на первый
заказ
Реферат на тему: «Домострой» и его влияние быт и нравы московских дворян в допетровскую эпоху
Купить за 250 руб.Введение
"Домострой" - свод старинных русских житейских правил, основанных на христианском мировоззрении, был важным источником правил поведения в семье и обществе в целом в допетровский период. Это одно из самых знаменитых произведений, созданных во времена царя Иоанна Грозного.Многие десятилетия слово "домострой" было синонимом консервативного уклада жизни, а "домостроевщина" ассоциировалась с принуждением женщины в домашнем быту, с жестокостью воспитания, с личной несвободой человека. Известный философ Н. Бердяев в своей самой знаменитой работе "Русская идея" писал о "гнусной морали "Домостроя", позорящей русский народ", а христианские идеи, утверждаемые в "отвратительном "Домострое", - называл "извращением христианства".
Однако для своего времени "Домострой" был явлением прогрессивным. Он был не только сводом добрых и мудрых правил поведения человека, но и первой энциклопедией домашнего хозяйства.
Но главное - это то, что "Домострой" содержит в себе рассказ о высоких моральных устоях, которые укрепляли семью, дом, а значит - общество и государство. В нем, как писал Иван Сергеевич Шмелев, "заложены человеческие вечные ценности, а самое главное, здравый смысл".
"Домострой" регламентировал жизнь русского общества середины ХVI - ХVII вв. Его автором считается священник Сильвестр (год рождения не известен), уроженец Новгорода. Здесь, на родине, будучи сам иконописцем и серебряных дел мастером, он учил будущих иконников, каллиграфов, певчих и других мастеровых. В 1542 г. вместе с митрополитом Макарием он приехал в Москву и стал доверенным человеком царя Иоанна Грозного. В 1560 г. между ними произошел разрыв, и Сильвестр, удалившийся от царского двора, принял монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре под именем Спиридон. Сюда же он перевез свою келейную библиотеку. Скончался Сильвестр в конце 70-х годов XVI века.
Священник Сильвестр был ярким проповедником и писателем, автором "Жития княгини Ольги" и знаменитого "Домостроя". "Книга, глаголемая Домострой, имеет в себе вещи зело полезны, поучение и наказание всякому христианину - мужу, жене, и чадам, и рабам, и рабыням" - так полностью называется произведение. Предназначалось оно, в первую очередь, зажиточным слоям населения: дворянству и купечеству.
Дворянство в России возникло в XII веке как низшая часть военно-служилого сословия. Возвышение дворянства связано с царствованием Ивана Грозного, взявшего курс на построение централизованной монархии с опорой на дворянство, что подразумевало борьбу со старой (боярской) аристократией.
Дворянство составляли как потомки прежних старших дружинников, так и земские бояре, и удельные князья, лишившиеся своих уделов и поступившие на службу к московским государям. Со времени Ивана Васильевича они стали делиться на три разряда: 1) московских дворян; 2) жильцов; 3) городовых дворян. Московскими дворянами назывались те, которые, хотя и состояли на службе в Москве, не имели в Московском уезде вотчин.
Целью данной работы является: показать особенности быта и нравов московских дворян в эпоху Домостроя.
Оглавление
- Введение- Домострой и его влияние на быт и нравы московских дворян в допетровскую эпоху
- Положение и быт женщин в эпоху Домостроя Заключение
- Список литературы
Заключение
Семейные нравы и идеалы московского дворянства допетровского времени выразительно очерчены в обширном сборнике знаменитого иерея Сильвестра, известном под названием Домостроя. Посвящённый исключительно домашней обыденной жизни, этот драгоценный памятник древней литературы с особенной ясностью выражает главный жизненный мотив эпохи, мотив уважения к обряду, заведенному порядку, обычаю отцов и дедов, - весь этот заведенный порядок, начиная с исполнения важнейших религиозных обязанностей до самых мелочных хозяйственных занятий, увековечен автором Домостроя в полном многообразии, и преимущественно с его идеальной стороны, как образец."Домострой" оказывал огромное влияние на быт и нравы московских дворян, однако это влияние зачастую принимало лишь формы внешнего благочестия, в то время как иерей Сильвестр хотел, чтобы его произведение способствовало утверждению в семейной жизни истинного милосердия, честности, трудолюбия, взаимоуважения на основе глубокой веры в Бога.
Список литературы
1. Бердяев Н. Русская идея. М., 1991.2.Бокова В. Повседневная жизнь Москвы в ХV - ХVII вв. М., 2008.
3.Буровский В. М. Правда о Допетровской Руси. М., 2007.
4. Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988.
5. Домострой / Под ред. А. П. Конюхова. М., 1999.
6. Забелин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - Симферополь, 1992.
7. Забелин М., Костомаров Н. О жизни, быте и нравах русского народа. М.,2008.
8. Костомаров Н. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. - М., 1993.
9. Мейерберг А. Путешествие в Московию барона Августина Мейербера в 1661 году // С. 217 - 219.
10. Московское государство глазами иностранцев. М., 2000.
11. Олеарий А. Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию в 1663, 1636 и 1639 годах. М., 1994.
12. Павловская А. В. Русский мир. Характер, быт и нравы. В 2 томах. Т. 1. М., 2007.
13. Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси. - М., 1989.
14. Шмелёв И. Избранное. М., 1990.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год