на первый
заказ
Дипломная работа на тему: Модернизм как историко-культурный тип
Купить за 600 руб.Введение
Для того, что бы проникнуть в глубинный смысл исторических феноменов культуры недостаточно знать эпоху, в которую произошло их становление, теоретическую базу, или только художественную культуру (как систему художественных творений, которые относятся к объекту исследования). Существует необходимость познать уникальность самобытности исторического периода, в которую он происходил, предпосылки и элементы культуры, которые повлияли на становление.Огромное значение имеет разбор факторов индивидуального характера, таких как настроения и цели людей, создающих принципиально новое в культуре.
Период к. XIX - н. XX вв. ознаменован принципиально новым виденьем искусства, определенным упадническим настроением во всех сферах деятельности человека, эпохой перемен, в которую, совершенно определенно, должна была родиться новое идея, смысл в которой выражается в удовлетворении чувств человека, в изменении окружающего мира, а главное, в изменении ощущения места человека мире. Закономерно, отвергая прежние устои в искусстве, культуре, но в то же время, базируясь и питаясь прошлой базой и историко- культурным запасом, созданного ранее, создаются новые представления о красоте, о внутреннем мире человека, о гармонии и дисгармонии, о прекрасном и безобразном, новая система взглядов на прошлое искусство, не всегда объективное, но однозначно революционное.
По словам теоретика модернизма - испанского философа Ортеги- и- Гасета новое искусство "состоит целиком из отрицания старого"1. Данная цитата была взята за некое кредо последователями новой эры в культуре.
Преподаватели Мировой художественной культуры, начиная тему "модернизм" на своих уроках обращают внимание на то, что невозможно четко обозначить дефиницию, а так же за короткое время проникнуть в глубинный смысл этого стремительно нового типа культурного видения. Однако основная проблема заключается в том, что углубляясь в определения и описания течений, входящих в модернизм, зачастую забывают о сущности модернизма, как историко-культурного типа, не стремятся глобально охватить его уникальность и значимость для культуры в целом.
М.С. Каган в своем труде "Введение в историю мировой культуры", говорит о том, что "…лишь в самых редких случаях ученые отваживаются охватить обобщающим взглядом целостное бытие культуры этого времени ...и история предстает как хронологическая последовательность деятельности мыслителей, художников и т. д. … Их сравнение показывает, сколь произволен "набор" таких монографических, портретных очерков, и… в целостную картину развития данной области культуры, не говоря уже об общем развитии культуры, их мозаика не складывается…"2.
В данной работе будет сделана попытка обобщить и систематизировать существующие подходы и интерпретации феномена Модернизма и дать ему определение как историко- культурному типу.
Объектом исследования является феномен модернизма.
Цель данной работы - обобщить основные черты Модернизма понятия гуманитарного знания.
Задачи:
1. собрать, проанализировать и систематизировать материал по исследуемой теме;
2. исследовать основные подходы к определению феномена Модернизма и его хронологических границ;
3. выявить мировоззренческие основания модернистского искусства, а так же его характерные черты;
4. ознакомиться с персональными штудиями феномена модернизма (на примере работ Х. Ортега-и-Гассета и Ж.-Ф. Лиотара).
Хронологические рамки исследования - конец XIX - начало XX вв.
Историографическую основу работы составляют исследования по эпохе Модернизма и литература по искусству. В труде М.С. Кагана "Введение в историю мировой культуры" сделана попытка определить Модернизм именно с точки зрения историко- культурного типа. Историографическую базу данной работы составили так же труды мыслителей Х. Ортеги- и- Гассета, "Дегуманизация культуры", в котором он описал признаки Новой культуры, и существенные изменения в сознании нового, современного человека и Ж.- Ф. Лиотара "Состояние постмодерна", в котором модернизм и постмодернизм рассматриваются как один культурно- исторический тип.
Структура работы включает введение с обоснованием актуальности темы исследования; первую главу, в которой рассматривается закономерности развития европейской культуры XX в., мировоззренческие основания модернистского искусства, а так же разбираются различия терминов "Модернизм" и "модерн"; вторую главу, где проанализированы работы Х.Отега- и- Гассета "Дегуманизация искусства и Ж.- Ф. Лиотара "Состояние постмодерна"; заключение, где сделаны общие выводы по работе, а так же библиографию исследования.
Оглавление
- Введение- Семантика понятия модернизм в гуманитарном знании 1.1 Закономерности развития европейской культуры начала XX в
- Мировоззренческие основания модернистского искусства
- Дифференциация модернизма и модерна Глава II. Концептуализация понятия модернизм в персональных теориях
- Модернистский стиль и дегуманизация культуры Х. Ортега- и- Гассет
- Переоценка модернизма в период постмодерна Ж.- Ф. Лиотар Заключение
- Библиография
Заключение
В данной работе была сделана попытка обобщения основных черт Модернизма, как историко-культурного типа, а так же выявление идейного противопоставления Модернизма и Постмодернизма. Были исследованы основные подходы к понятию определения феномена Модернизма и его хронологические границы, а так же выявлены мировоззренческие основания модернистского искусства, его характерные черты.После проведенного исследования, можно сделать вывод, о том, что Модернизм - не просто художественно- эстетическая система, сложившаяся в 20х годах XX в., как своеобразное отражение духовного кризиса буржуазного общества, понятие, объединяющее множество относительно самостоятельных идейно- художественных течений, но историко- культурный тип, включающий в себя определенную структуру мышления, связанную с пониманием человека культуры как таковой, а так же видением своего места в ней.
Список литературы
1. Батракова С. П. Искусство и утопия: из истории западной живописи и архитектуры ХХ в. - М.: Наука, 1990. - 300 с.2. Бычков В.В. Модернизм: Анализ и критика основ, направлений. - М.: Гардарики, 2005. - 200с.
3. Введение в культурологию: Курс лекций / под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. - СПб., 2003. - 158с.
4. Венкова А.В. Культура модернизма и Постмодернизма: читатель и зритель в авторской картине мира.- СПб., 2001. - 21с.
5. Гропиус В. Вступительный текст для "Выставки неизвестных архитекторов". 1919 г. // Цит. по Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития / Под ред. В. Л. Хайта. - М.: Стройиздат, 1990. - 220с.
6. Западное искусство. ХХ век: Проблема развития западного искусства ХХ века. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. - 376с.
7. Западное искусство XX века: Классическое наследие и современность. М., 1992- 80с.
8. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - том 2 - М.,1998. - 230с.
9. Искусство в истории человека: энциклопедический словарь / под ред. И В. Кузена. - М.: Терра, 2000. - 500с.
10. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн. вторая. - СПб: Петрополис, 2003. - 230с.
11. Козловский П. Культура постмодернизма. М.,1997.- 330с.
12. Малахов Н. Я. Модернизм: критический очерк. - М.: Изобразительное искусство, 1986. - 142 с.
13. Модернизм: Анализ и критика основ, направлений. М., 1987. - 153с.
14. Культурология XX век. Энциклопедия Т. 2. - СПб.: Университетская книга; "Алетейя", 1998 - 240с.
15. Лиотар Ж.- Ф. Состояние посмодерна. - СПб, 1998. - 90с.
16. Ортега- и- Гассет Дегуманизация искусства. - М.:Правда 2000, - 100с.
17. Ортега- и- Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991. - 348 с.
18. Постмодернизм: энциклопедия. / Сост. Грицанов А.А., Можейко М.А. Минск: 2001.- 480с.
19. Руднев В.П. Словарь культуры XX века .- М.:Аграф, 1997. - 220с.
20. Страшкова О.К. Постмодернистские "предчувствия и предвестия" в модернистской "новой драме" конца XIX- начала XX века. // Вопросы филологии - Ставрополь, СГУ. - 2006 - № 1. 202с.
21. Тупицина М. Критическое оптическое: Статьи о современном искусстве. - М., 2000- 145с.
22. Эмиль Золя. Собрание сочинений в 18 томах. Том 11. - М.: Правда, 1957. - 125с.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год