на первый
заказ
Дипломная работа на тему: Неповторимый образ русской женщины допетровской эпохи
Купить за 200 руб.Введение
Поэтический, образный диалог с окружающим миром - яркая черта русского характера. При таком восприятии мир полон красок, полнозвучен, объемен. В XVII веке это живое образное сознание существовало в ареоле сказок, легенд, былин, сказаний, которые мощно его питали, поддерживая в нем древние пласты. Своей поэзией этот коренной фольклор преобразовывал быт, наполненный каждодневными делами.XVII столетие - рубеж, когда можно говорить о тысячелетней русской истории, если включить в нее восточных славян, от которых, собственно, и произошли русские. Славянские племена пришли в Восточную Европу примерно в VI веке нашей эры из Западной Европы, неся в себе мощный жизненный потенциал. Впереди у них - яркая и суровая история создания государства и превращения его в могучую империю.
Что же касается женщин, то "таковые с лица столь прекрасны, что превосходят многие нации". Однако "они не удовлетворяются естественной красотой, и каждый день они красятся; и эта привычка обратилась у них в добродетель и обязанность. Они стройны телом и высоки". О том, что у русских женщин "во всеобщем употреблении притиранья и румяна", писали многие иностранцы, порою наивно полагая, что это делается, "дабы скрыть природные недостатки.
На Руси не считается за бесчестие белиться и румяниться, напротив, мужья охотно делают издержки на сию прихоть жен своих".
Одежда россиян настолько отличалась от европейского платья, что чужеземные гости непременно обращали на нее внимание.
Цель исследовании -раскрыть особенности быта и нравов жизни женщины допетровской эпохи.
Оглавление
- Введение 3- Неповторимый образ русской женщины допетровской эпохи
- Тип социализации женского-природного в жизни женщины
- Заключение 19
- Список литературы 22
Заключение
В русских былинах женщины ни в чем не уступают, а зачастую превосходят мужчин, пользуясь заслуженным уважением. Так, в одной из былин киевского цикла Добрыня попадает в плен к поленице, которая, схватив его за волосы, приподнимает с земли; сам непобедимый Илья Муромец находит себе достойную противницу в Палке, дочери Соловья-разбойника; с женою богатыря Дуная не может сравняться ни один киевский стрелок.Древние поленицы имели своих последовательниц, вошедших в историю: убегая от домашнего гнета женщины XVI-XVII вв. организовывали вооруженные шайки: Григорий Долгорукий в 1671 году во главе одной из шаек, следовавших за Стенькой Разиным , встретил женщину, которую жестоко казнил - приказал сжечь ее.
Образ женщины-богатырки, широко распространенный и в народных сказках, был связан, очевидно, и с "наследственностью" сарматских воительниц, и с жизненной необходимостью продолжения рода, воспроизведения здорового потомства. Для девушек, как и для юношей, существовала система инициации, связанная в числе прочего с физическими испытаниями, Отголоски ее долго сохранялись в обрядовых танцах, а затем в народных плясках и подвижных играх, где ценили подвижность и быстроту реакции.
Но сила и ловкость - не самые главные качества, присущие женщине. Древние славяне склонны были видеть в женщине колдунью, имеющую сношения со сверхъестественными мирами и обладающую могучими чарами. Даже вселяемую женщиной любовь приписывали колдовству. Истоки такого отношения к женщине ведут, вероятно, еще к первобытному обществу, в эпоху матриархата, когда в силу специфических телесных особенностей и выполняемых физиологических функций женщина рассматривалась как существо другого порядка, наделенное магическими свойствами, и потому вызывающее страх. В женщине многое пугало, древний человек не переставал ее бояться. В условиях матриархата этот страх стал основой религиозного почитания. Отголоски культа рожениц сохранились в мотивах вышивок и архитектуре до XIX века. Позднее, во времена патриархата этот же страх перед женщиной дал повод для объявления ее существом "нечистым". В Древнерусском государстве матриархатные традиции долго не уступали новому общественному строю, что в значительной мере отразилось в народных обрядах, преданиях, фольклоре. Длительное сохранение матриархата можно объяснить тем, что значительную часть нашей страны занимали племена, которые греки называли женоуправляемыми (4).
Вероятно также, что отголоски этих верований проявляются в более позднее время расцвета патриархального строя, сохранившись в виде различных табу - видеть, говорить, есть с женщиной - в некоторые моменты ее жизни (например, родины).
Народная традиция сломилась только под влиянием Византии и татарского ига. А патриархальная организация нанесла ей решительный удар, создав новый порядок вещей, сущность которого прекрасно передается народной поговоркой: "Кому воду носить? - Бабе. - Кому биту быть? - Бабе. - А за что? - За то, что баба."
Но корни народной традиции еще долго сохранялись. В Новгороде, несмотря на Византийское влияние, женщины еще появлялись на народных собраниях. Княгиня Мария Борецкая в Новгороде, великие княгини Евдокия и Софья в Москве, Евдокия и Анастасия в Твери, Елена в Суздали принимали активное участие в общественной жизни, давали аудиенции послам, появлялись на торжественных обедах.
Характерен и фольклорный идеал женщины. В русских народных сказках мы не встретим образа спящей принцессы. Напротив, сказочные героини всегда в заботах: содержат дом, помогают женихам или мужьям выполнять сложные царские задания. Подтверждая идею о том, что образ человека каждой эпохи зависит от основной тенденции века, народная сказка (или часто в переработанном виде религиозно-нравственное поучение с тем же сюжетом) рисует образ добродетельной, терпеливой, работящей девушки (чаще всего падчерицы). Счастьем , в лице супруга и детей, она вознаграждается за терпение и незаслуженные страдания.
Современники русских в XVI-XVII вв., например, шведские авторы, отмечали униженное положение русских женщин, для которых побои мужа и унижения были настолько привычным явлением в супружеской жизни, что их уже считали за знаки проявления супружеской любви. К нравственности женщин относились гораздо строже, чем к нравственности мужчин. Однако такой взгляд был распространен и в Западной Европе и был связан с христианским аскетическим мировоззрением (5).
Но при этих условиях женщина отчасти главенствует в домашней жизни. Закон и обычай единогласно отводят ей здесь в известном смысле привилегированное положение. Женщина может наравне с мужчиной управлять домом, самостоятельно владеть имением, крепостными, распоряжаться ими по своему усмотрению. Все это приводит к постепенному складыванию нового типа женщины - барыни-хозяйки. Этот тип ясно обозначается в более позднее время, когда "женское вполне торжествует и женщина призывается к почестям т тяготам высшего сана" (1).
Утверждение этой роли женщины в русском обществе сделало возможным ее выход из допетровского терема в петровские ассамблеи. Постепенное возвращение утраченных прав свободной славянки стало происходить в Новое время.
Итак, со времени складывания великорусской этнической общности образ женщины неоднократно менялся. Динамика этих изменений позволила женщине, начиная с XVIII века, занять качественно новое положение в русском обществе. Надо однако заметить, что качественные преобразования происходили не как сознательно проводимые, а в результате изменения социально- и культурно-исторического процесса и происходившей при этом смене ценностно-смысловых систем и принципов культуры.
Список литературы
1. Валишеский К. Царство женщин / Репринтное воспроизведение издания 1911 г./. - М.. 1989. - С.18-20.2. Гачев Г.Д. Русский Эрос // Советская литература. - 1990. - № 5. - С.92.
3. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси: Историко-бытовые очерки XI-XIII вв. - М.-Л., 1966. - 240 с.
4. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука, 1988. - С.746-752.
5. Славяне и их соседи. - М., 1990. - С.75.
6. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. - М.: ГИТИС, 1994. - 160 с.
7. Тихомиров М. Русская культура X-XVIII веков. - М., 1968. - С.90-172.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год