Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Кандидатская диссертация на тему: Динамика формирования представлений о цвете как объекте интегративного изучения

Купить за 112500 руб.
Страниц
27
Размер файла
47.97 КБ
Просмотров
30
Покупок
0
Многое материальное и нематериальное в окружающем мире воспринимается благодаря цвету. Способность различать цвета составляет существенную часть возможностей зрительного восприятия человека. Трудно

Введение

Многое материальное и нематериальное в окружающем мире воспринимается благодаря цвету. Способность различать цвета составляет существенную часть возможностей зрительного восприятия человека. Трудно назвать сферу человеческой деятельности, в которой не присутствовал бы цветовой фактор. В культуре человечества цвет всегда имел большое значение ввиду его тесной связи с философским и эстетическим осмыслением мира. Поэтому вопрос цвета и цветонаименования входит в проблематику многих наук, таких как, например, философия, психология, этнология, языкознание, а также смежных с ними дисциплин - этнолингвистики и психосемантики.

Из всех физических качеств цвет является одной из важнейших, наиболее очевидных и ярких характеристик объектов окружающего мира. Фактически невозможно найти ни одного натурфакта или артефакта, который бы не обладал цветовой характеристикой. Человеку свойственно видеть окружающий мир и природу в цвете и, создавая новые объекты, он придает им не только форму, но и наделяет их цветовыми качествами. В связи с тем, что интерес к цвету и цветообозначениям не иссякает, количество исследований в различных областях науки, так или иначе связанных с данной тематикой, огромно.

Данная работа посвящена рассмотрению цвета как объекта исследования неязыковых и языковых наук, а также описанию некоторых из существующих подходов к изучению цвета и цветонаименований в данных дисциплинах. Наша задача состоит в том, чтобы показать тот широкий спектр понимания и трактовки цвета, который существует в различных науках, так как цвет является объектом изучения многих дисциплин, включая физику, психологию, философию, культурологию, медицину и др. В рамках каждой из них цвет понимается и изучается по-своему, соответственно основополагающим установкам и постулатам конкретной области знания.

Цветообозначения представляют собой одну из наиболее интересных для исследования тематических групп слов в разных языках. Популярность цветообозначений как предмета исследования объясняется тем, что они оказываются частью более глобальной проблемы соотношения содержания и формы языкового знака в определенном языке, что делает изучение вопроса особенностей семантики цветообозначений актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане.

Особенностью этой группы слов признается то, что в отличие от других объединений слов, где нередко даже сама тематическая классификация представляет несомненную трудность, они имеют непосредственное соотношение с экстралингвистической реальностью - цветовым спектром.

Оглавление

- Введение 3

- Цвет как особый феномен и объект междисциплинарного изучения

- Теории происхождения и аспекты изучения цвета

- Цвет как объект интегрированного изучения развитие и обогащение системы цветообозначений

- Становление лингвистических подходов к изучению языковой презентации цвета

- Цвет как объект рассмотрения лингвистических дисциплин

- Динамика и взаимодействие подходов к определению цветообозначений в лингвистической традиции

- Заключение ..24

- Библиографический список ..27

Заключение

Таким образом, цвет, являясь междисциплинарным объектом исследования различных наук и областей человеческой деятельности, составляет важную часть в структуре всего человеческого опыта и репрезентируется в языке посредством целой системы цветообозначений. Цвет является объектом исследования как языковых, так и неязыковых дисциплин, таких как: физика, психология, физиология и нейрофизиология. В лингвистике существует шесть основных подходов к изучению цветообозначений: исторический, лексико-семантический, грамматический, когнитивный, функциональный, сопоставительный. На современном этапе наиболее активно используются основные положения лексико-семантического, когнитивного и функционального подходов.

Номинации цвета способны выражать не только цветовые, но и другие понятия: они выступают в качестве средства передачи эмоций, душевных переживаний. Их восприятие и использование в художественном тексте в значительной степени носит субъективный характер. Цветообозначения являются неотъемлемым компонентом индивидуально-авторской картины мира.

В культуре человечества цвет всегда имел важное значение, будучи тесно связанным с философским и эстетическим осмыслением мира. Цветообозначение, материально выражаясь в языковой форме, является одновременно "знаковой моделью". Трудно назвать такую область культуры, где цвет и цветообозначение не играли бы существенной роли. Процесс раскрытия смысла цвета начался одновременно с началом его использования и продолжает оставаться актуальным в современной парадигме знаия. Говоря о смысле цвета, принято употреблять термины "символика", "семантика", "информативность", "образ", "знак", "эмблема", "метафора", "аллегория", широко используемые авторами художественных текстов. Естественно, что само восприятие значения цвета индивидуально и, кроме того, обусловлено ситуативными факторами.

В научных трудах, посвященных изучению цветообозначений, накоплен большой материал об использовании "цветовой" лексики и ее коммуникативном потенциале. Ценность таких исследований состоит в том, что они выявляют стилистическое назначение данной категории слов, помогают глубже понять замысел автора. Цветовые эпитеты являются результатом интуитивного художественного отбора. Они выполняют в тексте художественной литературы три основные функции: смысловую, описательную (цветовые эпитеты привлекаются писателем, чтобы описание стало зримо) и эмоциональную (определенного образа воздействие на чувство). У крупных писателей средства выразительности художественно многозначны, сложно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Проблемы восприятия цвета, классификация цветов и источники и причины появления в языках различных народов понятий о цвете рассмотрены в трудах таких авторитетных ученых, таких как Б. Берлин, П. Кей. Однако главная задача лингвистики состоит в изучении недостаточно освещенных вопросов реального бытования слов-цветообозначений в языке и различных функциональных стилях речи, установлении путей развития этой тематической группы в различных языках, описании различных дополнительных оттенков значений на примерах конкретных произведений художественной литературы. Цвет в литературе может также символизировать не только отношение к предметам действительности, но и опосредованно через это отношение сами предметы, он отражает внутренний мир автора через переживания его героя. И раскрывается этот цвет в релевантных переживанию формах: эмоциях, чувствах, настроениях, а также - согласно Кандинскому, в форме пронизанных эмоциями идей: тепла, холода, удаления, приближения, движения, покоя и т. д.

В исследовании цветообозначающей лексики интерес вызывает материал языка художественной литературы, представляющей собой активную сферу функционирования языковых единиц, в частности, цветообозначающей лексики, отражающих ценностные приоритеты и культурные стереотипы общества данной эпохи, изменения этих стереотипов, трансформации некоторых значений цвета в созданной автором индивидуальной цветовой картины художественного образа.

Список литературы

1. Алимпиева Р.В. Микрогруппа слова "алый" в структуре ЛСГ цветовых прилагательных со значением красного тона // Исследования по семантике. - Уфа, 1986.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1969.

3. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. / Отв. ред. В.П. Филин - М., 1975.

4. Берлин Б., Кей П. Основные цвета: Их универсальность и видоизменения. - М., 1969.

5. Бородина М.А., Гак В.Г. К типологии и методике историко-семантических исследований. - Л., 1979.

6. Василевич А.П., Кузнецова С.Н., Мищенко С.С. Каталог названий цвета в русском языке. - М., 2003.

7. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М., 1997.

8. Вендина Т.И. Средневековый человек в зеркале старославянского языка. - М., 2002.

9. Витгенштейн Л. Философские работы. Тт. 1-2. - М., 1994.

10. Гете И.В. Трактат о цвете // Избранные сочинения по естествознанию. - М., 1957.

11. Губенко Е.В. Лексико-семантические поля цвета и света в лирике Б.Л. Пастернака: Автореф. дисс. …канд. филол. наук. - М., 1999.

12. Даунене З.П. Торговая лексика в белорусской деловой письменности XV - начала XVII века: Автореф. дисс. канд. филол. наук. - Вильнюс, 1966.

13. Дыбо А.В. Лингвистические контакты ранних тюрков: лексический фонд: пратюркский период. - М., 2007.

14. Иссерлин Е.М. История слова "красный" // Рус. яз. в школе. - 1951. - №3. - С. 10-12.

15. Кайбияйнен А.А. Устойчивые атрибутивно-субстантивные сочетания с прилагательными цвета в современном русском языке: Автореф. дисс. канд. филол. наук. - Казань, 1996.

16. Качаева Л. Может ли голубое быть зеленым и розовым? // Русская речь. -1984. - № 6. - С. 20-25.

17. Качаева Л. Прилагательные, обозначающие цвет в произведениях А.И. Куприна // Уч. зап. ДВГУ. - 1968. - Т. XI. - С. 80-87.

18. Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. - Л., 1986.

19. Кульпина В.Г. Лингвистика цвета: термины цвета в польском и русском языках. - М., 2001.

20. Лакофф, Дж. Когнитивная семантика // Язык и интеллект. - М., 1996.

21. Лобок А. М. Антропология мифа - Екатеринбург, 1997.

22. Лукьяненко И.Н. Семантика и специфика функционирования цветообозначений красного тона в произведениях В. Набокова: Автореф. дисс. канд. филол. наук. - Калининград, 2004

23. Лысоиваненко Е.Г. Система и семантика цветообозначений в прозе М.А. Булгакова: Дисс. канд. филол. наук. - М., 2001.

24. Макеенко И.В. Семантика цвета в разноструктурных языках: Автореф. дисс. канд. филол. наук. - Саратов, 1999.

25. Меньчева С.И. Цветообозначение в произведениях Е.И. Замятина: семантика, грамматика, функция: Автореф. дисс. …канд. филол. наук. - Тамбов, 2004

26. Мичугина С.В. Денотативное пространство прилагательных цвета в английском языке: Дисс. канд. филол. наук. - М., 2005.

27. Норманская Ю. Генезис и развитие систем цветообозначений в древних индоевропейских языках. - Москва, 2005.

28. Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. - М.: Логос, 2000.

29. Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы: Статьи. - М., 1999.

30. Светличная Т.Ю. Сравнительные лингвокультурные характеристики цветообозначения и цветовосприятия в английском и русском языках: Дис. канд. филол. наук. - Пятигорск, 2003.

31. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии: Пер.с англ. - М., 1993.

32. Тойшибаева Г.К. Цветовая лексика и идиостиль писателя // Вопросы теории и методики преподавания русского языка в национальной аудитории: Тез. докл. 3 научно-практич. конф. педвузов ферганского региона. Часть первая. Вопросы теории. - Коканд, 1990. - С. 12-15.

33. Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Звегинцев В. А. История языкознания ХIХ и ХХ веков в очерках и извлечениях. Ч. II. - М., 1960.

34. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. - М., 2006.

35. Яньшин П.В. Психосемантика цвета. - М., 2006.

36. Whorf В. The Phonetic Value оf Certain Characters in Maya Writing. - Cambridge, 1933.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
27
Размер файла
47.97 КБ
Просмотров
435
Покупок
0
Динамика формирования представлений о цвете как объекте интегративного изучения
Купить за 112500 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1950 оценок
среднее 4.2 из 5
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!
Елена Елена прекрасно справилась с задачей! Спасибо большое за великолепно выполненную работу! Однозначно рекомендую!
Михаил Михаил отличный эксперт! Работу сделал раньше заявленного срока, все недочеты поправили, работой довольна! 5+
Мария Благодарю за работу! Замечаний нет!