Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Реферат на тему: Религия и верования восточных славян. Причины принятия христианства Руси

Купить за 150 руб.
Страниц
10
Размер файла
39.64 КБ
Просмотров
88
Покупок
3
Славянская мифология и религия формировались протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности родов, и тесно связанна с мифологией и религией соседних родов.

Введение

Славянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов, и тесно связанна с мифологией и религией соседних народов. Так, часть мифологии имеет индоевропейские и европейские корни (например, почитание Луны и Солнца), в иных случая прослеживаются общие черты с верованиями и культами кельтов, скифо-сарматов, фракийцев, балтов. Известно, что в пантеоне восточных славян и балтов были "общие" боги: Перун (Перкунас) и Волос (Велес).

До принятия христианства основной религией восточных славян было язычество - обожествление сил природы, что подразумевало многобожие, поклонение различным богам одновременно.

При этом славянское язычество обладало некоторыми отличительными чертами.

Во-первых, при старые верования не вытеснялись новыми, а как правило наслаивались друг на друга. Поэтому одновременно сосуществовали как развитые и архаичные культы, вера в предков, демонов и духов.

Во-вторых, религия и верования древних славян были крайне неоднородны. Существовали значительные различия между культами у разных племен. Например, каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя и свои пантеоны богов, схожие по типу, но различные по имени. А религия восточных славян к 6-7-му веку в целом довольно ощутимо отличалась от религии западных славян.

При этом верования верхушки общества сильно отличались от верований низших слоев и то, во что верили в крупных городах и поселениях, не всегда совпадало с убеждениями мелких деревень.

В соответствии с изменением жизни государства и общества постепенно трансформировалась и вера. В древности у славян был распространён культ Рода и Рожаниц. В первоначальных представлениях Род был богом неба, грозы, плодородия, его черты позже прослеживаются у таких божеств как Стрибог, Сварог и Перун.

Позже культ Рода и Рожениц в представлении славян оказался связан с земледелием, а их почитали как божеств плодородия1. Кроме того, эти божества связывались с понятиями брака, любви и деторождения. Культ рожаниц отличался от остальных языческих обрядов, прежде всего своей явностью, открытостью, торжественными пирами в честь богинь, которые проводились обычно после уборки урожая. С принятием христианства культ Рожаниц постепенно слился с культом Богородицы, в то время как культ Рода то на определенном этапе был вытеснен культом Перуна.

Со временем выделяются и другие боги языческого пантеона. В первую очередь это культ Сварога - бога-кузнеца или бога неба. Долгое время он являлся верховным богом (фактические до попытки реформы язычества Владимиром). Считалось, например, что именно Сварог научил славян плавить металл2. В летописи "Повесть временных лет" также сообщается, что именно он установил моногамные браки, хотя полигамия во многих местах сохранялась до самого принятия христианства. В современной историографии встречаются даже представления о том, что культ Сварога трансформировался позже в культ Перуна3.

Также широко почитали сыновей Сварога: Даждьбога - бога солнца, считающегося предком всех русских людей и Стрибога. Среди других значимых божеств можно отметить Волоса являвшего покровителем скота, Сварожича олицетворявшего огонь и Мокошь - покровительницу прядения и ткачества а позже и женщин в целом.

Со временем все большую роль приобрел Перун - бог грозы и дождя, творец молний, который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. При этом Перун не являлся главой пантеона богов, и долгое время не был самым почитаемым богом, но культ его начал укрепляться с усилением значения князя и его дружины.

Помимо высшего пантеона богов, у славян были и более мелкие божества, демоны или духи: домовые, русалки, берегини, лешие и др.

Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом. Например, племя лютичи поклонялись волкам и считали их священными животными, надевая их шкуры во время религиозных обрядов. Подобные верования иногда связывают с появлением мифов об оборотнях4.

Помимо этого славяне также верили в существование у человека души, в небесное и подземное царство, в жизнь после смерти, что находит свое отражение в похоронных обрядах. Была например широко распространена вера в то, что человек, умерший не своей смертью или не захороненный должным образом может вернуться и отомстить. Для того, чтобы проводить умерших в мир иной по ним устраивали тризну, а тела сжигали на костре.

Славянское язычество имеет немало ритуалов, которые связаны со взаимодействием богов и людей. Богам поклонялись, у них просили защиты, покровительства, им приносили жертвы: чаще всего это был скот, но предполагается, что в исключительных случаях даже "светлым" богам могли приносить человеческие жертвы (мнения по этому вопросу сильно разнятся).

При этом вызывает споры вопрос о существовании у восточных славян отдельного класса жрецов. Предполагается, что ими могли быть летописные волхвы, позже боровшиеся с христианством. Но главой языческого культа был вождь, а затем князь.

Храмов восточные славяне не возводили и молились своим богам под открытым небом в специальных местах - капищах, расположенные в священных рощах или же на господствующих высотах определенной местности. Капище как правило состояло из двух основных частей: собственно "капища", где размещались идолы почитаемых богов, и "требища", где был расположен алтарь и приносились жертвы. При этом приближаться к идолам мог любой верующий.

В целом славянское язычество к 10 веку уже не соответствовало уровню общественного развития и потребностям зарождающихся государств. Поэтому было предпринято несколько попыток реформирования, последнюю такую реформу провел князь Владимир, пытаясь избавиться от локальных изменений и культов, и привести религию с соответствие с новыми государственными требованиями. В ходе реформы в 983-985 г. он выделил единый пантеон из богов во главе с Перуном и настоял на том, что пантеон должен быть единым для разных городов русских, например, для Киева и Новгорода. Но по ряду причин (например, исключение из пантеона второго по распространённости культа бога - Волоса), реформа не была успешной. Это привело князя к необходимости выбора новой веры.

Оглавление

- Религия и верования восточных славян

- Причины принятия христианства на Руси

- Значение и последствия крещения Руси

- Список литературы 13

Список литературы

1. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Том 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. Центр гуманитарных инициатив. М., 2016;

2. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М., 1999. Лекции 1-3, 7.

3. Кузьмин А. Г. Падение Перуна: становление христианства на Руси.

URL:http://myunivercity.ru./История/Падение_Перуна_Становление_христианства_на_Руси/79985_1509203_страница1.html

4. Курбатов Г. Л., Фролов Э. Д., Фроянов И. Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.

5. Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси. М., 1990.

6. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.

7. Введение христианства на Руси / Отв. ред. А. Д. Сухов. М., 1987.

8. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
10
Размер файла
39.64 КБ
Просмотров
370
Покупок
3
Религия и верования восточных славян. Причины принятия христианства Руси
Купить за 150 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1981 оценок
среднее 4.2 из 5
Александр Александр сделал хорошую курсовую, я её конечно доработаю по своему , работой довольна , сделал на 3 недели быстрее...
Наталья Работа выполнена в срок и по всем требованиям, спасибо огромное!
Александр Задачи по дискретной математике были выполнены очень быстро, еще раньше указанного срока И по очень хорошей цене!...
Масма Благодарю за работу, замечаний нет!
Мария Для меня это лучший преподаватель, которого я знаю! Огромную работу, которую выполнила Мария, это было гениально!!!!...
Дмитрий Спасибо! Сделали всё в срок, быстро и качественно
Сергей Сергей, очень хороший специалист, отлично проведенная работа, спасибо огромное
Дмитрий Все супер, никаких претензий нет.
Сергей Все отлично при очень сжатых сроках
Александр Работа выполнена быстро, качественно без нареканий и в срок. Советую данного исполнителя.