на первый
заказ
Дипломная работа на тему: Романтизм как правление в искусстве 1.1 Основные черты романтизма
Купить за 600 руб.Введение
Актуальность темы исследования. XIX век занимает особое место в истории русской культуры. Это время подъема отечественного просвещения, величайших научных достижений, блестящего расцвета всех видов искусства. В этот период были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение.Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития. В то же время постижение культурного наследия столь же необходимо и в современной жизни. Историко-культурная тематика становится одним из определяющих факторов идеологической сферы, приобретая особое значение в период того мировоззренческого вакуума, который образовался в нашей стране за последние годы.
Романтизм утвердился в жизни под воздействием определённых социально-исторических обстоятельств и глубоко проник в сознание людей того времени, захватив различные сферы умственной деятельности. Писатели романтической настроенности стремились освободить личность от порабощения её социальными, материальными обстоятельствами. Они мечтали о таком обществе, где людей будут связывать не материальные, а духовные узы.
Асоциальные тенденции в творчестве романтиков - результат их критического отношения к действительности. Им хорошо известны "изъяны" рабовладельческого и феодального строя. Отсюда мечты романтиков о внесоциальном существовании, о золотой поре человечества, когда рухнут социальные законы и войдут в силу чисто человеческие, духовные связи.
Романтики были настроены критически также к истории. Её развитие на сопровождалось, по их наблюдению, ростом духовной свободы. Отсюда культ в романтизме "естественного состояния", уход в доисторическое прошлое в жизни народов, когда действовали законы природы, а не искусственные установления испорченной цивилизации. Романтики не были социально пассивными. Они критиковали общество, в котором духовное принесено в жертву материальному. Это был протест против духовного ущемления личности в условиях феодальной, а затем буржуазной действительности.
Русский романтизм шёл в своём развитии по пути всё большего сближения с жизнью. Изучая действительность, в её конкретно-историческом, национальном своеобразии, романтики постепенно приоткрывали тайны исторического процесса. Отбрасывая провиденциалистическую точку зрения, они начали искать пружины исторического развития в социальных факторах. История предстаёт в их творчестве как арена борьбы между силами мрака и света, тирании и свободы.
Идея историзма, внимание к трагической судьбе народа, стихия субъективного, гуманистическая насыщенность творчества, устремлённость к идеалу, обогащение художественной палитры за счёт введения условных приёмов изображения жизни, утверждения воспитательного воздействия искусства на человека и многое другое, что характерно для романтизма, оказало плодотворное влияние на развитие реализма XIX века.
Романтики отнюдь не сводят задачу к познанию действительности тем самым отмечают специфичность романтизма в сравнении с наукой. В своих программных выступлениях они заостряют внимание на гуманистической, воспитательной функции искусства, объясняя этим его большое общественное значение. Решая свои специфические художественные задачи мыслители романтического направления проникли вместе с тем глубоко в гносеологическую сущность искусства, вскрыли его важнейший закон. Их большая заслуга заключается в определении места и роли субъективного начала в художественном творчестве.
Романтическое, без чего искусство утрачивает свою подлинную сущность, - это, прежде, всего эстетический идеал, гуманистический по своей природе, включающий в себя представления художника о прекрасной жизни и прекрасном человеке.
Объект исследования: русский романтизм как направление в искусстве.
Предмет исследования: основные компоненты русской культуры первой половины XIX века (литература, изобразительное и театральное искусство)
Цель исследования - анализ особенностей романтизма в русском искусстве XIX века.
Задачи:
- Изучить литературу по теме исследования;
- Рассмотреть основные черты романтизма как явления искусства;
- Определить особенности русского романтизма;
- Изучить явление романтизма в литературе, изобразительном и театральном искусстве России XIX века.
Обзор литературы: при написании данного исследования были использованы труды многих авторов. Например, книга Яковкиной Н.И. "История русской культуры. XIX век" посвящена наиболее яркому и плодотворному периоду культурной жизни России - XIX веку, освещает развитие образования, литературы, изобразительного искусства, театра. Явление романтизма рассматривается в этом труде очень подробно и доступно.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка и приложений.
Оглавление
- Введение- Романтизм как направление в искусстве 1.1 Основные черты романтизма
- Романтизм в России Глава 2. Русский романтизм в литературе, живописи и театральном искусстве
- Романтизм в русской литературе
- Романтизм в изобразительном искусстве
- Романтизм в театральном искусстве Заключение
- Библиографический список
- Приложения
Список литературы
1. Алперс Б. В. Театр Мочалова и Щепкина. - М., 1974.2. Беньяш Р. М. Павел Мочалов. - Л., 1976.
3. Белинский В. Г. О драме и театре. Т. 1. - М., 1983.
4. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. В 13 т. - М., 1953-1959. Т. 4.
5. Бенуа А. Карл Брюллов // Живопись, скульптура, графика, архитектура. Книга для чтения. - М., 1969.
6. Бестужев-Марлинский А. Соч. В 2 т. Т. 1. - М., 1952.
7. Гайм Р. Романтическая школа. - М., 1891.
8. Глинка С. Н. Записки о 1812 году С. Н. Глинки. - СПб., 1895.
9. Гоголь Н. В. "Последний день Помпеи" (Картина Брюллова) // Гоголь Н. В. Собр. соч. В 6 т. Т. 6. - М., 1953.
10. Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. - М., 1991.
11. Европейский романтизм. - М., 1973.
12. Жуковский В. А. Соч. - М., 1954.
13. Западно-европейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. Очерки. - М., 2001
14. К.П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников. - М., 1952.
15. Кислякова И. Орест Кипренский. Эпоха и герои. - М., 1977.
16. Королева Н. Декабристы и театр. - Л., 1975.
17. Лермонтов М. Ю. Собр. соч. В 4 т. Т. 2. - Л., 1979.
18. Реизов Б.Г. Между классицизмом и романтизмом. - Л., 1962.
19. Манн Ю. Русская литература XIX в. Эпоха романтизма. - М., 2001.
20. Огарев Н. П. Избранные социально-политические и философские произведения. Т. 1. М., 1952. С. 449-450.
21. Отечественная война и русское общество. 1812-1912. Т. 5. - М., 1912.
22. Очерки по истории русского искусства. - М., 1954.
23. Ракова М. Русское искусство первой половины XIX века. - Л., 1975.
24. Эпоха романтизма. Из истории международных связей русской литературы. - Л., 1975.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год