Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Теоретические основы ЭВМ. Информация и ее представление. Системы счисления

Купить за 600 руб.
Страниц
30
Размер файла
168.69 КБ
Просмотров
14
Покупок
0
Информатика - учное правление, занимающееся изучением законов, методов и способов капливания, обработки и передачи информации с помощью ЭВМ электронно-вычислительных машин, или компьютеров и других

Введение

1.1 Информация и ее представление

1.2 Системы счисления

1.3 Логические операции

1.4 Единицы измерения информации

2 УСТРОЙСТВО СОВРЕМЕННЫХ ЭВМ

2.1 Схема фон Неймана

2.2 Основные устройства компьютера и их свойства

3 ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

3.1 Типы программного обеспечения

3.2 Файловая система

3.3 Основные операции с файлами. Буфер обмена

4 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

4.1 Обработка текста. Текстовые процессоры

4.2 Компьютерная графика

4.3 Электронные таблицы

4.4 Реляционные базы данных

5 АЛГОРИТМЫ И ПРОГРАММЫ

5.1 Алгоритмы. Способы записи алгоритмов

5.2 Языки высокого уровня

5.3 Основные операторы и синтаксические конструкции

6 Компьютерные телекоммуникационные сети

6.1 Основные принципы организации современных компьютерных сетей

6.2 Служба Domain Name System (DNS)

6.3 Почтовая служба (Е-mail)

6.4 Служба File Transfer Protocol (FTP)

6.5 Служба World Wide Web (WWW)

6.6 Ресурсы в сети

1 Теоретические основы ЭВМ

1.1 Информация и ее представление

Информатика - научное направление, занимающееся изучением законов, методов и способов накапливания, обработки и передачи информации с помощью ЭВМ (электронно-вычислительных машин, или компьютеров) и других технических средств.

Информация - сведения об окружающем мире, повышающие уровень осведомленности человека.

До тех пор пока информации было сравнительно немного, люди могли получать и обрабатывать ее без посредников. Увеличение объема информации привело к необходимости ускорения ее обработки. Для этого были разработаны механизмы, которые автоматизировали обработку информации. В настоящее время самым совершенным устройством переработки и хранения информации является компьютер.

Для машинной обработки информацию нужно записывать, обозначая буквы числами, т. е. кодировать ее. Поэтому необходимо знать способы записи числа.

1.2 Системы счисления

Системой счисления называют правила записи чисел с помощью некоторого набора знаков. В зависимости от способа использования этих знаков системы счисления делятся на позиционные и непозиционные.

В непозиционных системах счисления каждый знак обозначает всегда одно и то же число, и значения знаков в записи обычно суммируются. Поэтому для записи больших чисел приходится вводить все новые и новые знаки. Непозиционные системы неудобны для записи больших чисел и для выполнения арифметических действий.

Одна из непозиционных систем счисления используется до сих пор - это римская система счисления.

В римской системе счисления для небольших чисел используются такие знаки: I - один; V - пять; X - десять; L - пятьдесят; С - сто; D - пятьсот; М - тысяча.

В позиционных системах счисления один и тот же символ имеет разное количественное значение в зависимости от его позиции относительно других символов.

Поэтому в позиционных системах для записи любых чисел используется ограниченный набор знаков - цифр.

Наиболее распространенным способом записи чисел является десятичная система счисления. Каждое число записывается сочетанием десяти цифр, в котором вклад конкретной цифры зависит от ее позиции - разряда. Разряды отсчитываются справа налево. Первый разряд называется разрядом единиц, второй - десятков, третий - сотен и т. д.

Число в десятичной системе счисления можно представить с помощью операций сложения, умножения и возведения в степень. Например,

Помимо десятичной системы счисления есть и другие позиционные системы: двоичная, троичная, четверичная, восьмеричная, шестнадцатеричная и т. д. Их названия соответствуют основаниям систем счисления.

Основание системы счисления - число цифр, допустимых в записи числа. Если число записано в позиционной системе счисления, отличной от десятичной, то основание указывается нижним индексом.

Например,

Если основание системы счисления больше 10, то числа, которые больше 9, обозначают последовательно буквами латинского алфавита. Например,

В компьютерах используется двоичном, система счисления.

Поскольку запись числа в двоичной системе получается достаточно длинной, в целях уменьшения ее длины часто используют восьмеричную или шестнадцатеричную системы счисления.

Для перевода числа из двоичной системы в десятичную достаточно записать его в виде суммы произведений и подсчитать результат. Например,

Аналогично осуществляется перевод из любой другой позиционной системы счисления в десятичную.

Правило перевода чисел из позиционной системы с основанием а10 в десятичную систему:

Перевод чисел из десятичной системы в систему с произвольным основанием. Метод перевода состоит в нахождении остатков от деления числа на степени основания той системы, в которую нужно перевести число. Последовательность этих остатков и есть запись числа в новой системе. Разряды отсчитываются справа налево. Делить надо до тех пор, пока не получен окончательный остаток.

Пример 1. Перевести из десятичной в двоичную систему число 123.

Пример 2. Перевести число 475 из десятичной системы в шестнадцатеричную.

1.3 Логические операции

В основе всех действий с информацией лежат так называемые логические операции.

Логические переменные - переменные, которые могут принимать только два значения: ИСТИНА или ЛОЖЬ. Часто эти значения обозначают цифрами 1 и 0 (1 - ИСТИНА, 0 -ЛОЖЬ).

Логическая операция - действие, выполняемое над логическими переменными, его результат также либо ИСТИНА, либо ЛОЖЬ.

Базовые логические операции: логическое сложение (операция ИЛИ), логическое умножение (операция И) и отрицание (операция НЕ).

Логическое сложение (ИЛИ) - логическая операция, результатом выполнения которой является значение ИСТИНА, если хотя бы одна из логических переменных имеет значение ИСТИНА. Записывается с помощью знака "Ú": А Ú В.

Логическое умножение (И) - логическая операция, результатом выполнения которой является ИСТИНА, если все логические переменные имеют значение ИСТИНА, во всех остальных случаях результат - ЛОЖЬ. Записывается с помощью знака "Ù": А Ù В.

Отрицание (НЕ) - логическая операция, которая выполняется над одной логической переменной, ее результатом является значение ИСТИНА, если исходным значением было ЛОЖЬ, и ЛОЖЬ, если было ИСТИНА. Записывается двумя способами: ØА или .

Из логических переменных с помощью логических операций и скобок (для указания порядка действий) строятся логические выражения.

Например, (А Ù В) Ú Ú (В Ù С).

1.4 Единицы измерения информации

Поскольку в компьютерах используется запись информации в двоичной системе счисления, то количество информации измеряют, подсчитывая число двоичных разрядов (ячеек), необходимых для ее записи. Для удобства приняты следующие единицы измерения информации:

1 бит - одна ячейка, может хранить только значения 0 или 1;

1 байт = 8 бит;

1 килобайт = 1024 байта;

1 мегабайт = 1024 килобайта;

1 гигабайт = 1024 мегабайта.

Обратите внимание на то, что единицы измерения информации основываются на степенях числа 2. Десятичные приставки (кило, мега и т. д.) дописываются только условно, так как 210 = 1024 - число, близкое к 1000.

2 УСТРОЙСТВО СОВРЕМЕННЫХ ЭВМ

2.1 Схема фон Неймана

Принципиальная конструкция современных компьютеров опирается на схему фон Неймана. Эта схема определяет функции отдельных частей компьютера (рис. 1).

Рис. 1

Согласно схеме фон Неймана обработка информации выполняется процессором. Все действия, совершаемые процессором заданы программой - принцип программного управления. Данные и программы во время работы хранятся в оперативной памяти, для долгосрочного хранения те и другие переводятся из оперативной во внешнюю память. При этом человек вводит данные через устройства ввода (клавиатура, мышь, сканер, микрофон), а получает результат обработки через устройства вывода (монитор, принтер, акустические колонки).

Все программы и данные для работы процессора хранятся в памяти. Если их там нет, то компьютер работать не будет.

Объем устройств памяти определяется максимальным количеством информации, которое они могут хранить.

Оперативная память не может хранить данные при отсутствии электропитания. Для хранения данных без электропитания применяются разные виды внешней памяти. Самые распространенные сейчас устройства внешней памяти - дисковые, чаще всего это всевозможные магнитные диски.

Постоянная память содержит программы, с которых начинается работа ЭВМ. Без этих программ компьютер не сможет получить программы и данные из внешней памяти. Постоянная память не зависит от электропитания. Однако эта память медленнее, а объем ее невелик. Для изменения данных в ней требуется специальное устройство - программатор. В современных персональных компьютерах такое устройство есть, но используют его редко - только тогда, когда надо исправить ошибки в базовых программах.

Определяя назначение каждого устройства, схема не указывает способы изготовления, принципы работы устройств и методы связи между ними.

Принципы, которые определяют соединение устройств или их внутреннее устройство, называют архитектурой.

2.2 Основные устройства компьютера и их свойства

Почти все современные компьютеры сконструированы на основе шинной архитектуры. Согласно этой архитектуре различные устройства связываются между собой с помощью общего канала - шины. В некоторых случаях ее называют магистралью. К общему каналу подключаются различные устройства (процессор, оперативная память и т. д.). С шиной они часто соединены специальными устройствами-посредниками - контроллерами и адаптерами (рис. 2).

Рис.2

К одному контроллеру может присоединяться несколько устройств, работающих по известным ему стандартам. Контроллеры бывают самые разные - для подключения внешних устройств ввода-вывода, дисков и т. д.

Современные ЭВМ собираются из ультрабольших интегральных схем (УБИС). УБИС - это небольшие пластинки кремния, на которых вкраплениями других материалов созданы отдельные логические элементы. Такие элементы уложены очень плотно, что позволяет разместить на небольшой пластинке сложную схему.

Существует огромное количество микросхем для различных применений. Для решения конкретной задачи их часто выпускают целыми наборами - чипсетами (chipset).

Микросхемы собираются на платах - пластинах непроводящего материала, на которых закреплены проводники. К проводникам присоединяются микросхемы (припаиваются или вставляются в заранее припаянные разъемы).

Современные компьютеры конструируют, исходя из двух основных принципов: блочно-модульного и принципа открытой архитектуры.

Блочно-модульный принцип заключается в том, что отдельные по своим функциям устройства выполняются в виде отдельных модулей.

Принцип открытой архитектуры означает, что конструкторы ЭВМ предоставляют информацию о том, как разрабатывать устройства для нового компьютера.

Современные компьютеры собирают из отдельных частей, как конструктор, причем устройства стараются выполнять в виде отдельных модулей, а их контроллеры - в виде плат.

Некоторые основные устройства (сама шина, основные контроллеры и т. д.) собирают в одном модуле - материнской плате. Остальные устройства подключаются к материнской плате через специальные разъемы.

Если какое-то устройство выходит из строя, то весь компьютер, как правило, не ремонтируется, а заменяется только сломанный модуль. Если нужно подключить новое устройство, то можно разработать новый модуль-контроллер и встроить его в уже существующую ЭВМ.

Многие современные устройства и контроллеры - почти компьютеры. Они содержат свои процессоры, оперативную память, хранят и выполняют небольшие программы. Только это специализированные компьютеры, например, для вывода сложных изображений на экран.

3 ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

3.1 Типы программного обеспечения

Для обработки информации компьютеру требуется последовательность команд преобразования информации - программа.

Программы необходимы для функционирования ЭВМ. Без них компьютер не работает и абсолютно бесполезен.

Каждый процессор имеет свой набор команд, т. е. множество операций, которые он "умеет" выполнять. Эти операции записываются в двоичном коде и для выполнения должны находиться в оперативной памяти.

Для первых ЭВМ все программы писались в двоичном коде. Причем для решения каждой задачи такая программа составлялась и вводилась в память отдельно. После выполнения ее стирали и вводили новую.

Сейчас, когда память достаточно дешева и доступна, применяют другой подход. Программы для компьютеров не стирают после выполнения, а накапливают.

Набор программ, который разработан для компьютера, называют его программным обеспечением.

Программное обеспечение (ПО) можно разделить на классы: системное, прикладное, а также класс сред для разработки программ.

Системное программное обеспечение - программы, которые обеспечивают работу других программ. Они позволяют хранить библиотеку программ, находить нужные и запускать их на выполнение, а также распределять ресурсы между ними во время работы.

Прикладное программное обеспечение - программы, которые предназначены для решения конкретных прикладных задач: редактирования текста или графики, выполнения каких-то расчетов и т. д.

Среды для разработки программ - специальные программы, позволяющие создавать новые системные и прикладные программы.

Самая важная часть системного программного обеспечения собрана в комплексе программ, который называется операционной системой (ОС).

Операционная система выполняет следующие функции:

- обеспечивает запуск программ;

- распределяет ресурсы компьютера между программами во время работы;

- предоставляет другим программам возможности работы с различными устройствами;

- предоставляет средства организации интерфейса пользователя.

В состав современных операционных систем, как правило, входят несколько подсистем, основные из которых здесь перечислены:

- подсистема управления процессами;

- файловая подсистема;

- драйверы - специальные программы, стандартизирующие работу с аппаратурой;

- функции для организации взаимодействия программ с пользователем;

- служба безопасности - разграничения прав доступа.

Самые распространенные в настоящее время операционные системы - системы Windows фирмы Microsoft.

Большинство компьютерных программ взаимодействуют с пользователем.

Интерфейс - способ взаимодействия пользователя с компьютером, т. е. правила, по которым отдаются команды и показываются результаты их выполнения.

В настоящее время чаще всего используется оконно-графический интерфейс, когда работа организуется с помощью окон, изображенных на экране.

3.2 Файловая система

Самая важная для пользователя часть операционной системы - работа с внешней памятью, т. е. с хранилищем программ и данных.

Самой крупной логической единицей внешней памяти в системе Windows является том. Как правило, его по традиции называют диском. На больших носителях может быть не один, а несколько томов - логических дисков, т. е. том не всегда является физическим устройством. В операционных системах Windows каждый том обозначается большой буквой латинского алфавита.

Внутри тома информация организована в файловую систему.

Файловая система - способ организации хранения информации на носителях внешней памяти. Обеспечением работы с ней в операционной системе занимаются специальные компоненты.

Файл - область внешней памяти, обозначенная именем. Правила именования и выделения областей зависят от конкретной операционной системы.

В системе Windows имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: само имя файла и его расширение. Например, в имени файла name.txt само имя - это name, а буквы txt обозначают, что файл является текстовым. Имена файлам рекомендуется давать, учитывая их содержимое, так чтобы по названию можно было понять, какую информацию содержит файл.

В операционных системах Windows в имени файла может быть до 250 символов. Это могут быть символы русского и латинского алфавитов, цифры и некоторые знаки препинания. В именах файлов нельзя использовать символы "/", "\", "*", ",", ":", "?", """, "<", ">", "½" они используются для записи команд.

Файлы различаются между собой не только именами, но и содержимым. В зависимости от типа содержимого файлам дают различные расширения. Некоторые распространенные расширения перечислены ниже.

Расширение

Содержимое

ЕХЕ

Программа, выполняемая операционной системой

Расширение

Содержимое

СОМ

Программа в старом формате

Часть операционной системы

Библиотека функций для разных программ

ВАТ

Команды для операционной системы

Документ

ТХТ

Текстовый файл

Изображения

Одно и тоже содержимое может быть записано в файлы с различным расширением, и файлы при этом будут отличаться форматом файла.

Формат файла - правила хранения информации в файле.

Вообще, многие расширения - это сокращенные названия форматов.

Жестких правил на названия расширений нет, и каждый разработчик может придумать свой формат файла и расширение для него. Тем не менее рекомендуется придерживаться общепринятых стандартов и не давать файлам своего собственного формата названия с известным расширением.

Каталогом называют специальный файл, в котором операционная система хранит информацию о других файлах (в частности, о других каталогах). На каждом устройстве есть так называемый корневой каталог - основной каталог диска.

Для большей понятности каталоги в операционной системе Windows называют папками.

Чтобы точно указать местонахождение файла используется путь файла.

Путь к файлу - указание точного местоположения файла. В нем слева направо последовательно указываются том (диск), на котором находится файл, и все папки, которые нужно раскрыть, чтобы добраться до файла. После тома ставится двоеточие, потом косая черта. Папки разделяют косой чертой. Например, С:\Windows\Mon документы.

Полное имя файла включает в себя путь к файлу и само имя файла.

Например, С:\Windows\Moи документы\ workl.doc - полное имя файла workl.doc, лежащего в папке "Мои документы" на диске С.

3.3 Основные операции с файлами. Буфер обмена

Для работы с файлами есть несколько стандартных операций, которые поддерживают все операционные системы: копирование, перемещение, удаление.

Копирование - переписывание информации в новое место, причем в старом месте информация сохраняется.

Перемещение - перенос информации в новое место, после чего в старом месте она автоматически стирается.

Удаление - стирание записи о файле из каталога.

В операционных системах Windows операции копирования, перемещения и удаления часто выполняются с помощью программы "Проводник". Для выполнения копирования и перемещения используется буфер обмена.

Буфер обмена - специальное средство, предоставляемое операционной системой программам для обмена информацией.

Для работы с буфером обмена предусмотрены три команды:

- вырезать - информация записывается в буфер обмена и удаляется со старого места;

- копировать - копия информации записывается в буфер обмена;

- вставить - информация из буфера обмена вставляется в новое место.

Таким образом, чтобы скопировать файл, нужно его найти, выделить, скопировать в буфер обмена, найти новое место и вставить его туда. Чтобы переместить его, нужно файл не копировать, а вырезать.

Этим способом копируют и перемещают не только файлы, но и другую информацию.

Для удаления файлов в программе "Проводник" есть специальная команда, которая так и называется. Найти ее можно в пункте меню "Файл" или на инструментальной панели в программе "Проводник".

Для открытия файлов на его значке нужно выполнить двойной щелчок левой клавишей мыши. Дальнейшие действия будут зависеть от типа файла.

Если этот файл - программа (расширение ЕХЕ или СОМ), операционная система попытается ее запустить. Если это документ, по расширению или содержанию которого операционная система может определить его тип, то она вызовет программу, которая и будет с этим файлом работать (например, запустит программу Microsoft Word).

Если же системе ничего о файле не известно, то она выдаст окно, в котором попросит выбрать программу для дальнейшей работы.

Специальное назначение имеют файлы-ярлыки (Ink - их расширение). В таком файле содержится ссылка на другой файл (каталог, программу, документ и т. д.). Двойной щелчок на нем откроет тот объект, на который ссылается ярлык.

Таким образом, операционные системы Windows упрощают работу пользователей, скрывая от них детали работы и показывая информацию в привычном для них виде.

4 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В настоящее время создано большое количество самых разных программ. Благодаря этому разнообразию программ можно, как правило, самому не писать программу, чтобы решить некоторую задачу, а воспользоваться уже готовым программным продуктом.

Для решения часто встречающихся задач были разработаны специальные информационные технологии, т. е. такие способы и приемы решения, которые позволяют решать большие классы задач.

Информационные технологии существовали и до компьютеров (например, каталогизация библиотек), но именно компьютеры позволили автоматизировать обработку данных и связывать эти технологии между собой в единое целое.

4.1 Обработка текста. Текстовые процессоры

Для подготовки всевозможных документов и других печатных материалов применяется класс программных средств, которые называются текстовыми редакторами и процессорами. Отличие текстового редактора от процессора заключается в том, что редактор позволяет только набрать текст, а текстовый процессор дает возможность изменить его начертание, вставить рисунок или таблицу и т. д.

Важным преимуществом этой технологии перед традиционными способами печати является возможность изменять текст без помарок на бумаге, сохранять его в виде файла и дорабатывать постепенно, а на печать отправлять только окончательно готовый текст. Текст легко тиражировать, поскольку если он хранится в электронном виде, то его можно распечатать в любом количестве экземпляров.

В текстовых редакторах и процессорах текст представляется в виде последовательности букв - символов. Некоторые символы имеют специальное назначение, например, служат концами строк, абзацев, страниц.

Подготовка документа при помощи ЭВМ проходит в три этапа: набор, редактирование, форматирование (верстка).

Современные текстовые процессоры обрабатывают текст абзацами. Место для ввода очередного символа показывает мерцающий прямоугольник или вертикальная черта - курсор.

При наборе текста рекомендуется соблюдать следующие правила:

- Текст должен набираться непрерывно, необходимо только указывать концы абзацев, а о распределении строк на листе текстовый процессор заботится сам.

- Слова в тексте отделяются друг от друга одним пробелом.

- Перед знаками препинания пробел не ставится. Тире выделяется пробелами с двух сторон.

- Парные знаки (кавычки, скобки и т. д.): открывающиеся примыкают к следующему слову, закрывающиеся - к предыдущему.

Текст может набираться в двух режимах - вставки и замены. В режиме вставки текст "раздвигается", и на место курсора вставляется новый символ. В режиме замены новый символ заменяет символ, стоящий справа от курсора. Удалить символы можно с помощью двух клавиш: нажатие клавиши "Deb удаляет один символ справа от курсора, а "Backspace" - слева.

Красную строку в абзацах, центрирование текста не следует выполнять, набирая пробелы, это может сильно усложнить работу процессора. Для выполнения подобного оформления текста существуют специальные команды форматирования.

После набора текст нужно отредактировать. При редактировании набранный текст прочитывается, в нем исправляются ошибки. Если нужно какую-то часть текста удалить, перенести в другое место документа или она повторяется несколько раз, то применяют операцию выделения фрагмента. В современных компьютерах фрагмент выделяют, как правило, с помощью мыши. Выделенный фрагмент можно скопировать, вырезать, вставить, удалить.

Форматирование является заключительным этапом при подготовке текста в текстовом процессоре. Форматирование - придание документу того вида, который должен быть на бумаге.

Текстовый процессор позволяет менять параметры шрифта, абзаца, страницы. Перечислим основные параметры оформления текста.

Параметры форматирования шрифта:

- стиль начертания букв - гарнитура;

- размер букв - кегль, он задается обычно в типографских пунктах (1 пункт - 1/72 дюйма).

- начертания шрифта - небольшие модификации внешнего вида: жирный, подчеркнутый.наклонный;

- цвета шрифта и фона, на котором написан текст.

Параметры форматирования абзацев:

- левый и правый отступы (от границы поля страницы) - места, откуда начинается и где кончается текст;

- красная строка - размер дополнительного отступа слева для первой строки абзаца;

- выравнивание абзаца - размещение текста в границах абзаца: ровный левый край (левое выравнивание), по центру, ровный правый край (правое), ровные оба края (по ширине);

- межстрочный интервал.

Параметры форматирования страницы:

- левое, правое, нижнее и верхнее поля - отступы от края страницы до границы текста;

- количество колонок текста на странице;

- колонтитулы - надписи сверху и снизу страниц;

- номера страниц.

При изменении параметров оформления действует правило: если ничего не выделено специально - изменения будут действовать либо на новый текст, либо на текущий абзац. Если часть текста выделена специально, то все изменения будут применены к этой части.

4.2 Компьютерная графика

Основная задача информационных технологий при работе с графикой - позволить пользователям ЭВМ обрабатывать визуальную информацию.

Эту задачу выполняют программы рисования для художников, обработки фотографий, подготовки чертежей и видеофильмов и многие другие.

Основа всех технологий обработки изображений с помощью компьютера - представление графической информации в цифровом виде.

Для этого применяется способ растрового представления изображений. Его суть в том, что изображение представляется в виде растра - таблицы, в которой каждой точке ставится в соответствие цвет. Если таких точек много и размер их достаточно мал, то изображение получается качественным.

Количество точек на экране (по вертикали и горизонтали) называется разрешением экрана. Количество цветов, в которые можно окрасить точку, называют цветовым разрешением.

Эти два параметра - главные характеристики любого устройства, связанного с вводом или выводом изображений: мониторов, принтеров, сканеров, графических планшетов и т. д.

Для хранения и обработки информации в компьютере изображения представляют одним из двух способов: растровым и векторным. Изображения, представленные тем или иным способом, называются так же.

Растровые изображения. Изображение хранится как таблица (матрица) цветов точек - тем же способом, что отображается на экране.

Подобным образом кодируют фотографии, видеоизображения. Этот способ удобен для изображений, редактируемых целиком. Он универсален, однако не всегда удобен для исправления рисунка. Существенным недостатком является большая величина файлов, содержащих растровые изображения. Некоторые операции с растровыми изображениями приводят к ухудшению качества - потере цветов или точек.

Векторные изображения. Изображение составляются из готовых элементов, таких как прямые, окружности, сложные кривые и т. п. Каждый из них имеет набор параметров, которые определяют его положение на рабочем поле, цвет, толщину линий и т. д.

Векторным способом рисуются сложные шрифты, плакаты, трехмерные изображения, чертежи. Такие программы позволяют нарисовать с помощью математических операций очень многое, но далеко не всякое изображение можно представить в векторном виде. Фотографии, например, так представить нельзя.

Растровый и векторный способы дополняют друг друга и часто используются вместе. Как правило, программы, в основном предназначенные для работы с одним типом изображений, имеют средства и для обработки другого типа.

Чтобы отобразить или напечатать векторное изображение, его нужно преобразовать в матрицу точек. Эта операция называется растеризацией. Растеризация позволяет выводить векторные изображения с максимально возможным на этом устройстве качеством.

В сочетании с технологиями обработки текста, эти технологии позволяют с помощью компьютера готовить всевозможные печатные материалы - документы, журналы, книги и т. п. Так что этот комплекс получил название настольных издательских технологий.

4.3 Электронные таблицы

Когда персональные компьютеры стали активно использоваться, выяснилось что для множества задач, связанных с подсчетами, нужно выполнять очень похожие операции, связанные с заполнением различных таблиц. Для решения таких задач были разработаны программы, которые называются табличными процессорами или электронными таблицами.

Табличный процессор предоставляет пользователю расчерченный по вертикали и горизонтали лист очень больших размеров - таблицу. Информация вносится в ячейки таблицы. Для записи ячеек каждая из них имеет две координаты: буквенное обозначение столбца строки и цифровое - строки.

Электронные таблицы позволяют вести экономические расчеты, анализировать данные экспериментов, иллюстрировать математические выкладки и т. д.

Поскольку таблицы предназначены для расчетов, то в ячейки можно записывать не только конкретные значения, но и формулы, по которым их можно вычислить. Формулы записывают по правилам, напоминающим правила записи программ. В формулах можно использовать математические операции, различные числа, строки и ссылки на значения других ячеек.

Если изменяются исходные значения (например, числа в ячейках, на которые ссылается формула), то содержимое ячейки пересчитывается автоматически.

В составе современных таблиц есть и средства деловой графики - на основе рассчитанных или введенных данных можно построить графики и диаграммы. Они также меняются при изменении данных.

Для оформления таблицы можно использовать разные шрифты, объединять несколько ячеек в одну, менять их высоту и ширину.

4.4 Реляционные базы данных

Для обработки больших объемов данных разработано много способов. Один из наиболее распространенных способов - технология реляционных баз данных.

Согласно технологии реляционных баз данных сами данные представляют в виде набора таблиц с фиксированным количеством столбцов, назначение и тип которых заданы при создании базы данных. Каждую колонку называют полем таблицы, а строку - записью. Записи в таблицах связываются между собой через так называемые ключевые поля.

Для работы с базами данных разрабатывают специальные комплексы программ - системы управления базами данных. Они позволяют вносить и получать информацию из базы с помощью запросов на специальном языке. Самый распространенный язык для этой цели - SQL (язык структурированных запросов, Structured Query Language).

Чтобы с базой данных смог работать обычный человек, разрабатываются приложения баз данных, которые обращаются к системе управления базами данных самостоятельно, а пользователю показывают результат в понятном для него виде.

5 АЛГОРИТМЫ И ПРОГРАММЫ

5.1 Алгоритмы. Способы записи алгоритмов

Алгоритм - точное предписание исполнителю (человеку или автомату) выполнить последовательность действий, направленных на достижение поставленной цели.

Алгоритм всегда составляется для конкретного исполнителя, т. е. для человека или автомата, который может его исполнить.

Совокупность всех команд, которые исполнитель может выполнить, и всех состояний объектов, которые он в состоянии распознать, называется системой команд исполнителя.

От обычных инструкций алгоритм отличается несколькими важными свойствами, допускающими его автоматическое исполнение.

- Дискретность. Алгоритм состоит из отдельных команд, которые выполняются последовательно, начало и конец их выполнения строго фиксированы.

- Понятность. Команды алгоритма должны быть полностью понятны исполнителю.

- Точность. После выполнения каждой команды точно известно, завершено ли выполнение алгоритма или нужно перейти к следующей команде.

- Результативность. Алгоритм завершается либо достижением цели, либо обнаружением невозможности решения задачи.

- Массовость. Алгоритм единым образом применяется к любой корректной формулировке задачи, для решения которой он разработан.

Каждый алгоритм разрабатывается в строго определенных заранее условиях, включающих строгую формулировку задачи и систему команд исполнителя.

Для того чтобы алгоритм мог выполняться автоматом, его надо записать в той форме, в которой автомат его сможет "читать". Для ЭВМ такой формой является двоичный код.

Однако человеку записывать алгоритм в машинном коде крайне неудобно, так как на запись даже простого алгоритма уходит много времени, и появляется масса трудно обнаруживаемых ошибок. Поэтому для составления и подготовки программ используются другие формы записи алгоритма, в частности блок-схемы и языки программирования.

Блок-схема - последовательность, составленная из отдельных соединенных между собой в порядке выполнения блоков. С помощью блок-схем описывают структуру программы. Вид блоков определяется их назначением в программе. Форма блока определяет вид действий, а записи внутри - подробности (параметры).

Конкретные виды блоков будут упоминаться вместе с соответствующими частями программ.

Язык программирования - формализованный язык, предназначенный для описания алгоритмов решения задач на ЭВМ.

Языки программирования бывают: низкого, среднего и высокого уровня.

Язык программирования низкого уровня - язык программирования, структура команд которого определяется системой команд процессора и архитектурой ЭВМ. Часто эти языки называют языками ассемблера.

Писать программы на языках ассемблера немногим проще, чем в двоичном коде, поскольку по сути эти языки являются просто буквенными записями машинных команд.

На основе языков ассемблера были созданы языки среднего уровня или языки макро-ассемблера. В них система команд расширена более сложными конструкциями. Специальные программы-переводчики сами переводят эти конструкции в двоичный код.

5.2 Языки высокого уровня

Языки высокого уровня - языки программирования, средства которых допускают описание алгоритма в наглядном виде, т. е. не на основе команд процессора, а на основе слов естественного языка.

Программа на таком языке переводится на машинный с помощью программы-транслятора, которая переводит конструкции языка программирования на язык команд процессора. Языки высокого уровня не зависят от конкретного компьютера, а зависят от программы-транслятора.

При разработке новых процессоров для них вначале первым делом разрабатывают программы-ассемблеры, а потом переводят на язык ас-

Программа на языке Basic представляет собой последовательность команд-операторов. Программа начинает выполнение с первого от начала оператора и заканчивает работу либо на последнем операторе, либо на операторах остановки: END или STOP.

Имена переменных в языке Basic могут включать в себя от 1 до 40 символов и должны начинаться с буквы. Имена переменным рекомендуется давать так, чтобы из имени был понятен смысл переменной.

Тип переменной в языке Basic определяется с помощью последнего символа имени (суффикса). Используются следующие типы переменных:

- ! - дробное число с одинарной точностью;

- # - дробное число с двойной точностью;

- % - целое число;

- & - длинное целое число;

- $ - строка.

Имя

Тип

Число с плавающей точкой, одинарная точность

Целое число

Строка

Число с плавающей точкой, двойная точность

Правила записи выражений в языках программирования очень похожи на математические. Но при написании программы необходимо записывать выражения одной строкой - линеаризовать запись.

В зависимости от типа вычисляемого в выражении итогового результата, говорят о типе выражения.

Числовые выражения - выражения, результатом вычисления которых является число.

Математические операции, доступные в языке Basic

Знак операции

Операция

Пример

Сложение

А+В

Вычитание

А-В

Умножение

А*В

Деление

А/В

Деление нацело

А\В

Нахождение остатка от деления

А mod В

Возведение в степень

А^В

Для обозначения порядка действий используют скобки.

В выражениях можно использовать встроенные математические функции:

- sin(x) - синус числа х;

- cos(x) - косинус числа х;

- tan(x) - тангенс числа х;

- atn (x) - арктангенс числа х;

- abs (x) - модуль числа х;

- sqr (x) - корень квадратный из числа х.

В тригонометрических функциях аргумент выражается в радианах.

Числовые выражения могут быть целыми и дробными. Трансляторы языка Basic учитывают это автоматически - при присваивании целочисленного выражения дробной переменной дробная часть считается равной 0, а при присваивании дробного выражения целой переменной отбрасываются знаки после запятой.

Примеры записи числовых выражений

Математическая запись

Запись на языке Basic

Строковые

Оглавление

- Введение

- Выводы

- Список литературы

- Приложение

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
30
Размер файла
168.69 КБ
Просмотров
282
Покупок
0
Теоретические основы ЭВМ. Информация и ее представление. Системы счисления
Купить за 600 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1949 оценок
среднее 4.2 из 5
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!
Елена Елена прекрасно справилась с задачей! Спасибо большое за великолепно выполненную работу! Однозначно рекомендую!
Михаил Михаил отличный эксперт! Работу сделал раньше заявленного срока, все недочеты поправили, работой довольна! 5+
Мария Благодарю за работу! Замечаний нет!
Иван Спасибо все отлично!