на первый
заказ
Реферат на тему: Литературные истоки Комедии. Жанровая особенность Божественной комедии в освещении исследователей
Купить за 250 руб.Введение
В конце мая 1265 года во Флоренции, донна Бела Алигьери родила мальчика, которому дали имя Дуранте, сокращенно Данте: последнее так и осталось за ним. Его предки принадлежали к партиигвельфов, а отцу и деду пришлось два раза вытерпеть изгнание вместе со своей партией. Молодой Данте вращался в художественной, музыкальной и литературной среде. Но ему пришлось вкусить и войну, сражался с Ареццо при Кампальдино, где он дрался верхом в первых рядах флорентийских войск, участвуя в осаде Капраны. Впрочем, он отдался и политической деятельности и принимал личное участие в общественных делах (занимал должность приора). Между Черными и Белыми начинается война, идущая с переменным успехом, но, в конце концов, побеждают Черные, а Данте выступал на стороне Белых.
10 марта 1302 года появляется декрет, в связи с тем, что он не явился на разбирательство его дела лично и не заплатил штраф, то если его захватят власти, то Данте будет заживо сожжен на костре.
Данте в изгнании носил в себе гнев и желал мести, но оторванный от активного участия в общественных делах, поэт ушел в себя, и поэтические силы развернулись в нем еще ярче. "Божественную Комедию", великую свою поэму Данте написал именно в изгнании.
Очень тяжело определить к какой эпохе относится гениальное произведение, исследователи видят в нем средневековые и ренессансные черты. Во время средневековья в Европе огромную роль играла католическая церковь, отрицающая индивидуальность (перед Богом все равны). Но в Возрождении человек становится центром Вселенной, мерилом всех вещей. Дате родился в период позднего средневековья, но в это время уже получают распространение ренессанские мотивы. Может в этом и есть секрет Данте: безграничная вера в Бога, желание отречься от всего ради Него, но и желание творить - возвысить свое Я, оставить след в истории, желание, чтобы о тебе помнили потомки, оставить что-то неповторимое - и это ему удалось.
Культ Данте и его "Комедии" был характерен для всех поколений ренессансной интеллигенции, остался и сейчас, но точки зрения на жанр произведения, на принадлежность к эпохе, столь различны и вызывают огромную массу споров. Рассмотрим мнение о том, что Данте "народный" поэт, но именно то, что "Божественная Комедия" написана на итальянском языке вызывало сожаление у многих видных филологов, особенно эпохи Возрождения. Например, первый исследователь Данте, Боккаччо, дает ему оправдание: он стал близок к народу, стал доступен широкому кругу читателей, но Баткин Л. М. видит нечто иное в этом: " Данте был образован, и особенно в поэзии, и желал славы, как и вообще мы все. Но "государи", "сеньоры" и "высокопоставленные люди", которые могли бы отличить и вознаградить поэта, не знали латинского. И поэтому Данте писал по-итальянски."1
Так же вызывает жаркие споры вопрос: "Данте поэт Возрождения или средневековья?" Безусловно, он принадлежит этим эпохам, но какой больше? Подход к Данте как к поэту Возрождения не нов, а выделение ренессансных сторон его творчества стало обычным. Надо сказать, что он получил образование в объеме средневековой школы, также внимательно изучал Вергилия, но в "Божественной комедии" он отходит от средневековых норм божественного правосудия, горячо сочувствует осужденным, стремление показать, что наказание уже есть в самом преступлении. Данте видел в гордости в первопричину грехов, он ненавидел спесь верхушки общество - это аллегорический образ льва, но для конца средневековья был более страшный порок - "волчица неуемная"- стяжательство. " Не выведи Данте гордость из числа грехов, наказуемых в аду, то …художники- современники ( а за ними, прибавим, и все титаны Возрождения!) должны были быть ввержены в гиену. Не отвергни Данте средневековый подход к гордости, он, как заранее обреченный грешник, не мог бы взять на себя миссию судьи над современным ему обществом, то есть не могло бы быть самой "Божественной комедии".2 Во время работы над "Комедией", мировоззрение Данте расширилось в сторону ренессансной культуры, например, вознесение в Рай язычника троянца Рифея:
Кто бы поверил, дольной тьмой объятый,
Что здесь священных светов торжество
Рифей- троянец разделил как пятый?3
Безусловно, по мнению Балашова Н. И., что "к концу своего творческого пути Данте во все возрастающей степени становится поэтом Возрождения".4
Судьба его произведений тоже не однозначна, его всегда знали как создателя "Комедии", забывая о "Новой жизни", которая была написана 1295 году, но полностью опубликована лишь в 1576, по
1Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. - М.: Наука.-1978.-С.68.
2Балашов Н. И. Данте и Возрождение// Данте и всемирная литература. - М.:1967.-С.12.
3 Данте А. Божественная комедия. Новая жизнь. Стихотворения, написанные в изгнании. Пир/ Пер. с итал. - М.: "РИПОЛ КЛАССИК".- 198.-С.410.
4Балашов Н. И. Указ. соч. - С.15.
глубине и противоречивости переживаний, по мнению многих исследователей, он мог бы соперничать с Петраркой.
Данте вошел в итальянскую поэзию на волне нового направления, названным им "сладостным новым стилем". Истоки этого стиля лежат у провансальских трубадуров и их итальянских подражателей
XIII века. Характерной чертой этого направления была ангелизация прекрасной дамы, надо сказать, что в реальность Беатриче долгое время никто не верил.
Надо сказать, что во времена Данте большое распространение получила идея Бернарда Клевроского (1091-1153) о восполнении пустоты в рае, которая образовалась при падении Люцифера, праведниками ( блаженными душами). Гвидо Гвиницелли (один из ярких представителей "сладостного" стиля) и Данте решили, что их дамы сердца достойны места в раю! ""Канонизация" прекрасных дам была произведена светскими людьми, без благословения церкви. В этом проявился дух той эпохи, которую можно назвать "предренессанской"".1 Эту идею Данте развивает в "Комедии", он стал судьей светских и духовных владык, в эмпире уготовано место для Генриха VII, а в ад сведут недостойных римских первосвященников.
Была прямая связь между "сладостным новым стилем" и философскими идеями, они обращались к мыслителям различных направлений и принадлежащим к разным эпохам (Фома Аквинский, Аверроэс). Данте был аверроистом, по его представлениям Амор - болезнь, но понятие любви у него со временем трансформируется. По теории господствовавшей в то время, есть несколько степеней любви: божественная, ангельская, духовная, душевная и физическая. Она была сведена к трем основным категориям: низшая, земная "интеллектуальная" и небесная. Данте проходит все три ступени, но стремление к высшей - небесной было с самого начала. Друг Данте Гвидо Кавальканти писал: " Первая стрела приносит наслаждение и разочарование, вторая же стремится к великой радости, которую должна принести третья".2 Данте всегда был готов отказаться от земной любви, может, поэтому Беатриче даже в "Новой жизни" кажется ирреальной.
"Новая жизнь" - первая в истории западноевропейской литературы автобиографическая повесть, раскрывшая читателю сокровенные чувства автора.
1Голенищев - Кутузов И. Н. Данте и "сладостный новый стиль" // Данте и всемирная литература. - М.:1967.-С.72.
2Голенищев - Кутузов И. Н. Указ. соч.-С.66.
"Божественная Комедия" вызвала бурю споров, досконально вникающих в каждый ее аспект, но у всех и всегда складывалось свое, в большинстве случаев, неповторимое мнение. Вопрос жанровой особенности произведения не нов, но при всем обилии литературы до сих пор не раскрыт. Таким образом, актуальность работы состоит в том, чтобы обобщить многочисленные мнения и попытаться дать определение жанру "Божественной Комедии".
Целью работы является раскрытие проблематики жанровой принадлежности "Комедии" в научной литературе. В задачи входит: 1) поиск литературных истоков произведения;
2) и разнообразных мнений по этому вопросу.
В процессе работы встала необходимость в использовании литературных терминов. Жанр - исторически складывающийся тип литературного произведения; в теоретическом понятии о жанре обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной науки или мировой литературы вообще.1
А в первой главе широко используется понятие эпос. В широком смысле слова это один из трех родов литературы, наряду с лирикой и драмой, то есть повествовательный род, включающий в качестве жанровых разновидностей сказку, новеллу, повесть, героический эпос. Эпос в узком смысле - это именно героический эрос, устный и книжный. Он дошел до нас в виде обширных эпопей, отчасти сгруппированных в определенные циклы; в стихотворно-песенной, смешанной и реже - прозаической. К героическим характерам эпоса неприменима ни индивидуалистическая интерпретация их как изолированных от общества искателей подвигов, ни наивное представление о них как о дисциплинированных "солдатах", подчиняющих свою волю сверх личным целям коллектива.2
1 Краткая Литературная Энциклопедия Том №2.-М: изд-во "Советская энциклопедия",1964.- С. 914.
2 Указ. соч. Том№8.-М,1975.-С.927-929.
Оглавление
- 1.Введение3-6- Глава 1. Литературные истоки Комедии
- Глава 2. Жанровая особенность Божественной комедии в освещении исследователей
- 4. Заключение..12
- 5. Список использованной литературы... 13
Заключение
Вопрос о жаровой принадлежности "Комедии" черезвычайно сложен, каждое новое мнение еще одна ступень в той лестнице, которая, надеюсь, в будущем приведет нас к пониманию этой проблемы. Надеждин Н. П. более цельно охарактеризовал "Божественную Комедию": "Дантовское творение было и осталось единственным: ему принадлежит собственная форма, которой не может дать никакого названия эстетическая технология"1.Произведение предстает перед нами величественным готическим собором, оно вобрало в себя все лучшее эпохи , предшествующей жизни автора, новшества его времени, оно же опередило развитие литературного процесса на много веков вперед. Дом Бога никогда не ограничен рамками человеческой фантазии. Немало важную роль здесь играет откровение ниспосланное свыше. Поэтому "Божественная Комедия" не сковано канонами, средневековый тип превращается в личность, а попутно Данте открывает поэзию человеческих страстей и характеров.
Прототипом главного героя имеют честь быть и гомеровский Одиссей, и вергилиевский Эней, одновременно с этим центральный персонаж, основа для огромного количества более поздних образов, даже шекспировский Гамлет за свою короткую жизнь проходит все круги Ада, встречая на своем пути и ложь, и гордость, и братоубийство, и жалкую человеческую сущность.
Последняя часть "Комедии" оставляет нам надежду на приобретение райских благ, если не в земной сущности, то в Раю. Не хотелось бы утверждать, что произведение Данте нужно приравнивать к универсальному путеводителю для желающих быть причисленных к лику святых, но возможно одной из задач автор и имел стремление показать человечеству насколько глубоко оно погрязло в болоте греха и насколько еще долог путь к спасению.
1Асоян А. А. Указ. соч. - С. 29.
Список литературы
Источники:1. Данте А. Божественная комедия. Новая жизнь. Стихотворения, написанные в изгнании. Пир./Пер. с итал. - М.: "РИПОЛ КЛАССИК", 1998. - 960с.
Литература:
1. Акелькина Е. А. Данте и Достоевский//Проблемы метода и жанра. - Томск: Изд-во Томского ун-та.-1983.- С.240-251.
2. Асоян А. А. Данте и русская литература. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989.- 172с.
3. Генон Р. Эзотеризм Данте//Философские науки. -№8, 1991.-С. 132-171.
4. Данте и всемирная литература. - М.:Наука,1967.-260с.
5. Краткая Литературная Энциклопедия №2,8.- М: Изд-во "Советская энциклопедия".- 1964, 1975.
6. Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. - М.: Изд-во Худож. лит-ры, 1967.- 367с.
7. Сахаров в. И. Данте и Улисс // Литературная учеба. -№6, 1978.-С.199-202.
8. Филиппова А. Данте Алигьере// Средние спец. Образование. -№4, 1990.- С. 36-39.
9. Якушкина Т. В. Восприятие Данте и Петрарки в итальянской литературе XVIb.//Вестник ЛГУ. сер. 2, 1990, вып.3.-С. 54-59.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год