на первый
заказ
Кандидатская диссертация на тему: Проверил: доцент, кандидат философских
Купить за 112500 руб.Введение
Механицизм является односторонним методом познания, основанный на признании механической формы движения материи единственно объективной.В своем конкретном применении механицизм выступает, как крайняя форма редукционизма. Для механицизма характерно: отрицание качественной специфики более сложных материальных образований, сведение сложного к простым элементам, целого - к сумме его частей. Выдвигая на первый план механические формы движения, механицизм переносит понятие механики в область физики, химии и биологии, в результате чего "неизбежна путаница", и в духе механики трактует такие филосовские категории, как причинность, взаимосвязь и другие.
Отдельные черты механицизма встречаются уже в античном атомизме и в средних веках номинализма. В 16 - 18 вв. механицизм приобрел значение господствующего направления философского мышлении о природе, что было обусловлено особым положением в этот период механики, как науки, ранее других получившей законченную систематическую разработку и широкое практическое применение. Механицизм нашел распространение в мировоззрении естествоиспытателей (Галилей, Ньютон, Лаплас), философов - материалистов (Гоббс, Ламетри, Гольбах), а также среди идеалистов (сочетаясь с различными типами идеалистических систем). Так, Декарт выделяя "душу" в качестве отличия человека от остального мира (не имеющего в себе источника движения), приравнивал любые другие организмы к искусным механическим автоматам. Вольф полагал, что познание истины возможно потому, что "мир есть машина". Кант признавал гипотезу о единственности механической связи, как необходимой предпосылки естественно научного исследования. Типичными представителями механицизма в 19 в. были Бюхнер, Фохт, Молешотт, Дюринг.
Будучи одним из основных направлений метафизического способа мышления, механицизм не способен учесть реальной диалектической сложности движения и строения материального мира. Механицизм (как философская позиция) обусловил мировоззренческий кризис в 19 в. в ряде отрослей естествознания и связанных с ними областях философии, так новое открытие, радикально преобразовавшее естественно научное познание и углубившее его основы, требовали диалектического осмысления. В этот период механицизм привел многих естествоиспытателей к агностицизму, витализму и идеализму.
Для естествознания 20 в. характерно преодоление механицизма, связанное с освоением диалектического метода познания.
Оглавление
- 1. Введение- Механицизм, его развитие и основные положения
- Учение о причинности
- Идеи детерминизма в науке и философии XVI-XIX вв
- Развитие квантовой механики и деформация идей детерминизма в науке и философии XX в
- 6. Заключение
- 7. Библиография
Заключение
Достижения техники и сложившаяся причинно-механистическая картина, давали основание считать, что все подчинено законам механики. Стремление к однозначному определению событий в их развитии от начального состояния до конечного, являлось лишь практическим мотивом современного человека, стремящегося к господству над природой. В следствие направленности нашего жизненного процесса мы можем овладеть (желать овладеть) природой лишь настолько глубоко, насколько она определяет это в ходе своего развития с помощью непосредственно практически уловимой cause efficient. И пока ее нет, мы должны только ждать, что произойдет... По преимуществу механистическое истолкование причинности в сфере неорганического точно так же антропоморфно, как и по преймуществу телеологическое толкование жизненного процесса... Хотя назначение человека может быть выше назначения других конечных вещей, тем не менее каждая вещь имеет свое назначение, свое лицо. Только абсолютное и онтологическое толкование природы сторонниками (формально) механистического взгляда выделяло, удаляло, даже вырывало человека из природы настолько, что он, как опьяненный начинал колебаться между материализмом, который низводил его до зверя, и таким же комичным спиритуализмом, который лишал его всякого родства с природой. Уже для Декарта "человеческие души, в сущности наделенные душой точки, которые спустились из чисто механической вселенной, "с верху", от Бога, как по канату." Существует ли более гротескное, более противоестественное представление? Человек в причинно-механической картине мира играет роль колесика в мировом "приводе". Он, в сущности, безответственен. Механицизм уступил место возникшим в начале 20 в. новым течениям, которые получили признания не только со стороны философии, но и со стороны естественных наук.Список литературы
1. Беркли Дж. Сочинения. - М.: Мысль, 1978.2. Вайцзеккер К.Ф. Физика и философия // Вопросы философии, 1993, № 1.
3. Кант И. Сочинения. - М.: Мысль, 1966, т.3.
4. Карпенко А.С. Логика, детерминизм и феномен прошлого // Вопросы философии, 1995, № 1.
5. Кестлер А. Дух в машине // Вопросы философии, 1993, № 10.
6. Клайн М. Математика. Поиск истины. - М.: Мир, 1988.
7. Лейзер Д. Создавая картину Вселенной. - М.: Мир, 1988.
8. Лолаев Т.П. О "механизме" течения времени // Вопросы философии, 1996,
9. Лукасевич Я. О детерминизме // Вопросы философии, 1995, № 5.
10. Ньютон И. Оптика, или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света. М.: Гостехтеоретиздат, 1954.
11. Хоффман Д. Корни теории относительности. - М.: Мир, 1988.
12. Хоффман Д.. Эрвин Шредингер. - М.: Мир, 1987.
13. Чайкрвский Ю.В. Степени случайности и эволюция // Вопросы философии, 1996, № 9.
14. Юм Д. Сочинения. - М.: Мысль, 1965.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год