Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Мир классической древности в творчестве А.С. Пушкина особенности осмысления и интерпретации

Купить за 600 руб.
Страниц
34
Размер файла
34.23 КБ
Просмотров
14
Покупок
0
Изучение русской классической литературы в свете основополагающих для европейской культуры античных традиций имеет важный смысл и в историко-литературном, и в теоретическом плане. История

Введение

Изучение русской классической литературы в свете основополагающих для европейской культуры античных традиций имеет важный смысл и в историко-литературном, и в теоретическом плане. "История взаимодействия двух литератур, возникших в разные исторические эпохи, на разных географических широтах способна пролить свет на важные особенности и общие закономерности существования русской литературы в контексте мирового литературного процесса"[18, с.3]. В русской литературе идеи и образы античности активно использовали Г.Р. Державин, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет и др.

Среди авторов, на протяжении всей жизни обращавшихся к античности, можно выделить А.С. Пушкина. Сюжеты ряда его сочинений развивают темы античной литературы и истории; произведения и письма пестрят именами и образами исторических деятелей, героев и богов античного мира; большое количество стихов представляют собой переводы древних поэтов или вариации на их темы; многочисленные отрывки и наброски, в которых речь идет о литературе и истории классической древности, как бы документируют частые раздумья поэта над историческим опытом античности и его осмыслением в культуре последующих веков. Античность живёт в его творчестве в виде единого потока исторических образов, реалий, событий, ситуаций, идей без отчётливого разграничения данных собственно художественной литературы, философии, истории, мифологии и т.д. Мир классической древности не делится для него на художественную литературу, пластические искусства архитектуры или скульптуры, на философию, мифологию или политическую реальность. Это еще не академический, не специализированный тип восприятия и знания, а переживание исторической реальности, мифологии и культуры единым аккордом.

Увлечение античной поэзией возникло у Пушкина в его лицейские годы. Он изучает творчество Овидия, Горация, Цицерона, Апулея, Сенеки, Ювенала, Вергилия, Тибулла, Катулла. Через латынь и литературу Древнего Рима Пушкин приобщался к антологической поэзии, учился экономии поэтических средств при глубине поэтического содержания (ср. Лаиса Венере, посвящая ей свое зеркало), проникая в мир римской мифологии, истории.

Античным богатством А.С. Пушкин овладевал путем переводов латинских и греческих поэтов, а также через имитацию и стилизацию. Большое значение имело посредство французских авторов (Парни, Бернар, Дюпезе и др.) и традиции русской поэзии конца XVIII - начала XIX вв. с ее ориентацией на античные образцы и образы, особенно творчество К.Н. Батюшкова. Так, Н.В. Налегач отмечает: "Ещё в ранней лирике происходит активное обращение к общеевропейским мифологическим именам из античного пантеона, с помощью чего обозначается движение лирического сюжета; на протяжении всего своего творчества Пушкин постоянно прибегал к различным мифологическим мотивам и образам, особенно в разработке наиболее сильно волнующих его тем, например, при разработке темы поэта и поэзии - образы Музы, Аполлона…" [14, с. 19].

Античные сюжеты, ассоциации, аллюзии нередки в пушкинской прозе, особенно в незаконченной, в отрывках, где мысль и чувство автора только прокладывают себе путь, только рождаются из живущего в сознании и в подсознании материала. - "Замечания на "Анналы" Тацита" (1825-1827), "Гости съезжались на дачу..." (1828), "Повесть из римской жизни" (1833-1835), "Египетские ночи" (1835). Письма - жанр, где материал истории и культуры, переплавившийся в мысли и эмоции автора, отражается наиболее прямо и естественно. Уже в лицейских письмах: Пегас, Парнас, Ювенал, Феб, Беллона. В письмах с Юга: Пантикапей, Митридат, Вергилий, Андромахаи т.д.

Бесчисленные греческие и римские ссылки, ассоциации, мифологические имена, цитаты - вся "античная материя" - точно так же окутывают страницы Пушкина и создают их неповторимую ауру даже там, где они с глубинным существом творчества поэта прямо не связаны.

О боги мирные полей, дубров и гор,

Мой робкий Аполлон ваш любит разговор,

Меж вами я нашел и музу молодую,

Подругу дней моих, невинную, простую,

Но чем-то милую - не правда ли, друзья?

Большинство исследований, относящихся к этой теме, посвящено раскрытию частных связей между Пушкиным и тем или другим представителем античных литератур. Однако, по замечанию исследователя Якубовича, "и самая методология специальных работ об античности и Пушкине продолжает вызывать в отдельных случаях сомнения, и круг фактов остается явно не исчерпанным до конца, проблема берется статически, и даже осмысление отношений Пушкина к определенному древнему классику зачастую подменяется простой случайной цитатой о нем из Пушкина"[20].

Теоретической базой курсовой работы послужили работы Д.П. Якубовича "Античность в творчестве А.С. Пушкина", Г. Кнабе "Пушкин и античность", "Тацит и Пушкин", статьи Т.Г. Мальчуковой, исследующие различные формы влияния и проникновения античности в пушкинские тексты, и др.

Объект исследования: лирические произведения А.С. Пушкина и роман в стихах "Евгений Онегин" (в настоящей работе не рассматриваются прозаические тексты и письма Пушкина, где обнаруживаются связи с античной культурой).

Предмет исследования: античные образы, мотивы, сюжеты, реминисценции в творчестве А.С. Пушкина.

Цель исследования: комплексное рассмотрение вопроса о влиянии античности на творчество А.С. Пушкина.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

выявить отношение и частотность обращения Пушкина к античным авторам;

изучить основные пути проникновения античных текстов в творчество А.С. Пушкина;

определить формы проникновения античных мотивов и сюжетов в творчество А.С. Пушкина;

рассмотреть основные этапы обращения А.С. Пушкина к античным авторам и сюжетам;

определить основные жанровые формы, изобилующие античными мотивами, героями и реминисценциями.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, насчитывающего 20 наименований.

Оглавление

- Введение

- Мир классической древности в творчестве А.С. Пушкина особенности осмысления и интерпретации

- Пушкин и античные авторы

- Этапы обращения Пушкина к античности. Формы проникновения античных мотивов и сюжетов в творчество А.С. Пушкина

- Античные мотивы в различных жанровых формах

- Античность в лирических произведениях А.С. Пушкина

- Античность в романе в стихах Евгений Онегин Заключение

- Список использованной литературы

Заключение

Наследие греко-римской античности - одно из главных и постоянных слагаемых творчества Пушкина. Античность неизменно привлекала поэта как идеалом высоко гуманизма, так и гармоническим единством формы и содержания. Именно в античном искусстве Пушкин видел идеал гармонии, соразмерности, симметрии, поэтическую пластичность и скульптурность изображения. Античность несла с собой идеал прекрасного человека, гармонического сочетания чувственного и духовного, идеальной соразмерности формы.

Список литературы

1. Авдеенко Е. Состязаясь с Омиром. "Евгений Онегин" как русский эпос //http://novchronic.ru/4518.htm

. А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. В 2-х тт.Т.1. - М.: Художественная литература, 1985.

. А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. В 2-х тт. Т.2. - М.: Художественная литература, 1985.

. Волохонская Т.П. Дуэли Пушкина и его героев //Пушкинская эпоха и христианская культура. Вып. III. - СПб., 1993.- С. 24-40.

. Кибальник С.А. Антологические эпиграммы Пушкина //http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/isc/isc-152-.htm

. Кнабе Г.С. Русская античность. Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России.- М.: РГГУ, 2000.- 240 с.

. Лотман Ю.М., Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий. Изд. 2. -Л.: Просвещение, 1983. - 416 с.

. Мальчукова Т.Г. Об античной традиции в изображении природы у А.С. Пушкина //Пушкин и античность. - М.: Наследие, 2001. - С. 37-51.

. Мальчукова Т.Г. О сочетании античной и христианской традиций в лирике А.С. Пушкина 1820-1830-х гг. // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. - Петрозаводск, 1994.- С. 84-131.

. Мальчукова Т.Г. Пушкин и Гомер (К постановке проблемы) // Филология как наука и творчество. - Петрозаводск, 1995. - С. 85-89.

. Миккельсон Дж. "Памятник" Пушкина в свете его философской лирики 1836 года // Творчество А.С. Пушкина: Материалы советско-американского симпозиума в Москве. Июнь 1984 года. - М., 1985. -С. 68-80.

. Михайлова Н.И. "Евгений Онегин" в контексте европейской культуры (о поэтике пушкинского романа в стихах) //http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/isg/isg-234-.htm

. Налегач Н.Г. Пушкинская традиция в поэзии И. Анненского. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. - Томск, 2000. - 224 с.

. Переписка А.С. Пушкина в двух томах. Т.2. -М.: Художественная литература, 1982. - 576с.

. Тахо-Годи А. Жанрово-стилевые типы пушкинской античности // Писатель и жизнь.- М.: МГУ, 1971.- С.180-200.

. Успенская А.В. Античность в русской поэзии второй половины XIX века. Диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук: 10.01.01.- Санкт-Петербург, 2005. - 452 с.

. Шеина Ю.В., А.С. Пушкин и Гораций (Буколические мотивы в лирике А.С. Пушкина и их истоки) // Пушкин и античность. - М.: Наследие, 2001. - С. 51-63.

18. Якубович Г.П. Античность в творчестве А.С. Пушкина // <http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v41/v41-092-.htm>

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
34
Размер файла
34.23 КБ
Просмотров
423
Покупок
0
Мир классической древности в творчестве А.С. Пушкина особенности осмысления и интерпретации
Купить за 600 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1951 оценок
среднее 4.2 из 5
Михаил Спасибо большое за доклад! Все выполнено в срок. Доклад был принят и одобрен.
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!
Елена Елена прекрасно справилась с задачей! Спасибо большое за великолепно выполненную работу! Однозначно рекомендую!
Михаил Михаил отличный эксперт! Работу сделал раньше заявленного срока, все недочеты поправили, работой довольна! 5+