
на первый
заказ
Реферат на тему: Биографическая школа литературоведения. Биографический метод в литературоведении
Купить за 250 руб.Введение
Открыл эту школу французский писатель и филолог Шарль Огюстен Сент-Бёв (1804-1869). Решающим источником вдохновения писателя биографическое литературоведение считает личную жизнь автора. В связи с этой установкой исследовательский акцент ученый должен поставить на детальное изучение жизненного пути автора. Ш. Сент-Бёв призывал проникнуть как можно глубже не только во внутренний мир литератора, но и в домашнюю обстановку. Познав привычки автора, от которых он зависит, можно посмотреть на него как на обычного человека. Процесс приземления художника к реальности дает ключ к открытию тайны психологии творчества.Биографическая (или позитивистская, как она себя называет) школа, стремилась заменить умозрительную реконструкцию древних мифов добыванием точно верифицируемых(подтвержденных) фактов, сбором и документальной проверкой биографического материала. Этот метод утвердился, в частности, во французской науке и критике (Ш.-О. Сент-Бёв, Г. Лансон). Литературное творчество интерпретируется здесь через жизненные обстоятельства автора. Ныне такой подход по-прежнему широко практикуется, но кажется архаичным: связь произведения с биографией, конечно, существует, однако одно не обязательно объясняется другим. Часто творчество писателя строится не как воспроизведение его биографии, а как отталкивание от нее, создание принципиально иной версии событий, компенсация не бывшего в жизни; с другой стороны, предшествующее творчество (свое и чужое) может само определять собой жизнь писателя, его поступки [3].
В своей трехтомной работе "Литературные портреты" (1844-1852) Ш. Сент-Бёв рассмотрел почти всю французскую литературу, уделив особое внимание быту изучаемых писателей, их случайным встречам. Эти и другие биографические приемы он переносит на сюжет, идейное и художественное своеобразие произведения. Однако следует помнить и то, что под биографией Ш. Сент-Бёв понимал широкий круг таких проблем, как политические и социальные идеи века, окольцовывающие писателя и его произведения.
Модель творчества писателя, согласно сторонников этого направления, помимо утверждения абсолютной свободы автора, представляет собою движение от жизни к его художественному наследию. Эту же схему биографисты переносят и на метод анализа текста. Первичной тут должна быть личность писателя, вторичным - его литературная продукция. В истории развития этой школы наблюдались переломные периоды, но они настойчиво преодолевались. Так, известный в Европе датский филолог конца XIX и начала XX века Г. Брандес возродил традицию биографического "портрета". В XX веке сторонники этого направления "очистили" биографизм от "посторонних элементов", оставив лишь "дух" писателя, его "сокровенное я" (В.П. Палиевский).
Биографическая школа выросла на почве позднего романтизма, однако она продолжала сохранять свое влияние и позже, когда романтизм потерял свое главенствующее значение. Связь биографического литературоведения с эстетикой романтизма, его умонастроением прочитывается в самом названии этого литературоведения. Из всех эстетических принципов романтический оказывается наиболее субъективированным и несущим печать личности самого художника. Никто не станет отделять творчество от личности, они всегда ярко индивидуализированные. Отсюда становятся заметными такие понятия, как стиль писателя, стиль - это человек, это и эпоха. Биографическая школа исходит из преувеличения роли личности автора. Именно в этом пункте возникает посягательство на природу творчества, поскольку искусство рождается в процессе художественного обобщения.
Сбрасывать со счетов биографию писателя нельзя, зная ее, можно уяснить тот или другой метод, пафос направленности. Однако жизнь и творения писателя находятся на разных уровнях. Между реальным фактом и созидательным процессом возникают противоречия, они состоят в том, что художник не повторяет действительность, а обобщает ее. Самое сомнительное в биографическом методе скрывается в теневой стороне деяния писателя. Ключ к разгадке биографического метода нельзя искать в смерти или самоубийстве писателя. Впрочем, общеизвестно, что литераторы позволяли себе нарушать нравственные нормы, и в этом они видели лишь озорство, шалости, познание жизни, а своих персонажей, которые отдают дань пороку, решительно осуждают: писателю можно грешить и его редко кто порицает, антигерой, напротив, обречен на вечный авторский приговор.
Биографический метод в литературоведении не утратил своего значения. Многие школьные и вузовские учебные программы по историко-литературным дисциплинам продолжают испытывать влияние биографической школы [4].
Оглавление
- Биографическая школа литературоведения- Биографический метод в литературоведении
- Шарль Огюстен де Сент-Бев Заключение
- Список литературы
Заключение
Биографическая школа, стремилась заменить умозрительную реконструкцию древних мифов добыванием точно верифицируемых (подтвержденных) фактов, сбором и документальной проверкой биографического материала.Биографический метод в литературоведении - изучение творчества писателя как выражения его личного жизненного опыта, считающегося решающим творческим началом искусства. Крупнейший из представителей Биографического метода - Шарль Огюстен де Сент-Бев.
В своих работах "Литературные портреты", "Беседы по понедельникам", "Пор - Рояль" стремился "проникнуть насколько возможно глубже" не только во внутренний мир, но и в домашнюю обстановку писателя. Ему казалось, что, уделяя первостепенное внимание "обыденным привычкам, от которых великие люди зависят не менее, чем простые люди", он тем самым "прикрепляет" писателя к "земле", к "реальному существованию".
Список литературы
1. Словарь литературоведческих терминов. Редакторы - составители Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. Издательство "Просвещение" Москва, 19742. Шарль Сент-Бев "Литературные портреты. Критические очерки". Издательство "Художественная литература" Москва, 1970
. http://ru.wikipedia.org/wiki/Сент-Бёв,_Шарль_Огюстен_де
. [http://dic.academic.ru/dic.nsf/aphorism/1564/Шарль]
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год