на первый
заказ
Реферат на тему: Естественно - учная картина мира. Концепция необратимости и термодинамики
Купить за 250 руб.Введение
Научная картина мира это - множество теорий в совокупности описывающихизвестный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Специальные картины мира как особая форма теоретических знаний являются продуктом длительного исторического развития науки. Они возникли в качестве относительно самостоятельных фрагментов общенаучной картины мира на этапе формирования дисциплинарно организованной науки (конец XVIII - первая половина XIX в.).
Механическая картина мира.
Важнейшую роль в построении механической картины мира сыграли: принцип материального единства мира, исключающий схоластическое разделение на земной и небесный мир; принцип причинности и закономерности природных процессов, принципы экспериментального обоснования знания и установка на соединение экспериментального исследования природы с описанием ее законов на языке математики. Обеспечив построение механической картины мира, эти принципы превратились в ее философское обоснование. Механическая картина мира. Многие поколения поражала и продолжает поражать величественная и цельная картина мира, которая была создана на основе механики Ньютона. Согласно Ньютону, весь мир состоит "из твердых, невесомых, непроницаемых, подвижных частиц". Эти "первичные частицы абсолютно тверды: они неизмеримо более тверды, чем тела, которые из них состоят, настолько тверды, что они никогда не изнашиваются и не разбиваются вдребезги." Отличаются они друг от друга главным образом количественно, своими массами. Все богатство, все качественное многообразие мира - это результат различий в движении частиц. Внутренняя сущность частиц остается на втором плане. Основанием для такой единой картины мира послужил всеобъемлющий характер открытых Ньютоном законов движения тел. Этим законам с удивительной точностью подчиняются как громадные небесные тела, так и мельчайшие песчинки, гонимые ветром и даже ветер - движение невидимых глазом частиц воздуха - подчиняется тем же законам. Однако простая механическая картина мира оказалась не состоятельной. выяснилось, что электромагнитные процессы не подчиняются законам механики Ньютона.
Электромагнитная картина мира.
Эта модель природы возникла в конце XIX в. Идеи, которые легли в ее основу, начали формироваться в физике задолго до ее утверждения. В то время еще господствовал механистический способ мышления. Но он уже не был в состоянии объяснить новые эмпирические факты, полученные в различных "не механических" областях исследования. Закон сохранения энергии сыграл большую роль в открытиях, связанных с электрическими и магнитными явлениями. "Беря на себя задачу отыскать законы электричества, мы видим, что не обладаем никаким другим доступным вспомогательным средством исследования, кроме как единственно и исключительно принципом сохранения энергии",- говорил Макс Планк. Первые исследования по электричеству и магнетизму начались еще задолго до открытия закона сохранения и превращения энергии.
До Фарадея никто не говорил о том, что силовое поле - это не результат механических перемещений тел, не формальная схема, которая необходима для объяснения явлений, что оно само по себе является материальной субстанцией. Дальнейшее развитие представлений о поле связано с Максвеллом. Все законы природы сводились к законам электромагнетизма, которые математически выражались уравнениями Максвелла. Вещество представлялось состоящим из электрически заряженных частиц. Ставилась задача "построить модель атома, составленного из определенных сочетаний положительного и отрицательного электричества".
Революция в естествознании и смена прежней картины мира.
Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила серия открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира - убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы.
Фундаментальные основы новой картины мира:
общая и специальная теория относительности (новая теория пространства и времени привела к тому, что все системы отсчета стали равноправными, поэтому все наши представления имеют смысл только в определенной системе отсчета. Картина мира приобрела релятивный, относительный характер, видоизменились ключевые представления о пространстве, времени, причинности, непрерывности, отвергнуто однозначное противопоставление субъекта и объекта, восприятие оказалось зависимым от системы отсчета, в которую входят и субъект и объект, способа наблюдения и т.д.) квантовая механика (она выявила вероятностный характер законов микромира и неустранимый корпускулярно-волновой дуализм в самых основах материи).
Стало ясно, что абсолютно полную и достоверную научную картину мира не
удастся создать никогда, любая из них обладает лишь относительной истинностью. Позднее в рамках новой картины мира произошли революции в частных науках в космологии (концепция не стационарной Вселенной), в биологии (развитие генетики), и т.д. Таким образом, на протяжении XX века естествознание очень сильно изменило свой облик, во всех своих разделах. Три глобальных революции предопределили три длительных периода развития науки, они являются ключевыми этапами в развитии естествознания. Это не означает, что лежащие между ними периоды эволюционного развития науки были периодами застоя.
Оглавление
- Естественно - научная картина мира- Концепция необратимости и термодинамики
- Концепция эволюции в биологии
- Список литературы
Список литературы
1. Вейник А. И. "Термодинамика реальных процессов"2. Герценштейн М.Е. О двух вариантах сценария эволюции Вселенной // Изв. ВУЗов. Физика. 1987. № 6.
3. Голин Г. М., С.Р. Филонович. Классики физической науки (с древнейших времен до начала ХХ в.). Справочное пособие. - М.: Высшая школа, 1989. - 576 с.
4. Карпенков С. Х. Основные концепции естествознания. Учебное пособие для вузов. - М.: Культура и спорт ЮНИТИ, 1998. - 208 с.
5. Концепции современного естествознания для студентов вузов. Коллектив авторов под рук. С.И.Самыгина. - Ростов н/Д: "Феникс", 1997. - 444 с.
6. Максвелл и развитие физики XIX - XX веков. Под ред. Полак Л.С. Наука. 1985.
7. Найдыш В.М.. Концепции современного естествознания. М., 1999.
8. Новоженов В.А. Естествознание: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во АГУ, 1998.
9. Рузавин. Г. И. Концепции современного естествознания. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 287 с.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год