
на первый
заказ
Дипломная работа на тему: Классификация религий у кыргызов 1. Систематизация религий в литературе
Купить за 600 руб.Введение
Духовность- источник силы нации,нация начинает умирать,
когда духовность приходит в упадок,
а материализм активизируется.1
Среди факторов, которые повлияли и продолжают влиять на формирование судеб рода человеческого, наиболее сильным является тот, чье воздействие мы зовем религией. Религиозный фактор лежит в основе всех социальных групп институтов, и он же - сильнейший импульс, объединяющий людей. В очень многих случаях узы религии оказываются прочнее расовых, территориальных или даже семейных. Известно, что люди, почитающие одного бога, исповедующие одну веру настойчивее и крепче держатся друг за друга, чем члены одной семьи, даже родные братья. Делалось много попыток раскрыть происхождение религии. Древние религии, существующие и поныне, свое сверхъестественное начало, ведут, свой генезис не из человеческого мозга, а откуда-то извне.
Есть ученые, которые доказывают примерами из древнеарийской литературы, что религия произошла от поклонения силам природы, а вовсе не от культа предков. В древнейших источниках о нем нет упоминаний, и современные исследователи склоняются к теории обожествления природы. Кажется, что человеческий ум так и старается заглянуть за завесу. Восход солнца, вечер, наступление ночи, ураган - ошеломляющее, грандиозные силы природы, ее красота - все это притягивает разум, который стремится понять эти явления. Пытаясь проникнуть в их суть, человек придает явлениям природы человеческие качества, наделяет их душами и телами, иногда прекрасными иногда трансцендентными. И все это приводит к тому, что явления природы превращаются в абстракции, персонифицированные или нет. То же самое происходило с греками; вся их мифология - это абстракция обожествленных сил природы; и то же самое можно сказать о древних германцев, о скандинавах и обо всех других арийских народах. Иными словами, как будто подтверждается и точка зрения сторонников происхождения религии от персонифицированных сил природы.
Мне кажется вполне естественным, что начало религии могли стать сны; во сне и через сон человек мог придти к идеи бессмертия. Разве сон не прекрасное состояние? Как нам известно, дети и люди не искушенные не делают большой разницы между сновидениями и явью. Что может быть естественнее, чем в силу естественной же логики задуматься над происходящим во время сна; дело выглядит мертвым, а ум продолжает действовать? 2 А коли это так, то не просто ли прийти к заключению, когда дело погружается в смертный сон, что-то все равно продолжает действовать? Мне это представляется более естественным объяснением сверхъестественного; отталкиваясь же от идеи сна и смерти, человеческий ум продвигается ко все более высоким концепциям. Конечно, со временем большая часть человечества осознала, что сновидения не подтверждаются явью, что во сне человек получает новую жизнь, а просто воспроизводит опыт бодрствования.
Религиозное мировоззрение кыргызов имело в прошлом синкретический характер. В нем соединялись элементы религиозных представлений различного происхождения. Наряду с исламом у кыргызов широко бытовали, отчасти сохранялись до последнего времени некоторые пережитки до исламских верований, уходящих своими корнями в глубокую древность. Во многих случаях они имели значительно большее влияние на быт и сознание, чем ислам и его обрядность. В повседневной жизни некоторой части сельского населения, особенно женщин, различного рода суеверия и обряды, связанные с остатками древних магико-анимистических шаманских и других представлений, играют отрицательную роль, они затуманивают сознание людей, способствуя сохранению природы и общественной жизни, мешая утверждению материалистического мировоззрения.
Обстоятельное знакомство с верованиями как в прошлом, так и в настоящем, а также с той средой, в которой они бытовали и отчасти еще бытуют, выяснение причин сохранений пережитков и наконец, выявление их характера, территориальных особенностей дают возможность более успешно бороться с религиозными пережитками.
Вместе с тем, изучение доисламских верований имеет большое теоретическое значение для воссоздания истории ранних форм религии. Оно представляет интерес также для разработки этнической истории народа, ибо многообразные эмпирические процессы в той или иной мере находили свое отражение а народных представлениях, обычаях, обрядах. Пережитки древних религиозных верований у населения средней Азии, несмотря на продолжающиеся наполнение фактического материала, еще в недостаточной степени исследованы, хотя анализ их имеет не только теоретический интерес, но и немаловажное практическое значение. Многие реликты до мусульманских верований и обрядов в самых различных представлениях до сих пор дают о себе знать в быту населения края. Их живучесть в наши дни вызывает потребность систематизировать фактический материал, определить генезис отдельных явлений этого комплекса верований, чтобы создать научную базу для атеистической аргументации.3
Работы, включенные в курсовую по своему содержанию охватывают различные аспекты верований у кыргызов. Основную из них, как по ширине материала так и по глубине исследования, представляют статьи, посвященные одной из наименее разработанных проблем среднеазиатского религиоведения проблеме тематических представлений, демонологических представлений и шаманскому культу, в прошлом, как показали полевые исследования весьма широко бытовавшего у народов и этнографических групп Средней Азии и занимавшего по отношению к господствующей религии в достаточной мере самостоятельное положение.
Решение поставленной задачи было сопряжено с большими трудностями, так как в масштабе средней Азии проблема доисламских верований разработана еще далеко не достаточно, хотя и дореволюционные исследователи этнографии средней Азии и советские этнографы проделали значительную работу. Надо отметить, что только в трудах советских ученых эта тема впервые получила свое подлинно научное толкование, это прежде всего касается работ Г.Н. Снесарева, В.Н. Басилова, В.В. Радлова, Н.А. Аристова, Ч. Валиханова, С.М. Абрамзона и т.д.
В них не только собран и обобщен богатейший фактический материал по верованиям народов средней Азии, но и определены направления дальнейшего изучения проблемы генезиса религиозных представлений. Значительным докладом в науку следует считать работу Снесарева о реликтах до мусульманских верований и обрядов у народов средней Азии и Казахстана. Классификация собранных автором материалов и анализ их генетической связи с ранними формами религии, а также сделанные им выводы исследователей до мусульманских верований народов средней Азии.
В работах советских этнографов историков, философов имеются интересные сведения о доисламских верований кыргызов. Это, прежде всего исследования С.М. Абрамзона, который наряду с другими вопросами этнографии кыргызского народа рассматривает шаманские тотемистические и другие доисламские представления.
Ценный вклад в изучении доисламского мировоззрения, и мировосприятия древних кыргызов внесен Б. Аманалиевым и Т.Д. Баялиевой. Несколько своеобразно они рассматривают проявления тотемизма, шаманства и магии у кыргызов, дает глубокий и всесторонний анализ одного из центральных элементов древней религии - культа природы. Земля, вода, огонь и другие стихийные силы природы рассматриваются ими как неотъемлемые части этого культа, олицетворение названных сил он объясняет их реальными свойствами как очищающих стихий и оплодотворяющих субстанций. По мнению исследователей, религия у кыргызов не получала ярко выраженной функции иллюзорно - духовной связи между классами эксплуататоров и эксплуатируемых. Иллюзия подобной связи более или менее успешно создавалась родовой идеологией. Авторы, к сожалению, не отмечают своеобразие кыргызских верований. При патриархально-феодальных отношениях некоторые пережитки родовой идеологии были тесно переплетены с пережитками первобытных религиозных верований.
В ходе изучения темы курсовой работы, мною рассматривались работы таких авторов, как Л.П. Потапова, Л. Антипина, С.И. Ильясова, Ф. Поляркова, М.К. Абдылдаева и др. Они тоже очень внятно и обобщенно пишут о доисламских религиях и разного рода пережитках у кыргызов.
Итак, помимо фактов и истин, которые нам преподносит религия, помимо утешения, которые мы можем в ней найти, религия как наука, как исследование, является лучшим и самым здоровым управлением для человеческого ума. Это стремление к бесконечному эта борьба за познание бесконечного старания выйти из ограниченности чувственных восприятий - как бы вырваться из материи - и пробудить в себе духовного человека, эти не прекращающиеся усилия слиться с бесконечным: все это само по себе есть самое великое, на что способен человек.
Оглавление
- Введение- Классификация религий у кыргызов 1. Систематизация религий в литературе
- Принципы морфологической классификации религий Глава 2 Религия и культура у кыргызов
- Духовная культура эпохи разложения первобытного общества
- К вопросу о генезисе и эволюции демонологических представлений и шаманства
- Пережитки тотемических представлений Глава 3. Демонологические представления
- Демоны в кыргызском веровании
- Шаманство и шаманский культ Заключение
- Список использованной литературы
Заключение
Итак, рассмотренные выше различные формы доклассовой религии обнаруживают, как мы видели, генетическую связь друг с другом и в ходе развития переплетаются между собой самым различным образом.Большая часть этих древних религий давно исчезла - они вытеснены мировыми религиями.
Список литературы
1. Свами Вивекананда "Необходимость религии". Азия и Африка сегодня, 1991, № 122. Он же.
3. Снесарев Б.П. "До мусульманские верования и обряды в Средней Азии". М.; 1975
4. Токарев С.А. "Ранние формы религий". М.; Политиздат, 1990
5. Малов С.Е. "Шаманский камень яда у тюрков западного Китая". С.Э. 1947, № 1
6. Штернберг "Первобытная религия в свете этнографии". Л.; 1936
7. От греческого слова "poly-много и theos-бог".
8. Снесарев Г.П. "До мусульманские верования и обряды в Средней Азии ". М.; 1975
9. Он же
10. Абрамзон С.М. "Кыргызы и их Этнагенетические и историка культурные связи". Ф.; 1990г.
11. "История Кыргызов и Кыргызстана" Б.; 1995г.
12. Абрамзон С.М. "К семантике кыргызских этнонимов" С.Э. , 1946, № 3-4
13. Токарев С.А. "Ранние формы религий и их формы" М.; 1964
14. "История кыргызов и Кыргызстана" Б.; 1997
15. Бернштам А.Н. "Избранные труды по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана". Б.; 1997, т 1
16. От латинского слова "от - отем" его род
17. Штернберг Л.Я. "Первобытная религия в свете этнографии" Л.; 1936
18. Баялиева Т.Ж. "Доисламское верование и их пережитки у кыргызов" Ф.; 1972
19. Абрамзон С.М. "К семантике кыргызских этнонимов" С.Э., 1946, № 3-4
20. Баялиева Т.Ж. "Доисламское верование и их пережитки у кыргызов" Ф.; 1972
21. Абрамзон С.М. "К семантике кыргызских этнонимов" С.Э., 1946, № 3-4
22. Потапов Л.П. "Алтайский шаманизм" Л.; 1991
23. Он же
24. Потапов Л.П. "Следы тотемических представлений у алтайцев" С.Э., 1935, № 4-5
25. Бернштам А.Н. "Избранные труды по археологии и истории кыргызов и кыргызстана" Б.; 1997, т 1
26. Он же
27. Антипина Л. "Материальная культура южных кыргызов" Ф.; 1962
28. Абрамзон С.М. "Алымкулат, Суругурат, Регурулат" История археологии и этнографии Средней Азии , М.; 1968
29. Аманалиев Б. "О соотношении религиозных, иррелигиозных и атеистических в сознании кыргызского народа" АН. Кырг. ССР, С.О.Н., т 5, вып. 2 , Ф.; 1963
30. Кисляков "Бурх-горный козел"С.Э., 1934, № 1-2
31. Аманалиев Б. "Доисламские верования у кыргызов" Ф.; 1967
32. Ворожейкина З.Н. "Доисламское верование у кыргызов в 16 в" М.; 1961
33. Полярков Ф. "Джины из области Кыргызских верований" Э.О., 1984, № 1
34. Шумилов В. "О шаманстве у алайских кыргызов" Туркестанские ведомости, 1913, № 31
35. "Необходимость религии" Азия и Африка сегодня, 1992, № 9
36. Никитин "Открытые глаза Египта" Наука и религия, 1994, № 2
37. Абдылдаев М.К. "Из истории религии и атеизма кыргызов" Б.; 1991
38. Абдулкеримов А. "Как выбирать религию?" Ислам маданияты, 2002 февраль, №25
39. Зубов А.Б. "История религий" Кн. - 1, М.; Планета детей, 1997
40. Анисимов А.Ф. "Духовная жизнь первобытного общества" М.; Наука, 1966
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год