на первый
заказ
Курсовая работа на тему: Культурологический феномен трагичности художественного существования в раннем немецком романтизме (
Купить за 350 руб.Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена интересом к романтическим воззрениям и идеалам во многих областях современного научного знания. Интерес обусловлен тем, что романтическая школа возникла на стыке времен, когда разрушалось одно общество и строилось новое; романтический протест был вызван разочарованием в той новой действительности, на которую возлагало надежды человечество, но которая также оказалась далекой от справедливости. Эта проблема актуальна и в наши дни, поскольку остается нерешенным вопрос о том, приближает ли общественный прогресс человечество к справедливости, к идеалу, или наоборот отдаляет от него? Для художника механический прогресс является, бесспорно, трагичным. Обращение к творчеству В.-Г. Вакенродера с целью исследования трагичности художественного существования в раннем немецком романтизме обусловлено тем, что именно этот романтик посвятил все свое творчество личности художника, наиболее полно раскрыв трагическое противоречие идеала и действительности.Новизна работы состоит в исследовании явления трагичности художественного существования на материале творчества В.-Г. Вакенродера, до сих пор не становившегося объектом специального исследования в аспекте культурологии. Творчество Вакенродера, имевшее столь значительное влияние не только на культуру Германии, но также представлявшее большой интерес для русских мыслителей и деятелей культуры XVIII века ( в том числе и для А.С. Пушкина), очень мало изучено, как в России, так и на его родине в Германии. Известный исследователь немецкого романтизма Н.Я. Берковский в своем исследовании "Романтизм в Германии" упоминает о Вакенродере лишь как о друге Л. Тика, а величайший немецкий гений Г. Гейне в своей работе "Романтическая школа" вспоминает о нем, как о "некто Вакенродере", написавшем рассказы, изданные Л. Тиком.
Целью данной работы является описание культурологического феномена трагичности художественного существования в раннем немецком романтизме (на материале творчества В.-Г. Вакенродера).
Поставленной цели соответствуют следующие задачи:
- рассмотреть роль "иенской" романтической школы в культуре Германии, описав ее исторические корни и основные особенности идейных исканий ее представителей;
- описать концепцию искусства, созданную романтиками и играющую в ней роль художника
- проанализировать творчество В.-Г. Вакенродера и рассмотреть феномен трагичности художественного существования, выраженный в ряде идейно-эстетических тем его творчества.
В качестве основных методов и приемов исследования в работе использовались аналитический, описательный и сопоставительный методы.
Было проанализировано творчество В.-Г. Вакенродера, были описаны и сопоставлены точки зрения различных исследователей в области культурологии, эстетики, философии по данному вопросу, а также проанализирована литература, посвященная немецкому романтизму.
Оглавление
- Введение 2- Роль иенской школы в культуре Германии
- Возникновение иенской школы
- Исторические корни романтизма
- Основные особенности идейных исканий представителей иенской школы
- Романтическая концепция искусства
- Трагизм художественного существования в Фантазиях об искусстве В.-Г. Вакенродера
- Проблема свободы художника
- Проблема одиночества художника
- Идеальное искусство и проза жизни
- Заключение 22
- Список использованной литературы 24
Заключение
В результате работы над темой были сделаны некоторые заключения.Представителя раннего немецкого романтизма выдкинули и развили в своем творчестве много новых идей. Ощущение "раскованности" от феодальных пут повлекло новое понимание человека, его призвания и места в мире. Возникла иллюзия беспредельных возможностей личности. Вследствие этого романтики поэтизировали энтузиазм, как средство осуществления этих возможностей.
Ранние романтики оппозиционно относились к окружающей "тусклой" обыденности, к трусливому и ограниченному бюргерству. Однако большинство ранних романтиков не видели столкновения идеала и реальной действительности, и поэтому их творчеству был присущ оптимистический характер, свободный от трагизма и разочарованности.
Однако среди общей оптимистичности романтиков звучали и мотивы трагичности, связанные с творчеством В.-Г. Вакенродера, который видел неразрешимый конфликт земной обыденности и идеала.
Романтиками была также создана новая концепция искусства, явившаяся реакцией на Просвещение. По сравнению с Просвещением существенно было возвышено искусство, оно было провозглашено самоценным, не определенным лишь утилитарными, социальными функциями. Художник становится Творцом, а не мастером создания красоты для увеселения публики.
Искусство было призвано воспроизводить глубины человеческого духа, внутренние переживания и страсти. Внутренне состояние, в котором находится человек, испытывающий художественное переживание, рассматривается романтиками как высочайшая ценность. Только художественное переживание и существование способно освободить творческую личность художника, потому только оно свободно от каких-либо правил и рамок.
В результате анализа творчества В.-Г. Вакенродера были выявлены три идейно-эстетические темы, в которых выражается трагический конфликт идеального и реального.
Несовместимость идеального искусства и "земного убожества" обрекает художника на мучения и страдания. Для
В.-Г. Вакенродера зависимость художника от двора оказывается тягостной и трагичной. Художник не может вынести вмешательства в его творчество лишенных чувства и разума людей. Пытаясь освободить свое творчество из-под власти бесчувственных невежд и невнимательной публики, художник обрекает себя на одиночество. У него нет ценителей и сочувствующих ему людей, а каждый художник в них нуждается. Творческая свобода возвышает художника над действительностью, но и приносит трагическое одиночество, справится с которым практически невозможно.
Таким образом, служение искусству не приближает художника к идеалу, а лишь отдаляет от него. Исходя из этого В.-Г. Вакенродер приходит к выводу, что человеку с такой "высокой фантазией", "озаренному божественной миссией носителя высокого искусства", быть может, более подходит наслаждение искусством, нежели служение ему.
Список литературы
1) Берковский Н., Романтизм в Германии. - СПб, 2001.2) Бычков В.В., Эстетика. - М.,2004
3) Вакенродер В.-Г., Фантазии об искусстве. - М., 1977
4) Габитова Р.М., Эстетика немецкого романтизма //История эстетической мысли. - М., 1985. Т. 3. - С. 56-83.
5) Габитова Р.М., Философия немецкого романтизма. Гельдерлин. Шлейермахер. - М., 1989
6) Гейне Г., Романтическая школа. // Соч. В 10 т. Т. 6 - Ленинград, 1958
7) Грешных В.И., Художественная проза немецких романтиков: формы выражения духа.: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. - М., 2001.
8) Дмитриев А.С., В.-Г. Вакенродер и ранние немецкие романтики. // Вакенродер В.-Г.,Фантазии об искусстве. - М., 1977. С. 9-25
9) Кривцун О.А., Эстетика. - М., 2000
10) Карташова И.В., Этюды о романтизме. - Тверь, 2002
11) Михайлов А.В., Эстетические идеи немецкого романтизма//Эстетика немецких романтиков // Левит С.Я. - СПб, 2006. С. 401-435
12) Рубцова Н., Проблема свободы художника в эстетике В.-Г. Вакенродера и Дж. Вазари // Романтизм: грани и судьбы // Выпуск 4. - Тверь, 2002.С. 109-11
13) Степанова Н.Н., Романтизм как культурно-исторический тип: опыт междисциплинарного исследования. // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора М.С. Кагана. Матер. междунар. науч. конф. 18 мая 2001 г. СПб.: Серия "Symposium". Выпуск №12. - СПб, 2001. С. 232 -242.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год