
на первый
заказ
Дипломная работа на тему: Апокалипсис и его отражение в эсхатологии и литературе теоретический аспект
Купить за 600 руб.Введение
Много ли в русской литературе найдется писателей, которые бы сфокусировали в своей судьбе и творчестве не только нравственные и исторические коллизии времени, но и оказали бы своим писательским ремеслом и жизнью во многом решающее воздействие на ход истории и революционные изменения в умах современников? Сразу всплывает в памяти Лев Толстой. И рядом с ним невозбранно встает имя Александра Солженицына, чей жизненный и творческий путь (при всей несхожести и даже противоположности его с толстовским) длиной в почти девять десятилетий нам предстоит еще осмыслить и понять. Очень верно подметил суть самого явления Солженицына Дмитрий Галковский, писатель и публицист: "Главное, что среди всеобщего оскотинения и подлости он на самом деле показал, что можно жить иначе. Я уже задумывался, а зачем все это? Ничего нет: нет любви, нет совести, нет нравственного долга. А Солженицын мне, совсем молодому и неопытному человеку, дал урок: "Неправда, все это есть". В известном смысле я считаю его своим духовным отцом". Но, конечно, к этому трудному счастью примешивались и горечь, и страдание (как определил сам Солженицын - я "один из свидетелей и страдателей бесконечно жестокого века России"). [Савельев А. 2008: С.31, 33.]Актуальность работы. Л.Н. Толстой в "Николае Палкине" написал: "Зачем раздражать народ, вспоминать то, что уже прошло? Прошло? Что прошло? Разве может пройти то, чего мы не только не начали искоренять и лечить, но то, что боимся назвать и по имени. Разве может пройти жестокая болезнь только оттого, что мы говорим, что прошло. Оно и не проходит и не пройдет никогда, и не может пройти, пока мы не признаем себя больными. Для того чтобы излечить болезнь, надо прежде признать ее. А этого-то мы и не делаем". Мы не случайно начали с цитаты этого великого человека. Солженицын является продолжателем непреходящих традиций русской литературы. Это человек одаренный нравственным ясновидением. Как и классики русской литературы, А. Солженицын во всех своих произведениях стремится к художественному воплощению подлинной жизненной реальности со всей мерой нравственной ответственности автора за это воплощение. Наше обращение к творчеству Александра Исаевича
Солженицына обусловлено масштабом его личности и тем значением, которое эта фигура имеет для истории развития общественной мысли России второй половины ХХ века и истории литературы того же периода. Вот как цитирует самого Солженицына исследователь Спиваковский: "А истина, правда, во всем мировом течении одна, Божья". По всей видимости, именно на таком понимании истины как божественного Промысла, на бесконечном доверии к жизни как к сфере, в которой неявно для нас присутствует замысел Божий, и создавался художественный мир А.И. Солженицына.
Человеку ХХ века век ХIХ представляется золотым. Но Пушкин называл свой век "жестоким", Баратынский - "железным". На всем протяжении ХIХ столетия в России и в Европе раздавались голоса, предупреждавшие о шаткости такого мирового порядка, который обещает бесконечный путь развития. И в начале ХХ века, вместо торжества Прогресса, разразилась мировая катастрофа. Очевидно, мы должны были вследствие духовных потерь ХVIII и XIX века, пройти через ад ХХ века. Смысл русского ХХ века Солженицын формулирует как расплату, которая была предъявлена историей за революционные увлечения и либеральные заблуждения. "Я многие годы страдал: ну за что такая несчастная судьба у России! И я понял: значит, вот это и есть узкие, страшно тяжкие ворота, через которые мир должен пройти. Просто Россия прошла первая. Мы все должны протиснуться через этот ужас". Солженицын говорит о перерождении гуманизма в ХХ веке, того рационалистического гуманизма, которому раньше удавалось смягчить зло и жестокость, однако в ХХ веке дважды взорвались "котлы запредельных жестокостей". По Солженицыну на ХХ веке лежит неизмеримо большая вина за катастрофу истории. Солженицын-историк пишет о народе, который не оправдал звание богоносца и добровольно сочетался с коммунизмом. "Приходится признать, - пишет Солженицын, - что весь ХХ век жестоко проигран нашей страной; достижения, о которых трубили, все - мнимые. Мы сидим на разорище". И в другом месте: "Не уклонимся осознать и страшней: русский народ в целом потерпел в долготе ХХ века - историческое поражение, и духовное, и материальное". Образы русской смуты - и Первой (в исторических образах), и Второй, в 1917-1918 годах, и Третьей, времен "России в обвале" ("лихие девяностые"), наполняют художественную прозу и актуальную публицистику писателя. Обсуждение сочинений А.И. Солженицына и его судьбы, как показывает опыт общения с читателями, затрагивает самую сердцевину мировосприятия людей, самый чувствительный нерв их сознания. Солженицын остается сегодня "болевой точкой" России и русского читателя. [Круглый стол "Солженицын и ХХ век" 2008: С. 16-17]
Академик Раен Валентин Никитин верно подметил: "Мир действительно вступил в апокалипсическую эпоху, вот отчего нам кажется, что "протонные струи" в опытах современных физиков-ядерщиков могут взорваться в "черную дыру", вызвать планетарную катастрофу и породить гекатомбу жертв… Стремление заглянуть за роковую завесу, предощущение того, что близко, что при дверях есть, присуще не только религиозному сознанию, но и сознанию каждого мыслящего человека".
Объект исследования. Проза Александра Исаевича Солженицына ("Захар Калита", "Матренин двор", "Правая кисть", "Раковый корпус", "Эго").
Предмет исследования. Формы и способы применения апокалипсических мотивов в произведениях Солженицына как метод художественно-дидактического осмысления окружающей действительности.
Цели и задачи работы. Целью данной работы является раскрытие основных апокалиптических мотивов в прозе Солженицына.
Данная цель достигается решением следующих задач:
Определить общую характеристику Апокалипсиса.
Выявить актуальность и значимость данной тематики в современной русской литературе.
Обозначить на примерах отдельных произведений Солженицына апокалипсические мотивы и их значимость в контексте данных текстов.
Доказать необходимость и уместность этого явления в контексте творчества данного писателя в целом.
Оглавление
- Введение- Апокалипсис и его отражение в эсхатологии и литературе теоретический аспект .1 Апокалиптические мотивы и символика эсхатологический аспект
- Отражение апокалиптических сюжетов в русской литературе 19-20 веков Глава 2. Апокалиптические мотивы в прозе А. Солженицына
- Рассказ Солженицына Захар Калита как символ забытости русской истории
- Православное восприятие жизни в условиях тоталитарного режима
- Рассказ Солженицына Правая кисть. Роль мотива возмездия
- Продолжение традиций Л. Толстого и его притчи Чем люди живы в повести Солженицына Раковый корпус
- Апокалиптическое жизневосприятие в рассказе А. Солженицына Эго
- Роль апокалиптических мотивов памяти в прозе А. Солженицына Заключение
- Библиография
Заключение
Великие книги каждой национальной литературы вбирают в себя всю неповторимость, всю своеобычность эпохи, то главное, чем народ некогда жил, - и становятся собирательными образами его прошлого. Даже спустя десятилетия невозможно подчас выразить мысль лучше, чем через эти образы: "судьба его - Ивана Денисовича", "русская послевоенная деревня - Матренин двор" Конечно, ни одно литературное произведение не может целиком вобрать все пласты народной жизни; и вообще - любая эпоха намного сложнее, чем способен ее понять и охватить даже самый одаренный ум. Но память об эпохе сохраняет лишь то поколение, которое ее видело, жило в ней, а те, кто родился позже, - они усваивают и хранят уже не память об эпохе, а ее собирательный образ; и чаще всего этот образ создается великой литературой, великими писателями. Поэтому на писателя возложена гораздо большая ответственность за историческую правду, чем на историка.Список литературы
1. Солженицын А.И. Рассказы и Крохотки / А.И. Солженицын. - М.: АСТ, Астрель, 2006. - 704с.. Солженицын А.И. Матренин двор / А.И. Солженицын. - М.: Детская литература, 2011. - 220с. - (Школьная библиотека)
. Солженицын А.И. Раковый корпус / А.И. Солженицын. - М.: Азбука классика, 2009.- 480с.
. Архангельский А.Н. У парадного подъезда: литературные и культурные ассоциации периода гласности (1987-1990). - М.: Советский писатель, 1991. - 336с.
. Голубков М. На изломах: русский национальный характер в творчестве А.И. Солженицына / М. Голубков // История России ХIХ-ХХ веков: новые источники понимания / Под ред. С.С. Секиринского. М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 180-189.
. Голубков М.М. Русская литература ХХ в.: учеб. пособие для абитуриентов вузов / М.М. Голубков. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 288с.
. Довнор А.И. Современная русская литература: анализ произведений школьной программы: справ. Пособие / Сост. Д.И. Довнор, А.И. Запольский. - Минск.: Книжный дом, 2003. - 448с.
. Колядич Т.М. Русская проза конца ХХ века: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.М. Колядич. - М.: Академия, 2005. - 424с.
. Круглый стол "Солженицын и ХХ век" // Литература (Первое сентября). -2008. - №22. - 16-17.
. Левицкий С. Этика Солженицына / С. Левицкий // Юность. - 2011. - №1. - С.102-107.
. Лейдерман Н.Л. Русская литература ХХ века (1950-1990 годы): учеб. пособие для высш. учеб. заведений: в 2т. Т. 1. 1953-1968 / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. - 5-е изд. - М.: Академия, 2010. - 416с.
. Лёвушкина О.Н. Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" / О.Н. Лёвушкина // Литература в школе. - 2010. - №8. - С.13-17.
. Медведкова О. Миражи и явь Куликова поля / О. Медведкова // Литература (Первое сентября). - 2010. - №2. - С.32-33.
. Никитин В. Апокалипсис и эсхатологические мотивы в русской культуре XX века / В. Никитин // Живой журнал. - http://rutabo.livejournal.com/212326.html.
. Пономарева И. "Живое" и "мертвое" в рассказе А.И. Солженицына "Правая кисть" / И. Пономарева // Литература (Первое сентября). - 2010. - №2. - С. 34-37.
. Рак И. Озабоченный правдой / И. Рак // Новое в школьных программах. Современная русская проза. В помощь преподавателям, старшеклассникам, абитуриентам / Сост. С.Ф. Дмитренко. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - С.87-95.
. Романова Г.И. Практика анализа литературного произведения (русская классика): учебное пособие / Г.И. Романова; под ред. Проф. Л.В. Чернец. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 256с.
. Савельев А. Книга о свидетеле и страдателе / А. Савельев // Литература (Первое сентября). - 2008. - №22. - С.31-34.
. Сараскина Л.И. Александр Солженицын / Л.И. Сараскина. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 935с. - (ЖЗЛ: Биография продолжается: сер. биогр.; вып. 12.)
. Страницы главного редактора: на пути к Солженицыну // Русская словесность. - 2008. - №5. - С.3-6.
. Урманов А.В. Творчество Александра Солженицына: учебное пособие / А.В. Урманов. -2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 384с.
. Чалмаев В.А. Александр Солженицын: жизнь и творчество: кн. для учащихся / В.А. Чалмаев. - М.: Просвещение, 1994. - 287с.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год