на первый
заказ
Дипломная работа на тему: Языковые средства создания комического в речи рассказчика-героя Зощенко
Купить за 600 руб.Введение
Истоки сатиры лежат в далекой древности. Сатиру можно найти в произведениях санскритской литературы, литературы Китая. В Древней Греции сатира отражала напряженную политическую борьбу.Как особая литературная форма сатира формируется впервые у римлян, где возникает и само название (лат. satira, от satura - обличительный жанр в древнеримской литературе развлекательно-дидактического характера, сочетающий прозу и стихи).
В России сатира появляется сначала в народном устном творчестве (сказки, пословицы, песни гусляров, народные драмы). Примеры сатиры известны и в древней русской литературе ("Моление Даниила Заточника"). Обострение социальной борьбы в 17 веке выдвигает сатиру как мощное обличительное оружие против духовенства ("Калязинская челобитная"), взяточничества судей ("Шемякин суд", "Повесть о ерше Ершовиче") и др. Сатира в России 18 века, как и в Западной Европе, развивается в рамках классицизма и принимает нравоучительный характер (сатиры А.Д. Кантемира), развивается в форме басни (В.В. Капнист, И.И. Хемницер), комедии ("Недоросль" Д.И. Фонвизина, "Ябеда" В.В. Капниста). Широкое развитие получает сатирическая журналистика (Н.И. Новиков, И.А. Крылов и др.). Наивысшего расцвета сатира достигает в 19 веке, в литературе критического реализма. Основное направление русской социальной сатиры 19 века дали А.С. Грибоедов(1795-1829) в комедии "Горе от ума" и Н.В. Гоголь(1809-1852) в комедии "Ревизор" и в "Мертвых душах", обличающих основные устои помещичьей и чиновничьей России. Сатирическим пафосом проникнуты басни И.А. Крылова, немногие стихотворения и прозаические произведения А.С. Пушкина, поэзия М.Ю. Лермонтова, Н.П. Огарева, украинского поэта Т.Г. Шевченко, драматургии А.Н. Островского. Русская сатирическая литература обогащается новыми чертами во второй половине 19 века в творчестве писателей - революционных демократов: Н.А. Некрасова (1821-1877) (стихотворения "Нравственный человек"), Н.А. Добролюбова, а также поэтов 60-х гг., группировавшихся вокруг сатирического журнала "Искра". Воодушевленная любовью к народу, высокими этическими принципами, сатира являлась могучим фактором в развитии русского освободительного движения. Непревзойденной политической остроты сатира достигает в творчестве великого русского сатирика - революционного демократа М.Е. Салтыкова-Щедрина(1826-1889), разоблачавшего буржуазно-помещичью Россию и буржуазную Европу, произвол и тупость властей, бюрократический аппарат, бесчинства крепостников и т.д. ("Господа Головлевы", "История одного города", "Современная идиллия", "Сказки" и др.). В 80-е гг., в эпоху реакций, сатира достигает большой силы и глубины в рассказах А.П. Чехова (1860-1904). Революционная сатира, преследуемая цензурой, страстно звучит в памфлетах М. Горького (1868-1936), направленных против империализма и буржуазной лжедемократии ("Американские очерки", "Мои интервью"), в потоке сатирических листков и журналов 1905-1906, в фельетонах большевистской газеты "Правда". После Великой Октябрьской социалистической революции советская сатира направлена на борьбу с классовым врагом, с бюрократизмом, с капиталистическими пережитками в сознании людей.
Среди мастеров советской сатиры и юмора особое место принадлежит Михаилу Зощенко(1895-1958). Его произведения до сих пор пользуются вниманием у читателя. После смерти писателя его рассказы, фельетоны, повести, комедии издавались около двадцати раз тиражом в несколько миллионов экземпляров.
Михаил Зощенко довел до совершенства манеру комического сказа, имевшего богатые традиции в русской литературе. Им создан оригинальный стиль - лирико-иронического повествования в рассказах 20х-30х гг.
Юмор Зощенко привлекает своей непосредственностью, нетривиальностью.
В своих произведениях Зощенко в отличие от современных писателей - сатириков никогда не унижал своего героя, а наоборот пытался помочь человеку избавиться от пороков. Смех Зощенко не смех ради смеха, а смех ради нравственного очищения. Именно этим привлекает нас творчество М.М. Зощенко.
Какую же роль играют языковые средства в создании комического в произведениях М.М. Зощенко?
Данная работа - попытка ответить на этот вопрос, представляет собой анализ языковых средств комизма, их роли в произведениях первого этапа литературной деятельности Зощенко, когда автор находился в зените своей славы, т. к. произведения последующих этапов принимают более литературно-традиционный характер.
Таким образом, целью моей работы стало: выявление роли языковых средств создания комического в речи рассказчика-героя М.М. Зощенко.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить языковые средства комического.
Изучить особенности речи рассказчика-героя у Зощенко.
Выяснить, какую роль играют средства комического в речи рассказчика-героя Зощенко.
Оглавление
- Введение 3- Зощенко и его герой
- Зощенко - мастер комического
- Герой Зощенко
- Языковые средства комического в речи рассказчика-героя в произведениях М. Зощенко
- Классификация средств речевого комизма
- Средства комизма в речи рассказчика - героя в произведениях Зощенко
- Каламбур как средство речевого комизма в речи рассказчика - героя
- Алогизм как средство речевого комизма в речи рассказчика - героя
- Избыточность речи как средство речевого комизма в речи рассказчика - героя
- Парадокс как средство речевого комизма в речи рассказчика - героя
- Ирония как средство речевого комизма в речи рассказчика - героя
- Столкновение разных стилей
- Заключение 25
- Библиография 26
Заключение
За три с лишним десятилетия работы в литературе Зощенко прошел большой и нелегкий путь. Были на этом пути несомненные, выдвинувшие его в число крупнейших мастеров советской литературы удачи и даже подлинные открытия. Были и столь же несомненные просчеты. Сегодня очень хорошо видно, что расцвет творчества сатирика приходится на 20-е - 30-е гг. Но в равной мере очевидно также, что лучшие произведения Зощенко этих, казалось бы, далеких лет по-прежнему близки и дороги читателю. Дороги потому, что смех большого мастера русской литературы и сегодня остается верным нашим союзником в борьбе за человека, свободного от тяжелого груза прошлого, от корысти и мелочного расчета приобретателя.В ходе работы мы пришли к выводам:
Словесные средства создания комического, а именно алогизм, стилистические подмены и смещения, столкновение нескольких стилей, причем часто даже в одном предложении, являются довольно продуктивным комическим средством и основаны на принципе эмоционально-стилевой контрастности.
Рассказчик Зощенко сам предмет сатиры, он выдает свое убожество, иногда наивность, иногда простоватость, иногда мещанскую мелочность, сам не осознавая этого, как бы абсолютно непроизвольно и потому невероятно смешно.
Рассказчик претендует на образованность и интеллигентность, но его речь полна вульгарной, просторечной лексики, иностранных слов, употребляемых "не к месту", диалектизмов и деформаций грамматических и фразеологических конструкций.
Сатира Зощенко - это не призыв бороться с людьми - носителями обывательских черт, а призыв с этими чертами бороться.
Смех Зощенко - это смех сквозь слёзы.
Список литературы
1. Антонов С.М. Зощенко. Становление стиля // Лит. учеба. 1984. № 6.2. Ершов Л.Ф. Из истории советской сатиры: М. Зощенко и сатирическая проза 20-40-х годов.Л., 1973.
3. Зощенко и перестройка / Подгот. Ю.В. Томашевский // Крокодил. 1991. № 1.
4. Зощенко М. М, Избр.: В 2 т.Л., 1978.
5. Зощенко М.М. Письма к писателю. Возвращенная молодость. Перед восходом солнца. Повести. М., 1989.
6. Зощенко М.М. Собр. соч.: В 3 т.Л., 1986 - 1987 (перепечатано: М., 1994).
7. Зощенко М.М. Собр. соч.: В 6 т. Л.; М., 1929 - 1932.
8. Зощенко М.М. Соч.: В 5 т.М., 1993.
9. Зощенко М.М. Уважаемые граждане: Пародии. Рассказы. Фельетоны. Сатирические заметки. Письма к писателю. Одноактные пьесы. М., 1991. (Из архива печати).
10. Лицо и маска Михаила Зощенко: Сборник / Сост. Ю.В. Томашевский.М., 1994.
11. Михаил Зощенко. Материалы к творческой биографии: Кн.1 / Отв. ред. Н.А. Грознова. СПб., 1997.
12. Сарнов Б.М. Пришествие капитана Лебядкина (Случай Зощенко).М., 1993.
13. Сарнов Б.М. Смотрите, кто пришел: Новый человек на арене истории.М., 1992.
14. Сац И. Герой Михаила Зощенко. - "Литературный критик", 1938, №3, с.157.
15. Старков А.Н. Михаил Зощенко: Судьба художника. М., 1990.
16. Творчество М.М. Зощенко: проблемы интерпретации: Подборка статей // Лит. обозрение. 1995. № 1.
17. Томашевский Ю. "... Писатель с перепуганной душой - это уже потеря квалификации".М. М. Зощенко: письма, выступления, документы 1943 - 1958 годов // Дружба народов. 1988. № 3.
18. Чуковский К. Из воспоминаний. - Сб. "Михаил Зощенко в воспоминаниях современников", с.36-37.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год