%Е0%ЕD%FС> Китаю. В 1616 году Нурхаци провозгласил себя ханом всех монгольских племен под именем Цзинь (Золотой). Позже спустя два года маньчжуры захватили китайскую провинцию Ляодун, заняв окончательные позиции для вторжения в Северный Китай и в Корею.

На Корейский полуостров маньчжурская армия <http://interpretive.ru/?st=%С0%D0%СС%С8%DF> вторглась в 627 году при преемнике Нурхаци хане Абахае. Завоевание этой страны - вассала <http://interpretive.ru/?st=%С2%Е0%F1%F1%Е0%ЕВ> Китая - завершилось только в 1637 году. Корейская пехота не смогла противостоять маньчжурским всадникам. В 1636 году Абахай провозгласил себя "хуанди" (императором) и назвал династию Цин (Светлый) Тем самым он заявил претензии на китайский престол.

Первое большое вторжение в Китай маньчжуры осуществили в 629 году. В декабре три их конных колонны совершили рейд <http://interpretive.ru/?st=%D0%Е5%Е9%Е4> по восточной Монголии и через горный <http://interpretive.ru/?st=%С3%ЕЕ%F0%ЕD%FВ> проход Си-фынкоу двинулись на Пекин <http://interpretive.ru/?st=%СF%Е5%ЕА%Е8%ЕD>. Но все же китайскому генералу <http://interpretive.ru/?st=%С3%Е5%ЕD%Е5%F0%Е0%ЕВ> Юань Чун-хуаню <http://interpretive.ru/?st=%D5%F3%Е0%ЕD> с помощью мощной артиллерии удалось отразить нападение, но уже вскоре он был заподозрен в измене и был казнен. А армия Юань Чун-хуаня вернулась в крепость <http://interpretive.ru/?st=%СА%F0%Е5%ЕF%ЕЕ%F1%F2%FС> Шанхайгуань у Великой китайской стены. Оставшиеся китайские войска были разбиты Абахаем, но Пекин хан брать не стал, а прежним путем вернулся в Маньчжурию, захватив и разграбив несколько китайских городов. В 1631 году в маньчжурском войске появились чугунные пушки <http://interpretive.ru/?st=%СF%D3%D8%СА%С8>, что резко повысило его возможности по эффективному взятию крепостей.

Абахай овладел территорией к северу от Великой Китайской стены и осадил самую сильную крепость Шанхайгуань, гарнизоном которой командовал генерал У Сань-гуй.

Нужно отметить то, что завоевание маньчжурскими племенами Китайской империи было облегчено междоусобной войной происходившей в Китае. Против правящей династии Минь подняли восстание крестьяне и мелкие феодалы <http://interpretive.ru/?st=%D4%Е5%ЕЕ%Е4%Е0%ЕВ> южных провинций. В 1622 году тайная организация "Белый <http://interpretive.ru/?st=%С1%С5%СВ%DВ%С9> лотос" подняла восстание в провинциях <http://interpretive.ru/?st=%СF%F0%ЕЕ%Е2%Е8%ЕD%F6%Е8%FF> Шаньдун, Юнань и Гуйчжоу. Оно было подавлено правительственными войсками. Но следующее восстание, начавшееся в провинции <http://interpretive.ru/?st=%СF%F0%ЕЕ%Е2%Е8%ЕD%F6%Е8%Е8> Шэньси в 1626 году, вылилось в широкомасштабную войну, охватившую весь <http://interpretive.ru/?st=%С2%С5%D1%DС> Китай.

Наиболее видным предводителем повстанцев был Ли Цзы-чэн, бывший солдат правительственной армии. 25 апреля 1644 года войска Ли Цзы-чэна заняли столицу страны Пекин и вынудили последнего императора <http://interpretive.ru/?st=%С8%ЕС%ЕF%Е5%F0%Е0%F2%ЕЕ%F0> династии Мин Чжу Ю-цзяна покончить с собой. Многие чиновники <http://interpretive.ru/?st=%D7%Е8%ЕD%ЕЕ%Е2%ЕD%Е8%ЕА> и феодалы Севера были казнены. Уцелевшие, бежали на северо-восток к маньчжурам воинственному кочевому племени. Китайский генерал У Сань-гуй, оборонявший от маньчжуров крепость Шанхайгунь, обратился к ним за помощью для сокрушения узурпатора <http://interpretive.ru/?st=%D3%Е7%F3%F0%ЕF%Е0%F2%ЕЕ%F0> Ли Цзы-чэна.

Маньчжурская армия во главе с принцем Доргунем, усиленная войском У Сань-гуя, двинулась к Пекину. Перед этим хан издал обращение к китайскому народу <http://interpretive.ru/?st=%СD%Е0%F0%ЕЕ%Е4>, призывая признать его законным императором: "Вы, мандарины, воины и весь китайский народ! Знайте, что те из вас, кто покорятся мне добровольно, получат больше богатства и чести, чем во времена Минов те же, кто не покорятся, будут умерщвлены без пощады. И не вините тогда меня, ибо не я буду предавать вас смерти, но государь ваш и совет его". Ли Цзы-чэн выслал навстречу маньчжурам разведывательный отряд, почти полностью истребленный У Сань-гуем в результате внезапного ночного нападения. Тогда Ли Цзы-чэн выступил сам во главе 60-тысячной армии. Общее число <http://interpretive.ru/?st=%D7%С8%D1%СВ%СЕ> выступивших в поход превышало 200 тысяч человек, поскольку для снабжения одного солдата требовалось трое гражданских лиц - слуг, торговцев, купцов и женщин.

Армия Ли Цзы-чэна заняла позицию у крепости Йонпинг, где ее в середине мая атаковал корпус У Сань-гуя. Ему удалось потеснить левое крыло нового императора, но Ли Цзы-чэн благодаря успешной контратаке резерва опрокинул противника. Однако армию Ли Цзы-чэна контратаковала маньчжурская конница. Войска У Сань-гуя оправились и также перешли в наступление. Потеряв половину армии, Ли Цзы-чэн укрылся в крепости Йонпинг, а оттуда отступил к Пекину, где короновался императором. Маньчжурская армия осадила китайскую столицу. Ли Цзы-чэн отправил казну в Сиань <http://interpretive.ru/?st=%D1%Е8%Е0%ЕD%FС> - столицу провинции Хэнань, и отступил туда же под прикрытием 8-тысячного арьергарда <http://interpretive.ru/?st=%С0%F0%FС%Е5%F0%Е3%Е0%F0%Е4>. Этот отряд почти полностью погиб, но обеспечил отход главных сил.

И уже потом подтянув подкрепления из южных провинций, Ли Цзы-чэн собрал 200-тысячную армию. 26 мая эта армия столкнулась с маньчжурскими войсками и корпусом У Сань-гая в окрестностях Пекина. Обе стороны понесли большие потери и уже к вечеру отступили каждая в свой лагерь. Ли Цзы-чэн решил отойти в Шаньси, где он пользовался наибольшей поддержкой. Маньчжуры не стали его преследовать, а вместо этого 6 июня 1644 года вступили в Пекин.

В стране установилось двоевластие <http://interpretive.ru/?st=%С4%Е2%ЕЕ%Е5%Е2%ЕВ%Е0%F1%F2%Е8%Е5>. Однако Ли Цзы-чэну не удалось поднять народ на борьбу против маньчжур. Люди устали от двадцатилетней гражданской войны <http://interpretive.ru/?st=%С2%ЕЕ%Е9%ЕD%FВ> и видели в маньчжурском правлении, прежде всего хоть какую-то стабильность, а не иноземное завоевание. В 1645 году Ли Цзы-чэн был убит, а в следующем году погиб другой видный предводитель повстанцев, Чжан Сянь-чжун.

В 1646 году маньчжуры захватили провинции Южная Чжили, Чжэцзян, Фуцзян и Сычуань. Позже уже в следующем году в январе пал очень крупный китайский порт <http://interpretive.ru/?st=%СF%ЕЕ%F0%F2> Кантон. В этом же году маньчжуры вторгаются в провинцию Гуаньси. Здесь у крепости Гуйлинь они потерпели поражение. Овладеть этой крепостью им долго <http://interpretive.ru/?st=%С4%СЕ%СВ%С3> не удавалось, поскольку не было сил для ее полной блокады.

Такой же неудачей закончилась и атака другой крепости Суентшеу. Китайцы вновь заняли Кантон и оттеснили противника на север. Однако китайские силы были раздроблены, отдельные князья <http://interpretive.ru/?st=%СА%ЕD%FF%Е7%FС>-ваны действовали сами по себе, не подчиняясь единому командованию. Именно по этой причине победа осталась на стороне маньчжур. В 1650 году после восьмимесячной осады они взяли Кантон, убив до 100 тысяч жителей. В том же году пал Гуйлинь. Но также отдельные очаги сопротивления маньчжурам на юге страны сохранялись до 1683 года, когда маньчжурские войска высадились на острове <http://interpretive.ru/?st=%СЕ%D1%D2%D0%СЕ%С2> Тайвань.

Степень научной разработки проблемы. Успехи историографии за последние годы привели к формулированию широкого понимания предмета истории как исторической науки. Такое понимание предмета историографии, предусматривает исследование истории и исторического процесса в целом.

Историографический обзор. Данная тема имеет широкую и разнообразную историографию, история маньчжурского завоевания Китая и последствия после этого, породили обширную базу, которая включает в себя работы именитых авторов.

Вот основные книги, в которых рассматривается изучаемая мною проблема. В основном это советская литература, но я также опирался и на труды современных авторов.

Одной из таких книг, является книга Ермаченко И.С. "Политика маньчжурской династии Цин в Южной и Северной Монголии в ХVП в.". Ермаченко в своей книге утверждает то, что в результате прихода к власти династии Цин Китай оказался, отгорожен от внешнего мира. И, по его мнению, феодальные отношения в нем были "заморожены" на три столетия. Его работа также интересна тем, что в ней достаточно подробно описываются основная направленность политики маньчжурской династии Цин.

Лепешинский К.В. в своем труде под названием "О некоторых социально-экономических последствиях маньчжурского завоевания Китая. Маньчжурское владычество в Китае" рассматривает социально-экономические последствия маньчжурского завоевания Китая. И делает вывод о том, что так называемое маньчжурское завоевание Китая, предопределило социально-экономическую и научно-техническую отсталость страны, во второй половине XIX - начале XX века ставшей полуколонией европейских держав и Японии.

По мнению Г.В. Мелихова уставший от войн народ ждал от маньчжурского владычества чего-то более позитивного, но, увы, их надежды не осуществились. В своем произведении "Маньчжурское владычество в Китае" Мелихов описывает весь груз, ложившийся на китайский народ. И раскрывает все аспекты маньчжурского господства.

Обзор историографии позволяет сделать вывод о том, что отечественная историография XX века достаточно хорошо осветила мною рассматриваемую проблему.

Целью работы является изучение маньчжурского завоевания Китая и изучение последствий этого завоевания.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

исследовать маньчжурское завоевание Китая;

осветить последствия завоевания.

Хронологические рамки работы. Рамками в курсовой можно отметить конец XVI в. до XVIII в.

Территориальные рамки работы. События, описываемые в моей работе, не покидают границ Азии.

При написании работы я использовал следующие методы: метод сравнения, аналитический метод, исторический и монографический.

Данная работа состоит из вступления, двух глав, заключения, и библиографии.

Глава I. Маньчжурское завоевание Китая

Вождь маньчжуров Нурхаци (1559-1626) сумел не только сплотить под своим началом несколько десятков разрозненных племен, но и заложить основы политической организации. Как и в свое время монгольский Темучин, он обратил преимущественное внимание на армию. И хотя Нурхаци не сумел либо не стремился создать неплеменную армейскую структуру по монгольскому образцу, а ограничился укреплением племенных отрядов (по числу основных племен армия стала именоваться "восьмизнаменной"), маньчжурское войско оказалось весьма активным и боеспособным. В 1609 г. Нурхаци прекратил выплачивать дань минскому Китаю, в связи с которым, как и влияние китайской культуры, немало сделали для ускорения темпов развития маньчжурского этноса. Затем он провозгласил собственную династию Цзинь (название, взятое от чжурчжэньского, явно подчеркивало как родство, так и претенции молодого государства) и в 1618 г. начал вооруженную борьбу с Китаем, За сравнительно небольшой срок он успел добиться немалого, выйдя практически к рубежам Великой стены в районе Шаньхайгуаня, на крайней восточной оконечности стены. Преемник Нурхаци Абахай (годы правления: 1626-1643) провозгласил себя императором, изменив название династии на Цин и установив на всей территории Южной Маньчжурии и захваченных им ханств Южной Монголии централизованную администрацию по китайскому образцу.

Вот с этого-то времени маньчжурская конница и стала совершать регулярные набеги на Китай, грабя и увозя в плен, превращая в рабов сотни тысяч китайцев. Естественно, это вынудило минских императоров не просто стянуть войска к Шаньхайгуаню, но и сконцентрировать здесь едва ли не лучшую, крупнейшую и наиболее боеспособную из всех своих армий во главе с У Сань-гуем. После разгрома всех остальных минских армий и вступления Ли Цзы-чэна в Пекин в 1644 г. только армия У Сань-гуя продолжала представлять собой серьезную и боеспособную воинскую единицу, с которой следовало считаться. И новый император, понимая это, решил пойти на переговоры.

Собственно, У Сань-гуй был готов к переговорам. И как знать, чем они могли бы завершиться, если бы не драматическая случайность, которая спутала все карты. Вообще говоря, случайностями вымощена история человечества, хотя в них, как известно, проявляется историческая закономерность. Согласно китайским хроникам, в поисках контакта с родственниками У Сань-гуя новый император посетил дом семьи У, где ему случайно попалась на глаза любимая наложница полководца. Трудно сказать, как точно развивались события, но одно вполне определенно: отец У Сань-гуя в письме к сыну, где излагались предложения Ли Цзы-чэна покончить спор миром, одновременно упомянул о том, что новый император остался неравнодушен к его любимой наложнице. Реакция У Сань-гуя была однозначной: он уже не только не помышлял о переговорах, но кипел гневом и искал способы быстрейшего отмщения.

Следовало как можно скорее покончить с самозванным императором и для этого У Сань-гуй обладал достаточными силами. Но от Шаньхайгуаня до Пекина путь немалый, особенно для пехоты. Иное дело - конница. И недолго думая, китайский полководец вступил в переговоры с маньчжурами. Видимо, немало им пообещав, он добился их согласия и открыл для их отрядов ворота Шаньхайгуаня. Есть основания полагать, что, сделав это и двинувшись на Пекин вслед за маньчжурской конницей, У Сань-гуй в мечтах видел уже на китайском троне самого себя. Однако, когда он с войсками вошел в Пекин, оказалось, что он опоздал. Маньчжуры не только изгнали из столицы Ли Цзы-чэна, который вскоре погиб, но и успели объявить своего малолетнего императора Шуньчжи правителем всего Китая - теперь уже цинского Китая. И хотя власть маньчжурской династии простиралась в это время лишь на район столицы и ее окрестности, дело было сделано. Воевать с маньчжурами в создавшейся ситуации, имея опору лишь в растянутой на многие сотни километров армии, У Сань-гуй не мог, быть может, не решился. Признав, что проиграл, он пошел с армией на службу к завоевателям. Надо сказать, что антиманьчжурская борьба продолжалась в Китае довольно долго. Но ослабленная длительными внутриполитическими неурядицами и только что пережившая крестьянскую войну страна оказалась легкой добычей для хорошо вооруженного и по-боевому организованного войска завоевателей с их высоким потенциалом пассионарности. Маньчжуры же довольно быстро поставили на службу себе уцелевшие китайские войска, ядром которых была армия У Сань-гуя. Два-три десятка лет ушло на то, чтобы подавить сопротивление, едва ли не последним отчаянным актом которого было восстание 1673 г., которое возглавил все тот же У Сань-гуй, бывший к тому времени наместником юго-западных провинций страны. Жребий неудачника, однако, явно преследовал его: восстание было подавлено, а Китай на долгие века стал империей Цин, возглавлявшейся маньчжурскими правителями.

Как и их многочисленные иноземные предшественники на императорском китайском троне, маньчжуры, несмотря на сохраненные для восьмизнамснных войск и всей маньчжурской аристократии привилегии и на официальное запрещение смешанных браков (запрет действовал не слишком строго), быстро китаизировались. Причем они сознательно не препятствовали этому. Конечно, они стремились сохранить от растворения в гигантской массе китайцев свой немногочисленный этнос, и благодаря запретам и изоляции им это в определенной мере удалось. Но они никогда, подобно монголам, не противопоставляли себя китайцам в плане культурном, напротив, охотно впитывали китайскую культуру, становились конфуцианцами. Начиная с Канси (годы правления: 1662-1723), маньчжурские императоры были конфуцианцами, причем ревностными. Они управляли страной, следуя древним заветам и внимая советам конфуцианских ученых-чиновников. Были сохранены традиционная китайская административная система, как и механизм воспроизводства бюрократии, т.е. система экзаменов. Были проведены аграрные мероприятия, направленные на упорядочение землепользования и налогообложения. Казенные земли гуань-тянь щедро раздавались маньчжурам, и правительство строго следило за тем, чтобы не слишком привязанные к земле вчерашние воины-кочевники не продавали своих наделов. А если такое все же случалось, правительство время от времени выкупало проданные земли и возвращало их маньчжурам. Императоры строго следили также и за порядком в крестьянской общинной деревне, за эффективностью отвечавших за налоги и связанных круговой порукой низовых ячеек - пятидворок, десятидворок. Все эти меры в общем давали свои результаты. Китай под властью династии Цин на протяжении первых двух веков развивался достаточно интенсивно. Невероятно быстрый рост народонаселения (на рубеже XVIII-XIX вв. в Китае насчитывалось около 300 млн. человек, тогда как на протяжении предшествующих двух тысячелетий средняя численность населения страны колебалась на уровне 60 млн.) внес свои коррективы в привычную динамику династийного цикла.

Дело в том, что бурно возраставшее демографическое давление имело и плюсы, и минусы. Минусом была явная нехватка земли, аграрное перенаселение. Давно ушли в прошлое те времена, когда крестьянский надел измерялся сотней му. Теперь он стал почти на порядок меньше, равнялся немногим десяткам му, если даже не измерялся единицами тех же му. Но зато во многом изменилось отношение к земле. Демографическое давление вызвало к жизни феномен все возраставшей интенсификации и увеличения производительности труда. Улучшались агротехнические приемы, использовались севообороты, принимались во внимание местные условия для выращивания наиболее выгодных культур и реализации их на рынке. И во всем этом активное участие принимало государство - ведь оно было, в конечном счете ответственным за все, включая хозяйство страны. Положение в земледелии для него не могло не иметь значения. В соответствии с классическим тезисом китайской древности: "земледелие - ствол, основа; торговля, ремесло и иные занятия - ветви, второстепенное" - маньчжурское правительство и весь аппарат его администрации обращали внимание именно на состояние землепользования, так как положение в этой сфере экономики не только гарантировало основную часть доходов казны, но и обеспечивало внутреннюю стабильность империи.

Маньчжуры обеспечили покорность китайского населения (символом его была коса, которую под страхом смерти обязаны были носить китайцы мужского пола), но, добившись этого, весьма активно заботились о процветании экономики страны и благосостоянии ее населения, вполне всерьез воспринимая при этом классический конфуцианский тезис о том, что высшая цель верхов - благо народа, на котором зиждится благополучие государства. Если не считать земель категории гуань-тянь, которые раздавались маньчжурской знати и солдатам, за счет которых существовали императорский двор и храмы, а также выделялись служебные наделы чиновникам, то все основные земли страны были, как и обычно, землями минь-тянь. Было бы неточным считать эти земли частными, даже если они почти свободно переходили из рук в руки. Ведь перемещение земельных участков из одних рук в другие - феномен, с которым Китай был знаком всегда, по меньшей мере с Чжоу. И для китайского государства, которое, впрочем, было озабочено тем, чтобы каждый пахарь имел свое поле, в принципе было не так уж важно, у кого земля; важно только, чтобы за ее использование аккуратно выплачивалась рента-налог. Едва ли не наиболее очевидно это из того, что все земледельцы-налогоплательщики для китайского государства всегда были единым недифференцированным сословием, вне зависимости от их имущественного состояния или имущественных и иных социальных различий. Другое дело, что существенное перемещение земель во владение богатых всегда так или иначе ударяло по казне, и именно поэтому государство то и дело предусматривало в своих реформах препятствия для такого перемещения или заново предоставляло земли всем нуждающимся в них. Но можно ли было обойтись без этого и, точнее, как с этим обстояло дело в цинском Китае? Из источников явствует, что основным контингентом богатых землевладельцев были шэньши и разбогатевший городской люд, ремесленники и торговцы. Связи между этими категориями владельцев, как и между ними, с одной стороны, и разбогатевшими деревенскими землевладельцами - с другой, издавна были самыми тесными. В богатых деревенских кланах всегда были свои шэньши, а богатые горожане не упускали случая породниться с обедневшими шэньши и тем . повысить свой статус. Все это в конечном счете влекло за собой, как и обычно, перекачивание всей тяжести налогов на средних и мелких землевладельцев. Ведь с шэньши, которые помогали чиновникам управлять страной и принимали активное участие во всех общественных делах на местах - в строительстве дорог, храмов, плотин, каналов, сборе налогов, организации тех или иных массовых движений и начинаний и т. п., - много не возьмешь. Напротив, к ним еще и прилипало немало из того, что бралось в форме налогов и поинностей в данном уезде.

Что касается городов, то хотя их экономическое значение как центров торговли, ремесла и мануфактур значительно выросло, однако этому развитию минское правительство и местные феодалы не оказывали ни малейшего содействия. Наоборот, они всячески стесняли деятельность купцов и предпринимателей - владельцев мануфактур и жестоко угнетали ремесленников и низшие слои городского населения. Этим и объясняется небывало широкое участие горожан в крестьянской войне XVII в., что составляет ее отличительную черту по сравнению с крестьянскими движениями прошлых столетий.

Крестьянская война 1628-1645 гг. поколебала устои феодализма, но китайским феодалам, поддержанным маньчжурскими завоевателями, удалось разгромить крестьян, восстановить и укрепить феодальные отношения. Победа не легко далась китайским и маньчжурским феодалам. Китайский народ оказал им упорное и героическое сопротивление.

Маньчжурские завоеватели овладели в 1644 г. Пекином и провозгласили императором Китая малолетнего маньчжурского князя Ши-цзу (внука Нурхаци), правившего под именем Шуньчжи, регентом при нем был его дядя Доргунь. Так пришла к власти в Китае новая династии, назвавшая себя Цин. После завоевания северных провинций цинские войска были брошены на покорение центральных и южных районов, где с новой силой разгорелась длительная кровопролитная война народных масс против своих и иноземных угнетателей.

В 1645-1647 гг. военные действия развернулись в долине Янцзы и на юге Китая, в районах, сильно опередивших Север в своем экономическом развитии. Города были здесь особенно многочисленны и богаты. Именно в этих районах появлялись мануфактуры, довольно широко применялся наемный труд, а в деревне значительного развития добились товарные отношения. Здесь-то и сложился широкий антиманьчжурский фронт, в создании которого города сыграли большую роль. Но этот фронт был лишен единства и организованности. Феодалы навязали его борцам лозунг восстановления Минской династии и стремились смягчить антифеодальную направленность движения.

Маньчжурские восьмизнаменные войска и китайские отряды, находившиеся на службе у маньчжуров, разделились на три части: одни, во главе с У Сань-гуем, ушли на Юго-Запад преследовать повстанцев, другие были направлены на Восток для завоевания Шаньдуна, крупные силы были также сосредоточены в столичной области, в Пекине. В 1645 г. соединенные силы маньчжурских войск, подошедших из Хэнани и Шаньдуна, осадили и взяли сильную крепость Гуйдэ, а затем двинулись к реке Хуай. Район Великого канала защищало малочисленное войско минского полководца Ши Кэфа, которое оказалось не в состоянии сдержать лавину вражеских полчищ. Ши Кэфа, принужденный отступить, укрылся за стенами Янчжоу. Все население этого крупного торгово-ремесленного города приняло участие в его обороне.

Когда цинские солдаты ворвались в город, борьба продолжалась на улицах. Маньчжуры, озлобленные упорным сопротивлением осажденных, устроили в городе жесточайшую резню, продолжавшуюся десять дней. Победители грабили и убивали мирное население: улицы и дворы были завалены горами трупов. Город был превращен в развалины Героическая оборона Янчжоу овеяна легендами. Расправа победителей с горожанами стала темой широко известных в Китае записок очевидца событий Вана Сю-чу "Десять дней в Янчжоу".

После падения Янчжоу цинские войска направились далее на юг, к реке Янцзы.. Маньчжурским завоевателям и их союзникам из числа китайских феодалов пришлось преодолевать упорное сопротивление китайского народа также и в юго-восточных и южных провинциях. Движущей силой и организаторами сопротивления были здесь, главным образом, горожане. В движении принимали также участие широкие крестьянские массы. Освободительная борьба китайского народа носила не только антиманьчжурский, но и антифеодальный характер. Феодалы юго-востока Китая пытались возглавить и подчинить себе это патриотическое движение, всячески стремясь в то же время ограничить его рамки и размах, препятствуя массовому притоку крестьян в ряды войск. Поэтому состав военных отрядов был весьма неоднородным, а сами отряды зачастую не пользовались поддержкой местного населения. Никто не призывал крестьян выступить против завоевателей, и в некоторых районах они оставались как бы в стороне от войны, активно включаясь в борьбу лишь тогда, когда завоевание становилось уже совершившимся фактом.

Но в то время как завоеватели продолжали наступление на юг Китая, в их тылу разгоралось антиманьчжурское народное движение. Во многих деревнях создавались отряды самообороны, которые день и ночь несли охрану своих деревень. Отряды крестьянского ополчения не ограничивались обороной родных мест. Они принимали участие в длительных походах и боях с маньчжурами, им принадлежала видная роль и в обороне городов.

Одной из самых активных сил в антиманьчжурском движении было городское население. Города Китая первыми испытали на себе тяжесть нового ига и усилившейся феодальной реакции, в то время как именно они сосредоточивали в себе новые, наиболее передовые формы хозяйства и являлись центрами культуры. Неудивительно, что города оказывали завоевателям отчаянное сопротивление даже в тех случаях, когда у них не было ни опытных военных руководителей, ни профессиональных солдат. Однако борьба горожан затруднялась тем, что местные власти нередко оказывались открытыми или тайными сторонниками маньчжуров и либо мешали обороне города, либо сразу сдавали его врагу.

Маньчжурская династия впоследствии приложила немало усилий к тому, чтобы китайский народ забыл о своей освободительной антиманьчжурской борьбе XVII в. Но, несмотря на эти усилия, сохранились литературно-исторические произведения, повествующие о героической обороне многих городов от полчищ завоевателей. В одном из этих произведений говорится, что в Цзянъине горожане, возмущенные насилиями и произволом маньчжурских властей, свергли их и организовали свое управление. Когда весть о восстании в Цзянъине распространилась в соседних деревнях, на помощь восставшим пришли отряды крестьянской самообороны. Цзянъинь держался около трех месяцев. Когда маньчжуры ворвались в город, они учинили резню и грабеж, продолжавшиеся несколько дней. Современники этих событий считали, что в Цзянъине погибло до 100 тыс. человек, а в окрестных деревнях - еще около 75 тыс. Более двух месяцев вел борьбу с захватчиками и город Цзядин.

Завоеватели встретили упорное сопротивление на всей обширной территории - от Янчжоу, на Великом канале, до южных окраин страны. В освободительной антиманьчжурской борьбе принимали участие и богатые китайские купцы юго-восточных прибрежных районов - владельцы торговых кораблей, мануфактурных предприятий и обширных имений. Организация этих крупных купцов предоставила в распоряжение антиманьчжурского лагеря около 3 тыс. хорошо оснащенных кораблей. Выборный старшина купеческого объединения Чжэн Чжи-лун, которого минское правительство раньше преследовало как морского разбойника, а позже помиловало за выраженную им покорность и даже наградило, пожаловав ему высокое звание, стал играть видную роль в организации антиманьчжурской борьбы. В начале 1646 г. народное ополчение и флот под командованием Чжэн Чжи-луна нанесли жестокое поражение маньчжурам в Чжэцзяне и отбросили их за реку Цзяньтан. Для маньчжурской власти в Нанкине создалась непосредственная угроза, но ополченцы не сумели использовать свой успех и не продолжали наступления. Во главе одного из отрядов народного ополчения в то время стоял известный ученый и художник Хуан Дао-чжоу. Его войско, вначале состоявшее из небольшой группы добровольцев и учащихся, быстро увеличило число своих бойцов и оказалось в состоянии нанести маньчжурам несколько сильных ударов. Но, несмотря на достигнутые успехи, Хуан Дао-чжоу не получил поддержки ни от минских императоров, ни даже от Чжэн Чжи-луна и в конце 1646 г. потерпел жестокий разгром.

В течение восьми месяцев маньчжуры собирали войска и подвозили артиллерию, после чего вторично вторглись в Чжэцзян. Так как флот Чжэн Чжи-луна мешал им форсировать реку, то они, пройдя вверх по течению, переправились в истоках Цзяньтана, подступили к городу Шаосин и взяли его после шестидневной осады. Во всей провинции разгоралась война; пушки маньчжуров громили стоны осажденных городов. Покорив Чжэцзян, объединенное войско маньчжуров и китайских предателей двинулось осенью 1646 г. через горные проходы в провинцию Фуцзянь. Минский князь, провозглашенный здесь императором, бежал, а феодалы и чиновники без сопротивления покорились завоевателям. Чжэн Чжи-лун завязал тайные переговоры с маньчжурскими властями. Маньчжуры заманили его к себе как якобы почетного гостя, вероломно арестовали и отправили в Пекин. Умер он в далекой ссылке.

Серьезный отпор встретили завоеватели в Цзянси. Сюда от Янцзы отступили части повстанцев из войск Ли Цзы-чэна. Соединившись с местным ополчением, они в течение двух месяцев защищали Ганьчжоу. Когда маньчжуры взяли этот город, они вырезали до 100 тыс. жителей, увели в рабство около 10 тыс. женщин, а город сожгли.

Неся огромные потери, преодолевая упорное сопротивление китайского народа завоеватели проникали все дальше на юг и вступили в Гуандун. В этой провинции два претендента на минский императорский престол вели междоусобную войну; это облегчило успех маньчжурам. В январе 1647 г. пал Кантон; затем завоеватели вступили в провинцию Гуанси и в апреле подошли к Гуйлиню. Обороной этого города руководил ученый и писатель Цюй Ши-сы - крупный чиновник, в прошлом связанный с группой Дунлинь. В борьбу с маньчжурами он вступил под флагом одного из отпрысков Минского дома, провозглашенного на Юге императором. Цюй Ши-сы, принявший христианство, использовал свои связи с европейцами, чтобы приобрести у них пушки. В результате принятых мер оборона города была настолько укреплена, что маньчжурам пришлось снять осаду Гуйлиня.

Новый подъем освободительной борьбы в конце 40-х - начале 50-х годов

Продолжая войну на Юге, маньчжуры принимали меры к закреплению своей власти в ранее завоеванных областях. Цинское правительство широко проводило конфискацию земель, которые передавались новым собственникам или объявлялись государственными. Эти конфискации задевали интересы многих китайских феодалов. Одновременно принимались меры к восстановлению налогового аппарата и укреплению всей системы феодальной эксплуатации крестьян и ремесленников, подорванной в годы крестьянской войны. Таким образом, как только положение завоевателей упрочилось, они обнаружили намерение вновь загнать китайского крестьянина под старое феодальное ярмо. Политика цинского правительства вызвала в 1648-1652 гг. на покоренной территории ряд городских и крестьянских восстаний. Участие военных гарнизонов, опытных командиров из расформированных маньчжурами китайских войск, поддержка богатого купечества, а в отдельных случаях - и некоторых китайских феодалов делали эти восстания весьма опасными для маньчжурского владычества. Из-под власти маньчжуров стали освобождаться многие уезды и провинции; крупнейшие города провозглашали себя независимыми. В 1648 г. вспыхнуло восстание в Гуандуне, провинциальные власти в Кантоне присоединились к движению и отказались подчиняться цинскому двору. В том же году антиманьчжурское восстание охватило Цзянси. Значительную роль в этом восстании играл Ван Дэ-жень, один из бывших повстанческих вождей и соратников Ли Цзы-чэна. Активно действовали здесь также даоские монахи.

Восстание распространилось на Чжэцзян, где повстанцы пытались захватить столицу провинции - Ханчжоу. В Фуцзяни восстание, возглавленное бывшим военным, скрывавшимся под видом буддийского монаха, одержало победу на всей территории. Вооруженные корабли китайского торгового флота блокировали юго-восточное побережье. Успехи этих восстаний пробудили новую энергию у китайских вооруженных сил, дейст

Оглавление

- Введение

- Маньчжурское завоевание Китая

- Последствия маньчжурского завоевания Китая 1. Аграрное и экономическое положение Китая в конце XVII в

- Государственный строй маньчжурского владычества в конце XVII в

- Борьба китайского народа против маньчжурского владычества Заключение

- Библиография

Заключение

В 30-40-е гг. XVII в. китайская держава находилась на завершающем этапе очередного династийного цикла. Как и в предшествующие эпохи, этот процесс сопровождался увеличением налогового бремени, сосредоточением земель в руках имущей части деревни, ростом торгово-ростовщической эксплуатации и коррупции чиновничества. Все это привело к одному из наиболее продолжительных и мощных в истории Китая народных восстаний - войне 1628-1644 гг. После ряда побед и поражений вначале 40-х гг. восстание вступило в стадию нового подъема. В это время в лагере повстанцев существовали два центра - один на границе провинций Хубэй - Шэньси (традиционном районе антиправительственных движений), другой - в пров. Сычуань. В Хубэй-Шэньсийском районе инсургентов возглавил выходец из семьи земледельцев, в прошлом пастух и почтовый курьер Ли Цзычэн (1606-1645), сычуанский центр находился под контролем бывшего воина правительственных войск Чжан Сяньчжуна (1606-1647).

Список литературы

1. Алексеев В.М. Наука о Востоке: Статьи и документы. - М., 1982.

2. Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев. М., 1999

. Бартольд В.В. Изучение Востока в Европе и России. Работы по истории востоковедения // Соч.: Т. 9 - М., 1977.

. Белелюбский Н.Б., Зубков С.А. Российское китаеведение М., 1994.

5. Васильев Л.С. История Востока: Т.1. М., 2002. С 119, 121

6. Вопросы истории и историографии Китая / Отв. ред. Л.И. Думан; Сост. А.Н. Хохлов. - М., 1968.

7. Воронов С.А. История Востока. М.: Изд-во Восточная литература, 1997 - С 214, 221, 252.

. Вяткин Р.В. О традициях в китайской историографии // Роль традиций в истории и культуре Китая. - М., 1972.

. Дебен-Франкфор К. Древний Китай / Пер. с фр. Е. Барсуковой. - М., 2002.

10. Ермаченко И.С. Политика маньчжурской династии Цин в Южной и Северной Монголии в XVII в. М., 1974. С 87, 221, 229.

11. Илюшечкин В.П. Сословно-классовое общество в истории Китая (опыт системно-структурного анализа). М., 1986.

12. Кравцова М.Е. История культуры Китая. М., 1999. С 145.

13. Кравцова М.Е. История искусства Китая. М., 2004.

14. Лепешинский К.В. О некоторых социально-экономических последствиях маньчжурского завоевания Китая // Маньчжурское владычество в Китае. М., 1966. - С 138, 145, 187.

15. Малявин В.А. Китайская цивилизация. М., 2000

. Мелихов Г.В. Маньчжурское владычество в Китае. М., 1974 г.

. Поршнева Е. Б. Подъем антиманьчжурского движения в Китае под руководством тайных обществ // Маньчжурское владычество в Китае. М., 1966. С. Скачков К.А. Пекин в дни тайпинского восстания. М., 1958.

. Сидихменов В.Я. Маньчжурские правители Китая. М., 1985. С 96, 101, 106.

19. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. М., 2000

20. Сидихменов В.Я. Маньчжурские правители Китая. М., 2004

21. Симановская Л.В. Антифеодальная борьба китайских крестьян в XVIII в. М., 1966.

22. Тихвинский С.Л. Маньчжурское владычество в Китае // Маньчжурское владычество в Китае. М., 1966. - С 107, 112.

23. Тертицкий К.М. Китайские синкретические религии в ХХ веке. М., 2000

24. Хафизова К.Ш. Китайская дипломатия в Центральной Азии. Алма-Ата, 1995. С. 241.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
37
Размер файла
35.3 КБ
Просмотров
353
Покупок
2
Маньчжурское завоевание Китая. Последствия маньчжурского завоевания Китая
Купить за 350 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1963 оценок
среднее 4.2 из 5
Юлия Заказывали три работы у данного эксперта. Очень качественно сделано. Всё досконально и по полочкам. Мы очень...
Мария Благодарю за работу! Статья хорошая, оформлена по требованиям.
Александр все сделано качественно, результатом доволен.
Ярослава Работу выполняет качественно,в срок и отлично. Спасибо Вам за вашу работу.Буду рекомендовать Вас всем.
Александр Всё хорошо.
Александр Работа написана быстро, качественно без нареканий и в срок. Советую данного исполнителя.
Александр Работа была выполнена качественно. Результатом доволен
Александр Большое спасибо автору за работу. Работа была выполнена на отлично и в срок.
Александр Все отлично!
Александр Специалист выполнил работу на все 100%. Закончил раньше срока. Работа выполнена безупречно и без нареканий, советую...