Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Сны в романе М.В. Булгакова "Белая гвардия

Купить за 600 руб.
Страниц
39
Размер файла
50.81 КБ
Просмотров
25
Покупок
0
Традиционно сон в литературе - способ художественно-психологического анализа, путь к постижению сокровенного в человеке или мотивировка фантастического поворота событий. У Булгакова обозначение пьесы

Введение

Традиционно сон в литературе - способ художественно-психологического анализа, путь к постижению сокровенного в человеке или мотивировка фантастического поворота событий. У Булгакова обозначение пьесы как совокупности "снов" многозначно.

Анализ черновиков пьесы, созданной по роману "Белая гвардия", позволил выявить эволюцию авторского видения данной проблемы. Сон-кошмар из эпического произведения переходит в первоначальном варианте пьесы на уровень действующего лица. Удушье, навязчивое состояние, постоянное состояние ожидания, нестабильность окружающего мира Булгаков пытается передать через душевное состояние героя. "Эховая" подача реплик в диалоге Алексея с Кошмаром в пьесе "Белая гвардия" призвана расширить пространство сна и продемонстрировать неподконтрольность бессознательного и характерный признак сна - отсутствие воли. Материализация кошмара имеет не столько психолого-характерологическую функцию, сколько является попыткой вывести на сцене работу подсознания, спор страха и чести. Дальнейшая работа над пьесой, получившей название "Дни Турбиных", привела к драматизации действия, свертыванию ситуации внутреннего раскола в сознании Алексея Турбина и трансформации кошмара в "неотвязную мысль".

Использование формы "сна" позволяет М.А. Булгакову воссоздать атмосферу "бега" как явления событийного, так и онтологического, кроме того, форма подачи тесно связана с основными мотивами пьесы и способствует раскрытию творческого замысла писателя во всей их сложной взаимосвязи друг с другом. Возможность существования в авторском сознании разных вариантов разрешения конфликта обусловлена не только театральной судьбой пьесы, но и его спецификой.

Булгаков воплотил в своем драматургическом творчестве попытку вывести онирическую ситуацию на сюжетообразующий уровень, мотивная и формальная структуры в пьесе вступают в сложное взаимодействие, отражая авторскую картину мира и его философию сна как обратной стороны реальности, зоны, свободной от цензуры сознания, пространства игры. От создания пьесы "Белая гвардия" до "Бега" попытка воплощения сна в драматургической форме претерпела значительную эволюцию: от Кошмара в пьесе "Белая гвардия" до образа фантастической реальности.

Центром, организующим поэтическую систему сновидений, в романе являются сны Алексея Турбина. При этом собственно сны видят только обитатели дома № 13 на Алексеевском спуске. Сны выполняют не только прогнозирующую судьбы персонажей и комментирующую события функции, но они помогают особым образом организовать повествование. Кроме того, сны представляют для автора возможность наиболее адекватно воплотить свое мироотношение к излагаемым событиям, для читателей - возможность воспринять авторскую позицию через символику снов и самим включиться в пространство романа.

Сны жителей двухэтажного дома организованны с учетом вертикальной иерархии. Образ Дома имеет черты не только всеприемности (кто бы ни появился, находит приют в комнатах с кремовыми шторами и лампой под абажуром), но и зоны проникновения в "иную" реальность, что выражается во снах, имеющих сходные детали. При этом разным героям сны поступают по каналам, ориентированным на уровень и степень их приобщенности к инобытию. Так как Дом Турбиных подключен к каналам "виртуальной" реальности, сны обитателей образуют единую матрицу сновидений, кроме того, на одной "волне" работают мысли героев и их чувственное восприятие. В романе "Белая гвардия" окна выступают как порог, символ приближенности к потустороннему миру, причем к миру иной реальности, будущему.

Сны представляют в романе определенным образом организованную систему, элементы которой находятся в сложной взаимосвязи друг с другом. Кроме того, они выполняют своеобразную репрезентативную функцию: действующие лица в "Белой гвардии" делятся на тех, кто может быть подключен к выходу в "космическую" реальность (Турбины, Василиса, Петька Щеглов и, с некоторой оговоркой, часовой бронепоезда), и тех, для кого доступа к ней нет (те, кто находится за пределами Дома, пришлые люди - беженцы, немцы, петлюровцы). Сон Турбина о рае имеет общее со снами Петьки Щеглова и Василисы и с видением часового у бронепоезда. Объединенные представлениями героев об идеальном пространстве и мире, они образуют единое поле.

Смена сферы деятельности (из лечащего он становится калечащим) выключает Алексея Турбина из сновиденческой "матрицы", до тех пор, пока он не "воскреснет" и не вернется заново к врачебной практике. Дом Турбиных - связующее звено между миром живых и мертвых, а потому сон Николки о паутине (служащей "напоминанием о человеческой бренности" и также свидетельствующей о наличии в образе героя некоторого элемента надмирности) и снеге, до которого совсем близко, можно рассматривать, как попытку затянуть его в иной мир.

Размытые границы сновидений Николки, Карася служат Булгакову в первом случае для характеристики состояния героя, во втором - для создания эффекта онироидной реальности, описания нашествия петлюровских войск. Зыбкость границы временных рамок, неясность происходящего отразятся не только в подаче событий как слухов (во сне Алексея Турбина), но и в отрицании их во сне Василисы.

Сновидения в "Белой гвардии" выполняют функцию не просто пророческих, вещих снов, но и способствует созданию ирреальной онироидной реальности происходящего. Открытый финал в форме снов позволяет писателю отобразить зыбкость времени и колебания героев в выборе пути, при этом избежать навязывания своей точки зрения читателю. Сны, которые показаны в финале, ещё не сбылись, и этот факт выполняет свою определённую функцию, так как сон - это проекция в будущее и служит созданию особой атмосферы, предоставляя читателю возможность моделирования будущего.

Кризисность эпохи порождала внимание к нестабильным открытым системам, и это не могло не отразиться на стиле повествования. Булгаков в изображении снов использовал и опыт предшественников - Л.Н. Толстого и особенно Ф.М. Достоевского. Психологическими центрами сновидений так же, как у Достоевского, являются совесть и страх. В то же время роман Булгакова - попытка воплотить космологическую модель сознания в момент кризиса, и сновидения выступают в роли "выхода в вечность". Здесь проявляется установка на классическую реалистическую модель восприятия действительности и на изображение снов как одного из вариантов отклонения от "правильной" сочетаемости и последовательности.

Сны в "Белой гвардии" во многом наследуют традиции русской классической литературы XIX века. Сны, видения, онироидность художественного мира романа, его стиля - симптомы разрушаемого мира, а не конституанты иной его модели. Они призваны расширить картину мира персонажей. В сновидениях реализуется авторская концепция времени.

Оглавление

- Введение

- Глава 1

- Сон, как физическое состояние человека

- Роль снов в художественной литературе

- Сны в произведениях М.В. Булгакова

- Изучение снов Булгакова другими исследователями Глава 2

- Роль снов в романе Булгакова Белая гвардия

- Сны каждого героя романа Белая гвардия Глава 3

- Роман Белая гвардия до издания 1998 года

- Роман Белая гвардия после издания 1998 года Заключение

- Список литературы

Заключение

Романное творчество писателя отразило эволюцию взглядов писателя на роль сновидений в тексте. Сновидение в произведениях М.А. Булгакова является "пространством промежутка", подверженным влиянию противоположных сил. Онейросфера выступает как медиативная зона, включающая автора и героя, героя, как участника, так и зрителя своего сна, порождающее и воспринимающее сон сознания, и позволяет приобщить читателя к этой матрице.

Онейросфера - комплексный, полифункциональный феномен творчества писателя. Она позволяет осуществлять коммуникацию между мирами яви и сна. Булгаков развивает "классические" традиции изображения сновидений как психолого-характерологическую, сюжетно-композиционную, креативную, мнемоническую, прогностическую, ретроспективную, репрезентативную составляющую художественной системы писателя.

Список литературы

1. Бурмистров А.С. К биографии М.А. Булгакова (1891 - 1916). // Контекст 1978. - М.: 1978. - с.259.

2. Булгаков М.А. Собрание сочинений. В 5-ти т. - М.: Худож. лит., 1990.

3. Галинская И.Л. Загадки известных книг. - М.: Наука, 1986. - с.117, с.65.

4. Зимнякова В.В. Сон - онтологически неустойчивая сфера в художественном тексте: к проблеме анализа литературного сновидения // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. Вып.1. Приложение. Иваново, 2007.0,5 п. л.

5. Зимнякова В.В. Специфика приема сна в ранних произведениях М. Булгакова // Художественный текст и культура VI. Материалы междунар. науч. конф.6-7 окт. 2005 г. Владимир, 2006.0, 3 п. л.

6. Зимнякова В.В. Онирические элементы в пьесах о крушении мира ("Бег" и "Адам и Ева" М.А. Булгакова) // Филологические штудии. Сборник научных трудов. Вып.10. Иваново, 2006.0, 3 п. л.

7. Зимнякова В.В. Художественная функция сна в прозе М. Булгакова 20-х годов // Куприяновские чтения - 2005. Материалы межвуз. науч. конференции. Иваново, 2006.0, 3 п. л.

8. Котикова (Зимнякова) В.В. Функции "сна" в пьесе М.А. Булгакова "Бег" // Филологические штудии. Сборник научных трудов. Вып.7. Иваново, 2003.0, 3 п. л.

9. Котикова (Зимнякова) В.В. Семантика "сна" в пьесе М.А. Булгакова "Бег" // Молодая наука в классическом университете: Материалы науч. конф. студентов, аспирантов и мол. ученых, Иваново, 21-25 апр. 2003 г.: в 7 ч. Ч.6. Русская словесность: текст и контекст. Иваново, 2003.0, 1 п. л.

10. Котикова (Зимнякова) В.В. К вопросу об использовании элементов сновидений в цикле М. Булгакова "Записки юного врача" // Филологические штудии. Сборник научных трудов. Вып.8. Иваново, 2004.0, 3 п. л.

11. Котикова (Зимнякова) В.В. Дом на Алексеевском спуске и сны героев в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия" // Русская литература XX века. Типологические аспекты изучения: Материалы X Шешуковских чтений. Москва, 2005.0, 3 п. л.

12. Котикова (Зимнякова) В.В. Поэтика сновидений в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия" // Филологические штудии. Сборник научных трудов. Вып. Иваново, 2005.0, 6 п. л.

13. Михаил Булгаков: Современные истолкования. Сборник обзоров, М., 1991г.

14. Мягков Б. Москва. По следам булгаковских героев. // Дружба, 1986, №4.

15. Новиков Василий. М.А. Булгаков-драматург // Михаил Булгаков.

16. Петелин В.В. "Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество", М., 1989г.

17. Пьесы. - М.: Советский писатель, 1987. - сс.6-10.

18. Смелянский А. Драмы и театр Михаила Булгакова. // Булгаков М.А.

19. Собр. соч. в 5-ти т. - М.: Худож. лит. - 1990. - с.583.

20. Сидоров Евгений. М.А. Булгаков. / Булгаков М.А. Избранное. - М.: Художественная литература. - 1982 г. - с.4 -5.

21. Чудакова М.О. "Жизнеописание Михаила Булгакова", М., 1988г.

22. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. - М.: 1983. - с.10.

23. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. М. Советский писатель, 1983, с.36.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
39
Размер файла
50.81 КБ
Просмотров
142
Покупок
0
Сны в романе М.В. Булгакова "Белая гвардия
Купить за 600 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1950 оценок
среднее 4.2 из 5
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!
Елена Елена прекрасно справилась с задачей! Спасибо большое за великолепно выполненную работу! Однозначно рекомендую!
Михаил Михаил отличный эксперт! Работу сделал раньше заявленного срока, все недочеты поправили, работой довольна! 5+
Мария Благодарю за работу! Замечаний нет!