Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Курсовая работа на тему: Социально-экономический, социально-политический фон

Купить за 350 руб.
Страниц
28
Размер файла
26.39 КБ
Просмотров
15
Покупок
0
Серебряный век российской культуры протяжении уже многих десятилетий является предметом пристального внимания и усиленной рефлексии, в ходе которой открываются новые грани его уникальной природы и

Введение

"Серебряный век" российской культуры на протяжении уже многих десятилетий является предметом пристального внимания и усиленной рефлексии, в ходе которой открываются новые грани его уникальной природы и определяется его роль в социокультурном генезисе.

Актуальность темы исследования: на различных этапах существования человеческого общества музыкальное творчество играло важную роль в процессе антропогенеза. В примитивных обществах оно выполняло жизнеобеспечивающую функцию, которая в дальнейшем трансформировалась в функцию удовлетворения эстетических потребностей. Данный факт демонстрирует актуальность и значимость культурологического осмысления музыкального наследия различных эпох, в том числе и артефактов музыкального творчества "Серебряного века".

Интерес к культурному наследию периода российской истории конца XIX - начала XX вв., известного как "Серебряный век", вызван уникальностью музыкальной культуры, сформировавшейся на стыке различных областей творчества. Выбранный ракурс исследования представляется также важным в связи с тем, что многие тенденции, зародившиеся в эпоху "Серебряного века", в значительной степени определили облик мировой музыкальной и художественной культуры в целом в последующие периоды.

Источниками информации для написания курсовой работы по теме ""Серебряный век" российской музыкальной культуры" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике ""Серебряный век" музыкальной культуры", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Объектом исследования в данной курсовой стала российская музыкальная культура "Серебряного века". Предметом изучения выступает музыкальная культура "Серебряного века" как отражение новых принципов художественного творчества на переломном этапе социокультурного развития.

В работе были поставлены и решены следующие задачи: рассмотреть социально-экономический и политический фон конца ХIХ - начала ХХ в.; узнать идейные ориентации "Серебряного века", рассмотреть представителей в различных жанрах культуры; дать характеристику музыкальной культуры того времени и обосновать ее место в художественной культуре в целом; рассмотреть идейно-художественную позицию композиторов "Серебряного века", на примере творчества Сергея Рахманинова и Александра Скрябина.

Структура курсовой: работа состоит из введения, двух глав, выводов и списка использованной литературы.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ

1.1 Социально-экономический, социально-политический фон. Краткая характеристика эпохи

Обстановка в России на рубеже веков отличалась крайней напряженностью. Сложный клубок создавшихся противоречий - экономических, политических и социальных - между самодержавием и либеральной интеллигенцией, помещиками и крестьянами, фабрикантами и рабочими, центральной властью и национальными окраинами мог быть разрешен без социальных потрясений только при глобальной реформе. Необходима была демократизация страны и капитализация деревни [10].

К концу XIX в. Россия представляла собой огромную мировую державу, оказывавшую влияние на ход мировых дел. В то время как в Европе государственная власть развивалась в направлении парламентаризма и выборных структур, Российская империя оставалась последним оплотом абсолютизма, а власть государя не ограничивалась никакими выборными органами.

Незыблемость принципа царской власти делала невозможным существование конституционного режима. Вступление на престол Николая II (1894) пробудило надежды у тех, кто стремился к реформам. Николай II, выступая перед представительствами земств, назвал надежды "бессмысленными мечтаниями". На рубеже веков царская власть была обеспокоена только одним - во что бы то ни стало сохранить самодержавие.

К 1917 году русская политическая верхушка полностью деградировала и показала свою абсолютную неспособность держать под контролем внутриполитическую ситуацию в стране, а народ России потерял историческую почву под ногами, утратил веру в вековые нравственные устои и традиционный быт, разуверился в царе и Боге, стал поклоняться иным кумирам, обещавшим рай не на небесах, а на земле [7, с. 482-483].

Экономика страны также имела свою специфику и значительно отличалась от экономики других стран. Перед Россией остро стояли проблемы модернизации, т.е. коренного обновления важнейших сфер жизни общества. Надо также учесть, что острота назревавших проблем обусловливалась социально-политическим кризисом, соперничеством на международной арене, неравномерным характером экономического развития.

В начале XX в. капиталистическая модернизация в России усилилась. Сравнительно высокие темпы индустриального роста, монополистическая перестройка крупной промышленности, транспорта и кредита поставили ее по уровню капиталистического обобществления этих отраслей в один ряд с передовыми странами Запада. Однако утвердившийся в экономике капитализм так и не смог до конца преобразовать докапиталистические структуры. В частности, не завершилась капиталистическая трансформация сельского хозяйства, окончательно не утвердилась в качестве господствующей формы землевладения частная собственность на землю, огромную роль продолжало играть общинное землевладение [7, с. 470].

Одна из особенностей российской буржуазии состояла в ее зависимости от самодержавно-бюрократического аппарата, которая не только сохранилась, но и усилилась. После революции 1905-1907 гг. консервативная часть буржуазии стала отстаивать позиции монархии, но революция способствовала и созданию в стране либерально-бюрократической оппозиции самодержавию. В целом же отсутствие у русской буржуазии массовой социальной базы и авторитета в народе обрекало ее на политическое бессилие, лишало возможности модернизировать общественный строй. Политически господствующим классом оставались помещики - опора самодержавия, которая прежде всего выражала их интересы.

Одна из особенностей социально-классовой структуры России в отличие от развитых капиталистических стран заключалась в том, что так называемый средний класс (обеспеченные собственники города и деревни, средние служащие, лица свободных профессий и т.п.) являлся относительно малочисленным: его составляла в основном интеллигенция, которая поставляла идеологов и функционеров во все борющиеся классы и партии.

Таким образом, общей причиной затянувшегося кризиса в конце XIX-начале XX в. была несостоятельность попыток самодержавия приспособиться к развивающимся капиталистическим отношениям, не меняя своей природы. И в этом же состояло одно из самых глубоких противоречий российской действительности того времени. Кризис российского общества поставил в качестве главного вопрос о путях дальнейшего развития страны. Так или иначе в его решение были втянуты все классы, социальные слои и социальные группы, политические партии и революционеры. Выбор пути дальнейшего общественного развития России стал предметом не только творческой мысли, но и основой практической политики [10].

.2 Идейные ориентации "Серебряного века". Представители в разных жанрах

Выделяя важнейшие приоритеты в развитии русской культуры конца XIX - начала XX века, нельзя обойти вниманием важнейшие его характеристики. Конец XIX - начало XX века в истории русской культуры принято называть Русским Ренессансом или, в сравнении с золотым пушкинским веком, серебряным веком русской культуры.

Этот период в развитии русской культуры связан с подъемом во всех сферах духовной жизни русского общества: отсюда и термин "духовный ренессанс". Возрождение лучших традиций русской культуры в самом широком спектре: начиная от науки, философской мысли, литературы, живописи, музыки и кончая искусством театра, архитектурой, декоративно-прикладным искусством.

Выражение и название "Серебряный век" является поэтическим и метафорическим, не строгим и не определенным. Его придумали сами представители серебряного века. У А. Ахматовой оно присутствует в известных строчках: "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл...". Его употребляет Н. Бердяев. А. Белый назвал один свой роман "Серебряный голубь". Редактор журнала "Аполлон" С. Маковский использовал его для обозначения всего времени начала XX века [12].

В самом названии имеется некое противостояние предшествующему, золотому веку, когда русская культура переживала бурный расцвет. Она излучала яркий, солнечный свет, освещая им весь мир, поражая его своей силой, блеском и великолепием. Искусство тогда активно вторгалось в общественную жизнь и политику. Оно в полной мере соответствовало известной формуле Е. Евтушенко: "поэт в России - больше, чем поэт". Напротив, искусство "Серебряного века" стремится быть только искусством. Излучаемый им свет предстает лунным, отраженным, сумеречным, таинственным, магическим и мистическим.

Художественная культура рубежа веков - важная страница в культурном наследии России. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления. Неоднозначным становилось отношение к наследию революционных демократов даже в среде прогрессивно мыслящих деятелей культуры. Серьезной критике со стороны многих художников-реалистов подвергся примат социальности в передвижничестве [11].

В русской художественной культуре конца XIX - начала XX в. получило распространение "декадентство", обозначающее такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась "уйти" от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни.

Понятие "модернизм" (фр. modernus - современный) включало многие явления искусства ХХ в., рожденные в начале этого века, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. Однако и в реализме этого времени появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются "рамки" реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма ХIХ столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма [17].

Литература. Наиболее показательно образ "Серебряного века" проявился в литературе. С одной стороны, в произведениях писателей сохранялись устойчивые традиции критического реализма. Толстой в своих последних художественных произведениях поднимал проблему сопротивления личности закоснелым нормам жизни ("Живой труп", "Отец Сергий", "После бала"). Его письма-обращения к Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью и тревогой за судьбу страны, стремлением воздействовать на власть, преградить дорогу злу и защитить всех притесняемых. Основная мысль публицистики Толстого - невозможность устранить зло насилием.

А. П. Чехов в эти годы создал пьесы "Три сестры" и "Вишневый сад", в которых отразил происходившие в обществе важные изменения.

Социально заостренные сюжеты были в чести и у молодых писателей. Иван Бунин исследовал не только внешнюю сторону процессов, происходивших в деревне (расслоение крестьянства, постепенное отмирание дворянства), но также и психологические последствия этих явлений, то, как они влияли на души русских людей ("Деревня", "Суходол", цикл "крестьянских" рассказов). Куприн А. И. показал неприглядную сторону армейского быта: бесправие солдат, опустошенность и бездуховность "господ офицеров" ("Поединок"). Одним из новых явлений в литературе стало отражение в ней жизни и борьбы пролетариата. Зачинателем этой темы стал Максим Горький ("Враги", "Мать").

Лирика "Серебряного века" многообразна и музыкальна. Сам эпитет "серебряный" звучит, как колокольчик. "Серебряный век" - это целое созвездие поэтов. Поэтов - музыкантов. Стихи "Серебряного века" - это музыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту поставленной точки. Все продуманно, четко и музыкально.

В первое десятилетие XX века в русскую поэзию пришла целая плеяда талантливых "крестьянских" поэтов - С. Есенин, Н. Клюев, С. Клычков.

Зачинателями нового направления в искусстве стали поэты-символисты, которые объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия - краеугольный камень человеческого бытия и искусства. Они считали, что поэты наделены способностью, приобщаться к запредельному миру посредством художественных символов. Первоначально символизм принял форму декаданса. Под этим термином подразумевали настроение упадничества, тоски и безнадежности, резко выраженный индивидуализм. Эти черты были свойственны поэзии К. Бальмонта, А. Блока, В. Брюсова.

После 1909 г. наступает новый этап в развитии символизма. Он окрашивается в славянофильские тона, демонстрирует презрение к "рационалистическому" Западу, предвещает гибель западной цивилизации, представленной, в том числе и официальной Россией. Вместе с тем он обращается к стихийным народным силам, к славянскому язычеству, пытается проникнуть в глубины русской души и видит в русской народной жизни корни "второго рождения" страны - А. Белый ("Серебряный голубь", "Петербург"). Русский символизм стал явлением мирового масштаба. Именно с ним связано, прежде всего, понятие "Серебряный век".

Оппонентами символистов выступали акмеисты (от греч. "акме"-высшая степень чего-либо, цветущая сила). Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной жизни, призывали возвращать словам их изначальный смысл, освободив от символических толкований - Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам [6, с. 156-158].

Живопись. Сходные процессы протекали и в русской живописи. Прочные позиции удерживали представители реалистической школы, действовало Общество передвижников. Репин И. Е. закончил в 1906г. грандиозное полотно "Заседание Государственного совета". В раскрытии событий прошлого Сурикова В. И. в первую очередь интересовал народ как историческая сила, творческое начало в человеке. Реалистические основы творчества сохранялись и у Нестерова М. В..

Однако законодателем моды стал стиль, получивший название "модерн". Модернистские искания затронули творчество таких крупных художников-реалистов, как Коровин К. А., Серов В. А.. Сторонники этого направления объединились в обществе "Мир искусства". Они заняли критическую позицию в отношении передвижников, считая, что последние, выполняя не свойственную искусству функцию, нанесли вред живописи. Искусство, по их мнению, - это самостоятельна сфера деятельности, и оно не должно зависеть от социальных влияний. За длительный период (с 1898 по 1920 г.) в "Мир искусства" входили почти все крупнейшие художники - Бенуа А., Бакст Л., Кустодиев Б., Лансере Е., Малявин Ф., Рерих Н., Сомов К..

В 1907 г. в Москве была открыта выставка под названием "Голубая роза", в которой приняли участие 16 художников (Кузнецов П. В., Сапунов Н. Н., Сарьян М. С. и др.). Это была ищущая молодежь, стремившаяся обрести свою индивидуальность в синтезе западного опыта и национальных традиций.

Ряд крупнейших мастеров - Кандинский В., Лентулов А., Шагал М., Филонов П. и другие - вошли в историю мировой культуры как представители уникальных стилей, соединивших авангардные тенденции с русскими национальными традициями [13].

Скульптура. Творческий подъем переживала и скульптура. Ее пробуждение во многом было связано с тенденциями импрессионизма. Значительных успехов на пути обновления достиг Трубецкой П. П.. Широкую известность получили его скульптурные портреты Толстого, Витте, Шаляпина и др. Важной вехой в истории русской монументальной скульптуры стал памятник Александру III, открытый в Петербурге в октябре 1909 г. Он был задуман как некий антипод другому великому монументу - "Медному всаднику" Э. Фальконе.

Соединением тенденций импрессионизма и модерна характеризуется творчество Голубкиной А. С.. При этом основной чертой ее произведений является не отображение конкретного образа, а создание обобщенного явления: "Старость", "Идущий человек", "Солдат", "Спящие".

В целом же русская скульптурная школа была мало затронута авангардными тенденциями, не развернула столь сложную гамму новаторских устремлений, характерную для живописи.

Архитектура. Во второй половине XIX века новые возможности открылись перед архитектурой. Это было связано с техническим прогрессом. Быстрый рост городов, их промышленное оснащение, развитие транспорта, перемены в общественной жизни требовали новых архитектурных решений. Не только в столицах, но и в провинциальных городах строились вокзалы, рестораны, магазины, рынки, театры и банковские здания. Вместе с тем продолжалось и традиционное строительство дворцов, особняков, усадеб. Главной проблемой архитектуры стали поиски нового стиля. И так же как в живописи, новое направление в архитектуре получило название "модерн". Одной из особенностей этого направления стала стилизация русских архитектурных мотивов - так называемый неорусский стиль.

Наиболее известным архитектором, творчество которого во многом определило развитие русского, особенно московского модерна, был Ф. Шехтель. В начале своего творчества он опирался не на русские, а на средневековые готические образцы. В этом стиле был построен особняк фабриканта С. Рябушинского. В дальнейшем Шехтель не раз обращался к традициям русского деревянного зодчества. В этом отношении весьма показательно здание Ярославского вокзала в Москве. В последующей дельности архитектор все больше приближается к направлению, получившему название "рационалистический модерн", которое характеризуется значительным упрощением архитектурных форм и конструкций. Самыми значительным зданиями, отражающими эту тенденцию, были банк Рябушинских, типография газеты "Утро России".

Вместе с тем наряду с архитекторами "новой волны" значительные позиции удерживали поклонники неоклассицизма (И. В. Жолтовский), а также мастера, использующие прием смешения различных скульптурных стилей (эклектику). Наиболее показательным в этом было архитектурное решение здания гостиницы "Метрополь" в Москве [15].

балет, театр, кинематограф. К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой сценические постановки выдающегося балетмейстера М. Петипа. В то же время русский балет не избежал и новых веяний. Молодые постановщики А. Горский и М. Фокин в противовес эстетике академизма выдвинули принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Балеты Горского и Фокина ставились в рациях К. Коровина, А. Бенуа, Л. Бакста, Н. Рериха.

Русская балетная школа "серебряного века" дала миру плеяду блестящих танцоров - А. Павлову, Т. Карсавину, В. Нижинского и др.

Примечательной чертой культуры начала XX в. стали работы выдающихся театральных режиссеров. В. Э. Мейерхольд вел поиски в области театральной условности, обобщенности, использования элементов народного балагана и театра масок. Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли.

В первое десятилетие XX века в России, вслед за Францией, появился новый вид искусства - кинематограф. В 1903г. возникли первые "электротеатры" и "иллюзионы", а к 1914 г. уже было построено около 4 тыс. кинотеатров. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина "Стенька Разин и княжна", а в 1911 г. - первый полнометражный фильм "Оборона Севастополя". Кинематография быстро развивалась и становилась очень популярной. В 1914 г. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм. И хотя основную массу кинопродукции составляли фильмы с примитивными мелодраматическими сюжетами, появились деятели кино с мировыми именами: режиссер Я. Протазанов, актеры И. Мозжухин, В.Холодная, А. Коонен. Несомненной заслугой кинематографа была его доступность для всех слоев населения. Русские кинокартины, создававшиеся в основном как экранизации классических произведений, стали первой ласточкой в формировании "массовой культуры" - непременного атрибута буржуазного общества [6, с. 81-82].

. "Серебряный век" - период формирования русского авангарда. Никогда не было в русском искусстве столько направлений, группировок, объединений, ассоциаций, как в начале XX века. У каждого из них были свои творческие теоретические программы, почти все они отрицали достижения предыдущих поколений, враждовали друг с другом и пытались предсказать будущее, которое было для них самих неясным и туманным, поэтому почти всегда есть трагический оттенок в творчестве многих художников и поэтов.

. Наиболее показательно образ "Серебряного века" проявился в литературе. В произведениях сохранялись устойчивые традиции критического реализма (Толстой Л.Н., Бунин И.А.). Лирика "Серебряного века" многообразна и музыкальна. "Серебряный век" - это целая плеяда талантливых поэтов (А. Белый, А. Ахматова, М. Цветаева). Одним из новых явлений в литературе стало отражение в ней жизни и борьбы пролетариата (М. Горький). Зачинателями нового направления в искусстве стали поэты-символисты, которые объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия - краеугольный камень человеческого бытия и искусства (А. Блок, К. Бальмонт). Сходные процессы протекали и в русской живописи. Прочные позиции удерживали представители реалистической школы, действовало Общество передвижников (И. Репин, П. Брюллов, А. Васнецов). Появился "модерн" (Коровин К. А., Серов В. А.).

Творческий подъем переживала и скульптура. Ее пробуждение во многом было связано с тенденциями импрессионизма (Трубецкой П. П.). В целом же русская скульптурная школа была мало затронута авангардными тенденциями, не развернула столь сложную гамму новаторских устремлений, характерную для живописи.

К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в. (М. Петип). В то же время полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер композитор, но и художник ( А. Горский, М. Фокин). Русская балетная школа "Серебряного века" дала миру плеяду блестящих танцоров - Анну Павлову, Т. Карсавину, В. Нижинского и др.

Появился новый вид искусства - кинематограф. Возникли первые "электротеатры" и "иллюзионы", строились кинотеатры. Кинематография быстро развивалась и становилась очень популярной. И хотя основную массу кинопродукции составляли фильмы с примитивными мелодраматическими сюжетами, появились деятели кино с мировыми именами: режиссер Я. Протазанов, актеры И. Мозжухин, В.Холодная, А. Коонен.

. Культура рубежа веков всегда содержит в себе элементы переходной эпохи, включающей традиции культуры прошлого и новаторские тенденции новой зарождающейся культуры. Происходит передача традиций и не просто передача, а зарождение новых, все это связано с бурным процессом поиска новых путей развития культуры, корректируется общественным развитием данного времени. Пестрота направлений и школ - черта русской культуры рубежа веков. Особенностью культуры этого периода является ее ориентация на философское осмысление жизни, необходимость выстроить целостную картину мира, где искусству наряду с наукой отводится огромная роль. В центре внимания русской культуры конца XIX - начала XX веков оказался человек, который становится неким связующим звеном в пестром многообразии школ и направлений науки и искусства с одной стороны, и своеобразной точкой отсчета для анализа всех самых разнообразных культурных артефактов с другой. Отсюда тот мощный философский фундамент, который лежит в основании русской культуры рубежа веков.

РАЗДЕЛ 2. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО "СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА"

Оглавление

- Введение

- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ .1 Социально-экономический, социально-политический фон. Краткая характеристика эпохи

- Идейные ориентации Серебряного века. Представители в разных жанрах РАЗДЕЛ 2. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

- Характеристика российского музыкального искусства конца ХIХ - начала ХХ веков

- Творчество Сергея Рахманинова

- Творчество Александра Скрябина

- Общие и отличительные черты творчества Скрябина и Рахманинова ВЫВОДЫ

- Список литературы

Заключение

. Музыкальная культура "Серебряного века" сложилась в общем художественном контексте конца XIX - начала XX века, сформировавшемся под влиянием целого рядом факторов. Решающую роль в ее появлении имели события, определившие социальную и политическую жизнь в России этого периода, достижения западноевропейской и отечественной культуры.

. В ходе работы выявлены социальные предпосылки формирования культуры "Серебряного века". К ним относятся:

) кризис политической власти в стране, вызвавший негативные настроения в различных социальных слоях;

) усиление политической активности и развитие революционных движений и умонастроений;

) рост социальной значимости и активности новых слоев общества;

) прогресс в области естественных наук и технократические изменения в обществе;

) всплеск философской мысли и философского плюрализма;

) активизация культурной жизни и ее многоликость.

Список литературы

1. Аверьянова, О. Отечественная музыкальная литература ХХ века [Текст]/

О. Аверьянов. - М.: Музыка, 2001. - 280 с.

. Алексеев, А. Д. Рахманинов [Текст]/ А. Д. Алексеев. - М.: Музыка, 1954. - 239 с.

3. Асафьев, Б. Русская музыка. ХIХ и начало ХХ. - 2-е изд. [Текст]/ Б.Асафьев. - Л.: Музыка, 1979. - 344 с.

4. Дельсон, В. Ю. Скрябин. Очерки жизни и творчества [Текст]/ В. Ю. Дельсон. - М.: Музыка, 1971, 430 с.

5. История русской музыки: Учебник. В 3-х вып. Вып. II. Книга 2. [Текст]/ под общ. ред. Е. Сорокиной и Ю. Рязановой. - М.: Музыка, 2009. - 440 с., нот.

6. Лихачев, Д. Великое наследие [Текст]/ Д. Лихачев. - М.: Искусство, 1975. - 350 с.

7. Новый справочник: История России. - 4-е изд., измен. и доп. [Текст]/ под. ред. Т. Крупчан. - М. Литкон, 2008. - 736 с.

8. Ястребцев, В. В. Сергей Васильевич Рахманинов. Воспоминания [Текст]/ В.В. Ястребцев. - М.: Искусства, 1968. - 203 с.

9. Александр Николаевич Скрябин (1871/72-1915). [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.silverage.ru/music/skryabin_bio.html>. - Загл. с экрана.

10. Всемирная история. Общая характеристика периода [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://maxbooks.ru/kultur/isku98.htm>. - Загл. с экрана.

11. Особенности культуры на рубеже веков. [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://vekkultury.ru/>. - Загл. с экрана.

12. Русская культура рубежа XIX-XX веков. Серебряный век русской культуры [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://kulturoznanie.ru/?div=dop_rus_serebr_vek>. - Загл. с экрана.

13. Семигин, В. Л. Серебряный век русской культуры. [Электронный ресурс]/ В.Л. Семигин. - Режим доступа: <http://www.hist.msu.ru/Science/Conf/Lomonos98/semigin.htm>. - Загл. с экрана.

14. Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943). [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.silverage.ru/music/rahman_bio.html>. - Загл. с экрана.

15. "Серебряный век" русской культуры. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://shkola.lv/index.php?ode=lsntheme&themeid=166&subid=50 <http://shkola.lv/index.php?mode=lsntheme&themeid=166&subid=50>. - Загл. с экрана.

16. Синтетический характер музыкальной культуры "Серебряного века". [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.dissercat.com/content/sinteticheskii-kharakter-muzykalnoi-kultury-> serebryanogo-veka. - Загл. с экрана.

17. Сумерки Серебряного века. [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://realedu.ru/index.php?type_page&katalog&id=585&met23>. - Загл. с экрана.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
28
Размер файла
26.39 КБ
Просмотров
219
Покупок
0
Социально-экономический, социально-политический фон
Купить за 350 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1950 оценок
среднее 4.2 из 5
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!
Елена Елена прекрасно справилась с задачей! Спасибо большое за великолепно выполненную работу! Однозначно рекомендую!
Михаил Михаил отличный эксперт! Работу сделал раньше заявленного срока, все недочеты поправили, работой довольна! 5+
Мария Благодарю за работу! Замечаний нет!