на первый
заказ
Реферат на тему: Понятие об иконе. История возникновения иконописи. Виды икон
Купить за 350 руб.Введение
В настоящее время перед человеком стоят вопросы, во многом обусловленные ростом национального самосознания, желанием осмысления основных ценностей традиционной русской культуры, стремлением к обобщению состояния своего бытия и культурно-исторического опыта своей родины. Одно из величайших открытий XX века, последовавших в канун исторических потрясений: первой мировой войны и последовавших революций и войн, и в плане художественном, и в плане духовном является православная икона.Икона-иконообраз является:
- способом восполнения человеком картины мира, в котором он живет;
- средством организации человеком окружающей его среды;
- внутренним духовным стержнем верующего человека - поскольку иконообразное восприятие мира теснейшим образом переплетено с его индивидуальным самосознанием и личностными установками [4].
Икона относится к разряду тех явлений, которые, будучи укоренены в духовных ценностях прошлого, имеют самое непосредственное отношение к настоящему. А иконообразность, рассматриваемая в качестве смыслообразующего начала православной культуры сегодня все чаще становятся объектом пристального внимания не только религиозных мыслителей и деятелей, но и светских ученых-религиоведов, интересующихся вопросами веры, церковности, соборности.
Повысился интерес к христианству, к истории Русской Православной Церкви, к древностям ее религиозного искусства. Ведь чем больше мы вглядываемся в собственное богатое и целостное культурно-религиозное наследие, основанное на причастности высшим духовным смыслам, тем отчетливее понимаем, какое значение оно имеет для настоящего и будущего нашей страны. В настоящее время предпринимаются попытки восстановить утраченные смыслы и через это вновь обрести целостность мировосприятия.
Следовательно, проблема исследования звучит следующим образом: каковы возможности икон для осмысления основных ценностей традиционной русской культуры и обобщения культурно-исторического опыта России.
По обозначенной проблеме существует обширное святоотеческое наследие Византии: труды Афанасия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Кирилла Александрийского, Максима Исповедника, Дионисия Ареопагита, патриарха Никифора, Феодора Студита, Иоанна Дамаскина. Богословская литература данных авторов позволяет изучать догматические обоснования иконообразности и через это понять механизмы фиксации и реализации в иконе духовного опыта.
Культурологическо-искусствоведческий пласт исследовательской литературы, посвященной иконе, представляют работы советских теоретиков изобразительного искусства М.В. Алпатова, И.Э. Грабаря, В.Н. Лазарева, О.С. Поповой, Э.С. Смирновой и др., а также иконописца- практика М.Н. Соколовой.
В постсоветское время икона становится предметом теоретического осмысления иконописцев архимандрита Зинона (Теодора), архимандрита Рафаила (Карелина), о. Михаила (Малеева), художника-реставратора А.Н. Овчинникова, искусствоведов и культурологов Н.А. Барской, В.А. Бачинина, И.Л. Бусевой-Давыдовой, В.В. Бычкова, Н.Н. Третьякова, И.К. Языковой и др.
Цель исследования: выявить возможности иконы для осмысления основных ценностей традиционной русской культуры и обобщения культурно-исторического опыта России.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия термина "икона";
- рассмотреть особенности и значение икон;
- ознакомиться с историей иконописи;
- выяснить виды икон.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если использовать иконы, то процесс осмысления основных ценностей традиционной русской культуры и обобщения культурно-исторического опыта России. будет более эффективным.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды вышеупомянутых авторов.
Оглавление
- Введение..3- Понятие об иконе
- История возникновения иконописи
- Виды икон
- Художественный и символический язык иконы
- Роль иконы в жизни человека
- Заключение 16
- Список литературы17
Заключение
На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы.1.Иконы помогают молиться и совершать дело своего спасения, помогают понять смысл и дух Святого Христова учения.
2. Задача иконы - рассказать, что произошло, раскрыть смысл священного события (задача картины - рассказать, как произошло событие).
3. Открытие иконы по-настоящему еще не осмыслено Церковью. И тем не менее икона сегодня помогает в созидании Церкви.
4. Роль иконы в современном мире, возрастает. Сегодняшний мир нуждается в Образе.
5.Для человека секулярной культуры икона является несомненной эстетической ценностью, и в то же время он раскрывает в ней неисчерпаемые информационные возможности.
6. Икона помогает нам актуализировать нашу веру, делая ее не умственной и рефлектирующей, но живой и диалогичной.
7. Икона - зеркало первообраза и потому она всегда также и всегда новая. Икона также и образ нашей веры: каковы мы, такова икона. И вместе с тем икона раскрывает нас ко всему опыту Церкви связуя прошлое, настоящее и будущее: прошлое - через связь с традицией; настоящее - через талант иконописца, который всегда дитя своего времени; и будущее через устремленность к грядущему Царству. Чем гармоничней соединяются все три координаты, тем точнее образ.
8.Основными знаками иконописного языка являются цвет, свет, жест, лик, пространство, время - но процесс прочтения иконы не складывается из этих знаков.
9.Русская православная икона - одно из высочайших общепризнанных достижений человеческого духа.
В ходе работы было определено, что использование икон благотворно влияет на осмысление основных ценностей традиционной русской культуры и обобщение культурно-исторического опыта России. Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
Сегодня, когда в новых условиях конца XX века Россия призвана к духовному возрождению, осознание самого лучшего и наиболее ценного в христианской, и особенно, в православной, традиции совершенно необходимо для создания плодотворной атмосферы, в которой станет возможным возрождение старых и возникновение новых путей в современном религиозном искусстве.
Список литературы
1.Бревнова Ю.А. https://www.st-alipy.ru/Иконописная мастерская - культурное наследие внутреннего миссионерства2.Власов В.С. История Украины (Введение в историю) : учеб. дея 5-гокë. общеобразоват. учеб. заведений / В.С. Власов. - К. : Генеза, 2013. - 256 с.
3. Моисеева Т.В. История иконописи. - М.: Арт- БМБ, 2002. - 288 с.: ил.
4. Швыдкая Е.В. Смысл православной школы ее содержание в храмовом контиууме. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук Екатеринбург - 2009
5.Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Издательство братства во имя святого князя Александра Невского. 1997. XVII. Икона в современном мире.
6. Языкова И.К. Богословие иконы (Учебное пособие). - М.: Издательство Общедоступного Православного Университета, 1995. - С.17
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год