
на первый
заказ
Реферат на тему: Понятие о цивилизации. Искусство как форма культуры. Развитие культуры в период первой промышленной
Купить за 250 руб.Введение
Термин "цивилизация" был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость, правовой строй. Позже это слово приобрело более широкий смысл, а как научное понятие употребляется в трех значениях:1. как идеал прогрессивного развития человечества;
2. как стадия в процессе всемирного, прогрессивного развития;
3. как качественно различные, уникальные, исторические, этнические, общественные образования Культурология / Под ред. Г.В. Драча. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 127.
Наука считает, что процесс зарождения цивилизации был подготовлен неолистической революцией. Со временем перехода человека к производящей экономике возникают искусственные центры его постоянного проживания, где происходят коренные изменения социально-политического строя и духовного мира. В своей основе они имели следующие моменты: выделение частной собственности; превращение в объект собственности человека, ставшего рабом, и возникновение рабовладельческого хозяйства; развитие регулярного обмена и появление денег; расширение структуры и организованности производства; дробление видов деятельности и подъем ремесел. Усложнившиеся социальные и экономические отношения не могли больше поддерживаться нормами нравственности и институтами общественного самоуправления. Возникло государство, выполняющее функцию внутреннего регулирования и внешней защиты. Выражение его организующей роли - города, письменность, писаные законы. Они и являются признаками общества - цивилизации, состоящего из множества сельских общин, низовая ячейка которых - семья.
Понятие "цивилизации" применяется почти во всех социально-гуманитарных дисциплинах: философии, истории, экономике и т. д. Каждая из них высвечивает определенную сторону цивилизационного процесса. Например, Бродель, выделяет логику экономического роста; Вебер - взаимосвязь ментальности и хозяйственного уклада; Сорокин - накопление социальных изменений; Шпенглер - смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль; Данилевский и Тойнби - культурно-эстетический тип. В зависимости от содержательного ядра понятий цивилизация определяется и их типология.
Цивилизации могут различаться по господствующему типу хозяйственной деятельности: земледельческие и индустриальные, приморские и континентальные. Если в основе лежит принцип историко-географической среды, то в цивилизации делятся, в зависимости от того, выступают они во взаимодействии с другими цивилизациями, или нет, на "открытые" и "закрытые", или "интравертные"; т.е. те, чья творческая энергия обращена "вовнутрь" и "экстравертные", стремящиеся к расширению своих пределов. Существует также концепция о двух типах цивилизационного развития в истории человечества: традиционном (Восточные цивилизации) и техногенном (Западно-Европейские цивилизации) Культура: теория и проблемы / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М.: Знание, 1995. С. 105-109..
Оглавление
- Понятие о цивилизации- Искусство как форма культуры
- Развитие культуры в период первой промышленной революции Список литературы
Список литературы
- Белик А.А. Культурология. М.: ЮНИТИ-ДАНА.- Каган М.С. Философия культуры. М.: ПРИОР.
- Культура: теория и проблемы / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М.: Знание.
- Культурология / Под ред. Г.В. Драча. М.: ИНФРА-М.
- Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах. М., 1999. С.
- Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.: Центр.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год