Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Влияние масонских идей развитие отечественной журналистики

Купить за 600 руб.
Страниц
59
Размер файла
88.09 КБ
Просмотров
10
Покупок
0
История масонства в России - тема непростая. Прежде всего потому, что участие в масонском движении - сокровенная часть жизни члена Ордена вольных каменщиков, которая не выставляется напоказ. Нередко для нас неочевидны мотивы, которыми руководствовался вступающий в ложу, не всегда ясно, что он в ней искал и что находил. Да и о самой принадлежности к масонству многих людей можно с большим основанием предполагать, чем утверждать.

Введение

История масонства в России - тема непростая. Прежде всего потому, что участие в масонском движении - сокровенная часть жизни члена Ордена вольных каменщиков, которая не выставляется напоказ. Нередко для нас неочевидны мотивы, которыми руководствовался вступающий в ложу, не всегда ясно, что он в ней искал и что находил. Да и о самой принадлежности к масонству многих людей можно с большим основанием предполагать, чем утверждать.

Вот имена: Александр I, Армстронг, Баженов, Бакунин, Вашингтон, Вольтер, Гарибальди, Гете, Грибоедов, Карамзин, Моцарт, Новиков, Песталоцци, Петр Ш, Пушкин, Радищев, Сперанский, Суворов, Сумароков, Фонвизин, Херасков, Яблочков. Среди них - педагоги, политики, архитекторы, поэты, композиторы, ученые, философы, писатели, цари, революционеры, военачальники… К этому списку можно добавить еще длинный ряд имен не менее известных и всеми уважаемых людей, которые были масонами, или по крайней мере относились к их кругу. Что же их объединяет?1

Найти единый знаменатель в масонстве, пожалуй, невозможно - в разные эпохи и на разных географических широтах это движение имело различный смысл и значение. Но все же есть одно, что было присуще масонству, - его просветительский характер.

Именно эти позитивные моменты и интерес ко всему ранее секретному, а сейчас доступному, определенные лозунги политических деятелей на момент предвыборных дебатов избирательной кампании 2008 года и определили актуальность Дипломной работы.

До недавнего времени источники по истории российского масонства находились или в секретных фондах архивов, или были закрыты самими масонами и их наследниками. Существовавший "железный занавес" между Россией и Западом также не позволял советским исследователям знакомиться с работами, выходящими за рубежом по масонской тематике. "Открытые" же документы не позволяли объективно говорить о развитии масонства и отразить все многообразие его деятельности.2

Объектом исследования послужил процесс развития масонского движения в России, а также связь масонства и отечественной журналистики.

Предмет исследования - проблема становления масонства в России и влияние масонского движения на отечественную журналистику.

Цель: выявить влияние масонского движения на отечественную журналистику, определить характер влияния и выяснить идеи, получившие реализацию через отечественную журналистику.

Задачи Дипломной работы:

● Определить влияние масонского движения на русскую журналистику.

● Выявить степень реализации масонских идей через отечественную журналистику.

Методы исследования, применяемые в данной работе - исторический, сравнительный.

Методика исследования заключается в обработке и систематизации теоретического материала по теме дипломной работы. Материалами исследования стали: "Масоны и революция" (Аврех А.Я.), "Знаменитые русские масоны" (Бакунина Т. А.), "О заблуждениях и истине" (Батурин П.С.), "История русского масонства" (Башилов Б.В.), "Правда о масонстве" (Клизовский А.), "Люди и ложи" (Берберова Н.) и т.д.

История вопроса. В настоящее время гриф секретности снят практически со всех "масонских" фондов. Наиболее полную характеристику источников дает А.И. Серков в монографии "История русского масонства. 1845-1945 гг." Среди архивных источников можно выделить "Источники личного происхождения, в том числе мемуары А.В. Амфитеатрова "Мое масонство", М.М. Ковалевского "Московский университет в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века". Интересны воспоминания о масонстве В.А. Оболенского; интервью, взятые Б.И. Николаевским у масонов А.Я. Гальперна, Е.П. Гегечкори, Н.С. Чхеидзе, В.Я. Гуревича, собранные им в книге "Русские масоны и революция". Определенный вклад в характеристику эмигрантского периода масонства ХХ века внесен Н. Берберовой, книга которой "Люди и ложи", написана на материалах отдела рукописей Национальной библиотеки Франции, с использованием личных архивов.

Сведения по истории русского масонства, хронику деятельности лож можно найти также в периодических изданиях, издаваемых вольными каменщиками.

Определить роль масонства в общественной жизни позволяют также мемуары, в которых не говорится прямо о вольных каменщиках, но раскрывается ситуация в стране. К такого рода мемуарам можно отнести воспоминания Н.А.Морозова "Повести моей жизни", С. Ю. Витте "Воспоминания", дон-Аминадо "Такая маленькая жизнь" и другие.

Значительный материал представляют источники по истории либерального движения в России. Материалы различных политических партий, отчеты о заседаниях политических групп позволяют определить роль масонства вне лож.

Что такое масонство? Вот вопрос, который разрешается различными исследователями различно. Оно и религиозная секта всемирного охвата и всесторонней веротерпимости. Оно и тонкое, тайное философское, чуть ли не научное символическое учение с притязаниями на всесветное значение. Оно и кодекс общей какой-то совершенной морали, особого гуманистического склада, поэтического настроения и поэтического строя. Оно - и гражданская социальная организация, не признающая никаких политических, этнографических и географических границ. Оно, наконец, - тайное внегосударственное, политико-обобщительное, скрытое правительство, входящее во все государства и исподтишка, подпольно (и надпотолочно и застенно - если можно так выразиться) ... Весь теперешний человек, его тело, его душа, его дух - всякое общество: семейное, сословное, державное объединение и все человечество вкупе, - все учение, все общественные учреждения, все религии окутываются каким-то неведомым, тайным, скрытным, темным (неизбежным, необходимым) ... - и эта мистическая, оккультная сила носит общее и неопределенное название "масонство".3

Кто же такие масоны?

Французское "масон" переводится как "каменщик", "франкмасон" означает "вольный каменщик". В средние века существовали цеховые корпорации каменщиков, строивших храмы в разных городах. Эти строители, обладавшие высокой квалификацией, в общении друг с другом использовали условные жесты и знаки, чтобы оградить себя от любителей. Частично этим объясняется их цеховая замкнутость.

Со временем идея братства, выросшая из профессиональной солидарности, покинула свою колыбель и стала основой для объединения людей с целью морального обновления. Но средневековые ритуалы, символика, условные обозначения, должностная субординация сохранилась и существуют сегодня практически в неизменном виде.

"Масоны учат, что лишь посвященные, приобщившиеся к мудрости веков, продолжающие работу таких же посвященных, могут в полной мере развивать в себе высокие нравственные качества и строить храм будущего человечества, руководясь не только опытом, но и мистическим вдохновением, которое развивается и усваивается в человеке изучением символов, практикой братских отношений, хранением масонской тайны. Самая тайна есть то внутреннее ощущение посвященного, которое не может быть сообщено профану, стороннему человеку, уже потому, что профан все равно понять его не может, пока принятый в Братство сам не пройдет путь познания и просвещения в масонские степени. Сама же масонская организация никакой тайны не представляет, о ней можно узнать точно из книг и статей. Но ради сосредоточенности своей работы и нежелания допускать к ней людей чужих и неподготовленных масоны не открывают своих имен, условных знаков и слов, по которым они распознают друг друга".4

По представлению многих, масонская ложа - это антихристианская организация, руководимая таинственными и могущественными преступными лицами, в лучшем случае - это объединение мистически настроенных фанатиков. Другие считают, что масоны преследуют политические цели, устраивают всемирный заговор, стремятся объединить финансовые круги, находящиеся под влиянием сионистов, и т.д. Но стоит взять в руки хотя бы маленькую книжечку Т. Бакуниной "Знаменитые русские масоны" (Париж, 1935), как сразу становится ясно, насколько голословны и нелепы обвинения против масонов. Узнав о бесспорной принадлежности Пушкина, Грибоедова, Кутузова, Суворова к "Братству Вольных Каменщиков", невозможно поверить в их дурные намерения и в их причастность к всемирному заговору сионистов.

Неопределенность и разнородность социально-политических воззрений отдельных масонских систем не отрицают самого по себе факта влияния Ордена вольных каменщиков на общественную жизнь. При оценке роли масонских систем невозможно оперировать некогда привычными терминами типа "просветительство", "революционность" и т.д. Само масонство оперировало понятиями духовными, эстетическими, а поэтому нецелесообразно подвергать взгляды масонов как некоей единой организации социально-политическим оценкам. Определенное единство воззрений, например, круга Н. И. Новикова в социальной сфере несомненно было, но ложи XVIII столетия в России не были политическими партиями или даже клубами.

Орден вольных каменщиков называли "школой мудрости", но, как уже говорилось, идейные воззрения масонов различались подчас кардинальным образом. Иными словами, мудрость, преподаваемая в ложах, была различной. До восстания Е. И. Пугачева в России и революции во Франции в ложах достаточно сильным было влияние вольтерьянской философии. Число сторонников идей французских энциклопедистов, например, в первом елагинском союзе было достаточно велико, но необходимо помнить, что представляли собой эти ложи, прежде чем делать вывод о них как о "рассаднике вольтерьянства" в России. Уже сами французские философы осознали, что человеческий разум не всемогущ, что чувства, переживания отдельной личности подчас могут дать больше знания о Натуре, природе, а для масонов о Боге, чем самый рационально настроенный ум. Таким образом, сами французские просветители, среди которых было немало вольных каменщиков, сближались с традиционной для масонства позицией, отвергающей "чистый разум". С другой стороны, обрядность вольных каменщиков, стремление познать "непознаваемые" символы были явно приспособлены к рациональному восприятию религии.

Некоторые масоны, как и просветители, критически относились к безграмотности части официозного духовенства, но практически никто из вольных каменщиков не подвергал сомнению духовно-нравственные принципы христианства. После же событий французской революции, истоки которой современники видели в материалистическом учении, масоны стали выступать против прямолинейности в достижении целей. Стремление избежать крайностей революционных переворотов определяло и критическое отношение вольных каменщиков к исходным посылкам французских философов. Лишь совершенствование, а не социальный переворот, может утвердить справедливые начала - такова была основа воззрений подавляющего большинства вольных каменщиков. 5

Таким образом, масонство не следует ни противопоставлять, ни отождествлять с просветительством. Ключевым положением при оценке масонства должно стать неоднократно подчеркнутое положение, что масонство пытается найти "срединный" путь между разумом и чувством. Масонство при этом не являлось эклектическим учением, не собиралось опровергать религиозные постулаты, не отвергало оно и наличие рационального начала в человеке. Масонство было оригинальной философской системой, которая оформлялась в новое время.

Практическая значимость Дипломной работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы при изучении истории отечественной журналистики, чтении спецкурсов на факультетах и отделениях журналистики. Отдельные разделы Дипломной работы можно использовать при чтении спецкурсов по истории и политологии.

Апробация работы. По теме Дипломной работы прочитан ряд докладов на студенческих научных конференциях ТГУ им. Г.Р. Державина в 2006 - 2008 гг.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, в каждой из которых последовательно описывается определенный этап становления масонства в России, заключения, библиографического списка.

Оглавление

- Введение

- Происхождение и сущность масонства

- Влияние масонства на журналистику xviii в. деятельность н.и. новикова и др

- Возрождение масонства

- Современное масонство заключение

- Список источников и литературы

Заключение

Некоторую иллюзию могущества масонов составляет то обстоятельство, что появилось много разных организаций, которые не имея ничего общего с масонами, тем не менее, проповедуют в искаженном виде некоторые из тех идей, которые составляли сущность учения масонов, ибо эти идеи, имея своим источником божественную мудрость, всегда жили и будут жить среди человечества. Точно также есть незначительные и ничтожные организации, которые для придания себе значительности переняли некоторые масонские ритуалы и обряды, которые совершают без всякого смысла и понимания их внутреннего значения, между тем человека неопытного это наводит на мысль, что он имеет дело с организацией масонов.

Список литературы

1. Аврех А.Я. Масоны и революция. - М.: Политиздат, 1990.

2. Арансон Г. Масоны в русской политике// Николаевский Б.И. Русские масоны и революция. - М.: Теppа, 1990.

3. Бакунина Т. А. Знаменитые русские масоны. - М., 1991.

4. Батурин П.С. Исследование книги "О заблуждениях и истине": Избранные произведения русских мыслителей второй половины ХVIII века. М., 1952.

5. Башилов Б.В. История русского масонства. М., 1992.

6. Берберова Н. Люди и ложи. Русские масоны ХХ столетия. Харьков: Калейдоскоп; М.: Прогресс-Традиция, 1997.

7. Берков П.Н. История русской журналистики XVIII в. М. - Л., 1952

8. Боголюбов Н. Тайные общества XX века. Изд.2-е. - С-Пб.,1997.

9. Брачев В. С. Масоны в России: от Петра I до наших дней. - С-Пб., 2000

10. Гекерторн Ч.У. Тайные общества всех веков и всех стран.: Сб. исторических материалов. М.: Теppа, 1995.

11. Гордин Я. Донос на всю Россию, или миф о масонском заговоре //Звезда. 1990. N5-6.

12. Замойский Л.П. За фасадом масонского храма. Взгляд на проблему. М., 1990.

13. История масонства. Отв. Ред. Суханова В. А. - Смоленск, 2002.

14. Клизовский А. Правда о масонстве. - Рига. 1990.

15. Лопухин И. В. Записки сенатора. - М. 1990.

16. Лопухин И. В. Искатель премудрости или Духовный рыцарь. - М., 1994.

17. Макогоненко Г. П. Новиков и русское просвещение XVIII в. - М.,1951.

18. Масонство и русская культура. Сост. Новиков В. И. - М.,1996.

19. Машкова М.В., Сокурова М.В. Общие библиографии русских периодических изданий 1703-1954. Л., 1956

20. Минц И.И. Метаморфозы масонской легенды //История СССР. 1980. N4.

21. Морамарко М. Масоны в прошлом и настоящем. - М., 1990.

22. Николаевский Б.И. Русские масоны и революция. М.: Теppа, 1990.

23. Носенко В., Рогов С. Осторожно, провокация! //Огонек. 1988. N23.

24. Парнов Е. И. Трон Люцифера. Критические очерки магии и оккультизма. - М., 1985.

25. Периодич. печать СССР 1917-1949. Библиографич. указатель. М., 1958

26. Пиксанов Н. К. И.В. Лопухин // Масонство в его прошлом и настоящем. Под.ред. Мельгунова С. П. и Сидорова П.Т2. Изд.2-е. - М.,1991.

27. Платонов О. А. Россия под властью масонов. - М., Русский Вестник, 2000.

28. Русские сатирические журналы XVIII века. Сост. Лехтблау Л.Б., под. Ред. Проф. Гудзия Н.К. - М., 1940.

29. Сатирические журналы Н. И. Новикова. - М.-Л., 1951.

30. Сатон Э. Как орден организует войны и революции. Пер. с английского. - М., 1995.

31. Серков А.И. История русского масонства (1845-1945 гг.). СПб.: Изд-во им. Н.И. Новикова, 1996.

32. Словарь религий народов современной России. Под ред. Мчедлова М. П. - М., 1999.

33. Соловьев О.Ф. Масонство далекое и близкое //Новая и новейшая история. 1992. N4-5.

34. Соловьев О.Ф. Обреченный альянс. М., 1986.

35. Список масонского клуба "Магистериум", приведенный в журнале "Молодая гвардия", 1993. № 10.

36. Старцев В.И. Русские масоны ХХ века // Вопросы истории. 1989. N6.

37. Хасс Л. Русские масоны первых десятилетий ХХ века.: Историки отвечают на вопросы. М., 1990.

38. Хасс Л. Еще раз о масонстве в России начала ХХ в. //Вопросы истории. 1990. N1.

39. Яблоков И. Н. Религиоведение. - М., 1998.

40. Яковлев Н.И. I августа 1914 г. М.: Молодая Гвардия, 1974.

41. freemasonry.ru - Официальный сайт Великой Ложи России

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
59
Размер файла
88.09 КБ
Просмотров
374
Покупок
0
Влияние масонских идей развитие отечественной журналистики
Купить за 600 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1949 оценок
среднее 4.2 из 5
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!
Елена Елена прекрасно справилась с задачей! Спасибо большое за великолепно выполненную работу! Однозначно рекомендую!
Михаил Михаил отличный эксперт! Работу сделал раньше заявленного срока, все недочеты поправили, работой довольна! 5+
Мария Благодарю за работу! Замечаний нет!
Иван Спасибо все отлично!