Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Красота и ее образы в творчестве И. С. Тургенева

Купить за 600 руб.
Страниц
65
Размер файла
68.64 КБ
Просмотров
72
Покупок
0
Новизна данной работы заключается в том, что большинство авторов при рассмотрении женских образов в творчестве Тургенева, как правило, исходят из того, что эти образы являются, в некотором роде,

Введение

Новизна данной работы заключается в том, что большинство авторов при рассмотрении женских образов в творчестве Тургенева, как правило, исходят из того, что эти образы являются, в некотором роде, комментариями, приложениями мужских. В настоящей работе предпринята попытка, вслед за Писаревым, Лебедевым, Пустовойтом, Бялым, Топоровым и другими исследователями, осветить особую, самостоятельную роль этих образов в произведениях, обратив внимание на способы их создания и выделив основные, характерные черты тургеневских героинь.

Нельзя не согласиться с мнением известного исследователя творчества И.С. Тургенева с тем, что "главной чертой каждой тургеневской героини является восхитительная женственность". Однако это понятие раскрывает не все. Представление о женской красоте у автора более сложное.

Тургеневские героини соединяют в себе, казалось бы, несовместимые черты, такие как робость и твердость характера, мечтательность и целеустремленность, проявляющиеся во всем. Тургеневская женщина обладает чувством собственного достоинства, способна терпеливо и ровно строить отношения с людьми. А все это - те качества характера, которые испокон веков составляли идеал красоты русской женщины в самых разных сословных обществах.

При этом важно видеть в тургеневских женщинах и другое. Ее максимальную приближенность к природе, ее началам. Женщина - явление особого порядка, она как бы персонифицированное проявление природы. Подобно природе, она не вписывается в привычные рассудочные рамки. Она руководствуется нелогическими заключениями, а внерассудочными природными законами. Импульсивность, непредсказуемость как раз и составляют особую красоту, прелесть тургеневской девушки. Как и природа, женщина постоянна, но ее постоянство заключается в ее непрерывной изменчивости.

Объектом выпускной квалификационной работы является ряд произведений И.С. Тургенева, а ее предметом запечатленные в этих произведениях женские образы и образы природы как образы красоты.

Цель выпускной квалификационной работы состоит в выявлении тургеневского представления о Красоте, олицетворенной в образах женщины и природы.

Задачи работы:

1. выявить способы создания женских образов и образов природы в творчестве писателя;

2. выделить типические черты женских образов у Тургенева: особенности внешности, характера, поведения, проявления чувств;

3. проанализировать ситуации, в которых максимально раскрываются главные качества героинь;

4. определить функции этих образов, их значение в конкретных произведениях, в творчестве И. С. Тургенева в целом.

Методы исследования. В данной работе используется историко-литературный, структурно-типологический и мотивный методы анализа.

Теоретическая база данной работы: сведения русского, советского и российского литературоведения, основные тезисы и положения по данной теме из критических статей ведущих русских и советских литераторов и тургеневедов, таких как Гинзбург, Писарев, Бялый, Пустовойт, Лебедев.

Практическая значимость работы

Данная работа может служить предварительным этапом к другому, более масштабному исследованию - о роли женских образов и образов природы в русской литературе XIX века; она также способна значительно облегчить подготовку к проведению уроков по знакомству с творчеством И. С. Тургенева, особенно - с его романами.

Гипотеза

В русском языке укоренилось понятие "тургеневская героиня". По мнению неискушённых читателей, женщина у Тургенева такова:

- нежное, хрупкое, возвышенное создание; в белом пышном платье, длинноволосая, постоянно печальная;

- предельно скромная, воспитанная девушка 17-25 лет;

- покорная, пассивная, безынициативная, непрактичная.

По этому поводу можно возразить: безвольные, не интересные как самим себе, так и другим пассивные личности не смогли бы так долго существовать в мировой литературе, их бы попросту забыли. С тургеневскими же героинями этого не случилось. Даже по прошествии почти полутора веков они вызывают неподдельный интерес и симпатию у читателей, заставляют сочувствовать им и сопереживать

Вполне вероятно, на это представление наложил отпечаток читательский опыт, полученный при знакомстве с другими произведениями этого писателя. Вполне возможно, что такие впечатления переносятся с них и на восприятие романов Ивана Сергеевича. И если полученные ранее впечатления были достаточно сильны, то воспринимать по-другому романы того же Тургенева будет очень непросто. Проблема - в субъективном читательском представлении о творчестве писателя, в предубеждении.

Также ошибка заключается и в упрощённом подходе к осмыслению образной системы произведений. Этот подход должен быть сопряжен с осознанием философских позиций автора, с пониманием принципов, которыми автор руководствуется при создании образов, с анализом приёмов отображения внутреннего мира персонажей.

Например, Пустовойт писал про Тургенева: "Писатель концентрирует внимание не на том, что говорят герои, а на том, как они говорят. Почти за каждым их поступком или жестом улавливается сокровенное внутреннее содержание".[51,198] Если не видеть, не чувствовать этого, можно неверно истолковать образы произведения и, как следствие, его идейное содержание.

Следует уделять внимание и тому, какие элементы выделяет писатель, раскрывая образы своих героинь. Для Тургенева, например, в портретных характеристиках героинь важнее не отдельные черты, а общее впечатление, которое производят девушки. Есть лишь одна деталь внешнего облика, которой писатель уделяет повышенное внимание. Это - глаза, а точнее - их выражение. И это не случайно - ведь говорят, что глаза - зеркало души. А именно душу героинь Тургенев пытался раскрыть перед читателями.

Необходимо и осознание так называемой природной концепции автора. Невнимание к этой стороне вопроса приводит к тому, что тургеневские героини предстанут перед читателями весьма безрассудными, чрезмерно впечатлительными и абсолютно нелогичными существами.

Можно с уверенностью сказать, что женские образы у писателя гораздо сложнее и глубже, чем это может показаться на первый взгляд. На наш взгляд, типичной тургеневской героине также свойственны такие качества как: скромность, высокая нравственная чистота, способна на глубокую и сильную любовь.

В данной работе сделана попытка подробного рассмотрения романов писателя для подтверждения или опровержения этой гипотезы. Лишь детально проанализировав произведения Тургенева, можно сделать определённые выводы о том, какие же они, его героини, почему они до сих пор нам интересны, что в них особенного, почему читатели увековечили их память в устойчивом словосочетании.

Структура работы. Работа состоит из:

- введения;

- двух глав:

в первой главе раскрываются образы "Тургеневских героинь" с точки зрения красоты, выделены следующие типы: красота чувственная, истинно - платоническая.

во второй главе рассмотрены позиции Тургенева о красоте природы.

- заключения

- списка использованной литературы.

Глава 1. Красота и ее женские образы

1.1 Красота чувственная: тип Манон Леско

Как следует из соответствующего намека в повести "Фауст", сам Тургенев генеалогически возводил этот тип к героине знаменитого романа Антуана Франсуа Прево "История кавалера де Грие и Манон Леско" (1733) - необычайно прельстительной девушке "из заурядной семьи", наделенной "двусмысленным очарованием и неразрешимой загадкой" и превратившейся в символ "женской непостижимости и лукавства". Феномен этой "безгрешной развратницы, бескорыстной любительницы роскоши, скромной искусительницы, ставшей предметом увлечения благородного юноши", исследователи Прево связывали с культурой "зрелого рококо с присущей ей апологией женственности" и "поэтикой <...> двусмысленности". "Один из "стержневых" женских характеров европейской литературы", Манон Леско какими-то частицами своей натуры отозвалась в знаменитых героинях П.Мериме, О.Бальзака, Э.Бронте, Ги де Мопассана, позднее - М.Пруста, В.Набокова. Неотразимым и опасным соблазном оказалось ее начало и для ряда тургеневских героев.

Манон Леско была женским кумиром героя повести "Фауст" Павла Александровича до встречи его с Верой Николаевной Ельцовой. Девять лет назад в его жизни была и женщина, живописное изображение которой друг Павла Александровича "называл портретом Манон Леско", которое действительно напоминало облик знаменитой героини Прево: "...глаза глядят так же задумчиво, лукаво и нежно, губы так же легкомысленно и грустно смеются, и полуощипанная роза так же тихо валится из тонких пальцев" [4; 92.]Последняя деталь в этом портрете - цветок с древней многозначной семантикой - в особенности показательна. В качестве "эмблемы Христа и Девы Марии, Царицы Небесной" роза в христианстве знаменовала "принцип духовной любви, целомудренной красоты, интеллектуальной красоты, совершенства", в мифологии и искусстве могла символизировать "источник вдохновения", "время, смерть и воскрешение", "молчание, тайну". Однако роза в портрете, повешенном Павлом Александровичем в его комнате, не случайно выскальзывает из руки изображенной женщины и к тому же ею полуощипана, то есть наполовину в своих лепестках усечена. Это означает, что из "символа завершенности, полноты и совершенства" она превратилась здесь в эмблему начала по преимуществу одностороннего, которое - вместе с лукавым взглядом и легкомысленной усмешкой изображенной женщины - скорее всего символизирует принцип "физической любви" и чувственной страсти, связанные с древнейшими языческими божествами. Так, в представлении античных греков, "роза впервые расцвела, когда Афродита родилась из морской пены", "розы служили короной Дионису", "роза - священный цветок граций, "розоперстой" богини утренней зари Эос (Авроры) <...>, Персефоны , Гименея".

Восходящее к образу Манон Леско сочетание почти полярных физических и нравственных качеств отличает и ту гастролировавшую в Петербурге итальянскую танцовщицу, в которую страстно влюбился герой повести "Переписка" Алексей Петрович. "Это было, - говорит он, - тем более странно, что и красавицей ее нельзя было назвать. Правда, у нее были удивительные золотисто-пепельные волосы и большие серые глаза с задумчивым и в то же время дерзким взором,.. <...> Вы, может быть, думаете, что она была умна? - Нисколько! Стоило взглянуть на ее низкий лоб, стоило хоть раз подметить ее ленивую и беспечную усмешку, чтобы тотчас убедиться в скудости ее умственных способностей. <...> Впрочем, она была добра, непринужденна, даже слишком непринужденна, не ломалась, как большею частью есть много крови, той южной, славной крови, в которую тамошнее солнце, должно быть, заронило часть своих лучей. Она спала девять часов в сутки, любила покушать, никогда не читала ни одной печатной строчки <...> и едва ли не единственным нежным чувством в ее жизни была привязанность ее к il signore Carlino, маленькому и жадненькому итальянцу, за которого она потом и вышла замуж" [5; 46].

Простонародный итальянский вариант женщины типа Манон Леско есть и в повести "Фауст". Это бабка Веры Николаевны, простая крестьянка из Альбано, в которую некогда влюбился дед героини и черты которой, запечатленные на превосходном миниатюрном портрете, рассказчик повести комментирует таким образом: "Но что за лицо было у итальянки! Сладострастное, раскрытое, как расцветающая роза, с большими влажными глазами на выкате и самодовольно улыбавшимися румяными губами! Тонкие чувственные ноздри, казалось, дрожали и расширялись, как после недавних поцелуев; от смуглых щек так и веяло зноем и здоровьем, роскошью молодости и женской силы... Этот лоб не мыслил никогда, да и слава Богу. Она нарисована в своем альбанском наряде; живописец <...> поместил виноградную ветку в ее волосах, черных, как смоль, с ярко-серыми отблесками: это вакхическое украшение идет как нельзя более к выражению ее лица" [5; 118].

Чувственная семантика розы дополнена в этом изображении ассоциацией портретного оригинала с древнегреческими вакханками, известными тем, что "...во время вакхических праздников собирались в шумные разгульные толпы и предавались буйному веселью, которое под влиянием восточных культов выродилось в ночные оргии... Их называли не только вакханками, но и менадами или фиадами, основным отличительным знаком у них были тирсы, т. е. жезлы, увитые виноградной лозой или плющом и заканчивающиеся шишкой пинии"[7, 59]. Языческий символический контекст розы и виноградной ветки обогащен в тургеневском портрете бабки Веры Николаевны значением серого цвета, связанного "с землей и произрастанием", а также христианской символикой цвета черного как "цвета зла и цвета князя тьмы", в средневековом христианском искусстве - и "грехопадения". Все эти смыслы были призваны раскрыть читателю "Фауста" сущность женщины, сладострастной не одним своим видом, но, очевидно, и натурой.

Тот же женский тип в его дворянско-русском варианте воплощает собою и неверная жена Федора Лаврецкого Варвара Павловна Коробьина, о которой, помимо намека, содержащегося в ее имени (от греч. "чужеземная"; "иноземка", "грубая"), при первом же представлении ее читателю сказано: "...она так была спокойна и самоуверенно-ласкова, что всякий в ее присутствии тотчас чувствовал себя как бы дома; притом от всего ее пленительного тела, от улыбавшихся глаз, от невинно-покатых плечей и бледно-розовых рук, от легкой и в то же время как будто усталой походки, от самого звука ее голоса, замедленного, сладкого, - веяло неуловимой, как тонкий запах, вкрадчивой прелестью, мягкой, пока еще стыдливой негой, чем-то таким, что словами передать трудно, но что трогало и возбуждало, - и уже, конечно, возбуждало не робость" [6; 47].

Откровенно циничным и аморальным, но столь же загадочно влекущим, как Манон Леско, существом изображена хладнокровная соблазнительница героя повести "Вешние воды", двадцатилетнего Дмитрия Санина, Мария Николаевна Полозова - своего рода Дон Жуан, а еще точнее, сам змей-искуситель (метафора прямо подсказывается читателю "серыми хищными глазами" и "змеевидными косами" этой особы) в женском обличье. "Лоб у нее, - представляет ее автор "Вешних вод", - был низкий, нос несколько мясистый и вздернутый; ни тонкостью кожи, ни изяществом рук и ног она похвалиться не могла - но что все это значило? Не "перед святыней красоты", говоря словами Пушкина, остановился бы всякий, кто бы встретился с нею, но перед обаянием мощного, не то русского, не то цыганского, цветущего женского тела… и не невольно остановился бы он!" [8;344].

Роскошью женственной плоти, а не одухотворенностью или нравственной неординарностью властно увлекла Евгения Базарова и Анна Сергеевна Одинцова [8; 75]. Да и покоробленный "цинизмом Базарова" Аркадий Кирсанов на некоторое время попал под физические чары этой женщины: "Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий, спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица" [8; 71, 68].

Это часть посвящена образу Манон Леско, Тургенев взял это образ для своей повести "Фауст" из романа Антуана Франсуа Прево "История кавалера де Грие и Манон Леско". Этот роман стал неотразимым и опасным соблазном для начало и ряда других тургеневских героев. Манон Леско женский кумир героя повести "Фауста". Восходящие к образу Манон Леско сочетания почти популярных физических и нравственных качеств отличает и ту гастролировавшую в Петербурге итальянскую танцовщицу, в которую страстно влюбился герой повести "Переписка" Алексей Петрович.

Оглавление

- Введение ..3

- Красота и ее женские образы 1.1. Красота чувственная тип Манон Леско

- Женщина-статуя скульптурный мотив

- Идеально-платоническая красота

- Женщина-загадка

- Красота и ее образы в природе 2.1. Пейзаж в творчестве И.С. Тургенева

- Природа- храм или мастерская

- Повести о трагическом смысле любви и природы

- Заключение ..51

- Список использованной литературы 60

Заключение

Подводя итог всей проделанной работе, необходимо отметить следующие положения.

Тургенев разработал особый тип романа, в котором повествование о личной судьбе героя превращается в цельную картину социально-политической и идейной жизни страны в определённый период её истории. Сменяющие друг друга герои его романов, представители разных идейных поколений, образовали в сознании читателей России и всего мира типический образ мыслящего русского человека, осознающего свою личную судьбу в неразрывной связи с судьбами своей страны. Точно так же и образы героинь Тургенева, при всём неповторимом своеобразии каждой из них, сложились в характерный для России единый образ "тургеневской героини", чьё сердце устроено так, что оно может полюбить только избранника России.

Скорее всего, именно поэтому Тургенев вложил в образы своих героинь всё самое прекрасное, все те качества, которыми только может обладать идеальная женщина. Более всего он ценил в женщине душу, характер. То, как она проявляет себя в отношениях с любимым человеком, было для писателя главным критерием её оценки. Это подтверждал и Пустовойт, считавший, что "обаяние многих тургеневских героинь, несмотря на разницу их психологических типов, заключается в том, что их характеры раскрываются в момент напряжённого поэтического чувства, которому Тургенев научился у Пушкина. Как и его великий предшественник, Тургенев был очень чутким к миру человеческих переживаний, улавливал их тончайшие оттенки. Он с волнением наблюдал, как расцветают и преображаются молодые существа под влиянием светлой и облагораживающей любви". [51, 45]

Самым сложным писателю казался вопрос "о трагическом значении любви". Любовь рисовалась Тургеневу в соответствии с его философскими взглядами, стихийной и бессознательной силой, перед властью которой человек беззащитен. Многие критики отмечали, что писатель обычно испытывал волевые качества своих героев в их интимных отношениях, в их любви. Историк литературы И. И. Иванов заметил, что в произведениях Тургенева сердце русской женщины - пробный камень поведения героя, его решительности, его эмоций.

Тургенев в своих романах даёт понять читателю, что первое впечатление, которое производят девушки, очень часто бывает обманчивым; зачастую не оправдываются даже ожиданиях тех, кто провёл рядом с ними долгие годы. Только пройдя через испытание любовью, девушки раскрываются, показывая все свои сильные и слабые стороны. Например, в романе "Рудин" ошибалась Дарья Михайловна, говоря о героине: "Наташа, к счастью, холодна. Она будет счастлива". Прав оказывается Лежнёв, возражавший ей: "Наталья - не ребёнок, хотя, к несчастью, неопытна, как ребёнок. Вы увидите, эта девочка удивит всех нас. Страсти в ней сильные и характер тоже ой-ой!" [1, 124].

Для изображения женских образов Тургенев использует следующие способы: портретная характеристика, диалог, авторское повествование о детстве и юности героинь, музыка и другие способы.

Восхищаясь женской душой, Тургенев не оставался равнодушным и к внешней красоте, грации, манерам. Он очень тщательно и вдумчиво работал над созданием женских образов, подвергал их детальной проработке. Все движения, мимика, жесты, манеры, слова героинь должны были способствовать созданию у читателя максимально чёткого представления как о силе характеров девушек и глубине тех чувств, которые ими овладевают, так и об их внешнем облике. Портрет важен ещё и потому, что, по мнению писателя, внешность женщины оказывает значительное влияние на всю её жизнь, с чем трудно не согласиться.

Женские образы Тургенева оригинальны и узнаваемы, в способах их создания есть много общего. Несмотря на то, что писатель пользуется разнообразными способами характеристики героев, предпочтение он отдаёт диалогу и портрету.

Диалог в его романах играет настолько большую роль, что было бы неправильным сводить его к простому техническому приёму писателя. Возросшая роль диалога определяется тематикой, идейным содержанием произведения. В социально-политическом романе диалог даёт возможность развивать актуальные политические проблемы, освещая их с разных точек зрения. В диалоге раскрываются характеры героев. Именно в них обнаруживаются первостепенные качества тургеневских девушек, отражаются их взгляды, мнения, убеждения. Так же диалоги героинь с мужскими персонажами способствуют обнаружению полноты, глубины и силы чувств.

Кроме того, Тургенев постоянно прибегает к достаточно развёрнутой портретной характеристике, акцентируя внимание не на отдельных чертах внешности, а на общем впечатлении, которое производят девушки. От Одинцовой, например, "веет какой-то ласковой и мягкой силой". Про Марианну Синецкую писатель сообщает: "От всего её существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным", а про Елену Стахову: "Во всём её существе <…> было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом, что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных".[1, 566] С помощью детализированного портрета Тургенев желает пояснить, почему конкретная героиня производит то или иное впечатление.

Есть только одна деталь внешнего облика, которой писатель уделяет повышенное внимание, - глаза. Но, опять-таки, не сами глаза, не их форма или цвет, а выражение: "внимательный и задумчивый взгляд", "удивительное выражение доброты и кротости в умных глазах". Автор таким образом пытался раскрыть перед читателями души своих героинь.

Ещё одним характерным для Ивана Сергеевича способом создания женских образов является авторское повествование о детстве и юности героинь, о тех факторах, которые оказали влияние на становление их характеров.

Повествование о любви Лизы Калитиной и Лаврецкого в романе "Дворянское гнездо" Тургенев предваряет рассказом о детстве героини, говорит о том, что оно прошло "под влиянием няни - простой русской женщины Агафьи Власьевны, которая воспитала Лизу. Рассказывая девочке поэтичные религиозные предания, Агафья толковала их как бунт против несправедливости, царящей в мире. Под влиянием этих рассказов Лиза с юных лет чутко относилась к людским страданиям, доискивалась правды, стремилась делать добро. С детства Лиза была погружена в мир религиозных представлений и преданий".

Важнейшей особенностью типичных тургеневских героинь является ярко выраженное природное начало, что обусловлено тургеневской концепцией природы. В своих поступках тургеневская женщина руководствуется не логикой, а чувствами, внерассудочными законами природы. Именно эта непредсказуемость лежит в основе обаяния типичных героинь Тургенева. Желая показать тесную взаимосвязь женщины и природы, писатель избрал пейзажные зарисовки одним из важнейших способов раскрытия образов своих героинь.

В качестве иллюстрации этого способа можно привести пример из романа "Рудин", в котором накануне любовного объяснения стоит жаркий, светлый, лучезарный день; возникает сверкающий алмазами дождевых капель радостный и в то же время тревожный пейзаж... Но тревога, в конце концов, сменяется свежестью и тишиной. В этом пейзаже заключена своеобразная оценка души Натальи, её личности, оценка, не переводимая на язык других понятий... Но по своей прозрачной ясности и не нуждающаяся в таком переводе. В сцене у Авдюхина пруда мы видим пейзаж противоположного характера, но того же смысла и назначения: заброшенный пруд, "дряхлый дубовый лес, вымерший и засохший". Это рудинский пейзаж, принимающий участие также в оценке характера и натуры героя.

Определённую роль в создании образов тургеневских девушек играет и музыка. Чаще всего она сопровождает героинь в моменты предельного раскрытия их характеров, вызванного чувством любви к мужчине. Музыка поэтизирует взаимоотношения героев, усиливает эмоциональный фон их романтических встреч и признаний. Например, разговоры Лаврецкого и Лизы происходят на фоне музыки, поэтизирующей их взаимоотношения и чувства. Музыка Лемма сопровождает лучшие движения души героя романа и поэтические объяснения влюблённых.

Способы создания женских и мужских образов у Тургенева сильно различаются. При создании мужских образов больше внимания уделяется монологам, причём как обращённым к собеседнику, так и внутренним, а внимание к портретным деталям направлено более на пропорциональность, черт лица, соразмерность частей тела, нежели на конкретные черты или производимое впечатление.

Главной чертой каждой тургеневской героини является восхитительная женственность. Они соединяют в себе, казалось бы, несовместимые черты, такие как робость и твёрдость характера, мечтательность и целеустремлённость, проявляющиеся во всём, в особенности, в отношениях с любимым мужчиной. Тургеневская женщина обладает чувством собственного достоинства, способна терпеливо и ровно строить отношения с людьми. А всё это - те качества характера, которые испокон веков составляли идеал красоты русской женщины в самых разных сословных обществах.

Героини Тургенева занимают одни из главных или главные места в произведениях. Например, в романе "Дым" главная героиня - Ирина, а не её возлюбленный Литвинов, в "Нови" - Марианна, а не Нежданов или Соломин. Именно от их решений и действий зависит то, как сложится (или не сложится вовсе) жизнь героев-мужчин. И хотя у каждой из девушек Тургенева свои переживания, своя жизнь, свои заботы и тревоги, всех их объединяет жажда великих дел, сила характера, великое чувство любви и желание быть счастливыми вместе с теми, кого они любят.

Героинями, достойными называться типичными тургеневскими девушками, в рассмотренных романах являются, на наш взгляд, следующие: Наталья Ласунская ("Рудин"), Елена Стахова ("Накануне"), Татьяна ("Дым"), Марианна Синецкая ("Новь").

Им присущи скромность, мечтательность, высокая нравственная чистота, твёрдость воли. Они никогда не теряют чувства собственного достоинства. У них богатый внутренний мир. Тургеневские девушки внимательны к себе и к окружающим, вдумчивы, достаточно смелы и независимы, жаждут деятельности, подвига. Они занимают активную жизненную позицию, интересуются будущим страны, народа и готовы пожертвовать своим благополучием, положением и даже своей жизнью на благо Родины, если это потребуется.

Типичная тургеневская девушка способна на глубокую и сильную любовь, склонна к самоотвержению ради любимого и его идеалов. Она буквально перевоплощается, охваченная этим чувством. Она готова идти со своим избранником до конца, причём не имеет значения, что придётся пережить в связи с этим. Тургеневская девушка не может любить "чуть-чуть", наполовину, её принцип в любви - всё или ничего. Чувства её слишком сильны и она отдаётся им целиком, без остатка; того же она требует и от мужчины. Честность в отношениях для неё превыше всего.

И далеко позади таких женщин остаются "мужские персонажи, одержимые любовью как наваждением, от которого нельзя избавиться иначе, чем найдя успокоение в смерти. Также и те герои, которые просто недостойны подлинной и большой любви, которые убегают от неё в последний момент, хотя и по-разному: ничего не сказав и как бы канув в воду, ища жалкие объяснения для своего оправдания или обдав ледяным холодом влюблённую девушку".

Тургенев, всегда веривший в мужество, духовные силы и ум женщины, связывал с её деятельностью большие надежды. Он положительно относился самореализации женщин, к эмансипации (истинной, а не утрированной до комизма, как в пародийном образе Кукшиной). "Блестящее будущее за тем народом, - говорил он, - который поставит женщину не только наравне с мужчиной, а выше его". Тургенев в романе "Новь" устами Соломина выражает своё мнение по поводу современниц: "Вы уже теперь, все вы, русские женщины, дельнее и выше нас, мужчин".

Пейзаж как средство выражения авторской позиции передает настроения героев, их сердечные бури и штили. У Тургенева пейзаж играет огромную роль не только в "Отцах и детях", но и во всех его произведениях. Он не только отражает переживания героев, но и выполняет свою наиболее важную функцию - переводит ситуацию в вечный план, подчеркивая мысли автора о вечности и бесконечности природы, позицию по отношению к вечным проблемам человечества.

Создание элегического эмоционального тона - посредством включения лунного пейзажа автору удается погрузить читателя в мир тоски, печали, грез, тайны. Эта функция ярко представлена в лунных пейзажах Тургенева.

Лунный пейзаж является составляющей романтического пейзажа, потому что мотив ночи становится аллегорической завязкой драматических событий, окутан тайной и мистикой. Использование лунного пейзажа придает романтические черты их творчеству.

Картины природы в "Отцах и детях" - это ещё и самостоятельный образ родины, образ России. Символизируя родину, пейзаж у Тургенева выражает идею мироздания, идею вечного движения жизни, красоты бытия.

Мастерство писателя- художника ощутимо проступает в том, что он использует картины природы для передачи психологических нюансов в ощущениях персонажей.

Пейзаж у Тургенева включен в систему нравственных отношений людей. Нелепость, вздорность затеянной Базаровым и Павлом Петровичем дуэли оттеняется описанием "славного, свежего" утра: "…маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной глазури, мелкая роса высыпала на листьях и травах, блестела серебром на паутинках; тёмная зелень, казалось, ещё хранила румяный цвет зари; со всего неба сыпались песни жаворонков" [1, 475].

Список литературы

1. И. С. Тургенев. Избранные произведения. Авторский сборник. Лениздат., 1982 г.

2. Алексеев М.П. Тургенев и Марлинский. \\ В кн.: Творческий путь И.С.Тургенева\ под ред. Бродского. - Пг.,2003.

3. Алисов П.Ф. Сборник литературных и политических статей. - Женева, 2007.

4. Андреев Л.Г. Современная литература Франции. 60-е годы. - М.,2007.

5. Андреева А. "Призраки", как исповедь Тургенва. \\ Вестник Европы. - 2004. - №9.

6. Афанасьев В., Боголепов П. Тропа к Тургеневу. - М., 2003.

7. Бальмонт К. Избранное, стихотворения, переводы, статьи.- М. Художественная литература., 1980.

8. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М.,2005.

9. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 2005.

10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 2001.

11. В.П. Боткин и И.С. Тургенев. Неизданная переписка. - М.,2000.

12. Бочаров С. Этические вопросы психологической прозы. \\ Вопросы литературы. - 2005. - №3.

13. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. - Л.,2005.

14. Величкина И.И. Новый жанр в творчестве И.С. Тургенева. \\ В кн.: Проблемы идейно-эстетического анализа худ. лит-ры в вузовских курсах в свете решений Съезда КПСС. - М.,2002.

15. Ветринский Ч. Муза - Вампир. \\ Творчество Тургенева. - М., 2000.

16. Виноградов И.И. Повести и рассказы Тургенева 60-х годов. \\ И.С.Тургенев. Соч. в 10-ти томах. Т. 7. - М.,2002.

17. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. - М., 2007.

18. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л., 2007.

19. Гинзбург Л.Я. (Без заглавия). HYPERLINK \\\\Юрий \\ Юрий Тынянов. Писатель и учёный. Воспоминания. Размышления. Встречи. - М., 2006.

20. Головко В.М. Художественно-философские искания позднего Тургенева. - Свердловск, 2004.

21.Головко В.М. Поэтика русской повести. - Саратов,2002.

22. Головко В.М. Жанровое своеобразие "Странной истории" И.С. Тургенева (к проблеме жанра "студии"). - М., 2003.

23. Гуминский В.М. Путешествие. HYPERLINK \\\\ЛЭС \\ЛЭС. - М., 2001.

24. Добролюбов Н.А. Собр. Соч. в 3-х томах. - М., 2006. - Т.3.

25. Достоевский и Тургенев. - М., 2003. - Т.73.

26. Достоевский Ф.М. Письма. - М.-Л., 2003. - Т.1.

27. Кийко Е.И. Комментарии.\\ И.С.Тургенев. Полн. Собр. Соч. и писем: в 30 томах. - М., 2001. - Т.7.

28. Кийко Е.И. "Призраки". Реминисценции из Шопенгауэра. \\ Тургеневский сборник, вып. 3. - М., 2007.

29. Кожинов В.В. Содержательность литературных форм. \\ Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. - М., 2004.

30. Кожинов В.В. Жанр литературный. \\ КЛЭ. - М., 2005. - Т.2.

31. Кожинов В.В. К проблеме литературных родов и жанров. \\ Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. - М.,2004.

32. Краткая литературная энциклопедия. - М., 2004. - Т.1-8.

33. Курляндская Г.Б. "Таинственные повести"И.С.Тургенева : (проблема метода и мировоззрения). \\ Учен. Зап. Курск. Пед. Ин-та. Т.74: Третий межвузовский тургеневский сб. - Орёл, 2001.

34. Лавров П.Л. И.С.Тургенев и развитие русского общества. \\ Литературное наследство. - М., 2007. - Т. 76.

35. Лейдерман Н.Л. К определению категории жанра. \\ Жанр и композиция литературного произведения межвузовский сб. Вып. 3. - Калининград, 2006.

36. Литературное наследство, т.76. И.С. Тургенев. Новые материалы и исследования. - М., 2007.

37. Литературный энциклопедический словарь./ под общей редакцией В.М. Кожевникова/. - М., 2007.

38. Минералов, Ю. И. "Иван Сергеевич Тургенев." В сб.: Минералов, Ю. И. История русской литературы XIX века (40-60-е годы). Учебное пособие. М., Высшая школа, 2003.

39. Михайлов А.В. Новелла. - КЛЭ, т.5. - М., 2001.

40. Муратов А.Б. И.С.Тургенев после "Отцов и детей" (60-е годы). - Л., 2002.

41. Муратов А.Б. Тургенев - новеллист. - Л., 2005.

42. Муратов А.Б. Повести и рассказы 60-х годов. \\ И.С. Тургенев. Собр. Соч.: в 12-ти томах. - М., 2005. - т.7.

43. Наркевич А.Ю. Автобиография. \\ КЛЭ, т.1. - М., 2003.

44. Нигматуллина Ю.Г. О характере психологического конфликта в повести-воспоминании И.С. Тургенева 60-70-х годов. HYPERLINK \\\\Учён \\Учён . Зап. Казанск. Ун-та. - 2003. -т.123. - кн.8.

45. Новикова Е.Г. Проблема малого жанра в эстетике И.С.Тургенева. \\ Проблемы метода и жанра. - Томск,2001.

46. Никитина Н.С. "Призраки". Неоконченная статья М.М. Ковалевского. \\ Тургеневский сб., вып.2. - М., 2006.

47. Осьмакова Л.Н. "Таинственные" повести и рассказы И.С. Тургенева в контексте естественно-научных открытий второй половины XIX века. \\ Научн. Докл. Высш.шк. Филологич. Науки. - 2004. - №1.

48. Петров С.М. И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. - М., 2001.

49. Покусаев Е.И. Примечания. \\ И.С. Тургенев. Собр. Соч. в 30-ти т. Сочинения, т.7. - М., 2001.

50. Полякова Л.И. Повести И.С. Тургенева 70-х годов. - Киев,2003.

51. Пустовойт П.С. Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" и идейная борьба 60-х г. 20в. -М.:-Наука, 1965 - 438с.

52. Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева. - М., 1979 г.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
65
Размер файла
68.64 КБ
Просмотров
106
Покупок
0
Красота и ее образы в творчестве И. С. Тургенева
Купить за 600 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1949 оценок
среднее 4.2 из 5
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!
Елена Елена прекрасно справилась с задачей! Спасибо большое за великолепно выполненную работу! Однозначно рекомендую!
Михаил Михаил отличный эксперт! Работу сделал раньше заявленного срока, все недочеты поправили, работой довольна! 5+
Мария Благодарю за работу! Замечаний нет!
Иван Спасибо все отлично!